Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (62) Сентябрь 2021

УДК 159.9

Дата публикации 21.09.2021

Формирование патриотических чувств младших школьников посредством виртуальных экскурсий

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Кичанова Екатерина Николаевна
студентка 6 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье раскрыты особенности и формирования патриотических чувств в младшем школьном возрасте. В рамках изучения данного вопроса проанализированы возможности виртуальной экскурсии для формирования патриотических чувств. Надлежащая реализация задач патриотического воспитания учителями и воспитателями возможна лишь в условиях осознания педагогами своей воспитательной роли, овладения необходимыми знаниями и умениями, повышения своего педагогического уровня. Учитывая изложенное выше, отметим: если учитель сам не является патриотом своей Родины, это негативно влияет на формирование патриотических качеств учащихся. Именно учитель должен поддерживать и развивать в ребенке ценность Родины, родного слова, культ отца и матери, семьи и рода вместе с ценностями толерантности, взаимопонимания, солидарности, равноправия и равноценности всехчерез соответствующую мотивацию.
Ключевые слова: Патриотизм, патриотические чувства, младший школьный возраст, экскурсия, виртуальная экскурсия, интерактивные методы обучения.

Formation of patriotic feelings of primary schoolchildren through virtual excursions

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki,
Kichanova Ekaterina Nikolaevna
6 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: The article reveals the features and formation of patriotic feelings in primary school age. As part of the study of this issue, the possibilities of a virtual excursion for the formation of patriotic feelings have been analyzed. The proper implementation of the tasks of patriotic education by teachers and educators is possible only under the conditions of the teachers' awareness of their educational role, mastering the necessary knowledge and skills, and raising their pedagogical level. Considering the above, we note that if the teacher himself is not a patriot of his homeland, this negatively affects the formation of the patriotic qualities of students. It is the teacher who must maintain and develop in the child the value of the Motherland, the native word, the cult of the father and mother, family and clan along with the values of tolerance, mutual understanding, solidarity, equality and equality of all through appropriate motivation.
Keywords: Patriotism, patriotic feelings, primary school age, excursion, virtual excursion, interactive teaching methods.

Правильная ссылка на статью
Декман И.Е., Кичанова Е.Н.Формирование патриотических чувств младших школьников посредством виртуальных экскурсий // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (62). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-patrioticheskikh-chuvstv-mladshikh-shkolnikov-posredstvom-virtualnykh-ekskursij.html (Дата обращения: 21.09.2021)

Проблема формирования патриотических чувств у младших школьников волновала педагогов во все времена и продолжает быть актуальна и сейчас. Сейчас третье тысячелетие, сложное противоречивое время, когда у многих людей растет национальное самосознание, интерес и уважение к национальной культуре, истории своего народа, языка.

Проблема развития патриотических чувств у младших школьников раскрывается в работах Бабенко Е.М., Тимохиной Т.В., Гончаровой Е.А., Гребенникова Ю.М.    и других авторов, в которых выявляется важность формирования патриотических чувств младших школьников.

Многими педагогами, психологами (Кузина Л.Т., Щербатова Я.О.) отмечена большая роль инновационных методов, в том числе,  виртуальных экскурсий в целях формирования патриотических чувств младших школьников.

Е.А. Гончарова определяет, что патриотизм – это фактор и средство организации и самоорганизации человеческого общества [2, с. 26].

Позитивное отношение к миру закладывается на основе воспитания любви и уважения к родным людей: маме, папе, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам, осознанию тесной взаимосвязи между поколениями.

Педагогам следует уделять внимание формированию у младших школьников действенных эмпатийных проявлений в отношении близких, ведь мало понимать, что такое доброта, забота, благодарность, взаимопомощь - необходимо проявлять эти чувства в повседневной жизни, ценить членов своей семьи и теплоту родного дома [4, с. 83].

Патриотическое воспитание предполагает также ознакомление детей младшего школьного возраста с природой родного края. При этом акцент необходимо делать на красоте, разнообразии, богатстве и особенностях природной среды нашей страны, воспитывая любовь к нему. Младшим школьникам следует давать представление о различных типах природных ландшафтов России (горы, луга, степи, леса, водоемы и т.п.), ее специфическом растительном и животном мире, выдающихся природных объектах (крупнейшие реки, озера, высокие горы, природные заповедники), характерных для определенной местности [3, с. 45].

Младшим школьникам надо рассказывать о названиях родного города или села, ближайших улиц, площадей, столице нашей Родины, о ее достопримечательностях. Также детей младшего школьного возраста следует знакомить с государственной символикой РФ: флаг, герб, гимн.

В организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса на национальных началах Е.М. Бабенко и Т.В. Тимохина включают методы стимулирования таких видов художественной деятельности детей младшего школьного возраста как игра-драматизация, театрализация, пение, рисование, художественное слово (овладение  родным языком), экскурсии на природу. Они предостерегали относительно негативного влияния единых программ для всех образовательных организаций, разработанных “в центре”, то есть таких, которые не учитывают этнорегиональные особенности [1, с. 121].

Формированию   патриотических чувств, разработке научных методик этого процесса ведущая роль принадлежит всему циклу дисциплин начальной школы, прежде всего их историческому сегменту, а также знаниям из русской и зарубежной истории, в которых закодированы национально-патриотические традиции русского народа, которые передаются от поколения к поколению.

Семья, семья, дом, родная улица, природа вокруг - это те натуралистические факторы, которые ребенок видит, понимает, с помощью которых можно заинтересовать ребенка, побуждать его к исследованию нового, и которые формируют у него чувства патриотизма.

Основы патриотизма и чувства национальной принадлежности и сознания закладываются в семье. При этом важно взаимодействие воспитательных воздействий семьи и школы. Поэтому считаем необходимым постоянно поддерживать тесную связь с родителями, привлекать родителей к школьной жизни детей. Творческое сотрудничество родителей, детей и учителя положительно влияет на формирование классного коллектива, воспитание у учащихся человечности, уважения к старшим, доброжелательного отношения к товарищам [7, с. 605].

Стержневой идеей патриотического воспитания младших школьников в урочной работе должно стать усвоение ими восприятия «мое, родное, люблю», начиная от семьи, отчего дома как первичной ячейки социализации ребенка и переходя в дальнейшем к аналогичному восприятию школьником родного города, своей страны и народа.

Их успешное присвоение школьником возможно через комплексное комбинирование учителем в своей работе ряда психолого-педагогических методов и приемов (создание проблемных ситуаций, мозгового штурма, дискуссий, обсуждений, творческих заданий, психологических упражнений).

Одним из эффективных средств  формирования патриотических чувств детей в начальной школе является виртуальная экскурсия. Рассмотрим виртуальную экскурсию, понимая под этим термином условное посещение интересных мест, осмотр экспонатов различных музеев, выставок с помощью мультимедийных ресурсов, Интернет и др. [5, с. 30] Необходимость введения нового названия для нестандартной формы проведения объясняется характером материала, который используется на уроке или внеклассном мероприятии по предмету. Именно использование мультимедийных ресурсов определяет способы организации и методы проведения виртуальной экскурсии как нестандартной формы. Безусловно, виртуальная экскурсия в музей не в состоянии заменить непосредственного общения учащихся с шедеврами живописи и настоящими историческими памятниками. Большинство музеев быстро отреагировали на тенденции в развитии электронных средств массовой информации и медиатехнологий, удачно связав визуальные средства в традиционную музейную практику, предлагая сегодня посетителям своих сайтов совершить виртуальные экскурсии [5, с. 314].

Во время виртуальной экскурсии младший школьник оказывается в социальной ситуации развития, которая побуждает его к развитию собственных творческих способностей:

– предоставляет возможность усвоить до 90% информации (в отличие от 20% усвоенной информации во время прослушивания информации);

– позволяет уменьшить на усвоение информации до 30-50% времени;

– дает возможность экскурсанту попробовать себя в разных ролях, с демонстрацией собственных лучших его качеств;

– экскурсионное взаимодействие обеспечивает постоянное положительное подкрепление самостоятельной поисковой активности учащихся;

– овладение приемами мыслетворчества является средством развития субъективности личности;

– экскурсовод может занимать фасилитативную позицию во взаимодействии с экскурсантами.

Как подтверждение того, что учащимся нравятся виртуальные экскурсии, даже при минимальных возможностях, можем предложить свой опыт использования интерактивной экскурсии-презентации во время педагогической практики в 3-м классе. Для раскрытия темы воспитательного мероприятия "достопримечательности родного города", была использована презентация с демонстрированием самых известных и интересных мест г. Ставрополя. Мы заочно побывали в разных частях города. Презентация сопровождалась интересными историческими фактами и беседой с учениками.

Положительный результат во время собственного использования виртуальной экскурсии проявился в положительном отношении учащихся к предложенной форме работы, их восторженному отношению к данному виду работы, заинтересованности, активном участии в обсуждении и собственных инициативах поделиться определенной информацией и хорошим настроением в конце проведения виртуальной экскурсии.

Таким образом, для формирования патриотических чувств у младших школьников существует значительное разнообразие подходов, форм и средств решения этой задачи: семья, социум, школа, средства массовой информации, книги, улица и т.д. Одним из действительных средств формирования региональной составляющей гражданской идентичности учащихся являются виртуальные экскурсии. Виртуальная  экскурсия является эффективным средством формирования патриотических чувств детей в начальной школе. Проведение виртуальной экскурсии с целью формирования  патриотических чувств главным образом базируется на использовании медиа-технологий обучения. Учитель сам разрабатывает задания и вопросы к видеосюжету, организуя работу учеников. Использование интерактивной доски позволяет рассмотреть объект описания или предмет рассказа в целом, составить впечатление о нем, а также, если есть необходимость, показать объект во фрагментах, акцентируя внимание на отдельных деталях.


Список литературы

1. Бабенко Е.М., Тимохина Т.В. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания дошкольников и младших школьников / Е.М. Бабенко, Т.В. Тимохина // Профилактика зависимостей. 2020. № 1 (21). С. 121-124.
2. Гончарова Е.А. Воспитание патриотических чувств младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО/ Е.А. Гончарова // В сборнике: Ступень в педагогическую науку. материалы VIII международного форума работников образования. Центр научной мысли. 2016. С. 26-29.
3. Гребенников Ю.М. Воспитать патриота/ Ю.М. Гребенников // Педагогический поиск. 2017. № 6. С. 23-25.
4. Кузина Л.Т. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников // Вестник научных конференций. 2019. № 11-4 (51). С. 83-84.
5. Россова Ю.И., Моисеева С.В. Вогзможности использования виртуальных экскурсий в начальной школе// Вестник педагогических наук. 2020. № 3. С. 30-36.
6. Щербатова Я.О. Виртуальные экскурсии в начальной школе // В сборнике: Воспитание в современном мире: новые контексты - новые решения. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 314-317.
7. Ямалеева Ф.М. Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании личности младшего школьника/ Ф.М. Ямалеева // В сборнике научных работ Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы. 2020. С. 605-609.

Расскажите о нас своим друзьям: