Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №2 (31) Февраль 2019

УДК 372.8

Дата публикации 25.02.2019

Из опыта реализации методики блочно-модульного обучения в вузе по направлению «социальная работа» (на примере преподавания курса «История и система государственного и муниципального управления в России» в филиале ФГАОУ ВО РГППУ, г. Нижний Тагил)

Харитонова Елена Геннадьевна
кандидат ист. наук, доцент кафедры социальной работы, управления и права Филиала ФГАОУ ВО РГППУ в г. Нижнем Тагиле, putilovaelena2011@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос качества современного обучения в отечественных вузах, на примере студентов направления подготовки «социальная работа» Филиала ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Нижний Тагил. В качестве наиболее оптимального метода обучения в высшей школе, автор работы предлагает использование блочно-модульного подхода: на примере одного занятия по предмету «История и система государственного и муниципального управления в России», автор наглядно показывает, какие широкие возможности для дифференциации обучения открываются перед преподавателями, выбравшими для себя именно эту методику.
Ключевые слова: социальная работа, блочно-модульное обучение, система высшего образования, модульное планирование, комплексная дидактическая цель

From the experience of implementing the methodology of block-modular training at the University in the direction of «social work» (on the example of teaching the course «History and system of state and municipal administration in Russia» in the branch of FGAOU in RSPU, Nizhny Tagil)

Haritonova Elena Gennad'evna
candidate East. associate Professor of science social work, governance and rights, Branch of Federal STATE RGPPU in Nizhny Tagil

Abstract: The article deals with the quality of modern education in domestic universities, on the example of students’ field of study «social work» Branch of the Federal state university «Russian state vocational pedagogical University» in Nizhny Tagil. As the most optimal method of teaching in higher education, the author proposes the use of block-modular approach: on the example of one lesson on the subject «History and the system of state and municipal administration in Russia», the author clearly shows what opportunities for differentiation of training are open to teachers who have chosen this method for themselves.
Keywords: social work, modular teaching, higher education, modular scheduling, comprehensive didactic purpose

Образование в современных условиях – одна из наиболее сложных тем. Вариативность учебных планов, альтернативные учебники и программы, достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объёма учебного материала – всё это создаёт определённые трудности в преподавании предмета, особенно если речь идет о заочном обучении [3, c. 115]. Таким образом, перед преподавателями высшей школы часто встает проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически решить вышеперечисленные трудности.

Концепция модульного обучения разработана американским исследователем Дж. Расселом, который определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающим обучающемуся выполнить действия [4, c. 135]. Обучаемый, выполняя их в индивидуальном темпе, полностью овладевает учебным материалом. Модульное обучение предполагает замену официальных учебников и жестких программ профессиональными методическими материалами, помогающими преподавателю и студенту в их совместной работе [1, c. 155].

Принципиальное отличие модульного обучения от других форм состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения. Блок — определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей. Модуль — это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят — из более мелких единиц учебных элементов (УЭ). Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию; приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания.

Исследователи в области модульной технологии так формулируют цели модульного обучения: главная цель — достижение высокого уровня конечных результатов; комфортный темп работы обучаемого, определение обучаемым самим своих возможностей, а также, гибкое построение содержания обучения [5, c. 138].

Таким образом, модульный подход — это, по сути, интенсивный путь решения образовательных задач.

Далее, в конкретной статье, на примере разработанного (и внедренного в учебный процесс) занятия по предмету «История государственных учреждений России», мы постараемся наглядно показать наиболее оптимальный, по нашему мнению, подход в обучении студентов заочного отделения в филиале ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» – методику блочно-модульного обучения.

Блочно-тематическое планирование занятия по курсу «История и система государственного и муниципального управления в России» на тему «Система управления в Русском (Московском) государстве (XV-XVII вв.)»

Комплексная дидактическая цель: овладение содержанием всех моделей (автономных частей учебного материала) должно обеспечить усвоение студентами:

- знаний об организации работы высших, центральных и местных государственных учреждений России конца 15 – начала 17 вв.;

- развить умения: анализировать текст учебника, навыки исследовательской работы с документами, умение обобщать изученный материал, сравнивать, делать выводы;

- развить навыки: общения, грамотности, способности выполнения заданий, способности работать в группе, в команде.

 

МП – модульное планирование

М1 – комплексная дидактическая цель

М2 – Государственный строй Древнерусского государства и русских княжеств с 9 по 15 вв.

М3 – Государственный аппарат периода образования централизованного государства и установления самодержавия в России (к. 15-нач. 17 вв.)

М4 – Государственные учреждения монархии с боярской думой и боярской аристократией 17 в.

Данное занятие посвящено рассмотрению Модуля №3, состоящего из нескольких Учебных Элементов (УЭ):

УЭ1 – Интегрирующая цель

УЭ2 – Входной контроль

УЭ3 – Высшие (органы) учреждения в период образования централизованного государства

УЭ4 – Центральные учреждения 16 – начала 17 вв.

УЭ5 – Местные учреждения 16 – начала 17 вв.

УЭ6 – Завершающий контроль, рефлексия (табл. 1)

Оборудование занятия:

- учебник История государственных учреждений дореволюционной России под ред. Н.П. Ерошкина. М., 1983 г. (индивидуальные ксерокопии);

- карточки с заданиями для групп и руководством по их выполнению.

Таблица 1. Учебные элементы

Номер Учебного Элемента

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ1

Интегрирующая цель

В процессе работы над учебными элементами студентам предстоит узнать:

-какие высшие государственные учреждения образуются в период 16-17 вв;

-состав Боярской Думы в 16 веке;

-процесс создания «приказов» - центральных государственных учреждений России 16-17 вв.;

-виды «приказов»;

-организацию деятельности органов местного управления (кормленщики-наместники, волостели, городовые приказчики, губные и земские органы)

Внимательно ознакомиться с целью занятия

УЭ2

Входной контроль                  

Цель: доказать, что к концу 15 в. происходят существенные изменения в государственном управлении, и появляются предпосылки к созданию новых высших, центральных и местных учреждений России.

Задание для студентов:

Студенты каждого ряда задают вопросы по предыдущим лекциям своим товарищам с соседних рядов (с каждого ряда по 2 вопроса).

Обратитесь к материалам прошлой лекции

УЭ3

Высшие (органы) учреждения в период образования централизованного государства

Задания для студентов:

1. Охарактеризуйте высшие органы управления России в 16-17 вв.

2. Изобразите схему: «Состав Боярской Думы в 16 веке»

Работа в группе

УЭ4

Центральные учреждения 16 – начала 17 вв.

Задания для студентов:

1. Охарактеризуйте процесс создания «приказов»

2. Составьте таблицу: «Виды приказов 16- н.17 вв.»

Работа в группе (используйте пример таблицы, выданной преподавателем)

УЭ5

Местные учреждения 16-начала 17 вв.

Задания для студентов:

1. Каким образом меняется положение кормленщиков-наместников и волостелей в 16 веке?

2. Составьте таблицу «Органы местного управления в 16-начале 17 вв»

Работа в группе (используйте пример таблицы, выданной преподавателем)

УЭ6

Завершающий контроль, рефлексия

Цель: проверить, была ли достигнута поставленная в начале работы задача

 

 

Индивидуальная работа

Оцените свою работу по 5- балльной системе из расчета:

Первая оценка та, которую вы бы хотели иметь по курсу История государственных учреждений России; вторая – та, что поставят вам товарищи по группе; третья - как вы оцениваете свою работу на данном занятии.

 

Материалы, выданные студентам для наглядности: тексты источников и распечатанные задания для групп (табл. 2,3,4):

Таблица 2. Задание для группы 1

Группа 1. Высшие учреждения к. 15-16 вв.

1. Охарактеризуйте высшие органы управления в период образования централизованного государства

2. Изобразите схему «Состав Боярской Думы в 16 веке»

По мере выступления других групп продумать для них вопросы

Таблица 3. Задание для группы 2

 

Группа 2. Центральные учреждения 16-начала 17 вв.

1. Охарактеризуйте процесс создания «приказов»

2. Составьте таблицу «Виды приказов 16-начала 17 вв.»

Вид приказа

Примеры приказов

 

 

По мере выступления других групп продумать для них вопросы

Таблица 3. Задание для группы 3

Группа 3. Местные учреждения 16-начала 17 вв.

1. Каким образом меняется положение кормленщиков-наместников и волостелей в 16 веке?

2. Составьте таблицу «Органы местного управления в 16-начале 17 вв.»

Название местного органа

Функции

 

 

По мере выступления других групп продумать для них вопросы

Итак, отметим основные моменты блочно-модульного обучения, которые на наш взгляд, значительно отличают данную методику преподавания от других подходов:

- умственная работа студентов чётко организована;

- из огромного блока исторического материала выделено главное и второстепенное;

- усиливается мотивация познавательной деятельности студентов;

- стимулируется самоконтроль и самооценка, что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях и развить умения и навыки;

- гарантируется достижение результатов обучения;

- возможность работы студентов в парах, группах;

- «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала [2, c. 386].

Тем не менее, несмотря на вышеуказанные преимущества блочно-модульного обучения, существуют ряд трудностей при работе с данной системой. Так, для преподавателя, является большой проблемой распечатывать большое количество материала, подбирать необходимые документы, систематизировать работу с датами и терминами, проверять большой объём письменной работы, подбирать и готовить разнообразные задания.

Для студентов зачастую бывает трудно сопоставлять различные источники, обобщать большой объём материала и делать выводы, составлять конспекты, правильно распределять время работы, оценивать свою работу и работу одногруппников.

В целом опыт показал, что студентам эта система обучения пришлась по душе, хотя она требует от преподавателя большой предварительной работы: он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью студентов, а от студента – напряжённого труда, готовность к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированности минимума знаний и общих учебных умений и навыков.


Список литературы

1. Асророва М. У. Модульные технологии обучения в вузе // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 154-156. Режим доступа https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10062/ (дата обращения: 19.02.2019).
2. Мамирова Н.Т. Применение блочно-модульной технология в развитии профессиональной деятельности студентов // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 385-387.
3. Путилова Е.Г. Методика блочно-модульного обучения в ВУЗе (на примере преподавания курса «История государственных учреждений России» в СГИ НТГСПА) // «Шаг в историческую науку»: материалы региональной научной конференции, Екатеринбург, апрель 2010 г. Вып. 10 / УрГПУ. – Екатеринбург, 2010. – С. 115-119.
4. Стумбрис Е.Г. Реализация блочно-модульного подхода к обучению истории в старших классах // «Шаг в историческую науку»: материалы региональной научной конференции, Екатеринбург, 20 апреля 2006 г. Вып. 6 / УрГПУ. – Екатеринбург, 2006. – с. 135-138.
5. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие/ М. А. Чошанов. – М.: Нар. образование, 1996. 160 с.

Расскажите о нас своим друзьям: