Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №09 (62) Сентябрь 2021

УДК 371.322

Дата публикации 21.09.2021

О методике обучения говорению в условиях преподавания онлайн

Тюрина Ольга Александровна
старший преподаватель кафедры английского языка и методики преподавания иностранных языков, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, Самара
Рогожкина Анна Александровна
ассистент кафедры английского языка и методики преподавания иностранных языков, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, Самара

Аннотация: В данной статье изучаются вопросы дистанционного образования как возможного метода обучения говорению в рамках преподавания иностранного языка. Описываются результаты формы организации учебной деятельности онлайн, а также представлен опыт дистанционного обучения иностранным языкам. Анализируются ресурсы использования интернет-технологий в целях повышения качества образования и развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, в том числе и говорения.
Ключевые слова: методика обучения, иностранный язык, онлайн-преподавание, дистанционное образование, говорение.

On the methods of teaching speaking in the conditions of teaching online

Tjurina Olga Aleksandrovna
Senior Lecturer of the Department of English Language and Methods of Teaching Foreign Languages, Samara State Socio-Pedagogical University, Russian Federation, Samara
Rogozhkina Anna Aleksandrovna
Assistant of the Department of English Language and Methods of Teaching Foreign Languages, Samara State Socio-Pedagogical University, Russian Federation, Samara

Abstract: This article examines the issues of distance education as a possible method of teaching speaking in the framework of teaching a foreign language. The results of the form of organizing educational activities online are described, and the experience of distance learning in foreign languages is highlighted. The resources of using Internet technologies in order to improve the quality of education and the development of foreign language communicative competence of students, including speaking, are analyzed.
Keywords: teaching methodology, foreign language, online teaching, distance education, speaking.

Правильная ссылка на статью
Тюрина О.А., Рогожкина А.А. О методике обучения говорению в условиях преподавания онлайн // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (62). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/o-metodike-obucheniya-govoreniyu-v-usloviyakh-prepodavaniya-onlajn.html (Дата обращения: 21.09.2021)

В современных условиях трудно представить нашу жизнь без персональных компьютеров, интернета и мобильных гаджетов. Глобальное развитие технологий оказало огромное влияние на сферу образования, выводя обучающие процессы на новый уровень.

Информационные технологии в обучении обеспечивают учебный процесс средствами электронных устройств и ресурсов. Главной тенденцией развития электронных технологий в обучении иностранным языкам является интеграция компьютера, мобильного телефона и интернета в единую информационно-коммуникационную среду.

Дистанционное обучение прочно вошло в нашу жизнь, особенно в 2020 году, в связи с повсеместным распространением коронавирусной инфекции и ограничениями, введенными для того, чтобы сдержать ее распространение.

Методика обучения иностранным языкам претерпевает значительные изменения: с учетом того, что в свободном доступе для обучающихся появляется все больше электронных и цифровых ресурсов, невозможно отрицать эффективность и необходимость их использования для того, чтобы изучать «живой» язык, ориентируясь на постоянно изменяющиеся языковые нормы. Методике обучения иностранным языкам, как, впрочем, и другим методикам, долгое время отказывали в статусе науки, приписывая успехи и недостатки в преподавании исключительно искусству преподавателя. Так, в 20-е годы XX века французский лингвист А. Пенлош писал, что нет плохих или хороших методов, а есть плохие и хорошие учителя [1].

Е.С. Полат рассматривает дистанционное обучение и как форму, и как одну из составляющих всей системы образования. «Дистанционное обучение – это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, и учащихся между собой, осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2]. Рассматривая цели и задачи обучения иностранным языкам, Щерба указывал, что преподавание этого предмета есть обучение некой деятельности, являющейся функцией того или другого человеческого коллектива [3]. Развивая это положение Щербы, И.В. Рахманов отмечал, что изучение иностранного языка преследует образовательно-воспитательные и коммуникативные цели [4], причем последние подчеркивают отличие иностранного языка от других предметов. Заметим, что аналогичные цели в общем виде характерны и для учебного предмета „родной язык”. Дальнейшие исследования специфики обучения иностранным языкам были предприняты во второй половине 60-х годов XX века. В работе „Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе” (Общая методика обучения..., 1967) авторы впервые показали, что иностранный и родной языки составляют особую группу учебных предметов, в задачу которых входит формирование умений общения.

На современном этапе дистанционное обучение иностранному языку дополняет аудиторное обучение, а также направлено на достижение специальных целей в соответствии с разнообразными потребностями учащихся. Эта система непрерывно развивается. В дистанционном образовании особенно четко ощущается, что цели и задачи образования исходят не от образовательного учреждения и учителя, а от обучающегося, как потребителя образовательных услуг. Эти цели и задачи определяются в зависимости от той социальной среды, в которой живут и действуют обучающиеся, а также в зависимости от тех информационных потоков, которые формируют установки в виртуальном социуме (сообществе) [5].

На современном этапе при организации процесса дистанционного обучения, как правило, используются следующие формы организации учебной деятельности:

- предъявление учебного (текстового) материала;

- организация тренировочных заданий (упражнений);

- использование «электронных тренажеров» (упражнения с «настройкой» на уровень знаний пользователя, подсказками и повторениями);

- групповая работа в виртуальной учебной среде (телеконференции);

- индивидуальная работа под руководством тьютора посредством электронной почты или в реальном времени;

- выполнение индивидуальных учебных проектов;

- измерение успешности обучения на основе объективно наблюдаемых индикаторов (учебных показателей).

Способность учащихся общаться на иностранном языке обеспечивается формированием у них иноязычной коммуникативной компетенции, содержание которой обусловлено такими видами компетенций: языковой, речевой и социокультурной. Эти компетенции, в свою очередь, тоже включают целый ряд компетенций. Так, языковая компетенция включает языковые знания (лексические, грамматические, фонетические и орфографические) и соответствующие навыки; речевая компетенция включает четыре вида компетенций: умение в аудировании, говорении, чтении и письме.

Следует отметить, что формирование речевых умений невозможно без овладения языковым материалом (фонетическим, лексическим, грамматическим). Но только знание языкового материала не обеспечивает формирование речевых умений, необходимы еще и навыки владения этим материалом распознавания информации. Речевые навыки являются составной частью речевых умений.

В условиях дистанционного обучения представляется возможность расширить и увеличить объем общения с помощью интернет-технологий, таких как блог, форум, чат. Особенную роль в изучении иностранного языка играет общение с носителями, возможность слышать разные акценты и диалекты.

Общение людей в современном информационном мире осуществляется с помощью цифровых устройств разных видов (мобильные телефоны, смартфоны, айфоны, планшетные компьютеры и др.). Увеличить плотность речевой практики на иностранном языке можно также за счёт мобильного обучения, развивающегося в настоящее время в виде концепции BYOD-bring your own device и технологий «Just in time». Опыт дистанционного обучения иностранным языкам:

- Центр Дистанционного обучения МГУ имени М.В. Ломоносова http://distance.ffl.msu.ru/.

- В гимназии 1576 (г. Москва) используются модели сетевого взаимодействия и обучения с использованием Сервиса COMDI.

- Форум учителей английского языка www.englishteachers.ru – профессиональное сетевое сообщество.

100 лучших по рейтингу ВУЗов мира имеют консорциумы по дистанционному обучению:

- Интернет-университет ИТ (www.intuit.ru)

- Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) http://www.mubint.ru/

- Русский гуманитарный Интернет-университетет http://www.vusnet.ru/

- EdX – https://www.edx.org/

- Coursera – https://www.coursera.org/ [6, с. 71].

Цель обучения иностранному языку – это формирование коммуникативных компетенций. В привычном формате учитель может задействовать различные аудио и видео материалы, дополнительные ресурсы, а также организовать плотное взаимодействие между учениками, контролируя выполнение задания в режиме “face-to-face”. Дистанционный формат пугает многих, поскольку он непривычен и нов. Однако, не стоит забывать, что сеть Интернет дает огромные возможности и доступ к неограниченному количеству ресурсов, в том числе аутентичным. Для организации процесса обучения в настоящее время доступны разнообразные программы, которые отличаются друг от друга функционалом: Zoom, Skype, Microsoft Teams и пр. Таким образом, содержание курса может быть значительно расширено и дополнено интересной и актуальной информацией.

Обучение говорению предполагает овладение коммуникативными навыками: воспроизведение звуков, интонационных моделей, умение поддержать разговор на бытовые и другие заданные темы. Практика диалогической и монологической речи должна занимать основное место в изучении английского языка. В конечном итоге, знание языка предполагает умение легко ориентироваться в реальной ситуации общения, а не теоретическое знание грамматических конструкций и правил.

Для получения высоких результатов каждому человеку необходима мотивация, поэтому педагогу необходимо выяснить цели, стоящие перед учеником, и уметь подпитывать или даже создать их.

Обучение языку не обязательно строится только на материалах курса, данных в учебнике. В условиях дистанционной практики можно задействовать англоязычные сайты, новостные и развлекательные каналы, по горячим линиям международных компаний можно организовать реальные диалоги с носителями языка, а также моделировать ситуации, приближенные к реальным.

Использование описанных способов и методов на занятиях по английскому языку дистанционно, позволяет постоянно поддерживать у учащихся живой интерес к изучению языка и избежать той монотонности, что может иногда возникать на занятиях по традиционной методике, когда на изучение одной темы выделяется несколько занятий, ученикам предлагается большой объем лексического материала и не дается возможность его дальнейшего применения вне школы.

Практика показывает, что дистанционные занятия с использованием элементов современных платформ очень хорошо привлекают внимание учащихся, развивают многие аспекты речевой деятельности, а также дают возможность творческого проявления личности.

Большой плюс применения таких программ – помощь в изучении многих аспектов языка.

Подводя итог изложенному, можно утверждать, что онлайн-ресурсы предоставляют широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делает учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным и мотивирующим для учеников, даже в формате дистанционного обучения.


Список литературы

1. Pinloche A. La nonvlle pe'dagogie des langues Vivantes. Paris, 1927
2. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., Издательский центр «Академия», 2004.
3. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.; Л., 1947.— 96 с.
4. Рахманов И. В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным
языкам в средней школе//ИЯШ.— 1948.— № 2.
5. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2012.
6. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы / Л.П. Владимирова // Иностранные языки в высшей школе». №2 (29), 2014 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 2014. С. 68-72.

Расскажите о нас своим друзьям: