Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 378.14

Дата публикации 20.02.2023

Подготовка инженерных кадров в условиях постиндустриального общества

Михеев Сергей Александрович
старший преподаватель кафедры физического воспитания, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, РФ, г. Новосибирск, omega1978@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9466-9076
Мамскова Дарья Дмитриевна
студент, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет РФ, г. Новосибирск, ул.Ленинградская, д. 113, dasham2001@bk.ru
Ефимова Мария Сергеевна
студент, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет РФ, г. Новосибирск, ул.Ленинградская, д. 113, ef1mowamaria@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрена проблема подготовки современных технических специалистов в контексте влияния социокультурных тенденций постиндустриального общества: сетевизации и социотехнической трансформации инженерной деятельности. В ходе теоретического анализа и проведенного эмпирического исследования был сделан вывод о недостаточности гуманитарной и коммуникативной подготовки инженеров в системе российского высшего профессионального образования. Предложен один из путей решения выявленной проблемы: более широкое внедрение в образовательный процесс вузов дистанционных образовательных технологий, позволяющих повысить уровень овладения будущими инженерами коммуникативными и сетевыми компетенциями без увеличения, заложенной в учебные программы бакалавриата, академической нагрузки.
Ключевые слова: online-дискуссия, инженер, инженерная деятельность, информационные технологии, сетевизация, социотехническое проектирование, ФГОС ВО

Training of engineering personnel in a postindustrial society

Mikheev Sergey Aleksandrovich
senior lecturer of Physical Education Department, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, Novosibirsk, Leningradskaya 113, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9466-9076
Mamskova Daria Dmitrievna
student, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, Novosibirsk, Leningradskaya 113
Efimova Maria Sergeevna
student, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, Novosibirsk

Abstract: The article deals with the problem of training modern technical specialists in the context of the influence of sociocultural trends of postindustrial society: networking and socio-technical transformation of engineering activity. The theoretical analysis and empirical research have led to the conclusion about the insufficiency of humanitarian and communicative training of engineers in the system of Russian higher professional education. One of the ways to solve the identified problem has been proposed: wider implementation of distance learning technologies into the educational process of higher education institutions, which allows increasing the level of future engineers' mastery of communicative and networking competences without increasing the academic workload in the bachelor's curricula.
Keywords: online-discussion, engineer, engineering activity, information technologies, networking, sociotechnical design, FSES of Higher Education

Правильная ссылка на статью
Михеев С.А., Мамскова Д.Д., Ефимова М.С. Подготовка инженерных кадров в условиях постиндустриального общества // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/podgotovka-inzhenernykh-kadrov-v-usloviyakh-postindustrialnogo-obshhestva.html (Дата обращения: 20.02.2023)

 

В условиях постиндустриального общества глобальная конкурентоспособность страны в значительной степени определяется ее научно-технологическим потенциалом, производным от качества подготовки инженерных кадров [1; 2; 22]. Вместе с тем, имеющаяся система инженерного образования в современной России, не отвечает требованиям времени и не способствует, в полной мере, подготовке технических специалистов с актуальными инженерными компетенциями. Об этом свидетельствует устоявшаяся практика создания корпоративных университетов при крупных производственных и научно-производственных структурах, а также критические оценки научно-инженерного сообщества. Так в рамках специализированных семинаров, отвечая на вопрос, «в каком состоянии находится сегодня инженерное образование в России», более 80% экспертов выбирают варианты «критическое состояние», «системный кризис», «стагнация» [3, с. 97]. Таким образом, констатируем противоречие между объективной необходимостью адаптации подготовки инженерных кадров к реалиям постиндустриальной эпохи и невозможностью ее реализовать в условиях существующей, в современной России, системы высшего технического образования.

Основываясь на выявленном противоречии и принимая во внимание выводы А.Л. Андреева, И.Д. Белоновской, Е.А. Гаврилиной, М.С. Голубинского, Б. Латура, Г.В. Паниной, В.А. Прохорова [4; 5; 6; 7; 8; 9; ] о необходимости учета социальных факторов в подготовке современного инженера, формулируем цель настоящей работы. Она заключается в определении проблем и путей повышения результативности подготовки инженерных кадров российскими вузами в условиях постиндустриального общества.

В индустриальную эпоху техника была просто механическим инструментом облегчения повседневного быта людей, поэтому ее проектировали технические специалисты, опираясь только на узкоспециализированные конструкторские знания и навыки. Постиндустриальное общество требует от инженеров принципиально нового – более широкого набора компетенций. Анализ исследований Е.А Гаврилиной [6], М.В. Хохловой и О.Ю. Плескачевой [10], Е.И. Шангиной [11], Р.И. Шарафутдиновой и И.И Галимзяновой [12] позволил нам выделить и провести классификацию функций и задач, решаемых современным инженером (табл. 1).

 

Таблица 1. Функции и задачи, решаемые современным инженером

 

ФУНКЦИЯ

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЗАДАЧИ

Индустриально-технические функции

1

Расчетно-конструкторская

  • инженерные расчеты конструкций и узлов;
  • выполнение расчетно-конструкторских работ по созданию и модернизации технологических объектов и процессов;
  • разработка расчетно-конструкторской документации согласно нормативным требованиям и стандартам.

2

Сервисно-эксплуатационная

  • мониторинг состояния и обеспечение работоспособности инженерных сооружений;
  • инструктаж и обучение персонала;
  • написание инструкций по эксплуатации инженерных сооружений и их компонентов;
  • разработка алгоритмов и программ для оптимизации параметров эксплуатации объектов;
  • внедрение в эксплуатацию новых технологических объектов и процессов

3

Монтажно-наладочная

  • ремонт, наладка, испытание инженерных конструкций и агрегатов;
  • доработка и освоение новых технологических объектов и процессов;
  • техническое обслуживание оборудования.

Социотехнические функции

4

Проектная

  • разработка (руководство разработкой) проектных решений, основанных на передовых научных достижениях;
  • инжиринг;
  • техническое проектирование;
  • моделирование процессов и систем;
  • разработка нормативной и проектной документации;
  • обоснование экономической эффективности и экологической безопасности проектных решений.

5

Исследовательская

  • сбор и анализ научно-технической информации, патентный поиск;
  • проведение научных экспериментов и исследований;
  • внедрение инноваций в производственную практику;
  • решение нестандартных технических задач.

6

Организационно-управленческая

  • организация собственной трудовой деятельности, отвечающей современным социокультурными и технологическими условиям;
  • организация рабочих мест сотрудников;
  • разработка организационно-технической документации (графиков работ, планов, отчетов и т.д.);
  • контроль за соблюдением технологической дисциплины на производстве;
  • анализ и оценка производственных и непроизводственных затрат;
  • организация труда на производстве в соответствие с требованиями гигиены и безопасности;
  • техническое управление (обеспечения взаимодействия людей и техники в процессе создания технического объекта);
  • реализация взаимодействия в рамках распределенных творческих коллективов.

Из перечисленных в таблице функций две, на наш взгляд, заслуживают более внимательного рассмотрения, поскольку определяют направления трансформации современной инженерной деятельности. Во-первых, это социотехническое проектирование. Во-вторых, реализация взаимодействия в рамках распределенных творческих коллективов.

Необходимость учета общественных потребностей при разработке технических изделий привела к смещению акцентов в ИД с технической функциональности на социально ориентированное проектирование изделий и конструкций, называемое специалистами, социотехнической трансформацией инженерной деятельности [13, с. 140]. Как показал в своем исследовании Б. Латур [8], до 70% рабочего времени современный инженер тратит не на чертежи и расчёты, а на выстраивание коммуникации с заинтересованными лицами (потенциальными заказчиками и потребителями) и обоснование полезности собственного изобретения.

Важной особенностью современной ИД является ее постепенное перемещение в виртуальное пространство (сетевизация) [6; 14; 15 и др.]. Сложность современных технических изделий и участие в их разработке большого количества специалистов из различных научных областей и исследовательских организаций, которые зачастую находятся в разных государствах, обуславливает возрастающую распространенность распределенных трудовых коллективов (виртуальных лабораторий), взаимодействующих через интернет и требующих от инженеров уверенных навыков сетевой коммуникации.

Основываясь на вышеизложенном, констатируем, что современный инженер – это специалист с разносторонней подготовкой, хорошо разбирающийся в социологии и психологии, со сформированной коммуникативной и дискуссионной компетенцией и обладающий отличными навыками взаимодействия как в реальной, так и в виртуальной среде.

Сделанный вывод позволил нам критически оценить систему подготовки инженерных кадров в российской системе высшего профессионального образования, в которой с переходом на ФГОС ВО поколения «3+» (бакалавриат плюс магистратура) существенно сократился объем преподавания гуманитарных дисциплин студентам технических специальностей. Так, в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (НГАСУ) – базовой исследовательской площадке авторов настоящей работы – доля гуманитарных дисциплин в образовательные программе 2021 г. по направлению подготовки «Строительство» составила, после исключения из подсчета предметов «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», всего 15,58% (1116 из 7164 ч.). Судя по некоторым исследованиям [9], аналогичная картина наблюдается во всех российских вузах, включая федеральные исследовательские университеты.

Сложившаяся ситуация негативным образом повлияла на отношение студентов технических специальностей к изучению дисциплин гуманитарного цикла. Проведенный нами анкетный опрос бакалавров-строителей 2 курса (310 ч.) показал, что большая часть обучающихся не видят смысла осваивать гуманитарные предметы (см. табл. 2).

Таблица 2. Отношение студентов технических вузов к изучению гуманитарных дисциплин

Вопрос

Варианты ответов

Нужны обязательно

Нужны, но не обязательно

Не нужны

Затрудняюсь ответить, не знаю

Итого

Как вы считаете, нужны ли современному инженеру знания и навыки, полученные на занятиях по социологии?

29 (9,50%)

57 (18,45%)

181 (58.35%)

42 (13,70%)

310 (100%)

Как вы считаете, нужны ли современному инженеру знания и навыки, полученные на занятиях по социологии в строительной сфере?

41 (13,25%)

74 (24,00%)

155 (50.16%)

39 (12.59%)

310 (100%)

Нужны ли современному инженеру дискуссионные знания и навыки?

53 (17.2%)

84 (27.09%)

137 (44.16%)

36 (11.55%)

310 (100%)

Данные, представленные в табл. 2 наглядно демонстрируют слабое понимание будущими инженерами роли гуманитарных знаний в предстоящей профессиональной деятельности. Так, необходимость социологического знания осознают от 9,5% (предмет «Социология») до 13,25% (предмет «Социология в строительной сфере») обучающихся. По дискуссионным знаниям и навыкам процент положительных оценок выше, но и здесь 71,25% студентов отмечают либо полную ненужность, либо необязательность последних.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что значение широкой гуманитарной и в частности, коммуникативной и дискуссионной подготовки специалистов инженерного профиля не находит должного понимания ни в управленческих кругах системы высшего профессионального образования, ни у самих студентов.

Системным решением обозначенной проблемы, на наш взгляд, должен стать пересмотр образовательных программ технических вузов в направлении большей гуманитаризации и расширения преподавания универсальных междисциплинарных курсов, охватывающих область гуманитарных и профессионально-технических знаний: «Философия науки и техники», «Социология в строительной сфере», «Деловые коммуникации» (по сферам профессиональной деятельности) и т.д. Такие курсы, с одной стороны, будут более интересны студентам, с другой, помогут им лучше осмыслить происходящую социотехническуцю трансформацию инженерной деятельности.

Несмотря на периодически возникающие в средствах массовой информации и на страницах научной печати дискуссии о гуманитаризации инженерного образования, в настоящее время не приходится говорить о преодолении в обозримом будущем, озвученной проблемы, на институциональном (системном) уровне. Поэтому ее решение, на данном этапе развития отечественной системы высшего профессионального образования, нам представляется целесообразным в расширении применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на современных средствах информатизации. Использование ДОТ в образовательном процессе вузов, с одной стороны, опирается на разработанную и актуальную нормативно-правовую базу (закон «Об образовании в Российской Федерации», приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО 2019 – 2024), национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы, ФГОС ВО и др. [16; 17; 18; 19; 20;]). С другой, на высокий педагогический потенциал современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих рационально использовать часы для самоподготовки, в большом количестве предусмотренные новыми ФГОС ВО.

Используя разработанную модель формирования дискуссионной компетенции (МФДК) студентов технических вузов, мы смогли организовать полноценную систему обучения online-дискуссиям (ОД) в рамках курсов «Социология» (Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)) и «Социология в строительной сфере» (НГАСУ) [21]. Созданная модель позволила существенно повысить качество и объем коммуникативной подготовки будущих инженеров, не превышая установленной образовательными стандартами академической нагрузки. Результаты эксперимента по ее практической апробации мы планируем опубликовать в ближайшее время.

Подводя итог проведенного исследования, сделаем следующие выводы:

  • Специфика подготовки современных технических специалистов в образовательных организациях высшего образования определяется, прежде всего, сетевизацией и социотехнической трансформацией инженерной деятельности в постиндустриальном обществе.
  • В современной российской системе высшего образования нет достаточного понимания необходимости широкой гуманитарной и коммуникативной подготовки будущих инженеров ни на уровне руководства Минобрнауки и вузов, ни на уровне студентов и педагогов-предметников.
  • Решать выявленную проблему необходимо на двух уровнях: прикладном (уровень преподавания дисциплин, разработка моделей и методик коммуникативной и социогуманитарной подготовки студентов) и институциональном (системный уровень) – корректировка ФГОС ВО.
  • На прикладном уровне мы можем добиться только локального решения проблемы (по отдельным предметам в рамках вуза), используя потенциал современных информационных и телекоммуникационных технологий. Для фундаментального решения требуется пересмотр ФГОС и серьезное обсуждение проблемы широким кругом ученых и представителей Министерства науки и высшего образования.
  • Одним из эффективных инструментов формирования коммуникативных и дискуссионных навыков будущих инженеров в условиях сетевизации и перехода к социотехническому проектированию, может стать разработанная нами МФДК, оценка результативности которой планируется в одной из следующих публикаций.

Список литературы

1. Латышев А.С., Похолков Ю.П., Червач М.Ю., Шадская А.Н. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. С. 6–16.
2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 21.01.2021).
3. Похолков Ю.П. Качество подготовки инженерных кадров глазами академического сообщества // Инженерное образование. 2021. № 30. С. 96–107.
4. Андреев А.Л. Технонаука / А.Л. Андреев // Философия науки и техники. 2011. № 1. С. 200–218.
5. Белоновская И.Д. Формирование инженерной компетенции специалиста: предпосылки, тенденции и закономерности // Вестник ОГУ №1/январь 2006, том 1. Гуманитарные науки. С. 95–100.
6. Гаврилина Е.А. Инженер в современном мире: Homo Faber Vs Homo Mechanicus / Е.А. Гаврилина // Ведомости Прикладной Этики. 2014. №44. C.107–119.
7. Голубинский М.С. Основные направления перемен в высшем инженерно техническом образовании / М.С.Голубинский // Совет ректоров. 2012. №9. С.52–56.
8. Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Бруно Латур; [пер. с англ. К. Федоровой; науч. ред. С. Миляева]. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 414 с.
9. Прохоров В.А. Некоторые вопросы модернизации инженерного образования / В.А. Прохоров // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 13–19.
10. Хохлова М.В., Плескачева О.Ю. Интегративный подход к формированию технологической компетентности будущих инженеров. Брянск: БГИТА, 2011. 104 с.
11. Шангина Е.И. Проблемы подготовки будущих инженеров в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 15. С. 64–75.
12. Шарафутдинова Р.И., Галимзянова И.И. Профессиональная деятельность современного инженера // Вестник Казанского технологического университета. 2008. Т. 6. № 4. С. 255–257.
13. Панина Г.В. Социотехническое проектирование в инженерном образовании // Ведомости прикладной этики. – 2015. – № 47. – С. 139–151.
14. Безрукова А.И. Специфика управления распределенными трудовыми коллективами / А.И.Безрукова: дисс. … кандидата социологических наук. М, 2014. 178 с.
15. Колин К.К. Виртуализация общества – угроза для его стабильности? // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-традиция, 2003. C.449–462.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 04.07.2020).
17. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 04.07.2020).
18. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (дата обращения: 04.07.2020).
19. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы. URL: Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf (дата обращения: 04.07.2020).
20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/downloads/1093/?f=%2Fuploadfiles%2FProjFGOSVO3%2B%2B%2FBak3%2B%2B%2F080301_B_3plus_05052017.pdf (дата обращения: 06.02.2019).
21. Михеев С.А. Модель формирования дискуссионной компетенции студентов технических вузов с использованием средств информатизации // Педагогика и психология образования. 2022. № 4. С. 129–148. DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-129-148.
22. Schwab K. Insight report: the global competitiveness report 2016–2017 // World Economic Forum. Geneva: SRO Kundig, 2016. 400 p.

Расскажите о нас своим друзьям: