Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 37.012.2

Дата публикации 31.10.2021

Предпосылки развития детско-юношеского туризма в СССР во второй половине 50-х – начале 60-х годов XX века.

Дьячин Алексей Сергеевич
Старший преподаватель кафедры истории Балашовского института Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

Аннотация: В статье рассматриваются факторы, которые оказали существенное влияние на развитие детско-юношеского туризма в Советском Союзе во второй половине 50-х – начале 60-х годов XX века. Показано влияние международного туризма на туристическую и краеведческую деятельность общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Обосновывается идея о том, что детско-юношеский туризм в указанные годы стал инструментом реализации социального заказа государства. Уделено внимание вопросу изменения роли внеурочной деятельности, в условиях проходившей в СССР масштабной реформы образования.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, социальный заказ государства, идеологическое воспитание, внеурочная деятельность, социализация, реформа образования, международный туризм.

Prerequisites for the development of youth tourism in the USSR in the second half of the 50s - early 60s of the XX century

Dyachin A.S.
Senior lecturer of the Department of History Balashov institute Saratov State University

Abstract: The article examines the factors that had a significant impact on the development of youth tourism in the Soviet Union in the second half of the 50s - early 60s of the XX century. The influence of international tourism on the tourist and local history activities of secondary schools and institutions of additional education is shown. The idea is substantiated that children's and youth tourism in these years has become an instrument for the implementation of the social order of the state. Attention is paid to the issue of changing the role of extracurricular activities in the context of the large-scale education reform that took place in the USSR.
Keywords: youth tourism, social order of the state, ideological education, extracurricular activities, socialization, education reform, international tourism.

Правильная ссылка на статью
Дьячин А.С. Предпосылки развития детско-юношеского туризма в СССР во второй половине 50-х – начале 60-х годов XX века // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/predposylki-razvitiya-detsko-yunosheskogo-turizma-v-sssr-vo-vtoroj-polovine-50-kh-nachale-60-kh-godov-xx-veka.html (Дата обращения: 31.10.2021)

В современных условиях туристическое движение является перспективным вектором развития государства. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяет туризм как инновационную, экономически выгодную и экологически безопасную отрасль национальной экономики [11]. Для того чтобы данное направление получило развитие в длительной перспективе необходимо усилить работу с подрастающим поколением.

Детско-юношеский туризм является важным инструментом реализации социального заказа общества и государства, поскольку предоставляет уникальную возможность практического ознакомления с культурным и историческим прошлым страны, родного края, развивает чувство прекрасного, снимает стресс и психологическое напряжение, способствует развитию коммуникации между поколениями. Также детский туризм включает в себя целый комплекс здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, закладывает основы здорового образа жизни. Вовлечение школьников в краеведческую и туристическую работу ограждает подрастающее поколение от негативного влияния различных деструктивных групп.

В условиях модернизации и реорганизации структуры детско-юношеского туризма в масштабах страны обращение к опыту прошлого является особенно актуальным. Целью работы является определение факторов, способствующих развитию детского туризма в СССР во второй половине 50-х – начале 60-х годов XX века. Это, в свою очередь, предполагает решение задач, связанных с анализом социального заказа общества и государства рассматриваемого периода, взаимовлияния международного и внутреннего туризма, изменения форм внеурочной работы в условиях проходившей реформы образования.

Период второй половины 50-х – начала 60-х годов XX века в СССР стал временем рассвета детско-юношеского туризма: резко увеличилось количество походов и экскурсий в масштабах страны, стали проводиться конференции юных туристов различного уровня – от районного до всесоюзного, серьезно улучшилось материальное положение детских туристических баз и лагерей [6, с 17]. Во внеурочной деятельности общеобразовательных школ появились смежные с туристической деятельностью направления – клубы юных лесников и речников [4, с 96].

В 1950-е годы в свет вышло множество научных публикаций посвященных организации туристической деятельности школьников (О.А. Архангельская, В.В. Добкович, В.А. Кравцов, А.Н. Прохоров). 10 мая 1954 года Министерство Просвещения РСФСР опубликовало примерную программу организации туристической деятельности учащихся. В рассматриваемый период детский туризм и школьное краеведение из методического приема превратились в общепедагогический принцип обучения, который базируется на обеспечении тесной связи теории и практики [6, с 17].

Анализируя предпосылки развития детского туризма в СССР во второй половине 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия можно выделить несколько факторов, которые оказали существенное влияние на данный процесс.

В указанный период произошло расширение международных связей Советского Союза. По мнению ряда исследователей (И.Б. Орлов, А.М. Машкова) результатом ослабления «железного занавеса» и периода разрядки в международных отношениях стала «туристическая революция», которая прошла в СССР во второй половине 1950-х годов [9, с 155]. Руководство Советского Союза рассматривало международный туризм в качестве инструмента давления на западную молодежь [9, с 155] и выступило инициатором проведенного в Москве в 1957 году Всемирного фестиваля молодежи и студентов за мир и дружбу.

В 1958 году было создано Бюро международного молодежного туризма «Спутник», в перечень задач которого включалась реклама и пропаганда туристической деятельности в нашей стране для всех возрастных групп  [8, с 78]. Бюро инициировало идею разработки туристических маршрутов для иностранных студентов [8, с 78], которая была широко внедрена в практику общеобразовательных школ. В частности, в 1959 году было положено начало всесоюзной детской туристической акции «По дорогам пятилетки». Таким образом, можно уверенно говорить о том, что мировая тенденция популяризации туризма нашла свое отражение в изменении социального заказа общества и государства, реализацию которого руководство Советского Союза возлагало, в том числе, на систему общего образования.

Период 50-х – 60-х годов XX века был временем бурного развития не только международного, но и внутреннего, национального туризма в СССР. Областные и городские комитеты по физической культуре и спорту начиная с 1957 года стали включать туризм в планы учебно-спортивной и физкультурно-оздоровительной работы на регулярной основе [5, с 51].  3 июня 1957 года вышел приказ председателя комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию массового туризма в СССР», который стимулировал расширение форм туристической деятельности. Согласно приказу подготовка туристов-разрядников уравнивалась с подготовкой спортсменов по смежным видам спорта, прописывались правила местных и дальних походов, учебных сборов, слетов, соревнований и массовых походов выходного дня [5, с 52].

Туристическая деятельность стала массовой – в 60-е годы прошлого столетия на территории Советского Союза действовало более 800 туристических клубов, туризмом на регулярной основе занимались 8 миллионов советских граждан, а в массовых походах выходного дня принимало участие до 20 миллионов человек [6, с 17].

Руководство СССР старалось держать под контролем все сферы жизни общества не исключая досуг советских граждан, который рассматривался как инструмент воспитательной и идеологической работы среди всех категорий населения и, в первую очередь, среди подрастающего поколения [1, с 273].  Учреждения образования включали в свою деятельность организацию и проведение досуга школьников [7, с 381].  Туристическая деятельность создавала условия для развития вариативных досуговых практик и форм, которые носили ярко выраженную социальную ориентацию и развивали основные образовательные компетенции учащихся. Таким образом, образовательные организации видели в детском туризме не только функцию реализации социального заказа государства, но и технологию развития личности через ее практическое включение в различные формы социальной деятельности.

Еще одним фактором, который выступил в качестве катализатора развития детского туризма, стала масштабная реформа образования, которая проходила в СССР во второй половине 50-х – начале 60-х годов XX века. Основными направлениями реформы стали - изменения сроков обучения в школах, появление новых типов образовательных учреждений, отмена раздельного обучения мальчиков и девочек и платы за обучение, опора на системно-деятельностный подход и реализация модели личностно-ориентированного образования. Менялась парадигма образования – происходил отход от преобладания теоретических знаний, обучение становилось практико-ориентированным.

Принятый 24 декабря 1958 года Верховным Советом СССР закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» указывал на необходимость единения умственного и физического труда и подготовки учащихся к жизни [3].  Данный правовой акт признавал необходимым улучшить постановку воспитательной работы в школе по формированию основных образовательных компетенций советских школьников. Туристическая деятельность позволяла рационально сочетать теоретические знания и практические навыки, а, значит, признавалась одной из наиболее перспективных форм для реализации социального заказа государства.

Следующим шагом реформы системы образования стало принятие 29 декабря 1959 года постановления Совета Министров РСФСР «Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе». Постановление на законодательном уровне прописывало необходимость социального партнерства школы и законных представителей учащихся. В школах Советского Союза создавались родительские комитеты, которые должны были принимать активное участие в жизни школы, оказывать помощь в воспитательной работе и организации самообслуживания учащихся, проводить оздоровительную работу среди детей [10].  Организация и проведение совместных походов и экскурсий как нельзя лучше способствовали решению данной задачи, поэтому туристическая деятельность в общеобразовательных учреждениях СССР получила новый импульс развития.

Также необходимо отметить, что период 50-х – 60-х годов прошлого века стал временем модернизации и ускоренного развития системы дополнительного образования в Советском Союзе. Учреждения дополнительного образования получили от государства материальную и методическую помощь, были открыты Дома и Дворцы пионеров, которые стали центрами координации внешкольной воспитательной работы. Министерство Просвещения СССР разработало свыше 200 программ по различным направлениям подготовки реализуемых учреждениями дополнительного образования [2, с 75], среди которых немалое количество отводилось различным формам детско-юношеского туризма.

В 50-х – 60-х годах государство проводило активную политику, направленную на популяризацию детско-юношеского туризма. Так, 10 апреля 1954 года Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление о учреждении нагрудного знака «Юный турист». Данный отличительный знак был желанной целью тысяч советских школьников. Для его получения было необходимо выполнить ряд требований – ориентация на местности, знание топографии, умение оказывать первую медицинскую помощь, организация лагеря, передвижение по пересеченной местности.

Советская пресса также работала над реализацией социального заказа государства. Широко развивалась туристическая периодика. Особую популярность приобрел журнал «Вокруг света», на страницах которого с начала 60-х годов печаталась туристическая газета «Маршрут» с самостоятельной нумерацией [12, с 34]. Данное печатное издание характеризовалось разнообразием и качеством материала, обладало монополией на освещение тематики зарубежных путешествий [12, с 34].  Массово издавались и региональные издания, которые освещали тему детского туризма. Ярким примером может служить журнал «Уральский следопыт», который приобрел всесоюзную известность во второй половине 50-х годов. Также в указанный период в свет вышли альманахи туристической тематики – «Туристские тропы», «Приключения в горах» [12, с 36].

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

- международный туризм оказал существенное влияние на развитие детско-юношеской туристической деятельности в условиях расширения дипломатических связей СССР на мировой арене во второй половине 50-х – начале 60-х годов XX века;

- период 50-х – 60-х годов был временем развития не только международного, но и внутреннего туризма в Советском Союзе, что также выступило в качестве стимула развития школьной туристической деятельности;

- руководство СССР поощряло развитие детско-юношеского туризма, так как видело в нем инструмент идеологической и воспитательной работы с подрастающим поколением;

- масштабная реформа образования, которая проходила в СССР в рассматриваемый период, ставила задачу рационального сочетания теоретических знаний и практических умений при организации педагогической деятельности. В этих условиях детский туризм выступал в роли перспективной формы реализации социального заказа государства.

- государство в период 50-х – 60-х годов развернуло активную кампанию с привлечением широких слоев общественности и средств массовой информации, целью которой была популяризация детско-юношеского туризма в СССР.


Список литературы

1 Баталова, Л.В. История формирования и развития самодеятельного туризма в Удмуртии // Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6 (1). С. 271-276.
2 Бурдакова, А.А. История кружковой деятельности учащихся в советский период // 10 корпус. 2019. № 5. С. 70-77.
3 Закон 24.12.1958 года Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. [Электронный доступ]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения 27.09. 2021).
4 Каргина, З.А. История становления системы дополнительного образования детей в России: два «золотых периода» // Историко-педагогический журнал. 2013. № 1. С. 89-103.
5 Колупанова, И.А. Проблемы становления массового туризма в СССР в 1960 – 1970-е годы (на примере Западной и Восточной Сибири) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 9 (174). С. 51-58.
6 Константинов, Ю.С. Период 1960-80-х гг. в истории детско-юношеского туризма СССР // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3 (124). С. 15-26.
7 Липатов, А.В Меркурьева, В.С. Такташева, Ф.А. Туризм и экскурсии как формы организации досуга детей и молодежи в СССР в 1953-1964 годах (на материалах Сталинградской (Волгоградской) области) // Научный диалог. 2018. № 12. С. 377-392.
8 Машкова, А.М. Первые шаги международного молодежного туризма в СССР: лагеря и базы «Спутника» в 1958 году // Сервис PLUS. 2010. № 4. С. 77-83.
9 Орлов, И.Б. Машкова, А.М. Иностранный молодежный туризм в СССР в 1958 – 1964 гг. // Российская история. 2011. № 6. С. 155-165.
10 Постановление Совмина РСФСР от 29.12.1959 №2027 Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5481.htm (дата обращения 21.10. 2021).
11 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // КонсультантПлюс. [Электронный доступ]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 10.10. 2021).
12 Ростовская, Ю.В. Туристическая пресса в СССР: характер становления и развития // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. № 1. С. 24-41.

Расскажите о нас своим друзьям: