Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 159.9

Дата публикации 31.03.2022

К вопросу о развитии личностной зрелости студентов вуза

Терещенко Владимир Валерьевич
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», соруководитель ОМО педагогов-психологов Смоленской области, Terechenko2007@yandex.ru
Хомяков Андрей Леонидович
студент 1 курса магистратуры направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология в социально-педагогической практике», психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», nikezenhoror17@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения личностной зрелости студента в рамках вузовского образования. Личностная зрелость представляет собой процесс развития на протяжении многих периодов онтогенеза, на который влияют как внешние факторы (социокультурная ситуация, общественные отношения и т.п.), так и внутренние (сформированность иерархической мотивационно-потребностной сферы; потребности в саморазвитии, самоактуализации, мотивация, рефлексия и др.). В выводах делается акцент на важности изучения взаимосвязи личностной зрелости студентов вуза и их психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: зрелость, личностная зрелость, психолого-педагогическое сопровождение, самоактуализация, акмеология, студент.

Revisiting the development of personal maturity of tertiary student

Tereschenko Vladimir Valerievich
Phd in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at the Departament of General Psychology of Federal State- Funded Educational Institution of Higher Education «Smolensk State University» , Co-Head of Departament of Psychological Education, Psychology Teachers of the Smolensk Region
Khomyakov Andrey Leonidovich
the first year master student in the field of education «Psychological and pedagogical education», training programme «Psychology in social and pedagogical practice», Psychological and pedagogical Faculty of Federal State- Funded Educational Institution of Higher Education «Smolensk State University»

Abstract: The article is devoted to the personal maturity research of a student within tertiary education. Personal maturity is a process of development over many periods of ontogenesis, which is influenced by both external factors (sociocultural situation, social relations, etc.) and internal factors (formation of a hierarchical motivational-need sphere; requirement of self-fulfillment, self-actualization, motivation, reflection, etc.). The conclusions emphasize the importance of studying the relationship between the personal maturity of university students and their psychological and pedagogical support.
Keywords: maturity, personal maturity, psychological and pedagogical support, self-actualization, acmeology, student.

Правильная ссылка на статью
Терещенко В.В., Хомяков А.Л. К вопросу о развитии личностной зрелости студентов вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-razvitii-lichnostnoj-zrelosti-studentov-vuza.html (Дата обращения: 31.03.2022)

 

С конца второго  десятилетия ХХI века наше общество особенно претерпевает большие изменения;  оно ускоряется, все более динамично протекают социокультурные процессы и трансформации. Несомненно,  это оказывает влияние на личность, на смену её ценностных ориентаций, формирование условий социальной неопределенности, формируя замены  прежних установок на новые.

К системе высшего образования начинают применяться новые требования по подготовке будущих специалистов. Перед вузами стоит задача подготовить осознанную, ответственную личность, способную к рефлексии, к пониманию и поддержке другого. Требуются творческие навыки, способности применения и адаптации инновационных технологий, что неминуемо ведет за собой обновление всей системы психолого-педагогического сопровождения. Личностная зрелость, именно тот социокультурный фактор, который ведёт к оздоровлению личности, это личность, которая готова вести диалог, взаимовыгодно сотрудничать на общее благо.

Однако основная проблема, которая до сих пор есть в вузах, это применение в чем-то схоластической, традиционной системы обучения. Такая система мало уделяет внимания сопровождению студента, а направлена в большинстве своём лишь на передачу сухих знаний. Сама по себе система общего и профессионального образования предлагает обучающимся  готовые цели, жесткое, стандартизированное содержание, устоявшиеся формы работы и контроля. Подобная организация педагогического процесса по сути исключает необходимость и возможность выбора и построения учащимися собственной программы образования и самообразования, снимает с него личную ответственность за процесс и результат обучения [12]. Однако,  современная ситуация требует кардинально других решений. Более подходящей, на наш взгляд, является антропоцентрическая идея, которая исходит из того, что все люди  уникальны, каждый требует своего особого подхода, мы есть индивидуальности, мы разные. Это концепция много уделяет внимания развитию самостоятельности человека, его культуре самости; процесс самообразования  непременно связан с такими понятиями как самоактуализация, самовоплощение, самовыявление и, наконец,  самообнаружение. Ведь студенческий возраст не столько образовательная категория, сколько даже социальная и требования к ней растут. Это часто выражается в увеличении творческих заданий при поступлении в вузы, например,  при написании мотивационного письма, в котором студент обосновывает выбор той или иной профессии. Профессиональные паттерны поведения накладывают свой отпечаток на личность студента, отождествляют его с критериями выбранной специализации. Это время определения своей профессиональной идентичности. «Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обуславливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию» [13, с. 29]. Проблема личностного и профессионального самоопределения является первостепенной для студентов вузов и такие её признаки как  индивидуальность и стремление к самобытности, очень важны в условиях жесткой конкурентной рыночной среды современной России [12].

Преподаватель должен быть всегда нацелен на творческий успех, его  должно отличать такое качество как гуманность. Диада отношений «преподаватель-студент» требует активного взаимодействия, нужно максимально приложить усилия на формирование позитивного настроя. Важно предоставить условия для развития характеристик личностной зрелости, среди которых выделяют: самостоятельность, ответственность за принятые решения, самопринятие, рефлексию и толерантность. Здесь нет места инфантильности; инфантильные люди они незрелы, их суждения не носят смысловой ценности, наивность ведет к принятию необдуманных решений, нужно учить осознанности и не подаваться игровым увеселениям. Проявления инфантильности  неминуемо могут привести к дезадаптации.

В нашей работе  предпринимается попытка анализа, возможного дальнейшего  выстраивания оптимальной, соответствующей времени системы психолого-педагогического сопровождения на уровне «преподаватель-студент», здесь важно соединить все части пазла образовательной системы высшего образования воедино. Устаревшие модели взаимодействия требуют обновления,  реализации личностно-ориентированного подхода, являясь важной  доминантой  в нашем перспективном  исследовании. Именно такая ориентация позволяет повысить эффективность общения внутри образовательной системы, её основной фокус направлен на самореализацию студента. Ещё А. Маслоу ставил вопрос самореализации, считая её высшей потребностью: «Это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение» [4].

 Исследуемая проблема личностной зрелости студента и ее психолого-педагогического сопровождения  в условиях вузовского образования является многоаспектной, а потому ширина работ в данном научном поле представляет интерес. Личностная зрелость встречается у многих отечественных и зарубежных авторов. Размах ориентиров тут многогранный: содержательная часть, проблема дефиниции понятия «личностная зрелость», её структура основные показатели и др. Актуальность проблематики изучения обусловлена «…тотальностью влияния процессов незрелости/ зрелости на психическое развитие и состояние индивида, на качественные характеристики его активности и адаптации. Но если показатели биологической незрелости/зрелости очевидны для большинства людей, проявляют себя в периоды возрастного развития и особенно заметны ко времени взросления человека и его вхождения во взрослую жизнь, то для большинства людей именно личностная зрелость не выступает самостоятельным критерием оценивания» [7].

Проблема содержания личностной зрелости проанализирована в работе Б. Г. Ананьева «Человек как предмет познания», где он указывает на гетерохронность зрелости в её основных формациях: «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает» [3]. Автор также указывает, что в период ранней взрослости (21-25 лет), согласно классификации Д. Б. Бромлея, человек начинает усваивать роль взрослого, приобретает профессиональные роли, начинает формироваться мастерство. Это период вступления во все виды социальной активности, положительное влияние которого влечёт за собой достижение той самой личностной зрелости. «Личностная зрелость во многом совпадает со зрелостью характера, что предполагает его полноту (богатство отношений), силу (волевое преодоление жизненных трудностей), цельность (единство множества отношений, иерархия мотивов, наличие главного смысла жизни) и оригинальность (самобытность, подлинность)» [6].

 Обращаясь  к исследованиям  И.С. Кона  можно заметить, что  он также указывает на гетерохронность, но в зависимости от вида деятельности. «Зрелость «Я»  везде и всюду зависит от характера реальной жизнедеятельности личности, степени самостоятельности, сложности и ответственности ее труда, включая и обучение» [9]. При этом он подчёркивает прямую связь между зрелостью, выбором профессии и процессом формирования мировоззрения. К.А. Абульханова-Славская устанавливает, что проявление зрелости личности, есть «способность установить  тот  свой  «порог», при  котором   она считает удовлетворенными свои материальные потребности и начинает рассматривать их лишь как одно из условий  жизни, направляя свои   жизненные силы на другие цели. Эта способность личности «переключить» свои жизненные стремления  с материальных  на другие ценности и является, собственно, показателем того, что она начала жить личной жизнью» [2, с. 10]. А.А. Бодалев в книге «Личность и общение», указывает на идейную зрелость человека, которую видит в умении «объективно фиксировать главное в окружающих его людях» [5]. Также можно отметить его следующую цитату: «Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами морали, и основные ценности жизни стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью говорить о его личностной зрелости [6].

Касаемо основных дефиниций понятия зрелость, вызывает неподдельный научный интерес статья Г.С. Сухобской.  В ней  автор пытается соотнести понятия взрослость и зрелость, синонимы ли это, или они имеют разные предметные значения. Она указывает, что для андрогога в понимании зрелости важны такие феномены как индивидуально-личностные проявления человека, а не соотношение его с гражданином, носителем социального менталитета, обладателям прав и обязанностей, важна жизненная позиция взрослого. А особенно важным становится такое качество, как способность к рефлексии, что характерно для юношеского возраста, именно там оно начинает активно проявляться. Для неё естественно, что человек не может обратиться к рефлексии без достаточного уровня психологической зрелости. Но интересен здесь следующий факт, что зачастую зрелость психического развития сочетается с маскируемой или немаскируемой незрелостью социального поведения (причем нередко и по отношению к самому себе).

В упомянутой статье уделяется внимание такой науке как акмеология, где зрелость связывают с таким этапом развития человека, когда он достигает вершин своего творчества (А.А.Деркач, А. М.Зимичев, Н. Н. Кузьмина и др.). По её мнению, андрогог в понимании зрелости, справедливо ставит в центр свободу выбора, права информационного запроса и собственные оценки, однако сам феномен «андрогог-взрослый» требует более глубокой интерпретации [16].

Если подытожить анализ  отечественных исследований, связанных с данной проблематикой, то можно отметить, что  критерии зрелости были различны: ответственность (П. Я. Гальперин, А. Г. Асмолов); субъектные характеристики личности (Д. А. Леонтьев, Л. И. Анциферова), способность ставить реальные цели (Б. С. Братусь), автономия (Л. И. Божович).

Проанализировав работы зарубежных исследователей применительно к нашему исследованию,  наиболее близким понятием для нас  будет именно  психологическая зрелость. Под ней понимают «способность брать на себя обязательства, принимать ответственные решения, учитывающие собственные особенности и потребности, и признавать последствия своих действий» [1].  Э. Эриксон связывал развитие личности с обретением идентичности, он считал, что её отсутствие или неполнота ведёт к разрушению профессиональной мотивации. «Положительный исход ранней взрослости – союз двух идентичностей, когда в своих личных связях человек не теряет себя и признает индивидуальность другого. Это можно расценивать как достижение зрелости» [8]. По итогу, он считал, что зрелость можно достигнуть лишь в старости. Если мы обратимся к  исследованию И.М. Палея, то заметим, что зрелость личности связано с уровнем социального потенциала, выражаемого в способности человека влиять на других и на общество в целом.  Оперируя работами  А. Маслоу, который создал свою пирамиду потребностей, где высшей целью было самоактуализация личности, мы можем видеть, что обретая её человек становится психологически здоров. Недаром  именно психологическое здоровье стояло на одних весах со зрелостью личности в гуманистической психологии.

К. Роджерс в качестве первостепенного условия достижения зрелости личности выводил способность к переживанию. «Если человек свободен и имеет возможность прислушаться к себе, опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека (несмотря на возможные ошибки и трудности) к большей личностной зрелости, к более полноценной жизни» [8]. Другой всемирно известный исследователь Э. Фромм, исходил из совсем отличного ракурса, считая, что зрелость проявляется в любви к другому человеку и здесь ценны такие проявления как забота и сострадание. Зрелость межличностных отношений становится главным в его трактовке, а также эмпатия и желание любить, вот что по-настоящему является зрелым. К теории Фромма, близка идея З. Фрейда, который во главу угла также ставил любовь, но при этом ещё и способность к труду.

Конечно, наиболее пристальное внимание личностной зрелости уделено в работах Гордона Олпорта, он был одним из  начинателей использования системного подхода при описании личности. Американский психолог считал, что «нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько развивающихся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уникально» [15, с. 331]. Поэтому, во многом он предпочитал говорить об идеальном человеке, чем о реальной его сущности. Плюс к этому возраст не считался им каким-то мерилом зрелости, но те страдания, которые он может преподнести, могли повлиять на зрелость. «Хорошо уравновешенный одиннадцатилетний паренек, «не по годам мудрый», может иметь больше признаков зрелости, чем многие эгоцентричные и невротичные взрослые. Здоровый студент колледжа может обладать большей зрелостью, чем его родители или даже бабушки и дедушки» [15, с. 331]. Касаемо критериев зрелой личности Олпорт  говорит довольно просто: «Здоровая личность активно овладевает своим окружением, демонстрирует определенное единство личности и способна правильно воспринимать мир и себя. Такая личность стоит на собственных ногах, не предъявляя чрезмерных требований другим» [15, с. 331]. Довольно много внимания он уделял такой черте зрелости личности как юмор и понимание себя. Ссылаясь на философа Сантаяну,  он выводит: «Ничто не требует большего интеллектуального героизма, чем готовность видеть расшифрованным собственное уравнение». А юмор для него поразительный показатель самопонимания, тут он приводит пример с Сократом: «Что собой представляет чувство юмора? Романист Мередит говорит, что это есть способность смеяться над вещами, которые любишь (включая, конечно, себя самого и все, что к тебе относится), и, тем не менее, любить их. Настоящий юморист видит за каким-то серьезным предметом (собой, например) контраст между видимостью и сущностью» [15, с. 341]. Главное он считал, что юмор и комичность, это разные понятия и смешивать их нельзя.

Подводя итог рассуждениям Г. Олпорта, основные критерии личностной зрелости выглядят так: «расширенное чувство Я, теплота по отношению к другим, эмоциональная безопасность и принятие себя, реалистическое восприятие, самообъективация – понимание себя и юмор по отношению к себе, единая философия жизни» [8].

Среди работ последних лет можно выделить идеи О.В. Пчелиной, которая искала явление, ярко описывающее поведенческое воплощение личностной зрелости. В качестве основы был взят поступок – «как выбор между мотивационно оправданными поведенческими возможностями, за которыми стоят альтернативные ценности. С одной стороны, в поступках проявляется уровень личностной зрелости человека (каждый выбирает по себе), а с другой –совершенные поступки вплетаются в Я-концепцию и, таким образом, выступают средством самостроительства (каждый выбирает для себя)» [14].

Таким образом, личностная зрелость представляет собой  процесс развития  на протяжении многих периодов онтогенеза  на который влияют как внешние факторы (социокультурная ситуация, общественные отношения и т.п.), так и внутренние (сформированность иерархической мотивационно-потребностной сферы; потребности в саморазвитии, самоактуализации, мотивация, рефлексия и др.).

Вторым важным аспектом нашего исследования является  анализ процесса психолого-педагогического сопровождения личностной  зрелости в рамках вузовского образования. Проблематика психолого-педагогического сопровождения в условиях деятельности вуза, на данный момент, считается мало разработанной.  При этом можно отметить, что вопросы сопровождения волновали умы ещё той советской высшей школы, которая нуждалась в квалифицированных педагогах и психологах. Ставилась задача введения в вузы организации психологической службы, общество предъявляло все более высокие требования к будущим специалистам 70-х-80-х годов. Точного определения данного процесса в науке ещё не сложилось. К примеру, Т.И. Волкова рассматривала психолого-педагогическое сопровождение как часть психологического обеспечения профессиональной подготовки студента.

В науке приводят разные проблемы изучения психолого-педагогического сопровождения. Так А. В. Брушлинский видит её в «создании системы условий для саморазвития личности молодого человека».  Он отмечал, что для высшей школы особенно важна система общих, личностных, психических качеств и процессов студентов: мотивация, способности, рефлексия и т.д. «При этом лучше всего, когда студенты овладевают соответствующими психологическими знаниями и психотехникой на основе собственной жизни и жизни своих близких, т.е. реальных проблемных ситуаций, возникающих в ходе их деятельности и общения» [11, с. 52]. Многие учёные говорят про важность комплексного подхода при воспроизведении процесса сопровождения. Так, И.М. Шилова в своем исследовании использует следующий комплекс технологий: развивающая диагностика, тренинги профессионального, личностного развития и саморазвития, психологическое консультирование, проектирование альтернативных сценариев профессиональной жизни. Особенное внимание автор  уделяет психологическому сопровождению первокурсников на уровне адаптации. Она пишет следующее: «необходимо провести диагностику готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов обучения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок. Кроме того, необходимо оказывать помощь и поддержку первокурсникам в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности, в преодолении трудностей самостоятельной жизни и установлении комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами; проводить консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности; корректировать профессиональное самоопределение» [17]. Несомненно, что эффективность психолого-педагогического сопровождения зависит от скоординированной работы всех участников образовательного процесса, важно выявить профессиональный потенциал студентов, их мотивационные и личностные установки, а это невозможно без сочетания воспитательной и психологической работы.  Важно сформировать профессиональные качества будущего специалиста и процесс психолого-педагогического сопровождения, как утверждает И.А. Кибак, который  выражается в постоянном мониторинге психологических свойств личности с помощью специальных методов воздействия [10].

Большое внимание в аспекте сопровождения нужно уделить самостоятельной работе студентов. «Настоящее время требует от вузов ответственных выпускников, готовых к развитию личностного совершенствования и карьерного роста,  стремящихся  к повышению духовно-нравственного развития … Высшее образование будущего - это системное комбинированное обучение студентов в аудиториях и управление интенсивной независимой предпринимательской деятельностью. Каждый обучается в индивидуальном, удобном режиме, имеет возможность использовать самую современную развивающуюся информацию и образовательную коммуникацию» [18].

Таким образом, выше описанные позиции по исследованию   проблематики личностной зрелости в сочетании  с её психолого-педагогическим сопровождением,  требует более детальной дальнейшей  проработки.  В данный момент вузы нуждаются в построении эффективной модели психолого-педагогического сопровождения личностной зрелости студента, которая будет носить комплексный, поэтапный характер. На наш взгляд, оно должно строится во взаимосвязи с формированием именно его личностной зрелости. Содержание модели психолого-педагогического сопровождения личностной зрелости современного студенчества связано с реализацией идей личностно-ориентированного, деятельностного и диалогического подходов. Важно, чтобы в процессе получения высшего образования студент не потерял интерес к своему личностному и профессиональному росту. Грамотно выстроенные учебные курсы в рамках ключевых направлений и профилей подготовки,  необходимо ориентировать на активное взаимодействие преподавателя и студента, что будет способствовать развитию творческой, активной, уверенной в себе личности.


Список литературы

1. Morales-Vives F., Camps E., Dueñas J. M. Predicting academic achievement in adolescents: The role of maturity, intelligence and personality // Psicothema. 2020. Vol. 32, no. 1. Р. 84-91.DOI: 10.7334/psico thema2019.262.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Изд. Мысль. 1991. 299 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Электронный ресурс] URL:http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_ananiev-man-reflection.pdf (дата обращения: 09.01.2022)
4. Баранова Т.А. Факторы успешной самореализации личности студента в процессе обучения в вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. Изд. Политехнического ун-та СПБ. 2015. 4(18). С. 67-74
5. Бодалев А. А. Личность и общение. [Электронный ресурс] URL:http://gpa.cfuv.ru/courses/ospedmast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D0%90.%D0%90.%20%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.PDF (дата обращения: 09.01.2022)
6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Электронный ресурс] URL: http://umo.edu.ua/images/content/aspirantura/zabezp_discipl/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения: 09.01.2022)
7. Васильева О. С., Мачуха А. М. Проблема изучения личностной зрелости в психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2019. № 17/2. С. 26-36.
8. Головей Л.А. Психологическая зрелость личности [Электронный ресурс] URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/5918/1/Psychological%20maturity%20of%20personality.pdf (дата обращения: 09.01.2022)
9. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. [Электронный ресурс] URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kon_personality_selfconscience.pdf (дата обращения: 09.01.2022)
10. Кузнецова Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностной зрелости студентов в условиях вуза. [Электронный ресурс] URL:https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-lichnostnoj-zrelosti-studentov-v-usloviyakh-vuza.html (дата обращения: 09.01.2022)
11. Лапшова А. В., Ваганова О. И., Малеева М. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-professionalnoy-podgotovki-studentov-vuza (дата обращения: 09.01.2022)
12. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38
13. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности [Электронный ресурс] URL:https://www.studmed.ru/view/mitina-lm-psihologiya-razvitiya-konkurentosposobnoy-lichnosti_c67bb08340b.html (дата обращения: 09.01.2022)
14. Пчелина О.В. Поступок как воплощение личностной зрелости. // Вестник Омского ун-та. Серия «Психология». 2021. №3. С. 70-76
15. Олпорт Г. Становление личности : Избранные труды. М.: Смысл. 2002. 462 с.
16. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики». // Новые знания. 2002 № 4. С. 17-20.
17. Шилова И. М. Психологическое сопровождение студента в процессе профессионального обучения и воспитания // Психопедагогика в правоохранительных органах.
[Электронный ресурс] 2016. №1 (64). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-studenta-v-protsesse-professionalnogo-obucheniya-i-vospitaniya (дата обращения: 09.01.2022)
18. Щербакова Е. В., Щербакова Т.Н. Способы практической эффективности независимой работы студентов педагогического вуза // Современное педагогическое образование. 2021. №1. С. 78-83 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-povysheniya-effektivnosti-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pedagogicheskogo-vuza/viewer (дата обращения: 12.03.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: