Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №09 (62) Сентябрь 2021

УДК 37.02

Дата публикации 22.09.2021

Педагогические основы процесса обучения в истории отечественной педагогики

Круцкий Виктор Михайлович
магистрант, кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Волгоградский социально-педагогический университет», г. Волгоград, krutskiy15@mail.ru
Научный руководитель Макарова Ирина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Волгоградский социально-педагогический университет», г. Волгоград

Аннотация: Изучается сущность процесса обучения в трудах отечественных ученых. Рассматривается структура и особенности процесса обучения в дидактике Ушинского К. Д. и Пирогова Н. И. Анализируются педагогические основы процесса обучения в истории отечественной педагогике.
Ключевые слова: процесс обучения, Ушинский К.Д. и Пирогов Н.И, дидактика, методы обучения, идеи самопознания.

Pedagogical foundations of the learning process in the history of Russian pedagogy

Krutskiy Viktor Mikhailovich
Master student, Department of Pedagogy, Volgograd Social and Pedagogical University, Volgograd
Scientific supervisor Makarova Irina Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Volgograd Social and Pedagogical University, Volgograd

Abstract: The essence of the learning process is studied in the works of domestic scientists. The structure and features of the teaching process in the didactics of K. D. Ushinsky and N. I. Pirogov are considered. The pedagogical foundations of the teaching process in the history of Russian pedagogy are analyzed.
Keywords: learning process, Ushinsky K. D. and Pirogov N. I., didactics, teaching methods, ideas of self-knowledge.

Правильная ссылка на статью
Круцкий В.М. Педагогические основы процесса обучения в истории отечественной педагогики // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (62). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogicheskie-osnovy-protsessa-obucheniya-v-istorii-otechestvennoj-pedagogiki.html (Дата обращения: 22.09.2021)

Русский педагог Ушинский К. Д.  – это человек, чей вклад в историю  дидактики трудно переоценить. Он разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Методами обучения и базовыми принципами  занималась общая дидактика, а частная дидактика применяла разработанные методы и принципы в образовательном процессе по отношению к отдельным учебным курсам [3, с. 54].

Изначально при изучении родного языка применялся буквослогательный метод, Ушинский К. Д. разработал специальные методики, где дидактический материал подавался с постепенным усложнением на основе звуковой аналитико–синтетической методики обучения грамоте. Такая система была представлена в его работах:  «Родное слово» и «Детский мир».

В общей дидактике Ушинского выделяются два типа принципов и идей: универсальные и более частные. К первым он относит идеи синтетического и аналитического преподавания. К более частным—теорию таких методов обучения, как устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой и т.д.   

Так, к методам устного изложения Ушинским К. Д. [6, с. 31] были отнесены:

1) догматический, или предлагающий;

2) сократический, или спрашивающий;

3) эвристический, или озадачивающий;

4) акроаматический, или излагающий.

Стоит немного пояснить, что сократический метод, например, - это способ перевода механических комбинаций в рассудочные. Его применяют для сбора собранных данных в единое целое. В акроаматическом методе особое значение имело слово педагога и само знание передавалось в подавляющей степени от него.

В статье «Три элемента школы» Ушинский поднимал тему гуманного воспитания человеческой личности, говорил о приоритете воспитания в процессе развития личности. Образовательное пространство, по его мнению, единая среда, где сочетается функции преподавания и воспитания [6, с. 28].

Идеалы воспитания, в его понимании, - это патриотизм, человечность, трудолюбие, воля, честность, правдивость, чувства прекрасного. Особое внимание К. Д. Ушинский обращал на патриотизм. В младшем школьном возрасте учёный предлагал воспитывать патриотизм через русские пословицы, считая их зеркалом русской народной жизни.   В своих статьях «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании» (1860г.), «Родное слово» (1861г.) он раскрывает понимание принципа народности. Трепетно относясь к личности человека, К. Д. Ушинский говорит, что каждый народ испытывает ощутимую потребность в собственной системе обучения и воспитания, включающей культурные особенности, традиции, особые национальные черты и творческие проявления, присущие именно этому народу. В русских учебных заведениях принцип народности должен быть реализован через изучение родного языка.  В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860г.) учёный углубил идею народности. А фактором, определяющим личность, Ушинский К. Д. считал  труд.

Константин Дмитриевич принадлежал к числу тех педагогов, которые стремились выявить законы управления развитием человека. Педагогика, по Ушинскому, должна быть тесно связана со следующими науками: анатомией, физиологией  и патологией, психологией, логикой, философией, географией, статистикой, политической экономией, историей. Именно в этих науках, считал Ушинский, обнаруживается совокупность свойства предмета воспитания, то есть человека. Особое место он отводил психологии.

Наш соотечественник полагал, что обучение - это ядро всякого процесса развития человека, без него не возможно умственного, нравственного или физического становления личности. Ставя перед обучением воспитывающую и образовательную задачи, необходимо выстраивать систему одновременного обогащения знаний (материальное образование) и развитие способностей (формальное образование).  Ушинский полагал, что успех обучения зависит от соблюдения ряда условий:

1.      связь с жизнью;

2.      обучение в гармонии с природой ребенка;

3.      преподавание на родном языке;

4.      постепенное усложнение в соответствии с ростом и развитием на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении [3, с. 32].

Ушинский выстроил ступенчатую систему ряда взаимосвязанных стадий работы ученика под руководством педагога. На первом этапе решалась задача последовательного восприятия предметов и явлений; сравнение и сопоставление, выработку предварительных понятий;  приведение этих понятий в систему. На втором этапе шло закрепление полученных знаний и умений.

      Процесс обучения должен был отвечать основополагающим дидактическим принципам (условиям преподавания):

1.      сознательность и активность;

2.      наглядность, используя в качестве основных наглядных средств натуральные предметы, модели, рисунки;

3.      последовательность (постепенность);

4.      доступность;

5.      прочность (твердость усвоения), ведущий способ — разнообразное повторение: попутное, пассивное, особенно активное, когда ученик воспроизводит самостоятельно воспринятые ранее представления [2, с. 15].

Ушинский К. Д. считал целесообразной общемировую традицию классно-урочной системы и поддерживал ее. При организации школьных учебных занятий надо соблюдать:

1.      стабильный состав учащихся в классе;

2.      твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию;

3.      занятия преподавателя со всем классом и отдельными учениками.

     В его классно урочной системе ведущей формой организации учебной работы стал – урок.  Среди основных указаний поурочного планирования было организованное планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Продолжением классно-урочной работы являлось домашнее задание. Оно рассматривалось как одна из главных форм самостоятельной работы учащихся. Учитель, безусловно, не только преподаватель, но и, в первую очередь, наставник. В нравственном развитии ребенку нельзя навязывать убеждений. Великий педагог К. Д. Ушинский утверждал, что убеждения следует вносить в детскую душу ребенка без насилия.

Основной способ нравственного воздействия, как полагал К. Д. Ушинский, - убеждение словом, примером наставника. Учёный говорил: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она не была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [5, с. 117].

Крайним средством  воспитания К. Д. Ушинский относил профилактические наказания: замечания, снижение отметки за поведение. Отвергались материальные награды. Признавалась только польза нравственного поощрения. «Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься, одобрения или признания того, что хорошо сделано».

 Такова структура процесса обучения в дидактике К. Д. Ушинского. Последующая плеяда методистов XIX в., которые внесли важный вклад в реформирование процесса школьного обучения, руководствовалась его указаниями.

Во второй половине XIX века Пироговым Н. И. были предложены реформы в области структуры процесса обучения и воспитания. Учёный считается основателем новой школы в хирургии, а также знаменитым общественно – педагогическим деятелем.

Стоюнин В. Я. отмечал не только, прекрасные хирургические способности Пирогова, но и тонкое, грамотное умение анализировать психологию поведения целого человеческого общества, и внутренний мир личности человека. В душе он находил болезни и подбирал педагогические методики для лечения [5, с. 156].  

В 1856 году Н. И. Пирогов в «Морском сборнике» печатает статью, получившую широкий резонанс в общественных кругах. Статья называлась «Вопросы жизни», её перепечатали почти во всех периодических изданиях, пробудив, по словам К. Д. Ушинского, «задремавшую» педагогическую мысль.

В 1858 – 1861 годах Пирогов Н. И., получив должность попечителя Киевского учебного округа,  проводит ряд реформ по улучшению работы  педагогических советов учебных заведений, закладывает адаптированную методику преподавания иностранных языков, составляет рад мер по поддержки творчества учителей. Под его руководством запускается в работу педагогическая семинария при Киевском университете. В борьбе за сокращением университетской автономии, он внедряет систему внеклассных литературных бесед и под его поддержкой открывается одна из первых школ воскресного обучения для взрослого населения страны.

С целью совершенствования методики преподавания Н. И. Пироговым издаются циркуляры, которые представляют собой своеобразный педагогический журнал. Он настаивает на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, отстаивает права  корректировать программы педагогическими советами гимназий. В статье «Нужно ли сечь детей» Н. И. Пирогов возражает против физических наказаний учеников, подчеркивая, что розги уничтожают в ребенке стыд. Однако Пирогов не всегда мог противостоять реакционерам. Например, он не сумел препятствовать большинству мнений чиновников Киевского учебного округа, которые потребовали оставить физические наказания гимназистов [4, с. 250].

Пирогов Н. И. написал множество работ по идеям самопознания, педагогического воспитания, образования, которые отражены в таких работах как  «Вопросы жизни», «Быть и казаться». По мнению ученого, человек может и не строить жизненные цели на будущее но, тем не менее, каждый должен задавать себе вопросы: «в чем смысл, призвание его жизни». А ответ на этот вопрос даёт ему система воспитания, которая укрепляет человека и даёт полноценно созреть внутреннему миру учащегося.

 В структуре воспитания Н. И. Пирогова можно выделить: общечеловеческое и специальное. До определенного времени все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. А воспитание специальное можно построить на фундаменте общечеловеческого. Можно ставить массу целей, но все они не должны отходить от главной цели воспитания - быть человеком. А что же это такое: быть человеком? На этот неоднозначный вопрос учёный поясняет: «Это значит, что любые ваши поступки должны подчинятся нравственным и духовным идеалам жизни». 

Таким образом, предпочтение отдавалось нравственному воспитанию. Нравственное воспитание по Н. И. Пирогову—это осознание окружающего мира и общественной среды, превращение добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды, формирование характера и убеждений. Идеалом нравственного воспитания является, по мнению Николая Ивановича, христианская религия [1, с. 9].

Воспитание - единственный способ, который приводит личность в гармонию с внешней природой и обществом. Успех воспитания зависит от методического, индивидуального подхода к личности индивида.

Н. И. Пирогов обосновал свою систему школьного образования. На первом этапе изучаются два года традиционные дисциплины: письмо, математика, Закон Божий. Далее у ученика было два пути получения среднего образования реальное и классическое, а каждый этап помимо этого ещё состоять из двух звеньев: гимназии и прогимназии. На обучение в реальную гимназию проходили без вступительных испытаний. Обучение длилось круглый год. В школьной программе преподаватели должны были применять наглядные методы, словестные (рассказ, беседа, лекция) и соединять их с практической работой, осваивать ремесло. Во время обучения учителям необходимо применять наглядность, соединять обучение с ремесленной подготовкой.

Успешно сдав экзамены в реальной прогимназии по русскому языку, географии, алгебре, арифметике, истории, геометрии, черчению и т.д., ученик мог поступить либо в реальную гимназию, либо в классическую прогимназии. 

Обучение в классической прогимназии проходило четыре года , учащихся делили по определённым возрастным критериям. Предметы были теми же, что и в реальной прогимназии и дополнительно учили древние языки. По окончании классической прогимназии для углубленного изучения избранных предметов и погружения в определённую тематику  можно было поступить в классическую гимназию с пяти летним сроком обучения. Окончив реальную гимназию, выпускник уже задумывался над поступлением в высшие технические заведения.

Учёный считал, в университетах не хватает общечеловеческой направленности преподавания. Он отстаивал автономию университетов, введение публичного конкурса на бюджетные места в университете и сокращения платы за обучение, говорил о переходе к семестровой системе преподавании курса. Свои идеи он уверенно и продуктивно претворял в жизнь.

Таким образом, благодаря деятельности Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, на российской почве произрастали новые педагогические идеи обучения и воспитания, шёл переход от классической к современной школе.

Продолжалась выработка идей народности школы и педагогики, которые оказались в центре внимания общественной мысли. Изучение характера, быта, потребностей народных низов видными педагогами рассматривалось как необходимое условие выработки принципов воспитания и обучения. Деятельность Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского способствовала формированию педагогической журналистики. К середине 19 в. в российском образовании произошли существенные положительные сдвиги. Так, в 1856г. был восстановлен Учёные комитет, занявшийся подготовкой проектов новых школьных уставов. На работу комитета определённым образом повлияли предложения Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского.


Список литературы

1. Алексюк, А. Н., Савенок Г. Г. Педагогические взгляды Н. И. Пирогова/А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. – М.: 2019. - С. 6-28.
2. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. Том 1/В. В. Давыдова. – М.: 2020. - С. 335 – 336.
3. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов/А. Н. Джуринский. - .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 298 с.
4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения/ Н. И. Пирогов. – М.: 2018. - С. 250 - 254.
5. Стоюнин В. Я. Избранное педагогическое сочинение/В. Я. Стоюнин. – М.: 1954. – С. 156-158.
6. Ушинский К. Д. «О пользе педагогической литературы», «Журнал для воспитания» №1/К. Д. Ушинский.- М.: 1857. - С. 28-31.

Расскажите о нас своим друзьям: