Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №02 (67) Февраль 2022

УДК 376

Дата публикации 28.02.2022

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией

Меженцева Галина Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, galmezh@mail.ru
Рыхликова Елизавета Андреевна
студентка психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, garikgaarik@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией. В работе описаны основные особенности данного речевого нарушения. На основе проведенного обследования дошкольников и полученных данных, охарактеризована система работы по коррекции звукопроизношения у детей с дислалией.
Ключевые слова: речевые нарушения, дошкольный возраст, дислалия, звукопроизношение, обследование, коррекционная работа.

Correction of disturbances in preschool children with dyslalia

Mezhentceva Galina Nikolaevna
PhD in Pedagogy, Docent, Associate professor at the Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Rykhlikova Elizaveta Andreevna
student of Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: This article deals with the problem of sound pronunciation disorders in preschool children with dyslalia. The authors described the main features of this speech disorder. The authors described the system of work on the correction of sound pronunciation in children with dyslalia. The results are based on a survey of preschool children.
Keywords: speech disorder, preschool age, dyslalia, sound pronunciation, checkup, correctional work.

Правильная ссылка на статью
Меженцева Г.Н., Рыхликова Е.А. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 02 (67). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/korrektsiya-narushenij-zvukoproiznosheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-dislaliej.html (Дата обращения: 28.02.2022)

Одну из главных ролей в становлении личности ребенка играет правильное звукопроизношение. Часто нарушения речи отрицательно сказываются не только на психическом развитии ребенка, но и в целом на его деятельности и поведении.

В понятийно–терминологическом словаре логопеда, В.И. Селиверстов отмечает, что звукопроизношение – это умение образовывать звуки речи. В этом процессе участвуют дыхательный, голосообразовательный и звукообразовательный отделы. Регуляция осуществляется в центральной нервной системе [12].

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата [4, c.115].

При дислалии отмечаются замены звуков, которые могут быть связаны с нарушением формирования артикуляционной и акустической базы. Если артикуляционные образы сформированы, но ребенок не может различить некоторые позиции звуков и правильно осуществить выбор звука, то возникают смешения звуков и взаимозамены. Искажения звуков при дислалии характеризуются использованием фонем, не свойственных фонетической системе родного языка [4].

По данным М.А. Александровской, на разных возрастных этапах, смешения и замены звуков у детей с дислалией имеют следующую распространенность: замены [р] – [л] в 5 лет 42%, в 6 лет 34 %, в 7 лет 18%; замена [л] – [р] в 5 лет 9 %, в 6 лет 5%, в 7 лет не отмечается; замена [ш] – [с] в 5 лет 50%, в 6 лет 26%, в 7 лет 23% [11].

В настоящее время выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную. Первая обусловлена дефектами периферического аппарата, вторая не связана с какими-либо органическими нарушениями в речевом аппарате. Чаще всего эта форма дислалии вызвана неправильным воспитанием, подражанием неправильной речи, двуязычием, соматической ослабленностью ребенка, запоздалым развитием речи и т.д.

По имеющимся в специальной литературе сведениям, дефекты звукопроизношения у детей составляли не более 17% (данные М.Е. Хватцева, относящиеся к обследованию детей в 50-х гг. XX века в Ленинграде). Б.М.Гриншпун приводит такие показатели, как 25-30% у дошкольников 5-6 лет, 17-20% у школьников 1–2-х классов и 1% у старшеклассников [4].

До недавнего времени дислалия была одним из наиболее распространённых нарушений речи, так как она схожа с легкими формами дизартрии и не всегда проводили правильное разграничение двух этих понятий. Тяжелые нарушения речи встречались редко, следовательно, дислалия количественно преобладала.

Нарушением звукопроизношения и коррекционной работе посвятили труды А. Г. Богомолова, Л.С. Волкова,   Б.М. Гришшпун, Р.Е. Левина, О.В.Правдина, Е. Ф. Рау, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев  и др.

Исследователи сходятся во мнении, что детьми лучше всего воспринимается игровой метод обучения, включающий дидактические игры для развития мелкой моторики, фонематических процессов, артикуляции, звукопроизношения.

Несмотря на достаточную разработанность темы коррекции звукопроизношения при дислалии, проблема подбора оптимальных технологий, методов и приемов логопедического воздействия является актуальной.  

Целью данной публикации является представление данных обследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и обзор традиционных и нетрадиционных коррекционных технологий.

Экспериментальную группу составили 10 детей шести-семи лет с заключением «Дислалия».

Для обследования мы использовали методику Г.А. Волковой. Демонстрационный материал был взят из логопедического альбома О.Б.Иншаковой [2, 6].

Обследование уровня сформированности звукопроизношения дошкольников с дислалией проводилось по 3 направлениям:

1) изучали нарушения звукопроизношения;

2) изучали специфику и особенности фонематического восприятия, анализа и синтеза.

3) проводилась диагностика особенностей артикуляционной моторики.

В ходе обследования мы получили следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1. Результаты обследования звукопроизношения дошкольников с дислалией

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие, анализ и синтез

Артикуляционная моторика

1

Увулярное произношение [р] и [р᾽]

Не нарушены

Укорочение подъязычной связки (уздечки)

2

Параламбдацизм [л] – [в]

Не различает на слух оппозиционные фонемы, не может выделить первый звук в слове

Язык малоподвижен, не может держать язык распластанным

3

Увулярное произношение [р] и [р᾽]

Не нарушены

Без особенностей

4

Боковой сигматизм шипящих

Не различает оппозиционные фонемы на слух, не может определить слово с заданным звуком

Язык малоподвижен, не может держать язык распластанным

5

  1. Соноры: увулярное произношение [р] и [р᾽], двугубный ламбдацизм;
  2. Межзубный сигматизм свистящих

Не может определить слово с заданным звуком и первый звук в слове

Затруднено выполнение упражнений, связанных с вытягиванием губ и растягивание уголков рта

6

Параротацизм [р], [р᾽] – [й]

Не различает оппозиционные фонемы на слух

Без особенностей

7

Двугубный ламбдацизм

Не нарушены

Без особенностей

8

Парасигматизм шипящих [ш], [ж] – [ф]  

Не различает на слух оппозиционные фонемы

Прогнатия

9

Двугубный ламбдацизм

Не нарушены

Без особенностей

10

1)Межзубный сигматизм шипящих;

2)Межзубный сигматизм свистящих.

Не различает на слух оппозиционные фонемы, не может определить слово с заданным звуком

Язык малоподвижен, затруднено выполнение артикуляционных упражнений

Обследование звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией показало:

  1. Для детей с дислалией характерны пропуски, замены и искажения как одной группы звуков, так и нескольких групп одновременно (соноры и свистящие, шипящие и свистящие).
  2. У 6 детей (60%) было выявлено нарушение сонорных звуков; у 2 детей (20%) – нарушение шипящих звуков. Таким образом, у 80% детей нарушена одна группа звуков.
  3.  У 1 ребенка (10%) – нарушение шипящих и свистящих, у 1 ребенка (10%) – нарушение соноров и свистящих. Таким образом, у 20% детей нарушено две группы звуков.
  4. Наиболее сложными для детей звуками оказались соноры: [р], [р᾽], [л], [л᾽].

В результате обследования артикуляционного аппарата мы выяснили:

  1. Двое детей имеют аномалии в строении (1 ребенок – 10% аномалия строения челюсти – прогнатия; 1 ребенок – 10% врожденное укорочение подъязычной связки (уздечки)).
  2. У троих детей (30%) язык малоподвижен, затруднено выполнение некоторых артикуляционных упражнений.
  3. У одного ребенка (10 %) затруднено выполнение упражнений, связанных с вытягиванием губ и растягиванием уголков рта.

В результате исследования фонематического восприятия, анализа и синтеза мы выяснили: у 4 детей (40 %) фонематическое восприятие, анализ и синтез сформированы; у 6 детей (60%) наблюдается трудности восприятия на слух близких по звучанию и сходных по артикуляции звуков; есть сложности с фонематическим анализом и синтезом.

Таким образом, в результате обследования мы обнаружили, что у большинства детей с дислалией нарушено произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков. Нарушения произношения заднеязычных и гласных звуков зафиксировано не было.  Можно отметить прямую зависимость характера нарушения звукопроизношения от сформированности фонематического слуха и особенностей артикуляционной моторики. У детей с нарушением фонематического восприятия, анализа и синтеза наблюдаются замены и смещения звуков (межзубный сигматизм шипящих и свистящих, параротацизм, параламбдацизм). У детей с сохранным фонематическим слухом в основном искаженное произношение соноров. Обследование артикуляционного аппарата показало, что у детей с аномалиями строения и слабой подвижностью языка количество нарушенных звуков больше, чем у детей, не имеющих таких особенностей.

Полученные результаты легли в основу коррекционно-логопедической работы.

Для дошкольников шести-семи лет ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. В коррекционной работе важно учитывать эти особенности и использовать игровые приемы. В работе также нужно учитывать этапы формирования звукопроизношения в онтогенезе и особенности этого процесса у детей с дислалией.

В своей работе по коррекции нарушений звукопроизношения мы опирались не только на традиционные технологии Н.С. Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко и т.д.,  но и нетрадиционные (инновационные): биоэнергопластика [1,9]; сказкотерапия [5]; Су-Джок терапия.   

Мы использовали дидактические игры и игры с мячом, которые помогают закрепить полученные навыки [3].

Логопедическая работа по коррекции дислалии включала следующие этапы: подготовительный этап; формирование первичных произносительных навыков; употребление звука в любых ситуациях общения.

На подготовительном этапе мы проводили работу по развитию фонематического слуха с теми детьми, у которых в ходе обследования обнаружилась недостаточная сформированность этого процесса. При этом нарушенный звук заменялся картинкой символом.

Многие авторы отмечают связь речевой деятельности и тонких движений пальцев рук. Опираясь на эту систему работы, мы использовали элементы биоэнергопластики  и сказкотерапии для проведения артикуляционной гимнастики, Су-Джок терапию для автоматизации и дифференциации звуков [14].

Биоэнергопластика – это совокупность движений артикуляционного аппарата и движений руки. Во время выполнения упражнения рука показывает, в каком положении находится язык [7].

Для выработки основных артикуляционных укладов мы использовали элементы биоэнергопластики и упражнения («Заборчик», «Лопатка», «Качели» для свистящих; «Дудочка», «Трубочка», «Качели», «Лопатка» для шипящих; «Окошко», «Поедем на лошадке», «Барабанщик», «Качели», «Иголочка» для соноров), предложенные О.И. Лазаренко [9].

Дети очень любят сказки. Мы в своей работе использовали артикуляционный тренажер «Язычок» и артикуляционные сказки «Путешествие веселого язычка» [1].

Мы проводили постановку звуков по подражанию, от опорных звуков, механическим способом, смешанным способом.

Для автоматизации поставленных звуков нами использовался различный лексический материал, насыщенный данным звуком. Работа проводилась последовательно: автоматизация в слогах, автоматизация в словах, автоматизация в словосочетаниях и предложениях. Наряду с традиционным проговариванием, мы использовали Су-Джок терапию, которая предполагает использование разнообразных упражнений с использованием массажного шарика и эластичного кольца.

В коррекционной работе мы использовали следующие упражнения:

  1. Надеть массажное кольцо и передвигать его сверху-вниз и снизу-вверх, массировать поочередно все пальцы и проговаривать слоги, слова с отрабатываемым звуком.
  2. Ладони и кончики пальцев массажировать до стойкого ощущения тепла и одновременно проговаривать слова, словосочетания.
  3. Нажимать поочередно каждым пальцем на шарик или катать по кругу с одновременным проговариванием слов.
  4. Сжимать и разжимать шарик поочередно каждой рукой и проговаривать слоги и слова, содержащие оппозиционные звуки (с-ш, ж-з и т.д).
  5. Прокатывать шарик между прямыми ладонями или катать по кругу с одновременным проговариванием словосочетаний и предложений.

В качестве речевого материала мы использовали тетради для закрепления произношения звука В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и речевые игры, предложенные Ю.А. Фадеевой и Г.А. Пичугиной [6, 10].

В коррекционной работе мы использовали задания, в которых объединяется автоматизация (или дифференциация) и отработка графомоторных навыков:

1. Ребенку нужно было проговорить звуки, слоги, слова, словосочетания и одновременно провести определенную линию.

2. Нарисовать над картинкой с заданным звуком фигуру (круг, квадрат, треугольник).

3. Проговорить и отметить значком (+, _, v) заданную последовательность картинок.

4. Отметить знаком (V) слово, которое начинается с определенного звука или слога.

Для дифференциации поставленных звуков с оппозиционными фонемами, мы использовали тот же принцип, что и для автоматизации (сначала в слогах, словах и затем в словосочетаниях и предложениях). Мы использовали речевой материал, предложенный Т.С. Перегудовой, Е.В. Балакиревой [9].

На третьем этапе мы формировали умение употреблять заданный звук в любой ситуации общения. Для этой работы мы использовали технологии, описанные выше, и стихи, чистоговорки, рассказы.

Таким образом, после изучения психолого-педагогической литературы по теме, мы провели обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией. На основе полученных результатов проанализировали систему коррекционной работы, с использованием традиционных и нетрадиционных технологий.


Список литературы

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: Детство-Пресс, 2011. 240 с.
2. Волкова Г.А Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 92 с.
3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Дельта, 2001. 51 с.
4. Гришпун Б.М. Дислалия // Логопедия. М.: Владос, 2009. 703 с.
5. Инновации в логопедическую практику: сб. ст./ Метод. пособие для ДОУ/ Сост. Громова О.Е. М.: Линка-Пресс, 2018. 214 с.
6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М: Владос, 2020. 280с.
7. Косинова Е.А. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: Эксмо, 2010. 198 с.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков. Вып.1-8. М.: Гном, 2018.
9. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. М.: Айрис Пресс, 2014. 32 с.
10. Перегудова Т.С., Балакирева Е.В. Тетрадь-тренажер для дифференциации сложных звуков русского языка. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 32 с.
11. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах и цифрах. Рн/Д: Феникс, 2018.173 с.
12. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда М.: ВЛАДОС, 1997. 400 с.
13. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: Речевые игры на автоматизацию звуков. М.: Сфера, 2019. 64 с.
14. Ястребова А.В. Лазаренко О.И. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.: Аркти, 1999.

Расскажите о нас своим друзьям: