Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 159.922.7

Дата публикации 31.10.2020

Представления родителей о психологической готовности ребенка к школе: особенности и взаимосвязь с уровнем готовности дошкольников к обучению

Тютюнникова Татьяна Николаевна
Педагог-психолог МБДОУ № 5 г. Ростова-на-Дону, магистрант м.п. «Прикладная психология развития», ФГАОУ ВО Южный Федеральный Университет, РФ г. Ростова-на-Дону, Kopytovich_t@mail.ru
Научный руководитель Лебеденко Ольга Алексеевна
кандидат филос. наук, доцент кафедры психологии развития, ФГАОУ ВО Южный Федеральный Университет, РФ г. Ростова-на-Дону, oalebedenko@sfedu.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы родительских представлений и взаимодействий «родитель-ребенок» в предшкольный период. Результаты эмпирического исследования подтверждают наличие взаимосвязи между представлениями родителей о психологической готовности к обучению и уровнем готовности их ребенка к школе и между представлениями родителей о психологической готовности к школе и типом взаимодействия с детьми. Тип взаимодействия в диаде родитель-ребенок на этапе предшкольной подготовки, в свою очередь, обусловливает уровень готовности к обучению у дошкольника. Данная статья будет интересна педагогам и педагогам-психологам при организации работы по развит
Ключевые слова: старшие дошкольники, готовность ребенка к школе, взаимодействие родителей и детей родительские представления.

Parents ' ideas about the child's psychological readiness for school: features and relationship with the level of preschool children's readiness to learn

Tyutyunnikova Tatyana Nikolaevna
Rostov-on-don teacher-psychologist, master's degree in Applied developmental psychology, southern Federal University of the Russian Federation, Rostov-on-don
Scientific adviser Lebedenko Olga Alekseevna
Candidate Phil. associate Professor, Department of developmental psychology FSAEI HE Southern Federal University,Russian Federation, Rostov-on-don

Abstract: The article analyzes the problem of parental representations and parent-child interactions in the pre-school period. The results of an empirical study confirm the relationship between parents 'perceptions of psychological readiness for learning and their child's level of readiness for school, and the relationship between parents' perceptions of psychological readiness for school and the type of interaction between parents and children. The type of interaction in the parent-child dyad at the stage of preschool preparation, in turn, determines the level of readiness for learning in a preschooler. This article will be of interest to teachers and educational psychologists when organizing work on the development of psychological and pedagogical competence of parents at the stage of preparing children for school.
Keywords: senior preschoolers, child's readiness for school, interaction between parents and children parental views.

Правильная ссылка на статью
Тютюнникова Т.Н. Представления родителей о психологической готовности ребенка к школе: особенности и взаимосвязь с уровнем готовности дошкольников к обучению // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/predstavleniya-roditelej-o-psikhologicheskoj-gotovnosti-rebenka-k-shkole-osobennosti-i-vzaimosvyaz-s-urovnem-gotovnosti-doshkolnikov-k-obucheniyu.html (Дата обращения: 31.10.2020)

Вопрос готовности старших дошкольников к школьному обучению остается важным и актуальным, несмотря на огромное количество исследований в различных областях психолого-педагогических наук. В реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особого внимания заслуживает организация преемственности дошкольного и начального школьного образования, сотрудничество образовательной организации с семьей на этапе предшкольной подготовки дошкольников. [1]

Важным компонентом в подготовке дошкольников к обучению является психологическая готовность, понимаемая как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. [2] В составе психологической готовности выделяются личностный, волевой и интеллектуальный аспекты. [3]

Стоит отметить, что в современных исследованиях признается важность не только подготовки дошкольников к школьному обучению, но и готовность родителей к обучению их детей в школе, к изменению социального статуса дошкольников. [4] При этом характер детско-родительских отношений выделяется в качестве важнейшего условия становления личности будущего школьника. [5] Исследования Е.С. Новицкой доказывают влияние родительского участия и определенных родительских представлений на формирование готовности ребенка к школьному обучению. [6]

В отечественной психологии все чаще используется термин «родительские представления», подразумевая понятия, как установки,

ценности, восприятия, ожидания, связанные с развитием детей. [7]

В анализе структуры представлений родителей как фактора семейной среды О.В. Баскаева выделяет описательные и инструментальные. К первой группе относятся родительские представления как источник оценки возможностей и способностей ребенка, интеллектуального и социального развития дошкольников, роли родителей в жизни детей и цели обучения. Во вторую группу включены родительские представления, обуславливающие стратегии и способы, которыми достигают воспитательных целей. Они отражают социально-психологическую картину опыта родителей, а также нормативно- и культурно заданные идеи, и ожидания социума. Ученый приходит к выводам, что родители, имеющие реалистические представления о текущих достижениях детей, способствуют развитию у ребенка уверенности в собственных силах при выполнении поставленных задач. Родители с достаточно высоким уровнем интеллекта поддерживают и у детей интерес к познанию и исследованию. Внимание к личности ребенка (его вкусам, переживаниям, отношениям с друзьями) в совокупности с достаточной требовательностью формируют правильную самооценку. [8]

Результаты исследований Н.В. Ванюхиной и А.И. Скоробогатовой показывают существование искаженных родительских представлений о протекании периода подготовки к обучению в современном общеобразовательном учреждении. Многие уверены, что ребенка обязаны всему научить в школе, сводя на нет свое участие в просветительском процессе познания. Однако, как уже не раз отмечалось, сегодня требуется значительное участие родителей в учебной деятельности школьника. Как отмечают авторы, по результатам бесед с родителями первоклассников установлено, что многие из них не были готовы к трудностям школьной жизни и принятию статуса детей как школьника. Наблюдается недооценка родителями важности изучения компонентов готовности ребенка к переходу к школьному обучению. [9]

Все выше сказанное подчеркивает актуальность проблемы изучения представлений родителей о психологической готовности ребенка к школе и

определяет потребность в ее дальнейшем исследовании. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение особенностей представлений родителей о психологической готовности детей к школьному обучению. Мы сформулировали ряд гипотез: существует взаимосвязь между представлениями родителей о психологической готовности к обучению и уровнем готовности их ребенка к школе; существуют различия типов взаимодействия родителей и детей с разным уровнем готовности к школе; существует взаимосвязь между представлениями родителей о психологической готовности к школе и типом взаимодействия родителей с детьми. В исследовании принимали участие старшие дошкольники МБДОУ «Детский сад № 5» г. Ростова – на – Дону. Общая выборка респондентов составила 148 человек (74 дошкольника в возрасте 6-7 лет и их родители). Эмпирическое исследование включало в себя нескольких этапов.

Первый этап исследования состоял в изучении уровня готовности к школьному обучению старших дошкольников с помощью ряда методик: ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека (диагностика интеллектуального компонента школьной готовности); методика «Домик» Н.И. Гуткиной (определение особенностей развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук); методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга (изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива); методика «Лесенка» В. Щур (анализ самооценки дошкольников).

Количественный и качественный анализ результатов диагностирования позволил распределить дошкольников в три группы.

Для детей с высоким уровнем готовности к школе (39%) характерна высокая степень сформированности всех компонентов готовности, познавательный интерес, желание посещать школу, адекватная самооценка, наличие произвольного поведения.

Дети, имеющие средний уровень готовности к школе (39%) показывают средние и высокие результаты общей осведомленности, имеют адекватную,

дифференцированную оценку себя, но у них снижен уровень произвольности и преобладают оценочные, игровые или позиционные мотивы.

К группе детей с низким уровнем готовности к школе (22 %) были отнесены дошкольники со средними и низкими показателями интеллектуальной готовности и произвольного внимания, с отсутствием четкой позиции будущего школьника, заниженной самооценкой.

Второй этап исследования состоял в изучении особенностей представлений родителей о готовности к школе и типов взаимодействия с детьми в период предшкольной подготовки.

Родительские представления о психологической готовности к школьному обучению исследовали с помощью метода ассоциативного эксперимента, используемого в работах Е.С. Новицкой. Родителям старших дошкольников предложено написать не менее 10 слов или фраз, ассоциирующихся у них с понятием «готовность ребенка к школе». Важно было отследить содержательное наполнение, выделенных ими параметров. Все ответы родителей можно было разделить на две укрупненные категории: «ожидания от детей» и «ожидания от школы».

В первую группу вошли представления, содержащие ожидания качеств и умений детей, которые, по мнению родителей, должны обеспечить беспроблемное вхождение в школьную жизнь. Анализ этих ассоциативных единиц позволил соотнести их с компонентами психологической готовности к обучению в школе. (табл.1)

Таблица 1. Родительские представления «Ожидания от детей» в соотнесении с уровнем психологической готовности дошкольников

 

Уровни готовности к школе

Ожидания родителей от детей

волевые качества ребёнка

личностные качества ребёнка

интеллектуальные качества ребёнка

мотивация ребёнка

Высокий уровень готовности ребенка к школе

самостоятельность, дисциплина, усидчивость, организованность, терпение, собранность, целеустремленность, выносливость, стойкость, эмоциональная устойчивость

ответственность, воспитанность, серьёзность, уверенность, знание границ собственного тела, трудолюбие, смелость, отсутствие робости, подвижность, физическая готовность, аккуратность

восприятие информации, внимание, внимательность, интеллектуальные навыки, мышление, логика, кругозор, память, ум, способности

тяга к знаниям, желание учиться, желание посещать школу

Средний уровень готовности ребенка к школе

умение управлять поведением

зрелость, трудолюбие, физическое развитие

знания, внимание, внимательность, речь, словарный запас, память, восприятие

интерес к знаниям, интерес, желание учиться, желание идти в школу

Низкий уровень готовности ребенка к школе

ответственность, усидчивость, самостоятельность, дисциплина

трудолюбие, уверенность

внимательность, способности, логика, интеллектуальная готовность, память, знания

желание учиться, мотивация, заинтересованность

Навыки, формируемые перед школой, а также требования и условия учебной среды, которые она предъявляет к первокласснику вошли в группу представлений о школьной ситуации. (табл. 2)

Таблица 2. Родительские представления о школьной ситуации в соотнесении с уровнем психологической готовности дошкольников

Уровни готовности к школе

Представления родителей о школьной ситуации

требования школьной среды

коммуникативные составляющие

формирование необходимых навыков

внешние атрибуты школьного обучения

Высокий уровень готовности ребенка к школе

умение слушать старших и делать то, что говорят старшие, умение помогать старшим в общем деле, готовность оторваться от родителя и привычной обстановки, режим

контактность, коммуникабельность, общительность общение, дружелюбность, эмоциональный интеллект, считаться с чужим мнением, друзья

читать, умение считать, самообслуживание, умение наводить порядок в своих игрушках, вещах, писать, развитие речи, знать буквы, решать простые задачи

-

Средний уровень готовности ребенка к школе

подготовить, деньги, социально- подготовленный, одеть, обуть, купить

общение, умение общаться со сверстниками, умение общаться с учителем, дружелюбие, умение слушать

чтение, счёт, письмо, буквы, умения, записать, заниматься, ориентация во времени

первое сентября, портфель, учитель, уроки

Низкий уровень готовности ребенка к школе

требования, обязанности, воспитание, социализация

товарищи, друзья, коммуникация

самообслуживание, правильная речь, чтение, письмо

учителя, школа, новая одежда, уроки, перемена, звонок, парта, портфель, домашняя работа, тетради

Количественный анализ полученных результатов дает представления о более значительных требованиях, предъявляемых родителями, чьи дети обнаружили высокий уровень готовности к обучению. От таких детей взрослые ожидают сформированных волевых, личностных качеств, коммуникативных умений и наличия значимых навыков для успешной учебы. При этом не выделяют вообще внешние атрибуты.

Детей со средним уровнем готовности родители хотели бы «одеть, обуть», научить управлять своим поведением, быть внимательным и запоминать, иметь словарный запас и ориентироваться во времени.

Родители детей с низким уровнем готовности к школе наделяют их значительными интеллектуальными качествами, но сами уделяют большое внимание внешним атрибутам обучения (учителя, тетради, портфель). Они называют общие понятия (требования, товарищи, письмо, заинтересованность), не конкретизируя, как эти навыки должны помочь ребенку в усвоении программы. Многое отдают на самостоятельную деятельность (самостоятельность, самообслуживание).

Далее нам представилось интересным выявить типы взаимодействия родителей с детьми на этапе предшкольной подготовки с помощью опросника «Взаимодействие «родитель-ребенок» И.М. Марковской. Были проанализированы различные ситуации взаимодействия родителя с ребенком (контроль, отвержение, принятие, сотрудничество и согла­сие, и др.). На рисунке 1 представлены средние показатели выявленных типов взаимодействия родителей дошкольников с разным уровнем готовности.

Рисунок 1. Условные обозначения: ВУГ – высокий уровень готовности, СУГ – средний уровень готовности, НУГ – низкий уровень готовности.

Для родителей, чьи дети показали высокий уровень готовности к школьному обучению, характерны удовлетворенность отношениями с ребенком и стратегия сотрудничества с ними. Эти родители эмоционально близки с детьми, принимают их личностные качества и поведение, при этом последовательны в своих требованиях к ребенку.

Родители детей со средним уровнем готовности во взаимодействии с ними проявляют последовательность и в основном удовлетворены отношениями.

Дети с обнаруженным низким уровнем готовности полностью принимаемы своими родителями, которые обнаруживают высокие показатели и эмоциональной близости с ребенком.

Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов с помощью методов математической статистической обработки данных. Мы применили непараметрический критерий Н-Краскала-Уоллеса для сравнения более, чем двух независимых выборок, и выявили достоверные различия на

высоком уровне статистической значимости в компонентах подготовленности к школьному обучению между результатами всех трёх групп детей с разным уровнем готовности к школьному обучению (р=0,000). Коэффициент корреляции r-Спирмена позволил установить значимые корреляционные связи между типами взаимодействия родителя и ребенка (по опроснику И.М. Марковской) и родительскими представлениями о готовности своих детей к школе (результаты ассоциативного эксперимента).

Как следует из приведённых выводов, существует взаимосвязь между представлениями родителей о психологической готовности и уровнем готовности их детей к школьному обучению. В частности, чем большее значение родитель придает интеллектуальным и личностным качествам, тем выше диагностируемая самооценка у ребенка (средний уровень статистической значимости р = 0,028).

Результаты эмпирического исследования позволили определить взаимосвязь представлений родителей о готовности к школе их детей и типа взаимодействия с ними. Чем они более требовательны к своим детям и чем более удовлетворены отношениями в диаде «родитель-ребенок», тем более сформированными считают навыки и качества, необходимые для успешного обучения, и меньшее значение отводят коммуникации в школе и внешним атрибутам (на высоком уровне статистической значимости р = 0,000). Чем выше они оценивают степень эмоциональной близости и применяют стратегию сотрудничества со своими детьми, тем больше прилагают усилий для формирования отклика на требования школьной среды и необходимых навыков, и тем меньше расценивают значимость внешней атрибутики обучения. Чем выше степень проявления последовательности в воспитательной линии, тем более родители склонны ожидать от детей формирования необходимых учебных и коммуникативных навыков. Авторитетные родители стремятся обеспечить детей всеми атрибутами для благоприятного вхождения в школьную жизнь, придавая этому большее значение, чем наличию сформированных конкретных навыков для школьного обучения (средний

уровень статистической значимости р = 0,018). Чем строже родители, тем больше внимания уделяют требованиям школы и меньше расценивают значимость коммуникативной составляющей обучения.

Мы можем сделать вывод, что существуют различия во взаимодействии между родителями и детьми с разным уровнем готовности к школе (на высоком уровне статистической значимости р = 0,000). Для родителей детей с высоким уровнем готовности характерно контролирующее поведение, что обусловливает высокие детские показатели интеллектуального развития и в то же время сниженную самооценку. Дети со средним уровнем готовности имеют адекватную дифференцированную самооценку, если родители выбирают последовательность в воспитательных требованиях и испытывают удовлетворенность отношениями с ребенком. Контролирующее и авторитетное поведение во взаимодействии снижает самооценку дошкольника.

Низкие показатели психологической готовности к школе наблюдаются у детей, чьи родители выбирают в качестве типа взаимодействия авторитетность и несогласие принимать ребенка со всеми его особенностями и качествами. Поднятию самооценки способствовала бы стратегия сотрудничества и требовательности.

Таким образом, можем констатировать факт полного подтверждения всех выдвинутых нами гипотез.

В заключении отметим, результаты исследования данного эмпирического исследования могут быть использованы педагогами-психологами при разработке программ психологической поддержки и развитию психолого-педагогической компетентности родителей на этапе подготовки детей к школе.


Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 24.10.2020).
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004 г.
3. Карабанова О. А. Возрастная психология : конспект лекций : учеб. пособие для вузов / О. А. Карабанова. - М. : Айрис Пресс, 2005 - 239 с.
4. Лебеденко О.А. Взаимодействие с родителями как условие психологической готовности ребенка к школе. В книге: Воспитание и обучение детей младшего возраста. Материалы VIII Международной конференции. 2019. С. 338-339.
5. Лебеденко О.А. Взаимосвязь уровня готовности к школьному обучению дошкольников и стиля родительского воспитания. Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2018. № 6. С. 157-160.
6. Новицкая Е.С. Представления родителей в структуре готовности ребенка к школе // Вестник БГУ. 2014. №1. (дата обращения: 27.10.2020).
7. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000
8. Баскаева О.В. Представления родителей как фактор семейной среды // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 9. http://psystudy.ru (дата обращения: 24.10.2020).
9. Ванюхина Н.В, Скоробогатова А.И Развитие психолого-педагогической готовности родителей к обучению детей в школе // АНИ: педагогика и психология. 2014. №4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения: 27.10.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: