Социальная психология | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 159.9.075

Дата публикации 19.07.2023

Психологические характеристики материнского воспитания в школьном возрасте

Гордиенко Елена Викторовна
канд. псих. наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск, lenchagor@mail.ru
Волченко Анастасия Алексеевна
магистрант кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск, nastenka.volchenko@mail.ru

Аннотация: В данной статье проанализированы составляющие сознательного родительства – семейное воспитание, родительская компетентность. Представлены результаты констатирующего среза, проинтерпретированы уровни сознательного родительства. По результатам исследования установлено, что для материнского воспитания в школьном возрасте характерно проявление умеренной опеки и заботы и проявления отстраненного отношения. Не для всех матерей характерно проявление осознанного родительства, что требует проведения консультативной работы.
Ключевые слова: семейное воспитание, компетентность родителей, осознанное родительство, школьный возраст, просвещение, материнство, принятие, отвержение

Psychological characteristics of maternal education at school age

Gordienko Elena Viktorovna
cand. psycho. Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Childhood, Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafieva, RF, Krasnoyarsk
Volchenko Anastasia Alekseevna
Student of the Department of Psychology and Pedagogy of Primary Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafieva, RF, Krasnoyarsk

Abstract: This article analyzes the components of conscious parenthood - family education, parental competence. The results of the ascertaining section are presented, the levels of conscious parenthood are interpreted. According to the results of the study, it was found that maternal education at school age is characterized by the manifestation of moderate guardianship and care and manifestations of a detached attitude. Not all mothers are characterized by the manifestation of conscious parenthood, which requires consultative work.
Keywords: family education, parental competence, conscious parenting, school age, education, motherhood

Правильная ссылка на статью
Гордиенко Е. В., Волченко А.А. Психологические характеристики материнского воспитания в школьном возрасте // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-kharakteristiki-materinskogo-vospitaniya-v-shkolnom-vozraste.html (Дата обращения: 19.07.2023)

В современном мире у многих родителей появляется множество вопросов по поводу воспитания детей, увеличивается их потребность в знаниях о детско-родительских отношениях, в изучении психологии ребенка, различных возрастных периодов детей, в получении знаний о методах и способах воздействия на своего ребенка и взаимодействия с ним.

Новизна данной работы заключается в том, что необходимо просвещать родителей по вопросам воспитания детей, информировать родителей и обучать их здоровой коммуникации с ребенком, выстраиванию безопасной среды, где ребенок сможет развиваться, проявлять инициативу и вырастать как личность. Важность в том, что не все родители приходят к осознанному родительству, далеко не все считают важным образовываться как родители и обращаться к психологу. Исходя из этого, родители сталкиваются с проблемами, которые не знают, как решить, и продолжая действовать по интуиции, только усугубляют положение и еще больше нарушают здоровую коммуникацию со своими детьми. 

На благоприятное семейное воспитание влияет компетентность родителей и сознательное родительство в целом. Изучив научную литературу по проблеме исследования, мы остановились на следующих ключевых понятиях.

Семья как социальный институт включает в себя совокупность общественных ценностей, роли и статусы [1, с. 12]. Именно в семье человек усваивает культурные образцы, наследуемые из поколения в поколение, обучается тем или иным социальным ролям, получает воспитание и образование. Семья отражает разнообразные формы общественных отношений и процессов, удовлетворяется базовые физиологические и психологические потребности. Все это накладывает отпечаток на всё развитие человека, семья идентифицируется с личностью, с ее интересами, мировоззрением. 

История педагогики и психологии накопила огромный опыт по семейному воспитанию. Эта проблема изучалась мыслителями древности, классиками педагогической мысли (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, которые отмечали важность подготовки подрастающего поколения к семейной жизни и семейному воспитанию.

В отечественной педагогике и психологии следует отметить таких ученых, как Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и др. Так, А.С. Макаренко считает, что семейное воспитание – это очень важная, существенная часть общественного воспитания.

В разные времена воспитание имело различное содержание. В зависимости от задач и потребностей общественного развития на передний план выдвигалось развитие определенных способностей, личностных или профессиональных качеств. В последнее время особенно актуально звучит проблема сознательного родительства.

Исходя из анализа научной литературы, мы исходим в своем исследовании из того, что компетентность родителей – это совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для эффективного воспитания и обучения детей. Сознательное родительство по определению М.О. Ермихиной, – это выбор правильных способов и методов воспитания детей и экологичное взаимодействие с ними как отца, так и матери [4, с. 5].  С точки зрения Д.Н. Мазур осознанное родительство включает в себя ценностные ориентации родителей ребенка, ожидания и установки родителей, отношение родителей к своим детям, в том числе их чувства и позиции, стиль воспитания в семье и позиции родителей по отношению к детям [6, с. 48].

В советское время, для того, чтобы родительство было успешным, было более чем достаточно стихийных педагогический знаний. Но в современное время родителям требуется более глубокая рефлексия способов воспитания, самосознание, необходимых родительских ресурсов. В отечественной науке этот вопрос активно обсуждается в работах А.И. Антонова, А.Я. Варга, В.Н. Дружинина, Р.Ж. Мухамедрахимова, Л.Ф. Обуховой, А.С. Спиваковской, В.В. Столина, О.А. Шаграевой, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллера и др.

Осознание и принятие роли родителя предполагает понимание своей ответственности и влияния, которое он оказывает на ребенка. Переживания и чувства ребенка являются ключевыми в осознании родительской позиции. Именно так постепенно стал актуальным вопрос сознательного родительства. М.В. Сафонова, М.А. Косинова, Е.А. Романова отмечают, что ядро представлений о родительстве у взрослых составляют понятия, отражающие преимущественно эмоциональный и поведенческий компоненты родительства [7, с. 94].

Е.В. Евдокимова считает, что осознанное родительство зависит от полученных знаний и представлений, от сложившегося жизненного опыта, от выработанных установок, от условий ожидания ребенка и готовности к выполнению родительских функций [3, с. 54].

При этом следует отличать понятия «материнского» и отцовского» родительства. В частности, М.И. Бекоева и М.Ю. Хуриева акцентируют внимание на различных психологических особенностях родительского воспитания матерей и отцов [1, с. 12].

Е.А. Варламова описывает психологические особенности материнского воспитания с точки зрения теории привязанности, психоаналитических концепций, а также современных отечественных исследований, в которых указывается на роль генетических факторов в формировании типа материнской привязанности к ребенку [2, с. 8].

Л.В. Куликов, А.Ю. Малёнова, Ю.В. Потапова материнское воспитание представляет собой психологический феномен, который формируется под влиянием представлений о себе как о матери, ценностей переживания материнства, отношения к родительской (материнской) роли, выполнения материнской роли. На удовлетворенность материнством преимущественно выступает отношение женщины к роли матери, позитивная оценка со стороны социального окружения, успешность реализации материнских функций, таких как воспитание, обучение, уход [5, с. 137].

В нашей работе было проведено исследование процесса семейного воспитания, уровня родительской (материнской) компетенции в вопросах воспитания детей. На основании этого был спланирован констатирующий срез.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №2 города Минусинск. Было опрошено 25 человек (мамы школьников).

На основе проведенного нами теоретического анализа, с учетом цели исследования, нами были обозначены критерии сознательного родительства: отношение, мера заботы, степень доверия, компетентность, также обозначены три уровня: высокий; средний; низкий. Также подобраны методики: методика И.М. Марковской «Мера заботы», тест «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной, тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Ниже приведены результаты исследования по тесту И.М. Марковской «Мера заботы» (рис.1).

Рисунок 1. Распределение родителей по уровням выраженности компонентов меры заботы, в %

В результате исследования были получены следующие данные.

С большим преимуществом, что составляет 63% выраженность компонентов по мере заботы у родителей находится на среднем уровне, что говорит о том, что родители с такими показателями умеют балансировать и находить середину между чрезмерной опекой и заботой и холодным, отстраненным отношением.

У 26% родителей выраженность компонентов находится на низком уровне, что говорит о том, что родители проявляют отстраненное поведение на внешние факторы, в следствие чего есть вероятность, что ребенку не хватает внимания и заботы со стороны родителей.

У 11% родителей выраженность компонентов находится на высоком уровне, что показывает то, что родители, наоборот, проявляют чрезмерную заботу о своем ребенке, это сопровождается тем, что такие родители могут принимать решения за своего ребенка, опекать, избавлять его от всех возможных проблем и неприятностей, что приводит к тому, что ребенку сложно решать свои вопросы и проблемы самостоятельно.

Работа будет проводиться с родителями, которые попали в высокий и низкий уровень по данному компоненту, что составляет 37%.

Далее представлены результаты исследования по тесту-опроснику «Родительское отношение» (А.Я. Варга, В.В. Столин) (рис.2).

Рисунок 2. Распределение родителей по уровням выраженности компонентов родительского отношения

По результатам данного исследования показано, что шкала «принятие и отвержение» имеет самый высокий показатель – 78%, это показывает, что большинство родителей ответили положительно на вопросы по данной шкале, это говорит о том, что большая часть родителей принимает ребенка таким какой он есть и в основном не испытывают негатива по отношению к ребенку. Однако все же есть часть родителей, которые испытывают по отношению к ребенку досажу, злость, раздражение.  

Следующая по рейтингу идет шкала «кооперация» - 74%, в основном большинство родителей поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть на равных, однако немалая часть родителей все же боится дать ребенку самостоятельность и не всегда поощряют инициативу, могут выполнять какие-то действия за ребенка и стараются укрыть его от многих невзгод, тем самым, не давая ребенку приспосабливаться к проблемам и вырабатывать навык решать важные жизненные задачи.

Чуть меньше процентов – 64% набрала шкала «отношение к неудачам», это показывает, что большинство родителей набрали минимальное количество баллов, а это значит, что они все же верят в своих детей, в их успех и прислушиваются к их желаниям и интересам. Однако также есть родители, которые негативно воспринимают неудачи ребенка, беспокоятся и не уверены в успехе своего ребенка, они набрали высокое количество баллов по этой категории.

Шкала «контроль» набрала 57%, это говорит о том, что чуть больше половины опрошенных родителей применяют все же демократический стиль воспитания, а не попустительский, а это значит, что родители дают детям необходимую свободу, возможность принимать решения, поощряют инициативу, считаются с мнением ребенка и применяют более экологичные и безопасные меры воздействия и способы воспитания. Но все же оставшийся процент родителей – 43% склоняются к попустительскому стилю воспитания, дают детям чрезмерную свободу, что может сказываться на недостатки воспитания и обучения определенным нормам поведения в обществе. Родители заняты в основном собой и работой и мало внимания уделяют воспитанию ребенка.

И последняя шкала, которая набрала меньше всего процентов, а именно 33% – это шкала «симбиоз», а это значит, что только этот процент родителей стремится к симбиотическим отношениям со своим ребенком, считает его и себя единым целым, тревожится, если ребенок старается быть автономным и как-то отделиться от своего родителя, так как считает, что ребенок еще недостаточно самостоятельный, является все еще беззащитным и следовательно старается оградить его от всех возможных трудностях, что может повлиять на взрослую жизнь ребенка и на его навыки разбираться с проблемами самостоятельно. Однако остальной процент родителей – 67%, старается все же отделиться от своего ребенка, воспитывают в нем самостоятельность и готовят его ко взрослой жизни.

Ниже представлены результаты исследования по тесту «Сознательное родительство» (М.С. Ермихина) (рис.3).

Рисунок 3. Распределение родителей по уровням выраженности компонентов сознательного родительства

По всем шкалам можно было набрать от 6 до 30 баллов.

Шкала «Родительская позиция» - из 27 опрошенных родителей только 12 человек набрали высокий балл по данному критерию, что говорит о том, что у этого числа родителей есть сформулированная и понятная всем родительская позиция, 5 человек набрали минимальное количество баллов, это значит, что у этого числа родителей шаткая родительская позиция, которая непонятна ребенку, так как родители сами не уверены, как правильно.

Шкала «Родительские чувства» - из 27 опрошенных у 11 человек этот критерий является высоким, что говорит о том, что это число родителей умеет прощать, понимать членов своей семьи, родителям приятно находиться рядом друг с другом, 13 человек набрали среднее количество баллов по этому критерию, а значит, что понимание и приятные чувства происходят не всегда, но все же чаще всего преобладают положительные эмоции.

Шкала «Родительская ответственность» - из 27 опрошенных у 16 родителей высокий уровень ответственности и только у 2 человек эта категория набрала минимальное количество баллов.

Шкала «Родительские установки и ожидания» - из 27 человек, которые прошли тест, всего 7 человек набрали высокий уровень по этой категории компонентов, это говорит о том, что у этого числа родителей принято шутить и смеяться вместе, поддерживать легкую атмосферу в семье, советоваться друг с другом, обговаривать планы. Большинство человек – 15, набрали средний уровень по данной категории, что говорит о том, что легкая атмосфера не поддерживается специально и семья не очень часто шутит и смеется вместе.

Шкала «Семейные ценности» - было опрошено 27 человек, 20 из которых набрали высокие баллы по данной категории, что свидетельствует о том, что людям важны семейные ценности и традиции, они их чтят и поддерживают. И только 2 опрошенных родителя набрали низкие баллы по этому критерию, что означает недостаточное внимание семейным ценностям.

Шкала «Стиль семейного воспитания» - из 27 человек, всего 9 родителей набрали высокое количество баллов, это число родителей придерживаются демократическому стилю воспитания: они обговаривают воспитание и правила, по которым живет семья между собой, стараются решать возможные проблемы, чтобы избежать конфликта, устанавливают неформальные отношения и не ломают волю ребенка. 14 человек набрали среднее количество баллов, что говорит о том, что они тоже приверженцы демократического стиля воспитания, однако может появляться и такой стиль воспитания как авторитарный.

Шкала «Родительское отношение» - из 27 человек, 14 набрали высокий балл по этой категории, это показывает то, что это число родителей доброжелательны к своему ребенку, умеют и могут признать свою неправоту, быть искренними со своей семьей, проявлять при необходимости снисхождение, а также проявлять интерес к деятельности и занятиям своего ребенка. Только 1 человек по этому критерию набрал низкие баллы, что говорит о неумении выстроить гармоничные и безопасные отношения со своей семьей.

На следующем этапе исследования была проведена статистическая обработка данных с использованием критерия ранговой корреляции Ч.Спирмена. Итоговые результаты проведенных расчетов представлены в таблице 1 (табл.1).

Таблица 1. Расчеты по критерию корреляции Ч. Спирмена

Методики

Показатели

Тест-опросник «Родительское отношение»

принятие/

отвержение

кооперация

симбиоз

контроль

отношение к неудачам

Тест «Мера заботы»

мера заботы

0,38

0,36

0,54**

0,45*

0,12

Опросник «Сознатель-ное родительст-во»

родительская позиция

0,12

0,22

0,24

0,12

0,15

родительская ответственность

0,56**

0,15

0,14

0,61**

0,32

семейные ценности

0,24

0,16

0,28

0,15

0,18

родительское отношение

0,14

0,18

0,06

0,18

0,26

родительские чувства

0,18

0,19

0,18

0,15

0,28

родительские установки и ожидания

0,09

0,22

0,16

0,13

0,16

стиль семейного воспитания

0,16

0,26

0,10

0,09

0,22

Примечание: * - уровень значимости при р<0,05; ** - уровень значимости при р<0,01

 

В результате проведения корреляционного анализа было установлено, что показатель в проявлении заботы по методике «Мера заботы» положительно связан с такими компонентами родительского отношения, как «симбиоз» (r=0,54 при р<0,01) и «контроль» (r=0,45 при р<0,05) по тест-опроснику «Родительское отношение». То есть матери, которые проявляют чрезмерную заботу о ребенке, склонны к симбиотическим отношениям с ребенком и чрезмерно его контролируют.

Также установлена положительная корреляционная связь по опроснику «Родительское отношение» между такими компонентами материнского отношения, как «принятие» (r=0,56 при р<0,01) и «контроль» и показателем по опроснику «Сознательное родительство» – родительская ответственность (r=0,61 при р<0,01). То есть матери, которые проявляют высокий уровень принятия своего ребенка, проявляют более высокий уровень ответственности и контроля в воспитании.

Таким образом, изучив результаты исследования данного вопроса, сознательное родительство присутствует далеко не у всех, кто-то только в начале пути к этому, кто-то работает над собой, а кто-то продолжает перетаскивать старые модели воспитания от своих родителей на своих детей, не думая о последствиях.

На основе результатов исследования и актуальности данного вопроса, планируется разработка цикла консультация в области просвещения родителей по вопросам семейного воспитания, участвовать смогут все желающие родители, работа планируется в лекционном формате и в виде тренинга. Будут затронуты и разобраны такие темы и вопросы как: половое созревание у подростков; подростковая влюбленность и дружба; подростковые кризисы и многое другое. Также будет предложен ряд различных техник и упражнений для проработки родителей и повышения их осознанности.

Сейчас есть все для просвещения родителей по вопросам семейного воспитания, поэтому современным родителям очень важно взращивать в себе осознанность, понимание последствий, не стоит бояться поступать по-другому, не по сценарию родителей, ведь мир меняется, дети меняются, а значит и способы коммуникации требуются новые, другие. И, конечно, не страшно обращаться к психологу за помощью, это не показатель слабости, это показатель ответственности, осознанности и компетентности.


Список литературы

1. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2018. № 3. С 12-13.
2. Варламова Е.А. Психологические особенности роли матери в социализации детей // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2018.№3. С.8-16.
3. Евдокимова Е.В. Исследование родительства в проблемном поле психологической науки // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014. № 1. С. 54–60.
4. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. ... канд. псих. наук. Казань, 2004. 18 с.
5. Куликов Л.В., Малёнова А.Ю., Потапова Ю.В. Субъективная картина материнства в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. №4. С. 135–167.
6. Мазур, Д.Н. Осознанное родительство в молодой семье // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы V Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2019. С. 48-51.
7. Сафонова М.В., Косинова М.А., Романова Е.А. Анализ социальных представлений о родительстве у взрослых, имеющих и неимеющих детей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021. №1. С. 94-112.

Расскажите о нас своим друзьям: