Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 378

Дата публикации 31.03.2022

Педагогическая технология формирования профессионально-педагогической идентичности

Осадчая Ирина Юрьевна
старший преподаватель кафедры «Теория и практика перевода», Институт общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ, г. Севастополь, osadchayalis@mail.ru
Сокол Анна Анатольевна
старший преподаватель кафедры «Теория и практика перевода», Институт общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ, г. Севастополь, sokolaa@gmail.com

Аннотация: В статье анализируется проблематика внедрения личностно-ориентированной технологии в учебный процесс высших учебных заведений России, обосновывается необходимость поиска оптимальных путей, повышение качества подготовки преподавателей технических вузов.
Ключевые слова: личностно-ориентированная технология, профессионально-педагогическая идентичность, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание.

Pedagogical techniques of building a professional teaching identity

Osadchaya Irina Yuryevna
Senior Lecturer at the Translation Theory and Practice Department, Institute of Social Studies and International Affairs Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education, “Sevastopol State University”, Russia, Sevastopol
Sokol Anna Anatolyevna
Senior Lecturer at the Translation Theory and Practice Department, Institute of Social Studies and International Affairs Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education, “Sevastopol State University”, Russia, Sevastopol

Abstract: The article analyzes the problems of introducing a personality-oriented technology into the course of education at higher educational institutions of Russia. The necessity of searching for optimal ways of improving the quality of training of teachers of technical universities is explained.
Keywords: personality-oriented technology, professional teaching identity, professional self-determination, professional self-awareness.

Правильная ссылка на статью
Осадчая И.Ю., Сокол А.А. Педагогическая технология формирования профессионально-педагогической идентичности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formirovaniya-professionalno-pedagogicheskoj-identichnosti.html (Дата обращения: 31.03.2022)

С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с большими обучающими ресурсами. Научно-технический прогресс предопределил технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он вторгся в сферу гуманитарных областей знаний и культуры. Качество подготовки преподавателей является важным элементом качества образования. Особенность современных педагогических технологий подготовки преподавателей высшей технической школы заключается в том, что в своем большинстве люди, осуществляющие данную подготовку, не имеют специального педагогического образования.

Состояние развития педагогических систем в каждую эпоху можно оценить по уровню развития педагогических технологий, прослеживая динамику этих процессов (от индивидуального мастерства и до общеизвестных, устоявшихся активных методов и форм образования). Необходимо отметить, что развитие средств обучения и методик, увеличение их роли в педагогических системах от эпохи к эпохе стимулировало процесс технологизации педагогики в таких определениях: стандартизация, унификация «образовательного производства» в системе массового образования; вынесение творческого процесса (создание и оценка технологий учения) на более высокий уровень; упорядочение образовательной системы на основе иерархии уровней организации и соответствующих им специфических технологий и т.п. В результате роль педагога и его искусства на стадии учения постепенно снижается и совсем исчезает (хотим мы того или нет!) в сфере самообучения, самовоспитания [1, с. 30].

Одним из первых обнародовал идею технологизации учебного процесса выдающийся чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель Ян Амос Коменский. Термин «педагогическая технология» впервые появился в образовании в 1886 г. и связывают его с именем англичанина Джеймса Салли. Более частому применению в педагогике термина «технология» способствовало бурное развитие информационных технологий обработки, хранения и широкое использование их в сфере образования. Возникло специальное направление «педагогическая технология», призванное обеспечить решение поставленных вопросов. Это направление зародилось в 60-е годы в США и Англии и на современном этапе распространилось практически во всех странах.

В образовательной практике, как свидетельствует О.В. Ломакина, понятие «педагогическая технология» употребляется на трех соподчиненных уровнях:

1. Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология, характеризующая целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении на определенной ступени обучения. Этот уровень нередко называют уровнем технологии полного обучения.

2. Частно-методический уровень: частно-предметная педагогическая технология («частная методика» − совокупность методов и средств для реализации содержания образования в рамках одного предмета). Иногда этот уровень называют технологией предмета.

3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических задач, самостоятельную работу студентов, контроль знаний и т.д. Таким образом, педагогическая технология может рассматриваться широко и как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология. Педагогическая технология является составной (процессуальной) частью дидактической или методической системы и отвечает на вопрос: как учить результативно [2].

В современном понимании педагогическая технология охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проверки эффективности. Педагогическая технология − совокупность, «специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок» [3].

«Педагогическая технология − система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенные единой концептуальной основой, целями и задачами, создающие заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников» [4, с. 3].

«Под технологией подразумевается любое средство преобразования исходных материалов – будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг. Под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами» [5, с. 247].

«Педагогическая технология − совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [6, с. 166].

Педагогическая технология является феноменом, помогающим педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами образовательно-воспитательного процесса, учебного и воспитательного воздействия и взаимодействия. Она способствует передаче знаний и умений, а также помогает в личностном совершенствовании педагога, формирует в нем такие качества, как гуманность, толерантность, искренность, креативность, которые востребованы сегодня в деятельности педагога.

С.А. Сысоева утверждает, что «в сегодняшней педагогике являются актуальными проблемно-ориентированное обучение, технические средства, активные формы, информационные технологии, так как современные педагогические технологии должны реализовать потребность личности в индивидуальном развитии и саморазвитии, профессиональной и социальной мобильности, конкурентоспособности и адаптированности» [7, с. 55].

Качество подготовки преподавателей является важным элементом качества образования. Преподаватель высшей технической школы, в своём большинстве, не имеет специального педагогического образования, будучи специалистом, в своей области, он преподает, основываясь на воспоминаниях о том, как учили его самого, или интуитивно. Так как главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности, то реализовать эту цель могут только научно-педагогические кадры, которым присущи интеллигентность, профессиональная и педагогическая компетентность, творческое педагогическое мышление и гуманистическая направленность. Коренные изменения, которые произошли в социально-экономических условиях нашего общества, требуют внедрения в образовательную систему подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров для высшей технической школы. Такая подготовка предусматривает не только глубокое владение предметной отраслью, к которой принадлежит учебная дисциплина, но и научными основами преподавательской деятельности. Нормативная теоретическая информация, адресованная студентам, не формирует умение и навык осуществления педагогической деятельности. Преподавание фундаментальных и профильных дисциплин не является тем багажом, который может быть использован как профессиональный прообраз носителя функций педагогической деятельности. Перед студентом, будущим преподавателем высшей технической школы, стоит сложная задача нахождения актуальности предстоящей педагогической деятельности, формирования новой системы моральных ценностей и установок, построения личностного и профессионального прототипа в аудитории преподавателей.

«Сущностным ядром профессиональной идентичности является философия профессии, которая включает ценности и убеждения, цели профессиональной деятельности, профессиональную этику… Второй компонент – профессиональные знания и умения» [8, c. 310].

Главным источником развития профессионально-педагогической идентичности должно выступать профессиональное образование. Задача высших учебных заведений состоит в том, чтобы создать систему взаимосвязанных психолого-педагогических приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, соединив их единой концептуальной основой, целями и задачами, создать заданную совокупность образовательных ситуаций для обучения, развития и воспитания студентов. Другими словами, высшая школа должна иметь в своем арсенале педагогическую технологию, способствующую формированию профессионально-педагогической идентичности. Дидактическое наполнение психолого-педагогического образовательного процесса должно воспитывать у студентов стремление усвоить педагогические знания и умения, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях, концепциях истории педагогики и дидактики, теориях, отражающих существенные связи научно-познавательной и практической деятельности.

В центре образовательной системы должен находиться студент как личность и как будущий специалист в области образования с его мотивами, актуальными целями, индивидуальным психологическим наполнением. Преподаватель, учитывая интересы студентов, имеющиеся у них интеллектуальные возможности, степень мотивации учебной деятельности, настойчивости и практической активности, определяет учебно-воспитательные цели, ставит и решает задачи, создает педагогические ситуации, направляет и корректирует образовательный процесс с целью формирования и развития профессионально необходимых личностных качеств будущих педагогов. Реализация задач, направленных на реорганизацию студентом самого себя, перестройку структур его субъективного опыта и поведения направлены на необходимость формирования профессионально-педагогической составляющей Я-концепции, предполагающей работу по выявлению и формированию внутреннего образа, идентичного с образом некого «педагогического идеала» в профессионально-педагогической деятельности. Помимо познавательной деятельности в содержание профессионального образования включается и преобразовательная деятельность в виде различных предметных практикумов, как фрагмент педагогической технологии. Подобные практикумы направлены на преобразование внешней ситуации, призваны решить проблему адаптации и подготовки студентов к предстоящей педагогической деятельности. Основными направлениями, на реализацию которых может быть направлена программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса высшего технического учебного заведения, нацеленная на достижение профессионально-педагогической идентичности, являются формирование мотивационно-смысловой сферы личности, выявление и развитие профессионально-значимых качеств: интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности, а также его моральная составляющая. Направления работы должны основываться на принципах гуманизма. Изучение и анализ литературы показывают, что в основу каждого направления должны быть положены принципы гуманистического мировоззрения, которые предусматривают формирование таких качеств личности, как осознание единства природы и человека, отказ от авторитарного стиля мышления и взаимодействия педагога и ученика, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к мнению другого, нравственных и духовных ценностей.

Педагогическая технология должна пополнять не только когнитивную составляющую, так как хорошо заученные факты не всегда применяются в практической деятельности, а способствовать решению личностных, учебных и профессиональных проблем. Личностный рост, подъем всеобщей культуры студентов, становление положительных представлений о себе и окружающих устанавливается не столько теоретическими знаниями, сколько внутренним переживанием этих знаний, обретением личного опыта чувственного переживания личностного роста, основанного на самопознании, рефлексии, самоотражении, самоотношении, саморегуляции.

Важно на этапе становления профессионально-педагогической идентичности сформировать у студентов гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые психолого-педагогические знания и умения, развить коммуникативные способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность. Развитию мотивационно-смысловой сферы, интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности способствует обучение в ситуациях совместной продуктивной деятельности, благодаря которой происходит ценностная интеграция структуры личности, предоставляется возможность трансляции личностных конструктов, раскрываются качества конкретной неповторимой личности. Данная модель обучения способствует развитию операционально-технической сферы личности, так как формирует комплекс личностных и профессионально-педагогических качеств.

Становлению профессионально-педагогической идентичности способствует не изменение направления профессионального обучения, а совершенствование его качества, расширение репертуара педагогических технологий, дидактических возможностей, увеличение инновационных образовательных ресурсов. Теоретической передачи знаний в профессиональном образовании недостаточно, таким образом, сформированная профессионально-педагогическая идентичность актуализируется только тогда, когда, приобретенные знания и умения перейдут в устойчивый навык качественной педагогической деятельности.

Выбор педагогической технологии зависит от ряда образовательно-воспитательных факторов: приоритетных целей образования, специфики содержания обучения, состава студентов. Можно выделить такие широко используемые технологии:

- информационно-развивающая,

- деятельностная,

- личностно-ориентированная.

В последние десятилетия в системе образования появились новые педагогические тенденции – изменение целеполагания в направлении гуманизации, культуросообразности и природосообразности [9]; усиление личностной ориентации содержания и технологий образования; творческая и развивающая направленность обучения. Если организовать обучение так, чтобы студенты каждый раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

В традиционной практике педагог высшей школы большую часть лекционного занятия объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает задание по образцу и очень мало отводит времени на активизацию познавательной деятельности студентов. Основными элементами современных педагогических технологий высшей технической школы являются лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и расчетно-графические задания, как групповые, так и индивидуальные. Разработка новых методов и средств обучения, их классификация и систематизация привели к «рождению» инновационных педагогических технологий. Современная педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного уровня обучения и воспитания, быть эффективной по результатам, оптимальной по срокам внедрения, затрат сил и средств. Мы считаем, что формированию профессионально-педагогической идентичности у студентов технических университетов будет способствовать личностно-ориентированная технология сотрудничества, основанная на субъект-субъектных отношениях.

Личностно-ориентированное обучение мы можем видеть в вальдорфской педагогике, школе Марии Монтессори, личностно ориентированном развивающем обучении И.С. Якиманской, технологии модульного и модульно-развивающего обучения, игровых технологиях, проблемном обучении и т.д.

Личностно-ориентированная технология требует построения учебных программ как на основе знаний индивидуальных особенностей социальной группы «студенчества», так и на основе знаний специфики его профессиональной деятельности. В ситуации личностно ориентированной технологии будущий преподаватель приобретает практический опыт, использует имеющиеся навыки педагогических коммуникаций, познает их применение в конкретных педагогических ситуациях, перед ним встает выбор, какой стиль педагогического общения наиболее близок ему и имеет положительный результат. При этом студенты самоопределяются в парадигмальном, ситуативном и инструментальном плане. Студенты сознательно приобретают профессионально-педагогические знания, применяют реальные обстоятельства практической деятельности и меры собственных схем поведения.

Ведущим признаком личностно-ориентированной технологии, делающей акцент на развитии профессионально-педагогической идентичности, выступает сбалансированная психолого-педагогическая образовательная среда, благодаря которой студенты перенимают представления об объекте и субъекте преподавательского труда, его целях и задачах; приобретают необходимые психолого-педагогические теоретические и практические знания, умения и навыки; примеряют к себе требования к профессии преподавателя и т.д.

Педагогическими условиями личностно-ориентированной технологии являются интеграция психолого-педагогических и технических знаний, практическая педагогическая подготовка, сотворчество преподавателей технических, социальных, психолого-педагогических дисциплин, комплексное использование совокупности инновационных форм, методов, средств, приемов обучения.

В теоретическую часть учебного процесса необходимо внедрять элементы практической деятельности в виде различных предметных практикумов, круглых столов, диспутов, дискуссий и т.д., т.е. имитационное научение, транситуационное научение и совместную продуктивную деятельность.

Таким образом, основными направлениями, на реализацию которых может быть направлена программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса высшего учебного заведения, связанными с достижением профессионально-педагогической идентичности студентов, являются развитие мотивационно-смысловой сферы, интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности, выявление и развитие профессионально-значимых качеств личности. Важно на этапе становления профессионально-педагогической идентичности сформировать у студентов гуманистическую направленность и педагогическую культуру, педагогическую компетентность, приобрести необходимые психолого-педагогические знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность.


Список литературы

1. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 224 с.
2. Ломакина О.Е Проектирование в образовании: необходимость и реальность: / О.Е. Ломакина // Школ. технологии. − 2003. − № 4. − С. 86-93.
3. Педагогические технологии / Википедия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогические_технологии.
4. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
5. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / А.С. Смирнов. − М.: Академия, 2000. − 512 с.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
7. Сысоева С.А. Формирование педагогической компетентности преподавателя высшего учебного заведения непедагогического профиля. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Варшава, − 2009.
8. Берберян А.С., Богданова Т.В., Сильченкова С. В., Ермолаева Е.Б., Варданян Н.Т. Международное исследование профессиональной идентичности педагога // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. №3 (47). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-issledovanie-professionalnoy-identichnosti-pedagoga
9. Власенко В.В. Диалектическая связь природосообразности и культуросообразности в современном образовании // МНКО. 2014. №3 (46). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskaya-svyaz-prirodosoobraznosti-i-kulturosoobraznosti-v-sovremennom-obrazovanii

Расскажите о нас своим друзьям: