Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 37.072

Дата публикации 19.07.2023

Популяризация науки как направление работы в рамках национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования

Бирюков Александр Александрович
кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и права, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, РФ, г. Комсомольск-на-Амуре, abir-nabir08@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается важное направление работы в рамках национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования – популяризация науки. Показана необходимость привлечения педагогических вузов и институтов развития образования к деятельности в данной сфере. Автор анализирует ресурсные возможности организаций-партнеров по кластерному взаимодействию и их потенциал в области популяризации науки. Описываются формы популяризации научного знания, перспективные с точки зрения использования в рамках кластерного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования. Учитывая ключевую роль данных организаций в подготовке будущих педагогов, автор видит важность развития их сетевого взаимодействия в области популяризации науки для более успешной подготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: популяризация науки, национальная кластерная модель, научное (научно-методическое) взаимодействие, педагогический вуз, институт развития образования, общеобразовательные учреждения.

Popularization of science as a direction of work within the framework of the national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction of pedagogical universities and educational development institutes

Biriukov Aleksandr Aleksandrovich
PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of History, Philosophy and Law, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Komsomolsk-on-Amur

Abstract: This article deals with the popularization of science as an important area of work within the national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction of pedagogical universities and educational development institutes. The necessity of involving pedagogical universities and educational development institutes in the activities of this area is shown. The author analyzes the resource capabilities of partner organizations in cluster interaction and their potential in the field of popularization of science. The forms of popularization of scientific knowledge that are promising in terms of using them in the framework of cluster interaction of pedagogical universities and educational development institutes are described. Considering the key role of these organizations in the training of future teachers, the author sees the importance of developing their networking in the field of popularization of science for more successful training of teaching staff.
Keywords: popularization of science, national cluster model, scientific (scientific and methodological) interaction, pedagogical university, educational development institute, general educational institutions.

Правильная ссылка на статью
Бирюков А.А. Популяризация науки как направление работы в рамках национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/populyarizatsiya-nauki-kak-napravlenie-raboty-v-ramkakh-natsionalnoj-klasternoj-modeli-nauchnogo-nauchno-metodicheskogo-vzaimodejstviya-pedagogicheskikh-vuzov-i-institutov-razvitiya-obrazovaniya.html (Дата обращения: 19.07.2023)

 

Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение фундаментального научного исследования по теме «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО» (дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2023-031/2 от 15 февраля 2023 г.).

 

В современном мире уровень развития науки в стране является одним из важнейших показателей ее социально-экономического и культурного потенциала. Наука превратилась в источник экономического роста, стала одним из главных факторов прогрессивного развития общества, а также довольно прочно укоренилась в общественном сознании, став важнейшим элементом культуры общества. Однако данные позитивные тенденции имеют и обратную сторону: зачастую наука, развиваясь ускоренными темпами, оставляет общество далеко позади себя, она отрывается от него, становясь чуждой и непонятной большому количеству людей. Между научным сообществом и социумом возникает разрыв. Следствием этого разрыва является рост количества людей, непонимающих не только то, чем занимаются современные ученые, но и того зачем наука нужна вообще. В результате этот вакуум быстро заполняется различными антинаучными концепциями, кажущимися проще и понятнее. Нужно ли говорить, что вред от распространения подобных идей может иметь серьезные последствия для всего общества (антипрививочники, ковиддиссиденты и т.д.).

Инструментом, призванным сокращать отмеченный выше разрыв между наукой и обществом, является популяризация науки. Коммуникативная стратегия популяризации нацелена на распространение научного знания среди внешней непрофессиональной аудитории [7, с. 310]. Под популяризацией науки понимается процесс представления научных знаний и исследований широкой аудитории без использования сложного аппарата науки и специального языка [3; 9]. Это позволяет сделать научные концепции и открытия доступными для всех категорий общества.

Существуют различные стратегии популяризации науки, среди которых можно назвать популяризацию, проводимую самими учеными, научными журналистами и государством. О понимании важности процесса популяризации науки со стороны государства свидетельствует принятие в 2018 году «Программы популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности» на 2019 – 2024 годы, а также возрождение Общества «Знание», превратившегося за последние годы в мощный инструмент популяризации науки в масштабах всей страны.   

Кроме того, важную роль в государственной стратегии популяризации науки должны играть организации высшего образования. Ведь именно здесь сосредоточен основной научный и кадровый потенциал, здесь студенты делают первые шаги в области научных исследований. Особое место в данном процессе должны занять педагогические вузы, поскольку они готовят не просто специалистов, но школьных учителей, которые понесут свои знания школьникам, влияя на становление их мировоззрения.

Поскольку наука динамично развивается, а рост научных знаний опережает возможности их освоения учителями, то еще одним важным звеном в этой схеме должны стать институты развития образования (далее – ИРО), которые реализуют программы дополнительного образования и профессиональной переподготовки. Именно ИРО имеют возможность восполнять эти пробелы в сферах науки и образования путем повышения квалификации учителей, предоставляя им на своих курсах более актуальные данные и передовые методики применения этих данных в образовательном процессе.

Таким образом, одним из условий успешной реализации государственной стратегии в области популяризации науки должно стать налаживание совместных усилий педагогических вузов и институтов развития образования. Объединение усилий педагогических вузов и ИРО в сфере популяризации науки может быть рассмотрено как частный случай интеграции указанных институтов в рамках национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педвузов и ИРО (далее – НКМ), разработанной исследовательским коллективом Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета [8]. Участниками данной кластерной модели являются организации-партнеры, имеющие общие цели и объединенные в едином коммуникационном пространстве сетевого взаимодействия.

В качестве метода исследования в данной работе был использован структурно-функциональный анализ. Этот метод применим для изучения механизмов взаимодействия структурных элементов в сложных системах и процессах. В контексте проблемы взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования в сфере популяризации науки в рамках НКМ он применен для определения основных структурно-функциональных связей между организациями-партнерами. Эмпирической базой исследования послужили результаты проведенного опроса школ с использованием специально подготовленной в Google Формах анкеты, охватившего 43 субъекта Российской Федерации. В анкетировании приняли участие 9929 человек, из которых 8375 (84%) – это учителя, 1554 (16%) – лица, занимающие административные должности [1].

Налаживание взаимодействия в области популяризации науки в рамках НКМ требует понимания места и роли каждого элемента в системе кластерного взаимодействия в данном направлении работы, а также определения главных структурно-функциональных связей между партнерскими организациями. Для этого необходимо перечислить и охарактеризовать возможности и ресурсы каждого участника кластерного взаимодействия по направлению популяризации науки.

1) Педагогические вузы обладают необходимым кадровым ресурсом, исследователями, имеющими опыт научной и преподавательской деятельности. Кроме того, педагогический вуз имеет инфраструктуру, необходимую для проведения научно-популярных мероприятий: технопарки универсальных педагогических компетенций, аудитории с необходимым оборудованием, лаборатории, интерактивные музеи и т. д. При должной отлаженной системе научно-популярной деятельности педагогические вузы имеют все шансы стать центрами средоточия интеллектуальной жизни региона, научной и научно-популярной деятельности, ведь доступность научно-популярного формата не накладывает ограничений ни на возрастные, ни на профессиональные параметры аудитории. Студенты вуза через привлечение их к научно-популярным мероприятиям втягиваются в систему вузовской науки, получают первый опыт научной деятельности, вступают в студенческие научные сообщества, а некоторые в дальнейшем поступают в магистратуру, аспирантуру, связывая с наукой свою дальнейшую жизнь.       

2) Институты развития образования. ИРО имеют богатый опыт научно-методической поддержки и сопровождения педагогов. Кроме того, институты развития образования реализуют большое количество программ стажировок, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, среди которых есть программы по научно-практической и проектной деятельности, что напрямую соотносится с проблематикой популяризации науки. ИРО могут оказывать помощь школам в организации и научно-методическом сопровождении научно-популярных мероприятий, в том числе и с привлечением преподавателей педагогических вузов, а также делиться лучшими педагогическими технологиями и практиками, тем самым параллельно занимаясь их дальнейшей апробацией [5, с. 269-270]. Таким образом, в рамках кластерного взаимодействия педагогических вузов, общеобразовательных учреждений и ИРО в области популяризации науки институты развития образования должны занимать место центра научно-методической поддержки педагогических кадров, желающих расширить свои знания и получить новые компетенции в данной области.

3) Общеобразовательные учреждения. Школьные учителя являются важнейшим звеном в системе научно-популярной деятельности. Во-первых, они могут самостоятельно организовывать и проводить научно-популярные мероприятия (конкурсы, конференции и т.д.) в рамках учебного процесса. Во-вторых, общеобразовательные учреждения могут наладить систематическое сотрудничество с вузами, приглашая университетских преподавателей на школьные мероприятия, либо самим на постоянной основе водить учащихся на мероприятия в вуз в рамках совместных договоренностей. В-третьих, учителя должны получать актуальные научные знания в области своих дисциплин, а также знакомиться с лучшими практиками по внедрению полученных знаний в образовательный процесс во время прохождения программ повышения квалификации в институтах развития образования. Не стоит забывать, что школьники являются важнейшей целевой аудиторией в системе популяризации науки, поскольку в школьном возрасте закладываются основы понимания ребенком окружающего мира и своего положения в нем, а также формируется интерес к его изучению. Ведь все дети прирожденные исследователи, и главное на дать погаснуть этому интересу, а, напротив, способствовать его развитию. Без систематически налаженной научно-популярной деятельности в школах сделать это будет крайне затруднительно.

Включение общеобразовательных учреждений в НКМ уже становилось предметом научного исследования нашего научного коллектива. Оно опиралось в том числе и на данные социологического опроса в результате которого было выяснено, что школьные учителя испытывают потребность быть в курсе современных научных исследованиях в области педагогики и психологии (83% опрошенных), кроме того, многие из опрошенных (43%) занимаются или планируют заняться научной деятельностью, а 60% респондентов назвали участие в научных исследованиях фактором, способствующим повышению их профессиональной компетентности [1]. Эти данные свидетельствуют о том, что у многих школьных учителей есть потребность в занятиях наукой, а также присутствует понимание того, что научная деятельность является важной составляющей их личностного и профессионального роста. В свою очередь, деятельность в рамках популяризации науки может стать проводником в мир большой науки, став первой ступенью для учителей, всерьез решивших ей заняться.   

Описав место и роль каждого из участников НКМ в системе деятельности по популяризации научного знания, можно перейти к перечню конкретных форм взаимодействия организаций-партнеров в данной области.       

Самым распространенным научно-популярным форматом остается проведение публичных лекций и мероприятий с участием ученых и преподавателей. Педагогические вузы и институты развития образования могут организовывать такие мероприятия, в рамках которых специалисты будут рассказывать о своих исследованиях и научных открытиях в простой и доступной форме. При этом акцент может быть сделан на практическом применении научных знаний в реальной жизни, дабы показать «посюсторонность» науки, ее связь с реальными потребностями человека и общества. Площадками для подобных мероприятий могут стать как вузы, так и общеобразовательные учреждения.

Не менее важным аспектом в популяризации науки является организация имиджевых мероприятий, которые будут привлекать внимание широких слоев населения, особенно молодежи. Это могут быть научные фестивали, выставки, демонстрации экспериментов и прочие яркие мероприятия, которые способны вызвать интерес к науке.

В процессе организации научно-популярной деятельности в рамках НКМ стоит учесть и использовать инфраструктуру технопарков универсальных педагогических компетенций, построенных во всех педагогических вузах страны. Деятельность технопарков направлена на усиление прикладного, практико-ориентированного характера образовательного процесса в вузе [2, с. 44]. Поскольку технопарки ориентированы на создание единого научного и учебного пространства для всех участников образовательного процесса, то они могут стать отличной площадкой проведения научно-популярных мероприятий. Например, одним из направлений практической работы технопарков стали интерактивные выставки, где школьники и студенты могут максимально погрузиться в предмет благодаря возможностям визуализации, моделирования и экспериментирования, а также постоянно задавая вопросы научным работникам и преподавателям, организовавшим выставку. Это помогает им усваивать материал в интересной и доступной форме.

Немаловажным аспектом популяризации науки является использование современных информационных технологий. Интерактивные уроки, онлайн-курсы, платформы для онлайн-обучения, видеолекции, подкасты – все это делает научное знание более доступным и увлекательным. Для систематизации имеющегося контента, анонсирования предстоящих событий, а также для налаживания механизмов обратной связи с аудиторией всем организациям, ведущим активную научно-популярную деятельность необходимо использовать социальные сети и видеохостинги [6, с. 79-80].

На сегодняшний день существует и большое количество новых научно-популярных форматов, преследующих на только познавательную, но еще и развлекательную функцию: «15х4», научный «Stand Up», «научные бои», научное кафе, Science Bar Hopping, Science Slam и т. д [4, с. 178]. Педагогические вузы, школы и институты развития образования могут активно применять эти форматы в совместной работе по популяризации науки, что будет способствовать повышению ее эффективности.  

Еще одним преимуществом НКМ является возможность расширения числа участников за счет включения в нее новых партнерских организаций. В области популяризации науки это могут быть различные научные и образовательные организации, «Кванториумы», учреждения дополнительного образования, центры внешкольной работы, библиотеки и т.д.

Кроме того, популяризация науки в образовании может быть не только «внешней», ориентированной на определенную целевую аудиторию, например, на школьников или студентов, но и «внутренней», представляя собой деятельность, направленную на распространение актуальных научных знаний, идей и инноваций среди самого педагогического сообщества. Это процесс, который преображает научную информацию в доступную и интересную форму для педагогов, чтобы они могли изучать и применять новейшие методики в своей практике. Эта «внутренняя» популяризация науки необходима, чтобы учителя и преподаватели могли быть в курсе последних достижений в науке вообще и в своих дисциплинах, в частности, применять инновационные подходы и обмениваться передовыми методиками с коллегами. На уровне индивидуальных траекторий развития педагогов участие в проектах по популяризации науки может стать частью процесса их непрерывного профессионального развития. На системном уровне налаживание совместной деятельности по популяризации науки может привести к еще более тесному научному (научно-методическому) сотрудничеству участников НКМ по следующим направлениям:

– совместная реализация различных педагогических инициатив;

– привлечение студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей педвузов к проектной деятельности в школах;

– совместная разработка учебно-методических материалов и программ дополнительного образования;

– практическая реализация образовательных технологий;

– научно-методическое сопровождение педагогов;

– изучение и апробация педагогических технологий и практик. 

Таким образом, популяризация науки может рассматриваться как важное направление работы в рамках национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО. Конечно, в таких случаях присутствуют риски, связанные с нежеланием затрачивать ресурсы организации на проведение подобного рода мероприятий, но нужно понимать, что совместное использование ресурсов в рамках общей деятельности по достижению поставленной цели приводит к синергетическому эффекту, рождающему новое качество, не существовавшее ранее. И если цель кластерного взаимодействия между названными организациями состоит в повышение качества образования, то становится очевидным, что общие выгоды от данного взаимодействия будут выше любых издержек.     


Список литературы

1. Бирюков А. А., Голубничая Л. С., Готнога А. В., Шубина Т. В. Включение в национальную кластерную модель научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования общеобразовательных учреждений // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 08 (73). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vklyuchenie-v-natsionalnuyu-klasternuyu-model-nauchnogo-nauchno-metodicheskogo-vzaimodejstviya-pedagogicheskikh-vuzov-i-institutov-razvitiya-obrazovaniya-obshheobrazovatelnykh-uchrezhdenij.html (Дата обращения: 10.07.2023)
2. Галустов А.Р., Карабахцян С.К. Образовательный технопарк как фактор развития социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2022. № 1. С. 40-47.
3. Макарова Е.Е. Популяризация науки в Интернете: содержание, формы, тенденции развития // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. № 2. С. 98-104.
4. Панина Е.А. Популяризация науки в условиях современной социо-культурной ситуации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. 4/43. С. 172-181.
5. Полева Е.А., Семенова Н.А., Куровская Л.В. Организация совместной проектной и исследовательской деятельности педагогического вуза и образовательных организаций для реализации непрерывного профессионального развития педагога // Всероссийское совещание «Развитие методической службы в Российской Федерации». Сборник материалов. М., 2022. – С. 266-272.
6. Проскурин А.Ю., Гражданкина Е.В. Проблема популяризации и привлечения молодежи к научной деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2 (104). С. 76-80.
7. Рысакова П.И. Стратегии научной популяризации в цифровой медиасреде // Медиалингвистика. 2022. Том 9, № 4. С. 309-329.
8. Ситяева С.М., Яремчук С.В., Бакина А.В., Готнога А.В. Динамическая кластерная модель научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 263–271.
9. Сухенко Н.В. Специфика популяризации науки в России // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2016. № 4. С. 18-22.

Расскажите о нас своим друзьям: