Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №12 (65) Декабрь 2021

УДК 371.16

Дата публикации 29.12.2021

Изучение эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций

Ханова Татьяна Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Оценка эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, tanyaha10@mail.ru
Белинова Наталья Владимировна
канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Оценка эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, belinova@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы изучения деятельности профессиональных педагогических сообществ и ассоциаций, поиска научных подходов к определению процедуры и критериальной основы оценки эффективности их деятельности. Проанализированы на конкретных примерах ключевые аспекты деятельности международной, всероссийской и региональной педагогических ассоциаций, показана специфика их деятельности, общие и частные характеристики, которые могут быть положены в основу разработки модели оценивания эффективности их функционирования. Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.
Ключевые слова: профессиональные сообщества, профессионально-педагогические ассоциации, эффективность деятельности, критерии оценки, определение показателей.

Study of the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations

Khanova Tatyana Gennadyevna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Research Laboratory "Evaluation of the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Belinova Natalia Vladimirovna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Research Laboratory "Evaluation of the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations", Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article is devoted to the study of the problem of studying the activities of professional pedagogical communities and associations, the search for scientific approaches to determining the procedure and criteria basis for assessing the effectiveness of their activities. The key aspects of the activities of international, all-Russian and regional pedagogical associations are analyzed using specific examples, the specificity of their activities, general and particular characteristics that can be used as the basis for developing a model for assessing the effectiveness of their functioning are shown. The article was prepared with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation, scientific project No. 730000F.99.1.BV10AA00006 "Indicators of the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations" in the framework of the state assignment No. 073-00081-21-02 dated July 14, 2021.
Keywords: professional communities, professional pedagogical associations, performance efficiency, assessment criteria, definition of indicators.

Правильная ссылка на статью
Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Изучение эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/izuchenie-effektivnosti-deyatelnosti-professionalno-pedagogicheskikh-assotsiatsij.html (Дата обращения: 29.12.2021)

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.

 

На современной образовательной арене все активнее заявляют о себе разнообразные общественные педагогические объединения, сообщества и ассоциации. Наряду с государственными образовательными организациями и учреждениями, общественные педагогические сообщества продолжают завоевывать свою аудиторию, разворачивая оживленную деятельность по целому ряду ключевых направлений: учебно-методическое, научно-исследовательское, экспертное, информационно-коммуникативное и др.

Активизация деятельности профессионально-педагогических сообществ, поддержка их инициатив на государственном уровне способствует оживлению профессионального сотрудничества на разных уровнях, совершенствованию образовательной практики, повышению престижа педагогической профессии, вовлечению педагогов в научно-исследовательские проекты и, в целом, повышению качества образования как важнейшего стратегического направления модернизации современного образовательного пространства [1]. Этим во многом объясняется наблюдаемое сегодня повышенное внимание к деятельности педагогических ассоциаций и сообществ со стороны науки и государства.

Многообразие педагогических ассоциаций, трудности их формального учета и классификации обуславливают интерес научного сообщества в стремлении изучить основные аспекты их деятельности и функций, определить критерии их типологии и, конечно же, изучить результаты их деятельности для последующего привлечения к решению задач общественно-государственного управления образовательными процессами.

Специалисты выделяют международные (Международная ассоциация социальных педагогов/ International Association of Social Educators, Международная ассоциация игры / International Play Association , Международная ассоциация преподавателей вокала/ International Association of Teachers of Singing), федеральные (Ассоциация руководителей образовательных организаций, Межрегиональная ассоциация педагогов дополнительного образования, Всероссийская ассоциация молодых учителей и др.) и региональные (например, Ассоциация педагогов дошкольного образования Нижнего Новгорода) педагогические ассоциации; объединения учителей-предметников и мультидисциплинарные сообщества, др.

Примером международного сообщества является IPA (Международная ассоциация игры), деятельность которая нацелена на консолидацию усилий специалистов разных областей: не только педагогов и психологов, но и культурологов, философов, историков по защите детской игры.

IPA - международная неправительственная организация, основанная еще в 1961 году, функционирующая в формате форума для общения и сотрудничества в разных направлениях и сферах деятельности. Цель ассоциации - защищать, сохранять и поддерживать право ребенка на игру как жизненно необходимое и здоровьесберегающее. «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту…»  (Конвенция ООН о правах ребенка, статья 31). IPA объединяет аудиторию почти из 50 стран мира (Аргентина, Канада, Германия, Испания, США, Австралия, Дания, Россия, Швеция, Япония, Турция, Нидерланды, др.). Члены ассоциации инициируют различные проекты, продвигающие право ребенка на игру: семинары, конференции, экспериментальные исследования, публикации, разработки дизайна игровых площадок, организация игровых программ и игровых дней. Вся деятельность ассоциации ориентирована на продвижение идеи уникальности игры, как средства поддержания здоровья и психологического благополучия детей, развития их творческих способностей, социальных и когнитивных качеств личности, успешной социализации.

Примером федеральной педагогической ассоциации может быть Ассоциация руководителей образовательных организаций (АРОО) -  Всероссийское профессиональное сообщество «представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней», объединяющее на сегодняшний день более 5 тыс. участников из 80 регионов страны, в том числе, ученых, преподавателей известных университетов, экспертов, методистов, руководителей школ и дошкольных организаций, бизнес-тренеров и др. Цель деятельности ассоциации – поддержка системы эффективного управления и администрирования образовательных организаций всех уровней и всех регионов, оказание методической помощи руководителям. Реализация цели осуществляется в разнообразных формах информационного сотрудничества, среди которых вебинары, онлайн-консультации и тренинги, конференции, видеовыступления ведущих специалистов и экспертов на собственном You tube канале и др. Безусловно, оценка эффективности деятельности такой ассоциации должна быть ориентирована на систему критериев, содержательно оценивающих содействие профессиональному развитию участников, диссеминации инновационных образовательных практик.

На региональном уровне действует огромное количество разнообразных по направленности и функционалу педагогических сообществ и ассоциаций. Так, деятельность Ассоциации педагогов дошкольного образования, учредителем которой является Мининский университет (Нижний Новгород), ориентирована на создание открытого профессионального пространства, обеспечивающего интеграцию и взаимодействие представителей профессионального сообщества региона – руководителей и педагогов дошкольного образования. Ассоциация оказывает научно-методическую поддержку педагогам в реализации экспериментально-исследовательской деятельности, профессиональное сопровождение деятельности молодых специалистов (наставничество), содействует социально-правовой защищенности педагогов дошкольного образования, др. Деятельность ассоциации сконцентрирована вокруг основных направлений: просветительское, образовательное, информационное, научно-исследовательское, которые могут быть положены в основу содержательной оценки ее деятельности [2].

Многообразие целевых аспектов, направлений и форм деятельности педагогических сообществ осложняет поиск единых подходов к оценке результативности их деятельности. Возможно, определение оптимальных критериев и показателей должно исходить из характеристик ожидаемых результатов (эффектов) деятельности профессионально-педагогических ассоциаций. В этом случае, следует комплексно учесть, как количественные (рост числа участников, количества проведенных мероприятий), так и качественные изменения; динамику развития деятельности по всем направлениям за определенный промежуток времени, например, за один год.

Попытка разработки модели многокритериальной оценки эффективности деятельности муниципальных профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования была предпринята О.Р. Нерадовской [3]. В своем исследовании она представила многокритериальную карту оценки эффективности деятельности профсообществ, в структуру которой включены три группы показателей, оценивающих непосредственный результат (организация конкурсов и семинаров, конференций), процесс деятельности (совместная творческая деятельность участников) и итоговый результат (экспертные оценки, повышение квалификации). Ценность данной модели – использование комплекса критериев оценки в ее основе, однако, объективность оценивания результатов не гарантирована использованием только одного метода анкетирования, необходимо, на наш взгляд, применение комплексного диагностического инструментария, предполагающего не только внутреннюю (самооценку), но и внешнюю оценку (экспертизу).  

Принципиальным является вопрос отбора объективного, надежного и валидного инструментария оценки эффективности деятельности, учета мнения всех субъектов ассоциации: руководителей и участников. Процедура оценки должна включать не только внутренние результаты самообследования (на основе анкетирования или опроса), но и внешнюю оценку качества, субъектом которой может быть компетентный эксперт или экспертная группа. Комплексная оценка (экспертиза) сайта ассоциации, на наш взгляд, может войти в структуру оценки эффективности деятельности как один из показательных и объективных критериев [4]. Обновляемость материалов на сайте, их доступность широкой аудитории, релевантность актуальным запросам пользователей, наличие обратной связи, удобство интерфейса и навигации – вот показатели, иллюстрирующие результативность деятельности.  

С учетом указанных трудностей и специфики объекта и процедуры оценки коллективом научно-исследовательской лаборатории «Оценка эффективности деятельности профессиональных педагогически ассоциаций», открытой на базе Мининского университета, в рамках государственного задания разработана система критериев оценки эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций: ценностно-целевой, содержательный, технологический и результативный, и качественные показатели по каждому из них [5; 6]. Так, в ценностно-целевом критерии оцениваются характер и направленность цели и задач деятельности ассоциации, стратегические ориентиры и направления деятельности; в содержательном критерии необходимо дать оценку основным направлениям деятельности сообщества (профориентация, экспертная деятельность, повышение квалификации, конкурсы профессионального мастерства, др.). Технологический (деятельностный) критерий призван изучить степень разнообразия форм деятельности ассоциации: традиционные, дистанционные, интерактивные, наглядно-информационные и др. [5]. И, наконец, результативный критерий включает оценивание конкретных результатов деятельности сообщества, представленных на сайте (количество публикаций, видеоматериалов, конференций и семинаров, др.).

Представленный подход к разработке комплексной модели оценки эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций не претендует на полноту и универсальность; продолжается совершенствование данной модели на основе результатов пилотной апробации, поиск более оптимальных критериев и методов оценивания деятельности.

Итак, проблема оценки эффективности деятельности профессионально-педагогических сообществ остается на сегодняшний день актуальной и практически не разработанной, требующей глубокого всестороннего научного анализа и комплексного изучения. В первую очередь, необходимо определить концептуальные подходы и основополагающие принципы оценки деятельности профессиональных ассоциаций, разработать объективные критерии и индикаторы оценки их деятельности, автоматизировать процедуру оценки путем создания электронного сервиса.


Список литературы

1. Медник Е. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С. 80–84.
2. Белинова Н.В., Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Зайцева С.А., Ханова Т.Г. Анализ основных направлений деятельности региональных ассоциаций учителей // Перспективы науки и образования. 2021. № 6(54). – С. 555-575
3. Нерадовская О.Р. Многокритериальное оценивание эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 2(22). – С. 58-61.
4. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т.7. – № 4. – С.1
5. Белинова Н.В., Ханова Т.Г. Определение показателей эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-4. – С. 39-44.
6. Зайцева С.А., Ханова Т.Г. Особенности построения модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-4. – С. 102-105.

Расскажите о нас своим друзьям: