Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 376.37

Дата публикации 31.10.2021

К вопросу о проблеме диагностики понимания речи у неговорящих детей

Романенкова Анастасия Вячеславна
студент 3 курса магистратуры психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, anast.seregina@yandex.ru
Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, Смоленск, klunat@yandex.ru

Аннотация: Неговорящие дети имеют индивидуальные особенности эмоционального и поведенческого характера. Особенно сложной является ситуация, при которой у ребёнка нарушено понимание речи. В данной статье рассматривается ряд проблем, с которыми сталкиваются специалисты при проведении диагностики импрессивной речи у неговорящих детей с первично речевыми нарушениями.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, понимание речи, импрессивная речь, сенсорная алалия, неговорящие дети.

On the problem of diagnosing speech understanding in non-speaking children

Romanenkova Anastasia Vyacheslavna
3d year MA student, Psychological and Pedagogical faculty, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk
Scientific adviser Ivanova Natalia Viktorovna
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of special pedagogy and psychology, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk

Abstract: Non-speaking children have individual characteristics of an emotional and behavioral nature. The situation in which the child's understanding of speech is impaired can be considered as especially difficult. This article discusses a number of problems specialists face when diagnosing impressive speech in non-speaking children with primary speech disorders.
Keywords: general speech underdevelopment, speech understanding, impressive speech, sensory alalia, non-speaking children.

Правильная ссылка на статью
Романенкова А.В., Иванова Н.В. К вопросу о проблеме диагностики понимания речи у неговорящих детей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-probleme-diagnostiki-ponimaniya-rechi-u-negovoryashhikh-detej.html (Дата обращения: 31.10.2021)

На современном этапе система образования предъявляет высокие требования к когнитивному и речевому развитию детей. Общепризнано, что речевые и коммуникативные навыки являются залогом успешной адаптации ребенка в обществе. Вместе с тем специалисты отмечают рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста, меняется и общая картина речевых расстройств.  Все чаще наблюдаются так называемые коморбидные нарушения в структуре которых имеются расстройства импрессивной речи. Растет и количество «безречевых» детей в возрасте от трех лет.  

Рассматривая проблему понимания речи, стоит обозначить, что она привлекает внимание исследователей самых различных областей научного знания, таких как философия, психология, нейропсихология, лингвистика, психолингвистика, логопедия и др. Это доказывает сложность и многомерность данного психического процесса. Очевидно, что для положительной динамики в ходе коррекционной работы, направленной на развитие понимания речи у неговорящих детей, следует использовать исключительно комплексный междисциплинарный подход. 

Функция понимания речи приобретается в речевом онтогенезе поступенчато, начиная со способности дифференцированного анализа на слух звуков речи [1]. Вместе с тем раннее приобщение детей к гаджетам, постоянное шумовое воздействие на слуховой анализатор негативным образом сказывается на речевом развитии современного ребенка [2].

Диагностике и развитию понимая речи следует уделять пристальное внимание, так как выраженная дефицитарность данной функции негативным образом сказывается на дальнейшем когнитивном и языковом развитии ребенка. Собственные наблюдения показывают, что нарушения понимания обращенной речи за короткий срок вызывают вторичные отклонения в коммуникативных навыках, тормозят весь процесс коррекции, а также влияют на общий эмоциональный фон.

В данной статье мы охарактеризуем ряд проблем, с которыми столкнулись при диагностике уровня понимания речи у неговорящих детей. Диагностика проводилась в рамках исследования, посвященного коррекционной работе над пониманием речи с использованием метода наглядного моделирования. Проведенный констатирующий эксперимент был необходим для выявления зоны ближайшего развития у каждого из детей.

В фокус констатирующего эксперимента попали 6 детей с ОНР (1 уровень речевого развития) с нарушением понимания речи.  Важно отметить, что дети экспериментальной группы имеют первично речевые нарушения, что подтверждено медицинскими и логопедическими заключениями. Среди них такие заключения, как сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, артикуляционная диспраксия. Двое детей имеют заключение по результатам проведенной диагностики методом АСВП, которое подтверждает физиологическую природу нарушения понимания речи, а именно нарушение восприятия на определенных частотах речи. Это указывает на первично речевой характер дефекта.

Цель эксперимента - определить уровень развития импрессивной речи у детей дошкольного возраста с ОНР (1 уровень речевого развития), получающих логопедическую помощь в центре развития и коррекции речи «Нейроград» города Смоленска.

На данном этапе мы обратились к методике Ю. Ф. Гаркуши [3]. Методика была дополнена и адаптирована под особенности детей экспериментальной группы. Диагностика нарушений понимания речи проводилась по нескольким направлениям, а именно:

Состояние слухового восприятия (неречевой слуховой гнозис);

Понимание простых слухоречевых инструкций;

Понимание действий и признаков;

Понимание многоступенчатых инструкций;

Различение существительных единственного и множественного числа;

Понимание существительных с суффиксами уменьшительности.

Понимание и различия значений несложных грамматических конструкций.

Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально и с учётом индивидуальных особенностей. На диагностике присутствовали родители детей для обеспечения базовой потребности в безопасности, и снижения общей тревоги.  По результатам диагностики можно сделать следующие выводы по каждой из диагностических проб:

Диагностическое задание 1. Состояние слухового восприятия (неречевой слуховой гнозис).

Цель: выявить возможности ребенка в распознавании неречевых шумов.

Все дети справились с заданием. Двум детям от общего количества экспериментальной группы потребовалась повторное воспроизведение звуков для осуществления правильного выбора.

Диагностическое задание 2. Понимание простых слухоречевых инструкций.

Цель: определить уровень понимания словесных инструкций взрослого.

При анализе результатов, полученных после проведения данной пробы у детей, были выявлены следующие показатели: понимание простых слухоречевых инструкций вызвало трудности у двоих детей. Понимание инструкций частичное, потребовалась направляющая помощь специалиста и родителей.

Диагностическое задание 3. Понимание слов, обозначающих действия, признаки.

Цель: определить уровень понимания глаголов и признаков.

Результат данной пробы показал, что дети с артикуляционной диспраксией не испытывают трудности при поиске правильного ответа и имеют достаточно развитый глагольный словарь. Дети, имеющие такие заключения как сенсорная и сенсомоторная алалия справлялись с заданиями опираясь на помощь взрослых. Им потребовались жестовые подсказки и многократное повторение. 

Диагностическое задание 4. Понимание многоступенчатых слухоречевых инструкций.

Цель: определить уровень понимания многоступенчатых инструкций.

При анализе результатов, полученных после проведения данной пробы у детей с ОНР -1, были выявлены следующие показатели:

Понимание многоступенчатых слухоречевых инструкций вызвало трудности у четырёх детей. Уже на данном этапе дети проявляли негативизм. Для нормализации эмоционального фона потребовалась смена деятельности – были предложены двигательные упражнения, качели, батут и т. д. После перерыва дети вернулись к выполнению задания. Для правильного выполнения серии заданий детям также потребовалось многократное повторение инструкций и использование жестовых подсказок.

Двое детей с артикуляционной диспраксией справились с заданиями самостоятельно. Дети проявляли заинтересованность и сохраняли положительный эмоциональный фон во время проведения пробы.

Диагностическое задание 5. Различение существительных единственного и множественного числа.

Цель: оценить возможности ребенка в понимании существительных единственного и множественного числа.

При выполнении данной пробы двое детей с артикуляционной диспраксией справились с заданием без дополнительных подсказок.  Остальные дети справлялись с заданием лишь после оказания стимулирующей помощи в виде интонационного выделения окончания при произнесении слов.

Диагностическое задание 6. Понимание существительных с суффиксами уменьшительности.

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании существительных с суффиксами уменьшительности.

На данном этапе самостоятельно справился с заданиями лишь один ребенок.  Остальные дети ориентировались на жестовые и интонационные подсказки.

Диагностическое задание 7. Понимание вопросов косвенных падежей.

Цель: выяснить возможности в понимании вопросов косвенных падежей.

При анализе результатов, полученных после проведения данной пробы у детей с ОНР (1 уровень речевого развития), были выявлены следующие показатели:

Никто из детей не справился с заданиями самостоятельно. Двое детей с артикуляционной диспраксией справились с заданиями лишь после стимулирующей помощи в виде наглядных подсказок. Остальные четверо детей, у которых в структуре дефекта сенсорный компонент является ведущим нарушением, были истощены, двигательно расторможены, проявляли негативизм, соответственно, данную серию заданий мы им не предъявляли.

Таким образом, проведенное исследование выявляет ряд проблем, с которыми сталкиваются специалисты при диагностике уровня понимания речи у неговорящих детей. А также помогает нам определить уровень развития импрессивного словаря для построения индивидуального коррекционного маршрута.

Дифференциальная диагностика речевых нарушений у неговорящих детей затруднена, их особенности не позволяют определить тип речевого нарушения, которое будет полностью соответствовать существующим общепринятым классификациям. Обращает на себя внимание, что обе классификации (психолого-педагогическая и клинико-педагогическая) составлены вне задачи соотнесения речевых нарушений с их мозговыми механизмами. К настоящему времени речевые расстройства оказались рассмотренными преимущественно с внешней, симптоматологической стороны, а внутренняя их картина остается не раскрытой. [4, с.114]. Нередко, для определения типа речевого нарушения требуется несколько месяцев наблюдать за ребенком. На начальном этапе важно разграничить детей с первично речевой патологией от детей со схожими нарушениями. Существует целая группа различных состояний, в структуре которых обозначено нарушение импрессивной речи. Это расстройства аутистического спектра, нарушения слуха, нарушения когнитивного развития, (задержка психического развития и умственная отсталость) и другие [5].

Особые трудности возникают на этапе определения уровня понимания речи у безречевых детей. Определение уровня развития понимания речи затруднено, в первую очередь, из-за отсутствия диагностических инструментариев для оценивания уровня развития понимания и механизмов нарушений. Понимание ребенком обращенной речи оценивается всегда субъективно в отличие от экспрессивной речи. Во многом оценка будет зависеть от личности исследователя, его опыта и так называемой насмотренности.

Также к проблеме диагностики импрессивной речи у неговорящих детей мы относим и сопутствующие нарушения, такие как двигательная расторможенность, импульсивность, сниженный уровень самоконтроля, общая тревожность. Все перечисленные факторы напрямую влияют на ход диагностики.


Список литературы

1. Визель Татьяна Григорьевна Особенности коррекционной работы при нарушениях восприятия речи на слух // СНВ. 2018. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-korrektsionnoy-raboty-pri-narusheniyah-vospriyatiya-rechi-na-sluh (дата обращения: 24.10.2021).
2. Белоусова М. В., Карпов А. М., Уткузова М. А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // ПМ. 2014. №9 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-kommunikatsii-sotsializatsii-i-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.10.2021).
3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. 128 с.
4. Визель Т.Г. Прикладная нейролингвистика. — М.: Московский институт психоанализа, Когито-Центр, 2020. —339 с.
5. Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И., Панфилова Е.В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики // Русский журнал детской неврологии. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motornaya-i-sensornaya-alaliya-slozhnosti-diagnostiki (дата обращения: 23.10.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: