Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 37

Дата публикации 31.03.2022

Анализ методики изучения основы формообразования и формы для дизайнеров по костюму

Чандыбаева Айнура Мажитовна
доцент, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, Кыргызстан, г. Бишкек, e-mail: 4ang1968@mail.ru

Аннотация: Роль основных дисциплин по специальности «Дизайн костюма» представляется достаточно значимой в свете современных требований профессиональной подготовки дизайнеров. Это связано с тем, что в процессе их изучения формируется образно-пространственное мышление применительно к условиям будущей профессиональной деятельности. Тема формы и формообразования в костюме очень важна при проектировании, так как прежде чем спроектировать костюм необходимо подходить с позиции структуры, формы, конструкции, материала, связи с фигурой. Идейный замысел рождает художественную форму. Форма костюма как объемно-пространственная структурная его организация возникает в результате преобразования материала. Однако, чтобы понять, как образуется и развивается форма, необходимо определить само понятие формы, установить критерии и показатели. В статье использованы работы студентов под руководством автора.
Ключевые слова: форма, формообразование, силуэт, формообразование в костюме, структура, виды силуэтов, геометрическая форма костюма.

Analysis of the methodology for studying the framework of the formation and forms for designers in the costume

Chandybaeva Ainura Mazhitovna,
Associate Professor of KSTU I.Razzakov, Kyrgyzstan

Abstract: The role of the main disciplines in the specialty "Design of the costume" is quite significant in the light of the modern requirements of professional training of designers. This is due to the fact that in the process of their study, a figurative-spatial thinking is formed in relation to the conditions of future professional activities. The topic of form and shape in the costume is very important when designing, as before designing a suit, it is necessary to approach the structure, shape, design, material, connection with the figure. Ideological plan gives rise to art uniform. The form of a suit as a volume-spatial structural organization arises as a result of material conversion. However, in order to understand how the form is formed and develops, it is necessary to determine the very concept of form, establish criteria and indicators. The article uses students under the leadership of the author.
Keywords: shape, shape, silhouette, shaping in suit, structure, types of silhouettes, geometric suit.

Правильная ссылка на статью
Чандыбаева А.М. Анализ методики изучения основы формообразования и формы для дизайнеров по костюму // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-metodiki-izucheniya-osnovy-formoobrazovaniya-i-formy-dlya-dizajnerov-po-kostyumu.html (Дата обращения: 31.03.2022)

Формирование проектной культуры является основной задачей в обучении студентов-дизайнеров. Представленный анализ методики формообразования в костюме позволяет развитию активизации самостоятельной деятельности студентов, их творческих способностей, творческого мышления, эмоционально-эстетической и нравственной сферы.

Для успешного проектирования студентов направления «Дизайн» профиля «Дизайн костюма» является предварительная подготовка и изучение таких дисциплин как «Композиционные основы дизайна», «Цветоведение», «Живопись», «Рисунок». Эти дисциплины дают базовую художественную подготовку для студентов-дизайнеров, они получают азы художественных канонов красоты, которые помогают развить у них творческие способности. Эти дисциплины изучаются сразу с 1 курса обучения и в основном проходят на 1-2 курсах. Затем подключаются для развития художественно-творческих компетенций такие специальные дисциплины как «Архитектоника», «Спец. рисунок», «Дизайн», «Дизайн-проектирование», «Макетирование». Дисциплина «Дизайн» преподается с 1 курса 2 семестра. Эта дисциплина включает в себя знания по композиции костюма, проектировании костюма и выполнения проекта в материале, которые изучаются поочередно по степени нарастания сложности. На 3 и 4 курсах преподается «Дизайн-проектирование».

В статье подробнее остановимся на дисциплине «Дизайн», его начальном этапе изучения по композиции в костюме. Дело в том, что прежде чем спроектировать костюм необходимо подходить с позиции структуры, формы, конструкции, материала, связи с фигурой. Существуют основные законы композиции в костюме, которые помогают при его создании. Чем выразительнее композиция в костюме, тем более понятен замысел дизайнера. Идейный замысел рождает художественную форму. Строить композицию нужно так, чтобы ничего нельзя было убрать и добавить.

«Значение основ формообразования костюма в пропедевтическом образовательном курсе трудно переоценить. В результате проектной деятельности студентами создаются трёхмерные конструктивные, пространственно-пластические, технологические и другие структуры различного смыслового содержания. Основной смысл формообразования – это структурирование (членение и объединение) единичных форм с целью создания сложной, многоуровневой структуры, которую представляет собой костюм» [1, с. 272].

На конкурсах показов модной одежды мы часто видим креативные творческие коллекции. При создании таких изделий требуется авторская фантазия дизайнера. Эти изделия одежды имеют границу – силуэт, то есть форму.

Форма костюма как объемно-пространственная структурная его организация возникает в результате преобразования материала. Она определяется фигурой человека. Характер формы костюма, из которых создается его гармоническая целостность, в свою очередь определяется пластикой формы, зависящей от материала и его пластики. Форма костюма определяется следующими параметрами: силуэт, пропорции, размеры, масса, материал, цвет.

Силуэт – это проекция объемной формы на плоскость. Как правило, форму костюма характеризуют фронтальные и профильные силуэты. Силуэты можно разделить на следующие типы:

- по степени прилегания к фигуре (облегающий, прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный или зауженный книзу);

- по геометрической форме.

Различают три основные геометрические формы силуэтов: прямоугольный, трапециевидный, овальный. Это значит, что за всеми деталями в одежде необходимо рассматривать глазом в целом, обобщенно костюм, поэтому художники прибегают к геометрической форме костюма. Путем сочетаний трапеции, овала и прямоугольника можно придумывать разные формы костюма. Для креативного проектирования студент должен уметь распознать структуру изображённой формы. Доминирующей в ансамбле обычно является одна форма, которой подчинены все основные части костюма. Поэтому для освоения понятий «форма», «геометрический вид формы», развития навыков определении геометрических форм в костюме студентам даются упражнения по этой теме. Например, Упражнение 1. По журналам мод выполнить несколько зарисовок современного костюма. Проанализировать эти зарисовки с целью выделения больших геометрических форм. Изобразить рядом с зарисовками условный геометрический вид формы каждого костюма по принципу от общего к частному (рис. 1).

Следующим заданием по изучению взаимосвязи элементов, составляющих форму изделия, для выявления новых вариантов их сочетаний, нового формообразования предлагается - Упражнение 2. Оно состоит из следующих четырех этапов выполнения:

1. Упражнение 2.1. Составляется таблица матрицы М1 взаимодействия основных геометрических символов формы костюма (прямоугольник, трапеция, овал) (рис. 2). По каждой клетке в таблице выполняется 5 вариантов сочетаний форм для нахождения новых пропорций костюма от исходных форм.

2. Упражнение 2.2. Благодаря сочетанию геометрических фигур возможна более сложная и интересная модификация формы. Для изучения взаимосвязи элементов, а также для выявления новых вариантов их сочетаний, применяются основные законы взаимодействия фигур (рис. 3):

-  Совмещение – взаимодействие двух фигур на некотором расстоянии друг от друга или соприкосновении их в одной точке;

-  Наложение – взаимодействие двух фигур, расположенных одна на другой. Фигуры могут перекрывать друг друга, как незначительной величиной, так и всей массой;

- Проникновение – взаимосвязь двух фигур за счет дополнительных линий входа и выхода одной фигуры в другую [2].

При соединении геометрических фигур друг с другом можно вытягивать, сжимать отдельные части формы, изменять оси симметрии.

3. Упражнение 2.3. На основе отобранных вариантов из предыдущего упражнения 2.2 выполнить 5 форэскизов протоформы с расшифровкой полученного силуэта, с оригинальными идеями, новизной и соответствующему модному направлению (рис. 4, 5). Далее необходимо выполнить чистовые эскизы.

4. Упражнение 2.4. Выбрать из упражнения 2.3. одну протоформу, эта новая форма должна быть удобной для переосмысления. И на основе этой протоформы выявить новые смысловые связи, то есть разработать 2-3 эскиза в черно-белой графике, нужно заполнить новым декоративным содержанием (рис. 6, 7).

Данные упражнения — это основа, база развития у будущего дизайнера мышления формообразования в костюме. Дальнейшие задания опираются на эти упражнения [4]. Знания формы костюма необходимы на старших курсах обучения для проектировочной деятельности.

 «Основными задачами данного метода являются ознакомление студентов с многообразием формообразования костюма в пространственной интерпретации, умение структурировать полученное изображение костюма в виде наброска или зарисовки» [1, с. 274].

Среди педагогических проблем обучения дизайну мы отмечаем – развитие профессионального креативного мышления. Графическая деятельность является основной технологией формообразования костюма, способом достижения проектного замысла. Выполнение множества вариантов костюма по заданным упражнениям формирует у студентов видение формообразования в костюме, умение придумывать различные варианты членения формы, развивает у него творческие неординарные способности. Таким образом, большое количество выполненных студентом практических заданий постепенно переходит в качество изображения авторских фантазий.

От заданных упражнений будущий дизайнер прибавляет знания, уверенность в своих творческих силах, в применяемых им методов, видит действительный рост своего профессионального мастерства.

Итак, методично отработанный основной комплекс упражнений со студентами над формой костюма развивает у них креативное мышление, творческие способности и начальное проектное мастерство. Последовательно выполняемые данные задания студентом-дизайнером являются начальным, но важным этапом в формировании проектно-образного мышления.Практические задания направлены на формирование проектировочных умений, а также умений и навыков при работе с различными графическими материалами и техниками, освоению основ формообразования в проектировании костюма.


Список литературы

1. Каракова Т.В., Сабило Н.И. Принципы структурного формообразования в дизайне костюма // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара, 2009, т. 11. 4. - С. 272-276.
2. Орлова Е.Б., Аширова А.А. Основы художественного проектирования костюма: Учебно-методическое пособие. – Бишкек, 2007. – С. 52.
3. Калабина О.В., Патрушева Л.К., Ракова Е.В. Проектирование коллекции как способ творческой самореализации и профессионального становления будущих конструкторов изделий легкой промышленности // Концепт. 2014. № 33. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-kollektsii-kak-sposob-tvorcheskoy-samorealizatsii-i-professionalnogo-stanovleniya-buduschih-konstruktorov-izdeliy/viewer (дата обращения: 2.09.2021)
4. Чандыбаева А.М., Мааткеримов Н.О. Педагогические аспекты формирования творческих способностей студентов-дизайнеров // Известия КГТУ им. И Раззакова, 2020, № 4. – С. 464-469.
5. Чандыбаева А.М. Методика анализа трансформации объекта в обучении дизайнеров по костюму. // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана № 10. – 2020 г. – С. 229-233.

Расскажите о нас своим друзьям: