Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №2 (31) Февраль 2019

УДК 159.9

Дата публикации 26.02.2019

Подходы к исследованию уверенности субъектов управления

Ослякова Ирина Вячеславовна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет, РФ. г. Москва, oslyakova@mirea.ru

Аннотация: Настоящая статья включает в себя анализ актуальности, изученности и практической применимости результатов исследования в рамках вопросов уверенности в себе у руководителей (субъектов управленческой деятельности). В тексте статьи также представлено обоснование значимой роли эмпирических исследований в контексте выбранной темы, а также представлены краткие характеристики базовых методологических принципов научного исследования в психологии (принципы комплексности, системности, субъектности, психологического детерминизма, развития, активности, инвариантности, единства сознания и деятельности, а также основы многомерного подхода). Также в рамках подведения промежуточных итогов, для каждого исследованного принципа отмечена его значимость применительно к изучению уверенности руководителя. В заключении настоящей статьи подведены итоги анализа и предоставлены рекомендации для интерпретации полученных результатов.
Ключевые слова: методологические принципы, уверенность субъектов управления, эффективность управленческой деятельности, психологические исследования, механизмы формирования уверенности

Approaches to the study of confidence of the subjects of management

Oslyakova Irina Vyacheslavovna
Teacher of the Foreign Languages Department of MIREA - Russian Technological University, Russia, Moscow

Abstract: This article includes an analysis of the relevance, knowledge and practical applicability of the research results in the framework of self-confidence among managers (subjects of management activities). The text of the article also presents the rationale for the significant role of empirical research in the context of the chosen topic, as well as brief characteristics of the basic methodological principles of scientific research in psychology (the principles of complexity, consistency, subjectivity, psychological determinism, development, activity, invariance, unity of consciousness and activity, as well as the basis of a multidimensional approach). Also, in the framework of summing up the interim results, for each principle studied, its importance is noted in relation to the study of the confidence of the head. At the end of this article the results of the analysis and recommendations for the interpretation of the results are summarized.
Keywords: methodological principles, the confidence of management subjects, effectiveness of management, psychological research, mechanisms of confidence formation

В современных условиях создания эволюционных форм глобализации и интеграции, а также перехода технического прогресса на качественно иной уровень развития, международное сообщество находится в поисках выдающихся лидеров – наиболее авторитетных и влиятельных личностей, влияние которых отражено в праве управления какой-либо социальной группой [9]. Именно лидеры способны создавать, организовывать, а также динамично развивать наиболее приоритетные направления в областях улучшения жизнедеятельности народов. В данных условиях фундаментальной основой лидерства является состояние уверенности в себе.

Так проводя исследование понятия уверенности субъекта, а также ее влияния на его поведение в социуме, стоит отметить, что понятие «уверенность в себе» можно описать как способность личности быть уверенной в своих компетенциях и навыках. Таким образом, оно включает в себя не только имеющиеся фактические подтверждения знаний и навыков субъекта в предметной области, но и психологическую составляющую, а именно чувство самоуважения и веру в то, что субъект обладает достаточными возможностями, чтобы что-либо изменить [11]. Также стоит отметить, что уверенность в себе необходима лидерам (в первую очередь) социальных групп, так как именно в их задачи входит создание и поддержание инноваций.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что эффективная мотивация членов социальной группы, для лидера является базой для достижения поставленных целей. И так как мотивация является механизмом влияние одного субъекта на других, то состояние уверенности в себе предоставляет возможность лидеру (как ведущему в данном процессе) чувствовать уверенность в том, что его попытки влиять на социальную группу уместны и правильны [8].

Анализируя вышеизложенное можно отметить, что проблематика уверенности в себе у лидеров социальных групп работников – непосредственных исполнителей задач развития – является наиболее актуальной и эффективной в прикладном аспекте. Однако необходимо учесть, что понятие уверенности руководителей (субъектов управленческой деятельности) – официально закрепленных лидеров социальных групп работников – в таких ее проявлениях как личностно-профессиональное качество, состояние сознания, психологическая установка и др., является недостаточно изученной. В частности, не выявлена психологическая структура и содержание, главные психологические факторы ее детерминации, психологические механизмы формирования и развития уверенности.

Сложившаяся ситуация усложняется также тем, что на основании исключительно теоретического анализа выявленной проблемы решить ее основные задачи является весьма затруднительным.

В связи с этим можно заключить, что для решения данных задач необходимо провести всестороннее систематическое эмпирическое исследование. Далее обобщение полученных результатов с результатами теоретического анализа проблемы позволят приблизиться к более глубокому пониманию механизмов (процессов) развития уверенности в себе у руководителей [5].

В настоящей статье будут рассмотрены теоретические аспекты методологической проработки, которая в психологии связана с решением методологических задач (Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Воловикова М.И. и др.). При этом стоит отметить, что данная работа будет построена на анализе методологических принципов эмпирического исследования, а именно принципов комплексности, системности, субъектности, психологического детерминизма, развития, активности, инвариантности, единства сознания и деятельности, а также основ многомерного подхода.

Итак, рассмотрим первый принцип – принцип комплексности. Он был предложен Ананьевым Б.Г. при разработке проблемы человекознания и нашел эффективное применение в психологических исследованиях сложных объектов. Сущность данного признака заключается в том, что развитие человека выступает как развитие индивидуального целого, в единстве природных и социальных качеств [12].  

Исходя из положений данного методологического принципа, уверенность руководителей следует изучать [6]:

  • как природное свойство – психофизиологическое исследование;
  • как личностно-профессиональное свойство – исследование в проблематике психологии труда;
  • как личностную особенность – исследование в проблематике психологии личности и психологии развития;
  • как характеристику взаимодействий и отношений – социально-психологическое исследование.

При этом стоит отметить, что методологический принцип комплексности предусматривает так же психологическое исследование связей между составляющими и детерминантами активности.

Далее рассмотрим принцип системности. Стоит отметить, что данный принцип был заимствован психологией из кибернетики и получил широкое распространение в процессах исследовательской деятельности. Согласно основам данного принципа, психологические объекты представляют собой системы – в частности, было уточнено, что они обладают системными свойствами и могут входить в состав других, более сложных систем [14].

Практическое применение данного принципа поспособствовало увеличению эффективности изучения психологических объектов, так как отличительной чертой получаемых результатов является высокая степень логической обоснованности, а также возможность получения знаний об изучаемом объекте в различных аспектах (уровнях).

Ориентация на данный принцип в процессе исследования уверенности руководителей предусматривает рассмотрение аспекта уверенности в следующих направлениях:

  • как целеустремлённой системы, которая имеет пространство состояний и ресурсы повышения своего уровня;
  • как характеристики успешности существования в профессиональной среде.

Таким образом, можно сделать вывод, что уверенность руководителей, при исследовании ее с позиций принципов системности, представляет собой целостную личностную систему, интегрированную в системы более высокого уровня.

Далее рассмотрим принцип субъектности. Данный принцип основывается на мысли, высказанной С.Л. Рубинштейном о том, что сам человек должен быть субъектом своего бытия, деятельности, развития и пр. Согласно данному принципу, человек как субъект осуществляет самостоятельное целеполагание и целеобразование – целенаправленную активность, а также обладает способностью к самодетерминации, саморазвитию и самосовершенствованию [13].

Таким образом, при исследовании задач уверенности руководителя, ориентация на данный принцип осуществляется при организации деятельности (взаимодействия), а также профессионального развития и карьерного движения. Так влияние уверенности на эффективность его управленческой деятельности требует субъект-субъектных взаимодействий с исследуемым руководителем.

Далее рассмотрим принцип психологического детерминизма. Важно отметить, что данный принцип является одним из основных в исследованиях психологически сложных объектов. Именно на его основании базируются психологический и структурно-функциональный анализ.

Таким образом, при проведении исследований основ уверенности руководителя, целесообразно учитывать возможности различных видов психологического детерминизма [1]. В первую очередь – это ориентация:

  • на системный детерминизм – зависимость отдельных составляющих уверенности руководителя от факторов их детерминации;
  • целевой детерминизм – изменения в зависимости от цели достижения уровня уверенности;
  • рефлексивный детерминизм – изменение составляющих уверенности в зависимости от реакции на воздействия;
  • статистический детерминизм – изменения в соответствии со статистической закономерностью.

Далее рассмотрим принцип развития. Так следует отметить, что общинными результатами исследований, основанными на данном принципе, стало заключение о том, что человек имеет и реализует потребность в развитии на всей протяженности своего жизненного цикла (Бодалев А.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А. и др.). При этом исследователи отмечают, что выявленные процессы развития в большей степени зависят от личности и (как следствие) могут отличаться по характеристикам [16]:

  • вид;
  • направленность;
  • интенсивность;
  • время и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование основ данного принципа позволяет эффективно дополнить проводимые исследования уверенности руководителей, позволив выявить их наиболее продуктивные характеристики процесса развития – что (в свою очередь) позволит сформировать наиболее результативные требования к программе развития уверенности до оптимального уровня конкретного руководителя.

Далее рассмотрим принцип активности. Так на первых этапах определения, данный принцип носил название активного оператора (Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А.) и разрабатывался специалистами в области инженерной психологии. В процессе развития методологических основ данного принципа была выявлена его всеобщность, которая позволила логически обосновать его применение в качестве поддерживающего принципа при реализации принципа субъектности [10].

Таким образом, в процессах исследования уверенности руководителей, применение основ принципа активности способствует определению приоритета проактивности субъекта управления в процессах личностного развития, а также в процессах обеспечения оптимального уровня уверенности.

Далее рассмотрим принцип инвариантности. Прежде всего необходимо отметить, что в технических системах процесс инвариантности рассматривается как независимость состояния объекта от изменения его параметров или воздействия на объект внешних факторов (сил).

В психологических исследованиях данный принцип получил наибольшее развитие в процессах исследования деятельности субъектов в особых и/или экстремальных условиях [4, 7].

Рассматривая процессы применения основ данного принципа при исследовании уверенности у руководителей, можно отметить их повышенную эффективность, так как условия внешней среды для руководителя являются конкурентными, изменчивыми и неблагоприятными – что соответствует термину «особые». Таким образом, изучение стабильности уверенности в особых условиях позволит сформировать наиболее полное понимание данного аспекта личности руководителя.

В заключении отметим еще один принцип - принцип единства сознания и деятельности. Данный принцип меняется при изучении психологических объектов и является следствием реализации методологического принципа комплексности (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Мясищев В.Н. и др.). Так в рамках данного принципа сознание и личность проявляются и формируются в деятельности и, в свою очередь, влияют на деятельность, образуя ее внутренний план [15].

Таким образом, в процессах исследования уверенности у руководителей, применение основ данного принципа имеет весомое значение, так как позволяет осознать и зафиксировать внутренние (глубинные) характеристики личности руководителя и (соответственно) уточнить место уверенности в сформированном «внутреннем плане».

Прежде чем подвести итоги настоящей статьи, считаем важным отметить роль многомерного подхода в анализе методологических принципов эмпирического исследования. Данное решение обосновывается значительностью роли данного подхода в следующих исследованиях [3]:

  • конкурентоспособность (Посохова А.В.);
  • деловая активность (Гайдамашко П.С.);
  • инвариантные качества руководителей (Зазыкин В.Г.);
  • профессионализм психологов служебной деятельности (Кечил Д.И.);
  • конфликтология производственных отношений и другие.

Так разработанный в процессе анализа конкурентологии многомерный подход, нашел свое применение в изучении психологически сложных объектов [2]. При этом важным аспектом данного подхода является отсутствие у него основания в форме какого-либо методологического принципа. Так данный подход представляет собой систему рекомендаций рационального проведения научных исследований, структурированных по ряду направлений.

В процессах изучения уверенности руководителей применение многомерного подхода позволяет построить многомерный базис, что (в свою очередь) дает возможность создания наиболее полного описания психологической информации о руководителе.

В заключении данной статьи можно отметить, что для создания концепции полного и систематического анализа (исследования) всех аспектов вопроса формирования и развития уверенности в себе у руководителей (субъектов управленческой деятельности) – необходимо рассматривать основные положения всех вышеперечисленных методологических принципов эмпирического исследования.

Так именно комплексный подход к анализу проблем и последствий уверенности у руководителей сможет расширить базу знаний о практических особенностях данного процесса, а также внесет значительный вклад в смежные исследования – в областях межличностных взаимодействий, конфликтологии в рабочих коллективах, мотивации сотрудников и прочее.


Список литературы

1. Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Воловикова М.И. Психология личности: новые исследования, – М.: ИП РАН, – 1998.
2. Андреев В.И. Конкурентология. – Казань: ЦИТ, – 2004.
3. Гайдамашко И.В., Зазыкин В.Г., Пугачева Е.В. Психологические инварианты профессионализма руководителей. – М.: МТИ, – 2018.
4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. – М.: РАГС; СПб.: ПИТЕР, – 2003.
5. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: ПИТЕР, – 2003.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психология. Словарь. Изд. второе, исправленное и дополненное. Сост. Л.А.Карпенко / – М.: Политиздат, – 1990.
7. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, – 1980.
8. Афонин А.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // Новая психология. – 2017. – № 11. – С. 84-95.
9. Белов В.В. Проблема управленческого лидерства: психологический подход // Управленческое консультирование. – 2014. – № 7. – С. 116-125.
10. Гайфутдинов А.М. Формирование структуры принципа активности и сознательности в управлении персоналом // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – №2. – С. 54-61.
11. Евсикова О.Д. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика // Психология. – 2017. – № 9. – С. 62-69.
12. Ковалева О.В. Культура управления и принцип комплексности в разработке ее функционирования // Аналитика культурологии. – 2015. – № 10. – С. 22-27.
13. Липец Г.П. Принцип субъектности как условие непрерывного развития // Развитие и образование. – 2011. – № 9. – С. 47-52.
14. Сарахов АА Обоснование необходимости применения принципа системности в экопсихологическом исследовании // Гуманитарный вектор. – 2014. – №. 2. – С. 18-23.
15. Соколок И.Ю. Теоретико-методологические основания развития и сохранения здоровья личности в системе управления // Вестник ТГПУ. – 2013. – №6. – С. 11-17.
16. Шереметьева И.К. Принцип развития и общие закономерности феномена управленческой уверенности // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. – 2013. – № 3. – С. 117-122.

Расскажите о нас своим друзьям: