Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 37

Дата публикации 31.03.2022

Концептуальные особенности подготовки к дополнительному испытанию для абитуриентов по английскому языку в МГИМО МИД России

Бурдакова Анастасия Михайловна
преподаватель кафедры английского языка № 6, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, г. Москва, an.m.burdakova@my.mgimo.ru

Аннотация: Высшее образование ставит перед собой цель подготовить выпускников, которые готовы к международному академическому общению. Многие высшие учебные заведения проводят в той или иной форме дополнительные испытания, которые позволяют оценить готовность абитуриентов к обучению в высшей школе. В данной статье рассматриваются особенности вступительного испытания по английскому языку в МГИМО, формат которого действует в 2021-2022 учебном году. Нами предлагается анализ представленных в демо-версии заданий, а также определенные рекомендации для подготовки.
Ключевые слова: академические экзамены, языковые тесты, дополнительное испытание

Conceptual features of preparation for an additional test for applicants in English at MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

Burdakova Anastasija Mihajlovna
teacher of the Department of English No. 6, Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow

Abstract: Higher education aims to prepare graduates who are ready for international academic communication. Many institutions of higher education carry out some form of additional tests that make it possible to assess the readiness of applicants for higher education. This article considers the features of the entrance test in English at MGIMO, the format of which is valid in the 2021-2022 academic year. We offer an analysis of the tasks presented in the demo version, as well as certain recommendations for preparation.
Keywords: academic exams, language tests, additional trial exams

Правильная ссылка на статью
Бурдакова А.М. Концептуальные особенности подготовки к дополнительному испытанию для абитуриентов по английскому языку в МГИМО МИД России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kontseptualnye-osobennosti-podgotovki-k-dopolnitelnomu-ispytaniyu-dlya-abiturientov-po-anglijskomu-yazyku-v-mgimo-mid-rossii.html (Дата обращения: 31.03.2022)

Иностранные языки играют огромную роль в академическом взаимодействии, в том числе на уровне международного сотрудничества. Английский язык выделяется среди прочих языков как общепризнанный инструмент академического общения, используемый как для написания научных текстов, так и для устного взаимодействия ученых. Невозможно представить современного ученого, особенно в гуманитарной сфере, который не пользуется данным инструментом для глубокого и качественного погружения в сферу собственных академических интересов. В контексте признания международных баз цитирования Scopus и Web of Science можно уверенно говорить, что современные исследователи не могут обойтись без английского языка в процессе получения образования в 21 веке. Интернациональное общение ученых также включает в себя взаимодействие на английском языке, так как большая часть программных документов в любой научной сфере продублированы на данном языке международного общения.

Таким образом, современные академические программы как бакалавриата, так и магистратуры включают углубленное изучение английского языка. Отметим, что невозможно построить качественную систему погружения в язык, если студенты находятся на разном уровне владения речевыми компетенциями, и группы являются очень неровными по своему составу. Оптимальный педагогический процесс можно выстроить, если большая часть учащихся владеют базовыми знаниями и могут самостоятельно продолжать обучение под руководством вузовских специалистов. Единый государственный экзамен, хотя и успешно справляется с ранжированием учащихся школ по уровню знаний, не учитывает  программные особенности различных вузов. Именно поэтому многие высшие учебные заведения либо проводят дополнительные внутренние испытания (ДВИ), либо разрабатывают собственные олимпиадные проекты по английскому языку.

МГИМО МИД России является одним из немногих вузов в стране, наделенным правом проводить дополнительные экзамены, проверяющие готовность выпускников школ к дальнейшему обучению в стенах высшей школы. Обратимся к образцам материалов, которые были рекомендованы для изучения абитуриентам в 2022 году, в качестве демоверсии. Всего в тесте 6 заданий, суммарный максимальный балл за которые составляет 100 баллов. Задания тестируют как разделы Use of English (лексика и грамматика), так и Reading (чтение), при этом уверенное владение английской грамматикой является важнейшим фактором успешного участия. Рассмотрим формулировки заданий теста:

Задание

Навык

Количество баллов

Выберите правильный вариант ответа и напишите букву, ему соответствующую, в прилагаемом к тесту Answer Sheet.

Умение выбрать правильные лексические единицы из представленных (множественный выбор)

15

Заполните пропуски недостающим словом (артиклем, предлогом, местоимением, именем существительным, прилагательным, глаголом и т.д.), являющимся единственно правильным по смыслу и соответствующим грамматическим нормам английского языка, и напишите его в прилагаемом к тесту Answer Sheet.

Умение заполнить текст необходимыми связующими элементами (клоуз-процедура)

30

Выберите предлоги из нижеприведенного списка и напишите правильный вариант ответа в прилагаемом к тесту Answer Sheet.

Умение выбрать правильный предлог из представленных (выбор из таблицы)

15

Выберите правильный вариант ответа и напишите букву, ему соответствующую, в прилагаемом к тесту Answer Sheet.

Умение распознать корректную грамматическую структуру в контексте предложения (множественный выбор)

10

Найдите ошибку в каждом из следующих предложений и напишите букву, ей соответствующую, в прилагаемом к тесту Answer Sheet.

Поиск грамматических ошибок в контексте изолированных предложений (исправление ошибок)

20

Прочтите текст и ответьте на предложенные вопросы, написав букву, соответствующую правильному варианту ответа, в прилагаемом к тесту Answer Sheet

Анализ и интерпретация прочитанной информации (множественный выбор)

10

На решение данного теста учащиеся получают 120 минут. Выпускникам школ дается возможность продемонстрировать знание языка, умения анализировать информацию и выбирать правильные ответы, исходя из контекста языковой ситуации.

Изучению английского языка уделяется достаточное внимание на уровне среднего общего образования, однако у представителей высшей школы существуют свои стандарты в сфере языковой подготовки. Видится логичным использование дополнительных инструментов тестирования для выявления самых сильных абитуриентов, которые смогут успешно осваивать вузовские программы. На наш взгляд, формат дополнительного испытания в МГИМО не ставит сверх-задач перед современными школьниками, однако заставляет последних систематизировать собственные знания как лексики, так и грамматики, что может выступить хорошей базой для последующего академического развития в сфере изучения иностранных языков. Соответствие уровня языковой подготовки требованиям языковых кафедр МГИМО позволяет вчерашним школьникам безболезненно вливаться в ряды успешных студентов, не имеющих академических задолженностей по английскому языку. Отметим, что наиболее успешные студенты имеют право изучать дополнительный иностранный язык и принимать участие в международных проектах, что также является мотивационным фактором для студентов.

Данный формат экзамена является инновационным, по сравнению с более традиционными предыдущими версиями теста из него убраны задания на перевод. Мы выделяем следующие компоненты успешной подготовки к ДВИ МГИМО:

1 Уверенное владение английской грамматикой, а также освоение вокабуляра на уровне 1200-1500 единиц.

2 Умение анализировать прочитанный текст, в том числе правильно интерпретировать заложенную информацию.

3 Понимание грамматической структуры связного текста, в том числе умение вставить пропущенные слова исходя из общего контекста и выбрать корректные предлоги.

4 Грамматический анализ предложений, с выбором единственно верных грамматических конструкций из близких по смыслу и форме.

Таким образом, основной целью при подготовке к дополнительному вступительному испытанию по английскому языку в МГИМО  должно стать изучение и снятие лексико-грамматических трудностей, а также развитие навыка практического владения языковыми элементами и структурами. Данный экзамен позволяет успешно ранжировать абитуриентов по уровню владения английским языком, поэтому может считаться качественным инструментом языкового тестирования.


Список литературы

1. Маковкина, О. Л. Развитие профессиональных компетенций студентов направления "международные отношения" при изучении профессионального английского языка в рамках самостоятельной работы / О. Л. Маковкина, С. А. Уткина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 2-2(32). – С. 127-131.
2. Малахова, В. Л. Интерактивные методы: стратегия эффективного обучения иностранному языку и организации самостоятельной работы студентов / В. Л. Малахова // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения : Сборник материалов VIII Международной научной конференции, Москва, 19–20 апреля 2018 года. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. – С. 87-90.
3. Программы вступительных испытаний в МГИМО МИД России в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://abiturient.mgimo.ru/upload/ckeditor/files/dvi-MGIMO-2022.pdf (Дата обращения: 30.12.2022)
4. Черкунова, М. В. Специфика языковой компрессии в современном англоязычном научном дискурсе (на материале аннотаций к статьям, входящим в международные реферативные базы данных) / М. В. Черкунова // Дискурс профессиональной коммуникации. – 2021. – Т. 3. – № 3. – С. 28-38. – DOI 10.24833/2687-0126-2021-3-3-28-38.
5. Эффективность самостоятельной работы студентов при обучении профессиональному английскому языку / А. О. Савицкая, И. А. Насонова, Н. А. Гусева // Актуальные проблемы обучения дисциплинам гуманитарного цикла в высшей школе : сборник статей и тезисов докладов X Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию аграрного образования в г. Нижнем Новгороде : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия", 2017. – С. 159-162.

Расскажите о нас своим друзьям: