Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (65) Декабрь 2021

УДК 37.018.8

Дата публикации 28.12.2021

К вопросу о целях и содержании воспитательной работы сотрудников органов принудительного исполнения

Капустина Валерия Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, kapustina@corp.nstu.ru
Прицкер Элина Викторовна
аспирант, преподаватель кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, начальник отдела государственной службы и кадров Управления ФССП по Новосибирской области, priczker@corp.nstu.ru

Аннотация: Статья посвящена обоснованию актуальности реорганизации воспитательной работы с сотрудниками органов принудительного исполнения в целях развития профессиональных качеств как молодых специалистов, так и опытных сотрудников. Авторами делается вывод о том, что существующая система воспитательной работы в службе судебных приставов направлена преимущественно на развитие правовой социализации, но не учитывает современных социальных требований к личности и компетентности таких специалистов.
Ключевые слова: воспитательная работа, органы принудительного исполнения, судебные приставы, коммуникативная компетентность.

The issue of aims and content of educational work on employees of compulsory execution

Kapustina Valeriia A.
Associate professor of the Psychology and Pedagogy Department, Novosibirsk State Technical University, kapustina@corp.nstu.ru
Priczker Elina V.
postgraduate student, Lecturer of the Psychology and Pedagogy Department, Novosibirsk State Technical University, Head of the Civil Service and Personnel Department of the FSSP Office for the Novosibirsk Region, priczker@corp.nstu.ru

Abstract: The article is devoted to the substantiation of the relevance of the reorganization of educational work with the employees of the compulsory enforcement authorities to develop the professional qualities of both young specialists and experienced employees. The authors conclude that the existing system of educational work in the bailiff service is aimed primarily at the development of legal socialization, but does not take into account modern social requirements for the personality and competence of such specialists.
Keywords: educational work, bailiffs, communicative competence, employees of compulsory execution.

Правильная ссылка на статью
Капустина В.А., Прицкер Э.В. К вопросу о целях и содержании воспитательной работы сотрудников органов принудительного исполнения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-tselyakh-i-soderzhanii-vospitatelnoj-raboty-sotrudnikov-organov-prinuditelnogo-ispolneniya.html (Дата обращения: 28.12.2021)

Деятельность органов принудительного исполнения является важной, трудной и эмоционально напряженной, требует больших физических и моральных затрат. Сотрудникам необходимы знания  законодательной базы, нормативно-правовых актов, умение взаимодействовать и выстраивать коммуникации с большим количеством людей на разных уровнях. С ростом требований к личности сотрудника повысилась роль личной ответственности,  что требует организации учебно-воспитательного процесса в целях повышения профессиональной компетентности судебных приставов.

Целью воспитательной работы в службе судебных приставов является личностное и профессиональное становление сотрудника органов принудительного исполнения, направленное на повышение общей культуры, запускающей процессы самовоспитания достоинства, порядочности, гражданской ответственности, чувства личной ответственности за принимаемые решения; развитие и сохранение психического и физического здоровья.

Воспитательная работа с сотрудниками органов принудительного исполнения, по мнению А.Н. Кутейникова, Е.Е.  Мироновой проводится с целью формирования следующих качеств [3]:

  • патриотизма, т.е. любви к Родине, своей стране, службе, уважения к ветеранам, военным историческим событиям, важным датам для сотрудников органов принудительного исполнения;
  • чувства гордости за принадлежность к профессии, к истории;
  • нравственности и этики поведения;
  • коммуникативной компетентности;
  • чувства долга, основ гражданственности;
  • любви к своей профессии.

На данном этапе развития в службе судебных приставов существуют следующие формы воспитательной работы:

  • проведение конференций, бесед, лекций научного и просветительского характера;
  • принятие Присяги;
  • общий сбор сотрудников органов принудительного исполнения в виде построения;
  • инструктаж личного состава;
  • торжественное вручение наград мероприятия для поощрения лучших сотрудников.

Проведение вышеописанных мероприятий направлено на формирование у сотрудников принудительного исполнения гражданской и профессиональной ответственности, развитие навыков правовой культуры, юридической грамотности, коммуникативной компетентности, умения решать поставленные задачи оперативно и подходить к каждой из них индивидуально.

В.В. Ткаченко отмечает, что воспитательная работа направлена на развитие компетенций в области общения с лицами, объявленными в розыск [7].

А.С. Кузьмина, Е.С. Арсентьева отмечают, что  среди сотрудников органов принудительного исполнения должно формироваться профессиональное воспитание с опорой на знание законодательной базы, основ этики и морально-нравственных норм государственного служащего. Формирование профессионального самосознания в этом случае будет основой воспитательной работы, позволяющей развить правовую социализацию сотрудников, проявляющуюся в законопослушном поведении как самих работников службы судебных приставов, так и в пропаганде подобного поведения в обществе [2].

З.Р. Танаева выделяет следующие способы профессионального воспитания сотрудников органов принудительного исполнения [6]:

1. Принудительный способ в виде чёткого выполнения приказа вышестоящих сотрудников по званию предполагает строгое подчинение в дисциплине, манере общения, направлен на формирование умения подчиняться [5].

2. Поощрительные способы могут выражаться как в нематериальной форме (награждения, выделение среди других сотрудников, публичной похвалы), так и в форме материального стимулирования. Данный способ помогает видеть перспективу развития специалистам, наглядно прослеживать результативность собственной работы. Такие способы характерны для уже имеющих стаж судебных приставов, имеют ярко выраженную конкурентную основу и могут при этом по-разному восприниматься самими сотрудниками.

3. Способы солидарности (единения) определяются чувством воспитания патриотизма, гордости за свою службу, солидарности со своими коллегами. Данный способ применяется как на этапе подготовки судебных приставов, так и в дальнейшей переквалификации, обучении сотрудников с целью поднятия командного духа, чести и достоинства, профессионального мастерства, чувства ответственности за выполняемые профессиональные обязательства [1].

Таким образом, проведенный обзор позволяет сделать следующие выводы:

1. Содержание воспитательной работы в системе органов принудительного исполнения на данном этапе в большей степени ориентировано на правовую социализацию сотрудников.

2. Способы организации воспитательной работы представлены преимущественно традиционными формами воздействия (лекции, беседы, профессиональные ритуалы, построения и сборы, официальные награждения и т.п.), имеющими достаточно ригидную и малоизученную, с точки зрения оценки эффективности, структуру.

3.  Система воспитательной работы органов принудительного исполнения требует изменений, направленных на адаптацию целей и содержания данного вида деятельности в связи с происходящими социальными трансформациями, для повышения коммуникативной и цифровой компетентности сотрудников.


Список литературы

1. Анфиногенов В.А. Формирование у сотрудников УИС корпоративных ценностей как фактор мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-sotrudnikov-uis-korporativnyh-tsennostey-kak-faktor-motivatsii-k-povysheniyu-effektivnosti-professionalnoy (дата обращения: 15.12.2021).
2. Кузьмина А.С., Арсентьева Е.С. Модель самоотношения судебных приставов-исполнителей // Перспективы психологической науки и практики. М., 2017. С. 725-728.
3. Кутейников А.Н., Миронова Е.Е. Анализ профессионально важных качеств сотрудников службы судебных приставов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 9-7. С. 54-58.
4. Рамазанова Н.Р. Актуальные вопросы формирования профессионального правосознания судебных приставов // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. №3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-formirovaniya-professionalnogo-pravosoznaniya-sudebnyh-pristavov (дата обращения: 14.12.2021).
5. Садкина Т.М. Роль профессиональной этики в формировании профессиональной культуры государственных служащих в России // Современное общество и власть. 2017. № 2 (12). С. 264-268.
6. Танаева З.Р. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности будущих юристов в условиях партнерского взаимодействия "вуз - работодатель" // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №1 (09). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-buduschih-yuristov-v-usloviyah-partnerskogo (дата обращения: 15.12.2021).
7. Ткаченко В.В. Совершенствование организации деятельности службы судебных приставов // ППД. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-organizatsii-deyatelnosti-sluzhby-sudebnyh-pristavov (дата обращения: 13.12.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: