Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №12 (65) Декабрь 2021

УДК 159.9.072.43

Дата публикации 28.12.2021

Планирование профессиональной карьеры студентами-психологами

Медведева Снежанна Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ, г. Севастополь
Кондрашихина Оксана Александровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ, г. Севастополь

Аннотация: Изучены и сопоставлены такие составляющие карьерных планов студентов-психологов, как: субъективные представления об оптимальной модели карьеры, ценностные ориентации в карьеры, эмоциональная наполненность и уровень активности, ассоциированные с профессиональной карьерой. Выявлено, что у обследованных студентов карьерные планы на данном этапе профессионального развития личности являются слабоструктурированными. Необходима специальная работа в рамках соответствующих учебных дисциплин и тренингов по формированию адекватных, реалистичных карьерных планов студентов-психологов.
Ключевые слова: карьера, план, студент, психолог

Professional career planning by psychology students

Medvedeva Snezhanna Anatolyevna
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Kondrasikhina Oksana Alexandrovna
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

Abstract: The components of the career plans of third and fifth year psychology students are considered and compared: as subjective ideas about the optimal career model, value orientations in a career, emotional fullness and the level of activity associated with a professional career. It was revealed that the surveyed students' career plans at this stage of professional development of the personality are weakly structured. Special work is required within the framework of relevant academic disciplines and trainings to form adequate, realistic career plans for psychology students.
Keywords: career, plan, student, psychologist

Правильная ссылка на статью
Медведева С.А., Кондрашихина О.А. Планирование профессиональной карьеры студентами-психологами // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/planirovanie-professionalnoj-karery-studentami-psikhologami.html (Дата обращения: 28.12.2021)

Проблема построения карьеры приобретает особую актуальность в современных социокультурных условиях. Карьера понимается как результат осознанной позиции человека в области трудовой деятельности, определяющей траекторию профессионального развития и должностного движения и стратегию самореализации личности в профессии. Разработка дефиниций «карьера», «карьерный план», «карьерные стратегии» осуществляется в работах С.Т.Джанерьян [1], Н.Л.Кирт [2], А.В.Ковтунова [3],  О.П.Мулюкина [3] и др.

А.А. Бодалев и Л.А. Рудкевич [4] пишут о целях, мотивах и актуализации способностей специалиста как  компонентах карьеры. Т.А. Терехова  описывают карьеру как трехкомпонентную структуру, включающую целевой компонент (цели, проекты, ори­ентации, задачи, притязания, мотивы, желания, потребности, стремления, ценности, смыслы; процессуальный компонент (способы, стратегии, тактики, темпы, этапы, периоды, фазы; результативный компонент (достижения,  смена ролей) [5].

Планирование карьеры молодых специалистов представляет собой процесс осознания личностью своих мотивов, целей, реализации представлений о себе (профессиональная Я-концепция), оценки и развития знаний, умений и навыков, способствующих осуществлению карьеры в социально-профессиональной среде. Карьерный план личности  определяется как совокупность решений личности о главных целях карьеры, сроках и средствах их достижения, а также решение о субъекте осуществления карьерного плана. Содержание карьерного плана может быть раскрыто через предметное содержание реализуемой личностью карьеры, отражённое в мотивах и целях, способах построения, временных ограничениях, а также в субъекте её осуществления. Содержательными характеристиками карьерного плана выступают гибкость, оптимистичность, субъектность, перспектива и широта. Структурными характеристиками выступают полнота, согласованность и осознанность компонентов карьерного плана (Рудакова С.В. [76). Среди исследований последних лет в области планировании карьеры (в том числе, студентами) хочется выделить работы Е.С.Березиной [7], А.Р.Гирфатовой и Ф.К.Нуримановой  [8], И. Ю. Рассохиной, Е. В. Аршиновой, М. А. Билан, М. М. Горбатовой (рассматриваются карьерные планы в контексте профессионального становления молодежи [9]). Характеристики жизненной перспективы личности в контексте планирования карьеры и профессионального самоопределения рассматриваются в работе  В.В.Пантелеевой и Д.М.Дубинчук [10]. Готовность к планированию карьеры в контексте динамики базовых показателей профессионального становления будущих психологов рассматривается в работе С.А.Медведевой и О.А,Кондрашихиной [11].

Однако анализ литературы показал, что проблема формирования психологической готовности к профессиональной карьере в  психологии в полной мере не осмыслена, исследований, посвященных начальным этапам развития карьеры, планированию карьеры, недостаточно. Можно говорить о противоречиях между потребностью общества в специалисте, готовом к реализации собственных способностей в условиях профессиональной деятельности, и недостаточной представленностью теоретических оснований для разработки психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование психологической готовности студента к экологичному построению карьерных планов. Стремление найти пути разрешения названных противоречий определило проблему нашего исследования.

Цель исследования – изучить особенности карьерных планов студентов-психологов.

В исследовании приняли участие студенты-психологи, обучающиеся на  третьем и пятом курсах ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет» очной и очно-заочной форм обучения (100 человек).

Для реализации эмпирического исследования были выделены такие компоненты карьерного плана личности, как представления о собственной карьере, эмоциональное отношение к профессии, мотивы профессиональной деятельности, уровень активности (когнитивный, эмоциональный, мотивационный компоненты).

 Использовались следующие методики: методика «График карьеры» И.А.Панкратовой (анализу подвергались следующие параметры: количество планируемых должностей; длительность нахождения в каждой должности; тип графика («плато», «лестница», «вертикаль»), методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова), опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов (У.С.Родыгина), анкетирование.

Результаты диагностики по методике «График карьеры» в обобщенной форме представлены на рисунке 1. По рисунку видно преобладание идеалистической модели «вертикаль» (резкий карьерный взлет) у студентов третьего курса, и более реалистичной модели «лестница» (поступательные движение вверх, когда стабильные периоды работы на какой-то одной должности чередуются профессиональным вертикальным ростом) у пятикурсников. Обращает на себя внимание наличие типа карьеры «плато» у части пятикурсников. Данные студенты при построении карьеры ориентированы на достижение какой-то определенной должности и далее остановку в своем карьерном развитии. Верификация различий при помощи многофункцинального критерия Фишера показало статистическую значимость различий: студенты третьего курса чаще выбирают тип карьеры «вертикаль» (φэ=3,905, р≤0,01), а студенты пятого курса – «лестницу» (φэ=2,408, р≤0,01).

Рисунок 1. Образ профессиональной перспективы у студентов третьего и пятого  курсов (по методике «График карьеры»)

Для изучения субъективной стороны образа профессиональной перспективы были изучены факторы, влияющие на специфику карьерного продвижения (табл. 1).

Таблица 1. Результаты диагностики по методике «Якоря карьеры»

Группы

Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3 курс

4.16

8.04

7.33

7.57

2.53

7.47

6.32

6.86

7.61

5 курс

5.52

6.10

6.30

8.56

5.09

4.93

5.60

7.28

6.67

131*

75,5**

132*

192

23.5**

113**

149

181

183

Примечание: Название шкал 1 – профессиональная компетентность, 2 – менеджмент, 3 – автономия, 4 – стабильность работы, 5 – стабильность места жительства, 6 -служение, 7 – вызов, 8 -  интеграция стилей жизни, 9 -  предпринимательство, U0,01=114, U0,05=138.

**- 1% уровень значимости,   * - 5% уровень значимости, критерий Манна-УИтни

 

Выстраивая иерархию карьерных ценностей студентов третьего курса, можно отметить наличие таких трех доминирующих ценностей, как 1) менеджмент, связанный с возможностью управления людьми, 2) предпринимательство, возможность создания своего дела или бизнеса, 3) стабильное место работы. Для студентов пятого курса максимально значимыми являются 1) стабильность места работы, 2) интеграция стилей жизни (баланс между работой и личной жизнью), 3) предпринимательство (табл. 2).

Таблица 2. Ранговое распределение карьерных ценностей студентов 3-го и 5-го курсов (принцип ранжирования – чем больше ранг, тем меньше значимость ценности)

Карьерные ценности

3 курс

5 курс

Ранг

Ранг

Профессиональная компетентность

8

8

Менеджмент (управление)

1

5

Автономия

5

4

Стабильность работы

3

1

Стабильность места жительства

9

7

Служение

4

9

Вызов

7

6

Интеграция

6

2

Предпринимательство

2

3

К сожалению, такая профессиональная ценность, как профессиональная компетентность и связанные с ней высокая мотивация в профессиональном самосовершенствовании, глубокий интерес к своему делу, увлеченность самим содержанием работы находится далеко не на первых позициях у обследованных студентов. Кроме того, у студентов третьего курса значимость ценности «служение» почти на 3 балла превышает результаты по данной шкале пятикурсников. Для верификации связи между иерархиями ценностей студентов 3-го и 5-го курсов был использован критерий ранговой корреляции Спирмена. Корреляция не является статистически значимой (ρэ=0,56, р ≤0,05).

Следовательно, иерархии карьерных ценностей студентов третьего и пятого курсов  являются не связанными.

Преобладание положительных или отрицательных эмоций, связанных с профессией психолога, активности или пассивности профессиональной позиции (что, несомненно, отражается в специфике карьерных планов) изучались при помощи опросника профессиональной идентичности студентов - будущих психологов (У. С. Родыгина). Было выявлено, что большинство третьекурсников (60%) и половина студентов пятого курса (50%)  испытывают положительные эмоции, связанные с будущей профессиональной деятельностью – то есть позитивные эмоциональные переживания, связанные с профессией, встречаются чаще у студентов третьего курса. Для пятого курса свойственны более часто встречающееся, по сравнению с третьекурсниками, эмоциональная нейтральность по отношению к будущей профессии. В то же время среди студентов пятого курса больше тех, кто продемонстрировал активное отношение к будущей профессиональной деятельности. У данных студентов  интерес к психологии возник до­статочно давно, задолго до поступления на факультет психологии, выбор данной профессии является взвешенным и обдуманным, профессия психолога для них – это один из способов самореализации в жизни, у них имеется профессиональный план, данные студенты знают, каким образом они могут совершенствоваться в профессии и готовы к этому.

В то же время описываемые различия у студентов третьего и пятого курсов не являются статистически значимыми (многофункциональный критерий Фишера).

Таблица 3. Показатели преобладания спектра эмоций и активности, связанные с профессиональной деятельностью, у студентов третьего и пятого курсов (в %)

Курс

Преобладание положительных эмоций

Преобладание отрицательных эмоций

Эмоциональная

нейтральность

3 курс

60%

20%

20%

5 курс

50%

20%

30%

Курс

Преобладание активности

Преобладание пассивности

Равенство пассивности и активности

3 курс

80%

10%

10%

5 курс

90%

0%

10%

Далее были выделены комбинации готовности к активности и преобладания отрицательных или положительных эмоций, связанных с будущей профессией, у обследованных студентов. Из девяти возможных вариантов в обследуемой выборке встретились несколько типов.

Процентное распределение по типам было таково:

  • преобладание активности и положительных эмоций, связанных с профессией и профессиональной перспективой. Данный тип был диагностирован у 60% третьекурсников и 50% студентов пятого курса;
  • преобладание активности и отрицательных эмоций – 20% как среди студентов третьего, так и среди студентов пятого курсов;
  • преобладание  эмоциональной индифферентности и пассивности  -  20% третьекурсников, 10% студентов пятого курса;
  • преобладание эмоциональной индифферентности и активности – 20% студентов пятого курса.

Таким образом, именно эмоциональная индифферентность оказывается наиболее часто сочетаемой с пассивностью и в плане дальнейшего профессионального развития личности может играть даже худшую роль, чем наличие отрицательных эмоций, связанных с профессиональной перспективой.

Отвечая на вопрос «Кто такой психолог?», «Чем он занимается?» большинство студентов акцентировали в своих ответах внимание на умении оказать помощь другому человеку (50%). 25% респондентов дали весьма размытый ответ  – «психолог – это профессионал». Такая неопределенная и лишенная какой бы то ни было конкретики формулировка является, с нашей точки зрения, отражением в сознании третьекурсников достаточно размытого семантического поля понятий «психолог», «психология».

Ответы студентов на вопрос «В чем состоит суть профессиональной реализации психолога?» также дополняют сказанное.  Преобладающим большинством опрошенных (60%) выделен базовый профессиональный мотив  - оказание помощи и работа с людьми. Лишь 5% всех ответов получил ответ, связанный с получением новых результатов в исследовательской деятельности. Что касается реализации психолога в профессии, то наши респонденты отметили ее суть в «оказании помощи» (20 %), «создании широкой клиентской базы» (20%), «востребованности в профессии»(20%), «статуса и заработка» (5%).    

Собственную карьеру испытуемые данной подгруппы планируют начать в возрасте 22,6 лет, пик карьеры видится респондентам в 35,3 года, а средняя длительность прохождения всего карьерного пути составляет 10,2 года. 70% опрошенных видят себя в будущем психологами, оставшиеся 30% - управленцами, менеджерами, торговыми работниками.  Основными ресурсами опрошенные студенты считают свой молодой возраст, возможность получения высшего образования по интересующей специальности. Готовы поступиться свободным временем и развлечениями 80% опрошенных, не желают жертвовать ради карьеры ничем – 20% второкурсников.

Специфика карьерных планов у студентов пятого курса весьма схожа с третьекурсниками. Начало карьеры представляется респондентам в возрасте 22,4 года, пик  карьеры соответствует 40 годам. В каждой должности респонденты планируют провести в среднем 14,5 лет. Среднее количество должностей, которые испытуемый планирует пройти за время своей карьеры составляет 4,3 должности. Доминирует негативная эмоциональная окраска начала карьеры, что, скорее всего, связано со скорым завершением обучения и неопределенностью, связанной с трудоустройством.

К сожалению, среди студентов пятого курса уже меньшее количество видит себя в будущем психологами 60%, оставшиеся 40% - работниками сферы туризма, управленцами, менеджерами, торговыми работниками. 

Обобщение результатов экспериментального исследования позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Собственную карьеру студенты планируют начать в возрасте около  22 лет. Основными ресурсами опрошенные студенты считают свой молодой возраст, возможность получения высшего образования по интересующей специальности. Готовы поступиться свободным временем и развлечениями большинство студентов двух курсов.
  2. Преобладающим рисунком графика карьеры у студентов третьего курса является «вертикаль», у пятикурсников – «вертикаль» и «лестница». У обследованных студентов отмечается большое количество неопределенных ответов  при описании карьерного движения, что позволяет сделать вывод о том, что образ профессиональной перспективы на данном этапе профессионального развития личности является неадекватным, аморфным и слабоструктурированным
  3. Выстраивая иерархию карьерных ценностей студентов третьего курса можно отметить наличие таких трех доминирующих ценностей, как 1) менеджмент, связанный с возможностью управления людьми, 2) предпринимательство, возможность создания своего дела или бизнеса, 3) стабильное место работы. Для студентов пятого курса максимально значимыми являются 1) стабильность места работы, 2) интеграция стилей жизни (баланс между работой и личной жизнью), 3) предпринимательство. К сожалению, такая профессиональная ценность, как профессиональная компетентность и связанные с ней высокая мотивация в профессиональном самосовершенствовании, глубокий интерес к своему делу, увлеченность самим содержанием работы находится далеко не на первых позициях у обследованных студентов. 
  4. Большинство третьекурсников (60%)  и половина студентов пятого курса (50%)  испытывают положительные эмоции, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

В целом, у обследованных студентов карьерные планы на данном этапе профессионального развития личности являются слабоструктурированными. Необходима специальная работа в рамках соответствующих учебных дисциплин и тренингов по формированию адекватных, реалистичных карьерных планов студентов-психологов.

Перспективным представляется исследование динамики карьерных планов студентов при переходе студентов от более младших курсы на старшие курсы (лонгитюд), что может служить ориентиром для дальнейших исследований.


Список литературы

1. Джанерьян С.Т. Ценностно-смысловые отношения личности к профессиональной деятельности и карьере: аспекты и перспективы изучения // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: сб. статей по материалам Всероссийской психологической конференции c международным участием 30 января 2014 . – Ростов-на-Дону, 2014. – С. 43–45.
2. Кирт И.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис. . канд. психол. наук. – М., 2000. – 17с.
3. Ковтунов О.В., Мулюкин О.П. Типология, планирование и пути реализации служебной карьеры // Вестник СамГУПС. –№ 4 (10). – 2010. – С.199 – 205.
4. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. О содержательном наполнении понятия «карьера» и ее вариантах // Как становятся великими или выдающимися? – М.: КВАНТ, 1997. – С. 53–57.
5. Терехова Т.А. Проявления карьерных ориентаций у студентов-психологов // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-kariernyh-orientatsiy-u-studentov-psihologov (дата обращения: 28.12.2021).
6. Рудакова C.B. Личностные детерминанты карьерных планов предпринимателей. Ростов-на-Дону, 2003. 345 с.
7. Березина Е. С. Индивидуальный план развития как элемент системы управления карьерой специалистов // Профессиональная ориентация. – 2018. – № 2. – С. 13.
8. Гирфатова А. Р., Ф.К.Нуриманова Особенности планирования карьеры студентами // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55 –4. – С. 366 –372.
9. Карьерные планы в профессиональном становлении молодежи / И. Ю. Рассохина, Е. В. Аршинова, М. А. Билан, М. М. Горбатова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 4(28). – С. 223 –229.
10. Пантелеева В. В., Дубинчук Д.М. Характеристики жизненной перспективы личности в контексте планирования карьеры и профессионального самоопределения // Балканское научное обозрение. – 2020. – Т. 4. – № 3(9). – С. 69 –73.
11. Кондрашихина О. А., Медведева С.А. Динамика базовых показателей профессионального становления будущих психологов // Ананьевские чтения – 2021 : сб. статей международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19–22 октября 2021 года / Под общей редакцией А.В. Шаболтас. Отв. ред. В.И. Прусаков. – Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2021. – С. 429 –430.

Расскажите о нас своим друзьям: