Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 159.92

Дата публикации 21.02.2023

Нарушение детско-родительской привязанности как фактор риска погружения ребенка в виртуальный мир

Забара Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогическийуниверситет им. Февзи Якубова,Симферополь, Республика Крым
Иванова Маргарита Сергеевна
студентка 2 курса магистратуры, Крымский инженерно-педагогическийуниверситет им. Февзи Якубова,Симферополь, Республика Крым

Аннотация: В статье рассматривается проблематика нарушений детско-родительской привязанности как одного из факторов, обуславливающегочрезмерную погруженность детей с раннего возраста в виртуальный мир.
Ключевые слова: детско-родительская привязанность, погружение, ребенок, виртуальный мир, реальность.

Violation of child-parent attachment as a risk factor for a child's immersion in the virtual world

Zabara Irina Vladimirovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Crimean Engineering and Pedagogical University. Fevzi Yakubova, Simferopol, Republic of Crimea
Ivanova Margarita Sergeevna
2nd year graduate student, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Simferopol, Republic of Crimea

Abstract: The article deals with the problems of violations of child-parent attachment as one of the factors that cause the extreme immersion of children from an early age in the virtual world.
Keywords: child-parent attachment, immersion, child, virtual world, reality.

Правильная ссылка на статью
Забара И.В., Иванова М.С. Нарушение детско-родительской привязанности как фактор риска погружения ребенка в виртуальный мир // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/narushenie-detsko-roditelskoj-privyazannosti-kak-faktor-riska-pogruzheniya-rebenka-v-virtualnyj-mir.html (Дата обращения: 21.02.2023)

Рост интереса к проблемам нарушений в детско-родительских отношениях на фоне взаимодействия современного ребенка с виртуальным миром интернета обусловлен социальными, культурными и психологическими изменениями.

Согласно положениям теорий психического развития Л.С. Выготского [6], деятельности А.М. Леонтьева [7], генезиса общения М.И. Лисиной [8], ребенок является социальным существом, которое попадает в мир взрослых с его культурно-историческими законами и реализует в нем активность в форме деятельности.

Семья, как ближайшее окружение, удовлетворяет потребности ребенка в признании, принятии, защите, эмоциональной поддержке и уважении. Мера удовлетворения указанных базовых потребностей становится источником и условием развития психики ребенка и определяет качественное содержание привязанности ребенка к матери [8].

Как отмечал Л. С. Выготский, главное своеобразие детства заключается в том, что ребенок отделяется от матери физически, но связан с ней физиологически, и потому все дальнейшее развитие обусловлено не только развертыванием врожденных программ, но и содержанием взаимоотношений между ребенком и матерью [6].

Необходимо отметить ведущую роль теории привязанности в развитии современных исследований детско-родительских взаимоотношений. Основы психологии привязанности закладывались Джоном Боулби и его последовательницей Мэри Эйнсворт [1]. Первый опыт ранних отношений с объектами привязанности оказывает влияние на физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка: на его самоотношение, способность к адаптации, отношение с окружающим миром, чувственные взаимосвязи с будущими детьми и др.

М. Эйнсворт привязанность рассматривает как близкие и прочные эмоциональные связи, которые появились в итоге продолжительных взаимоотношений между людьми. Привязанность отличается от других эмоциональных связей тем, что именно во взаимоотношениях индивид ощущает защищенность и комфорт [1].

Согласно концепции отзывчивости М. Эйнсворт, отзывчивость человека, ухаживающего за ребенком, является важной основой для формирования типа привязанности. В своем описании отзывчивости она исходит из представления о том, что мать должна с помощью собственных аффектов и эмоций, а также внутренней готовности к восприятию, понимать сигналы своего ребенка в неискаженном виде.

Ею предложены модели – условия чуткой заботы:

1. Мать должна внимательно воспринимать сигналы ребенка.

2. Сигнальное поведение ребенка должно быть адекватно интерпретировано матерью.

3. Мать должна должным образом реагировать на сигнальное поведение ребенка. Важно избегать фрустраций ребенка из-за чрезмерной или недостаточной стимуляции [1].

Такого рода длительное воздействие ранних привязанностей возникает благодаря устойчивости рабочих моделей привязанности (РМП)– аффективно-когнитивных комплексов и поведенческих схем, объединяющих взаимоотношения привязанности. Посредине РМП – модель себя и модель близкого человека. РМП крайне стойкие, имеют свойство «самоподкрепления», способны передаваться последующим поколениям. Однако они видоизменяются в течение жизни [1].

Дж. Боулби подчеркивал патогенное свойство необновляющихся РМП. Изначально РМП конструируются на базе опыта межличностного взаимодействия с объектами первичной привязанности (ими является мать либо заменяющее ее лицо). Однако ребенок волен устанавливать больше, чем одну привязанность. Зачастую в период первого года жизни у младенца их может быть и две, и три.

По мере роста ребенка численность объектов привязанности значительно расширяется и возрастает — сиблинги, иные родственники, сверстники, педагоги. Опыт отношений интегрируется рабочими моделями и способствует их коррекции.

М. Эйнсворт, Дж. Боулби выделяли три типа привязанности ребенка к матери: 1) надежную, безопасную привязанность; 2) ненадежную избегающую привязанность; 3) ненадежную тревожно-сопротивляющуюся привязанность.

К самой благоприятной для психического развития относится, по их мнению, надежная привязанность, а к самой неблагоприятной – ненадежная, тревожно сопротивляющаяся [1]. Безопасная привязанность предполагает заботу, нежность, любовь и поддержку со стороны матери.

Нарушенная привязанность проявляется в форме избегающего, амбивалентно-тревожного и дезорганизованного типов поведения ребенка и опосредована, в свою очередь, в высокой степени фрустрациями родителями потребностей ребенка в заботе и защите. Нарушение аффективного согласования в диаде мать-ребенок ведет, по мнениюГ.Х. Бриш, к тотальному искривлению психического развития ребенка [2].

Таким образом, внутренняя рабочая модель привязанности влияет на развитие индивидуальной родительской позиции и способна привести к повторению как положительного, так и негативного опыта со своими детьми.

В современном мире дети, начиная с раннего возраста,  включаются в информационный поток, легко овладевают навыками управления гаджетами, самостоятельно используют ноутбуки, планшеты и телефоны. К сожалению, привязанность к технологиям, а затем и зависимость от них формируется так же быстро, как и осуществляется процесс их освоения.

Нельзя не отметить тот факт, что сегодня зачастую 92 % родителей сами приучают своих детей к гаджетам уже с 4–5 лет [9]. Под влиянием тотальной виртуализации общества современные родители не до конца осознают пагубное воздействие компьютерной игры и мультипликационных работ на психологическое состояние ребёнка, отмечает А.Е. Войкунский [5]. Тогда как привязанность к виртуалу может стать крайне сильной.

В работах В.С. Собкина, К.Н. Скобельциной, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Матушкиной отмечается, что виды деятельности, предполагающие традиционный способ социализации через межличностное общение, через коллектив в опросах  получают последние позиции.Совместные прогулкиотмечают  31% детей; совместные игры с родителями - 28%; обучение (подготовка к школе, дополнительные занятия) - 23%; посещение культурно-развлекательных и общественных мест - 20%; игру со сверстниками - 14%. Большей частью детей избран наиболее легкий прием самореализации – виртуальнаядеятельность. При этом 12% родителей отмечают, что дети зачастую воспринимают компьютерных героев, как живых людей [9;10;11].

Преобразование приемов коммуникации ведет к нарушениям в процессе привязанности. Дети и взрослые уже не стремятся вникать во внутренний мир друг друга. Живое общение становится обременяющим. Современныедети становятся «цифровыми аборигенами» в отличие от взрослых, которые помнят еще реальность «без цифры».

Проблема, с нашей точки зрения, заключается в том, что виртуальная реальность, ю-тьюб, тик-ток и прочие ее продукты слишком привлекательны и удобны и для детей, и для родителей. Формируется новый формат детско-родительских взаимоотношений, ранее не описывавшийся в классических теориях возрастного развития – общение и взаимодействие в виртуале, а не только лишь в пространственной среде.

Вывод.

  1. Вслед за Д. Боулби, М. Эйнсворт, под привязанностью мы понимаем интегративное образование психики ребенка, что включает в себя эмоциональную связь с матерью, образ матери и первую социальную активность, адресованную ей, что дает ребенку ощущение близости, безопасности, надежности отношений.
  2. В ходе развития привязанность преобразуется, увеличивается круг лиц, с которыми формируется привязанность, и разнообразие ситуаций. Ранее все эти процессы происходили сугубо в реальном мире, а сегодня дополнены виртуальным пространством.
  3. Причина нарушений привязанности видится нами в нарушении детско-родительских отношений, что формирует «порочный круг»: отсутствие эмоционального контакта с родителями будет усиливать фактор риска погружения ребенка в виртуальный мир и возникновения зависимости, что, в свою очередь, будет ослаблять привязанность ребенка к родителям.
  4. Характерной особенностью такого рода взаимоотношений является контакт и качество взаимодействия: контакт между родителем и ребенком смещается в виртуальное пространство, присутствие физически рядом с друг другом, но ментально – внутри мира интернета.

Появление «нового» формата детско-родительских отношений – в виртуале имеет, безусловно, не только отрицательное влияние на формирование личности дошкольника, но и положительное – цифровые технологии превратились в один из инструментов саморазвития и социализации современного ребенка, значительно облегчили во многом доступ к информации и жизненным ресурсам.


Список литературы

1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
2. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. – М.: Когито-Центр, 2014. – 319 с.
3. БурменскаяГ.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития// Вестник московского университета. – 2009. – № 4. – С. 17-32.
4. Винникот Д.В. Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 208 с.
5. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. — М.: Акрополь, 2010. — 439 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: Издательство Юрайт, 2023.— 160 с.— (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2019. – 84 с.
8. Обухова Л.Ф., Павлова М.К. Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей // Культурно-историческая психология. – 2009. – Том 5. – № 2. – С. 119-124.
9. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Компьютер в жизни ребенка дошкольника// Дитя человеческое. – 2014. – № 2. – С. 20-24.
10. Скобельцина К.Н., Кузнецов А.Н., Бешенков С.А. Как российские школьники противостоят киберугрозам? // Психологическая наука и образование. – 2021. – Том 26. – № 4. – С. 43–53.
11. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве// Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 3. – C. 42-53. doi:10.17759/pse.2018230304

Расскажите о нас своим друзьям: