Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 376

Дата публикации 31.03.2022

Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях

Федорова Анастасия Дмитриевна
студентка психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, fedor.na@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи. В статье приведены результаты обследования уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). На основании полученных данных описана коррекционная работа по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях посредством использования дидактических игр.
Ключевые слова: лексика, общее недоразвитие речи, словарь, активный и пассивный словарь, семантическое поле, синонимы, антонимы, индивидуальные и подгрупповые занятия, дидактические игры.

The formation of vocabulary among children of preschool age with General speech underdevelopment (The third level of speech development)

Fedorova Anastasiya Dmitrievna
student of Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: The article deals the problem of vocabulary formation among preschool children with General speech underdevelopment. The article presents the results of study the levels formation of passive and active vocabulary among senior preschool children with General speech underdevelopment (III level of speech development). The authors described the system of work on the formation vocabulary among senior preschool children with General speech underdevelopment (III level of speech development) in individual and subgroup speech therapy classes with the help of didactic games. The results are based on a survey of senior preschool children.
Keywords: vocabulary, General speech underdevelopment, active and passive vocabulary, semantic field, antonyms, synonyms, individual and subgroup classes, didactic games

Правильная ссылка на статью
Федорова А.Д. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-slovarya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya-na-individualnykh-i-podgruppovykh-logopedicheskikh-zanyatiyakh.html (Дата обращения: 31.03.2022)

Речь ребенка формируется постепенно. Это очень сложный многоуровневый процесс. Элементы языка усваиваются детьми неравномерно. Поэтому на разных этапах речевого развития, некоторые языковые средства уже есть в речи, некоторым только предстоит появиться. Следовательно, речь ребенка, особенно в  дошкольный период, несовершенна.

По мнению Т.В. Волосовец, словарь – это слова (основные единицы речи), которые обозначают предметы и явления, действия и признаки окружающей действительности [2, с. 24]. Выделяют активный и пассивный словарь. К пассивному словарю относятся слова, значение которых понятно ребенку, а к активному  – слова, которые он может употреблять в собственной речи. Богатство словаря определяет насыщенность и полноценность  любого языка. Словарный состав русского языка, в этом отношении, очень многообразный.

На формирование словаря ребенка оказывают влияние различные факторы: социальная среда, возраст, психическое состояние. Для правильного развития словаря важна взаимосвязь всех компонентов речи с мышлением, вниманием, восприятием и другими психическими процессами [5, с. 178].

Общее недоразвитие речи – одно из самых распространенных  речевых нарушений. Р.Е. Левина проводила исследования нарушений речи у детей с нормальным слухом и интеллектом. В результате этой работы была выделена особая группа детей, у которых проявлялась недостаточная сформированность всех компонентов речи, дети с общим недоразвитием речи [9, с. 13].

Исследования В.А. Ковшикова [5], Н.А.Никашиной  [10], Г.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [14] показывают, что речь детей с общим недоразвитием речи развита значительно хуже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

По словам Р.Е. Левиной,  для речи  детей с ОНР (III уровень речевого развития) характерно использование обиходных слов, их неточное знание и употребление [9, с. 17]. Ребенок употребляет простые предложения для выражения своих мыслей. Дети редко используют прилагательные, наречия, допускают ошибки при употреблении предлогов.  Дети хорошо понимают обиходную речь, но могут не знать или не понимать значения некоторых слов близких по смыслу и звуковому составу [9, с. 8].

Работа по формированию словаря у детей с ОНР (III уровень речевого развития) занимает важное место в коррекционном процессе. Логопед проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по обогащению словарного запаса, используя различные методики, приемы и технологии [14, с. 65].

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Исследования игровой деятельности детей с ОНР убедительно   доказывают необходимость развития лексического компонента речи в  условиях специально организованной сюжетно-ролевой игры, поскольку  для этой категории дошкольников «игра также сохраняет за собой  роль мощного фактора детского развития» [15, с. 358]. Но, прежде всего, ребенку с ОНР (III уровень речевого развития) легче закрепить и обобщить пройденный материал в процессе дидактических игр [8, с. 106].

Несмотря на многочисленные исследования проблемы формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи, вопросы разработки методик для обследования и коррекционной работы данного нарушения, до сих пор остаются дискуссионными.

Целью данной публикации является представление данных обследования формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) и обзор дидактических игр, которые могут быть использованы для коррекционной работы.

В экспериментальную группу вошли дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) (далее ˗ ОНР).

Методика изучения состояния словаря  старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) была разработана на основе авторских диагностических заданий  И.А.Смирновой [11], Р.И. Лалаевой  и  Н.В.Серебряковой [7]. В качестве картинного материала мы использовали альбом для логопеда О.Б. Иншаковой [4]. Методика включала: исследование активного словаря  и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).

Первый блок содержал задания, которые были направлены на  выявление возможностей  понимания и употребления слов номинативного значения (словарь существительных, глаголов, прилагательных, числительных и предлогов); состояние лексических парадигм (антонимов, синонимов, знание составляющих какого-либо предмета).

Второй блок включал задания на определение количественной оценки уровня активного и пассивного словаря детей. Обследование проводилось  на материале существительных (включая части тела и предметов – 272 слова), прилагательных (величина, вкус, форма и т.д. – 40 слов), глаголов (кто как передвигается, кричит, что делает и т.д. – 72 слова). Также проверялось понимание детьми наречий (холодно, жарко, далеко и т.д.– 6 слов).

Анализ результатов выполнения заданий, ориентированных на понимание и употребление в речи лексических единиц   детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) показал, что у 60% детей  – низкий уровень сформированности словаря, у 40% детей средний уровень, высокий уровень сформированности словаря не был установлен.

В ходе анализа результатов мы выявили, что дети не знают некоторых существительных: одежда (майка), обувь (босоножки), мебель (трюмо), посуда (кастрюля), овощи (свекла). При этом воспитанники с ОНР заменяют слова, обозначающие предметы, имеющие внешнее сходство (куртка – рубашка; ботинки – сапоги).

Затруднения вызвало называние глаголов и прилагательных. «Скажи, кто  как передвигается или в каком состоянии находится?» (девочка – скачет, вместо прыгает; дядя – лежит, вместо загорает; девочка – моется, вместо умывается). Исследование атрибутивного словаря показало  сложности в употреблении относительных и притяжательных прилагательных (деревянный – из дерева, клубничное – из клубники; хвост  у вороны – ворончий, уши у медведя  – медведя).

Дети с ОНР допускали многочисленные ошибки при употреблении количественных и порядковых числительных, потребовалась направляющая помощь.

В ходе обследования выяснилось, что дети не знают некоторых предлогов (из–за, возле, по).

Выраженные затруднения вызвали задания на подбор антонимов (приходит – выходит, вместо уходит; грязное – негрязное, вместо чистое) и синонимов (поезд гремит, вместо мчится; лошадь бегает, вместо скачет).

Мы выяснили, что словарь существительных и глаголов развит у детей лучше, чем словарь прилагательных, числительных и предлогов. При подборе антонимов дети испытывают меньшие затруднения, чем при подборе синонимов.

Результаты обследования пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста  с ОНР (III уровня речевого развития) показали, что у 20% детей  сформированность словаря выше среднего уровня, у 50%  испытуемых – средний уровень сформированности словаря, у 30% воспитанников  сформированность пассивного словаря ниже среднего уровня.

Анализ результатов активного словаря детей старшего дошкольного возраста  с ОНР (III уровень речевого развития) показал, что для 40% испытуемых характерен средний уровень сформированности словаря,  еще такая же часть воспитанников (40%) выполнила задания  на уровне ниже среднего, а у остальных  детей  (20 %) был выявлен низкий уровень сформированности активного словаря.

Сравнительный анализ уровней активного и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) свидетельствует о том, что дети затрудняются в показе и назывании некоторых существительных (рысь, лось, филин, синица, ежевика, брусника, клюква, василек, портфель, блюдце и т.д.). Дошкольники испытывают затруднения при употреблении прилагательных (вкусный, горький, сильный, средний, длинный, овальный и т.д.). Они не используют в собственной речи  глаголы (воркует, гогочет, рычит, крякает и т.д.) и наречия (хорошо, плохо, жарко).

Количественный анализ показателей активного и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) показал, что уровень активного словаря ниже, чем уровень пассивного. Особенно заметна разница при употреблении прилагательных и наречий.

Результаты обследования выявили необходимость коррекционной работы по формированию словаря детей дошкольного возраста с ОНР  (III уровень речевого развития).  Работа  должна быть комплексной, для этого целесообразно проводить ее по таким направлениям:

  1. работа с обобщающими словами, словами обозначающими часть и целое, их усвоение и закрепление в словаре;
  2. увеличение словаря прилагательных, изучение качеств и свойств предметов;
  3. обогащение словаря глаголов;
  4. изучение синонимов и антонимов;
  5. обогащение словаря наречий;
  6. увеличение количества употребляемых предлогов.

При этом сначала проводится работа по увеличению пассивного словаря, затем актуализация изученного в речи.

В логопедической работе  важную роль играет индивидуально-дифференцированный  подход, который учитывает особенности того или иного ребенка. В этой связи участники экспериментального обучения были нами  распределены по подгруппам, в зависимости от уровня сформированности словаря. (1 подгруппа – уровень низкий и ниже среднего; 2 подгруппа – ниже среднего и средний уровень; 3 подгруппа  - средний уровень и  уровень выше среднего).

В состав первой подгруппы вошли дети с низким уровнем и уровнем ниже среднего сформированности словаря (30% от общего числа воспитанников). Дети испытывали затруднения при выполнении заданий, требовалась помощь и наводящие вопросы. В словаре дошкольников преобладали существительные и глаголы обиходного характера. Испытуемые данной подгруппы не называли или называли ошибочно животных, профессии, мебель, одежду. Дошкольники неправильно употребляли слова-действия, сходные по назначению. Наблюдалось однотипное называние прилагательных и наречий. Дети не могли подобрать синонимы и антонимы.

Вторую подгруппу составили дети с уровнем средним и ниже среднего сформированности словаря, (30 %). Большую часть заданий дети выполняли самостоятельно, иногда требовалась направляющая помощь логопеда. Дошкольники испытывали затруднения при актуализации незначительного количества слов. Дети не знали некоторых обобщающих слов (мебель, обувь). Трудности возникали при употреблении семантически близких глаголов и прилагательных. Антонимы дети заменяли синонимами.

В состав третьей подгруппы вошли дети с  уровнем средним и выше среднего сформированности словаря (40% воспитанников). Дети выполняли задания самостоятельно. Словарь дошкольников приближен к норме, но не достаточно актуализирован. Дошкольники знают и используют в речи большую часть предложенных в обследовании существительных, в том числе обобщающие слова. Дети неточно употребляли наречия и предлоги. Они справились с заданием на подбор антонимов, подбор синонимов вызвал незначительные затруднения.

Организация и проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий осуществлялась с учетом стартовых возможностей дошкольников с ОНР каждой подгруппы в течение 12 недель. На подгрупповых занятиях обогащение словаря происходило по следующим лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Профессии». На индивидуальных занятиях количественное увеличение словаря проходило параллельно с автоматизацией нарушенных звуков.

Многие авторы отмечают важность использования дидактических игр в коррекционно-логопедической работе. В своей работе мы опирались на игры, предложенные Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой [8], Н.Е.Арбековой [1], Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной [13], В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко [6], Н.Э. Теремковой [12] ,О.С. Гомзяк  [3] и др.

Автором статьи  предпринята попытка сгруппировать дидактические игры для формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) в комплексы, представленные ниже.

Дидактические игры для закрепления обобщающих понятий:

– «Назови, одним словом». Детям нужно назвать одним словом то, что мы надеваем на ноги? (Обувь) или животных, которые живут вместе с человеком? (Домашние животные).

–  «Корзинка и ящик». Детям предлагается разложить фрукты в корзинку, а овощи в ящик. Или же игра «Лес и ферма», где дети должны определить место обитания животных. Можно распределить детей на две команды. Игра способствует закреплению классификации обобщающих понятий «Овощи» и «Фрукты», «Домашние животные» и «Дикие животные».

Данные игры можно применять на подгрупповых занятиях во время изучения определенной лексической темы.

Дидактические игры, направленные на обогащение словаря прилагательных:

–  «Узнай по описанию». Логопед предлагает определить, о чем (о ком) идет речь (маленькая, ласковая, пушистая, серая – кошка; большой, толстый, с длинным хоботом – слон).

–  «Какой, какая, какое?» или «Чей, чья, чье?». Цель игры упражнять в образовании прилагательных.

Например, игра с фонариком «Какой сок, какое варенье?». Ребенок подсвечивает фонариком затемненную картинку и называет «какой сок» или «какое варенье» (сок из яблок – яблочный сок, варенье из сливы сливовое варенье и т.д.). Или игра «Чьи уши, чей хвост?» проводится с использованием разрезных картинок. Ребенок подбирает нужное изображение и называет чьи уши и чей хвост (хвост волка – волчий хвост, уши зайца – заячьи уши и т.д.)

Еще один вариант использования данных игр, образование относительных и притяжательных прилагательных с параллельной автоматизацией звуков. Например, автоматизация звука [ж] (куртка из кожи – кожаная куртка, торт из желе – желейный торт, винт из железа – железный винт и т.д.).

Таким образом, эти игры могут применяться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Дидактические игры на расширение глагольного словаря. Целью игр является увеличение числа используемых глаголов:

– «Кто голос подает?» Детям предлагают послушать звуковой фрагмент и определить, кто издает звуки (собака лает, свинья хрюкает, лошадь ржет и т.д.).

– «Кто как передвигается?» Детям нужно назвать, как передвигается предмет. В игре используются предметные картинки и панно с изображением неба, земли, моря (самолет, птица летают – фиксируем в небе; рыба, корабль плавают – фиксируем на море и т.д.). Данная игра направлена не только на расширение словаря глаголов, но и способствует формированию пространственной ориентировки.

Дидактические игры для расширения словаря синонимов и антонимов:

–  «Скажи наоборот». Детям нужно закончить предложение (У лисы хвост длинный, а у зайца….Лимон кислый, а  груша….). Эту же игру можно использовать  для формирования словаря наречий (Летом жарко, а зимой…Собака лает громко, а кошка мяукает…)  Другой вариант использования игры, например, автоматизировать звук [з] и подбирать антонимы с приставкой без- (опасная – безопасная, зубастый – беззубый и т.д.)

–  «Скажи по-другому». Цель игры  учить дифференцировать звуки [c], [з] и [ш], [ж] и упражнять в подборе синонимов (охранять дом – сторожить дом, трудное задание – сложное задание, включать свет – зажигать свет и т.д.)

Таким образом, после проведенного обследования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития), мы обнаружили, что дети испытывают затруднения в понимании и употреблении многих слов. При помощи дидактических игр логопеду легче вовлечь детей в образовательный процесс и тем самым сократить время коррекционной работы.

Специалисты для работы могут использовать предложенные в статье  дидактические игры.


Список литературы

1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. М.: ГНОМ, 2018. 32 с.
2. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М.: Сфера, 2007. 224 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе. М.: ГНОМ, 2018. 128 с.
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2021. 279 с.
5. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Астрель, 2007. 318 с.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2018. 104 с.
7. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Спб.: Наука-Питер, 2006.102 с.
8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2001. 224 с.
9. Левина Р.Е. Предмет логопедии // Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение,1967. C.7-29
10. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. С.53-70.
11. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 52 с.
12. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М.: ГНОМ, 2019. 32 с.
13. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: Речевые игры на автоматизацию звуков. М.: Сфера, 2019. 64 с.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М: Айрис – пресс, 2007. 224с.
15. Якушева В.В., Запрудина М.В. Влияние игровой деятельности на формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А. Набоковой, Е.Л. Черкасовой.М.: ЛОГОМАГ, 2018. С.357-359.

Расскажите о нас своим друзьям: