Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 37.035.6

Дата публикации 31.05.2022

Патриотическое воспитание обучающихся в условиях внеурочной деятельности

Кошкина Наталья Александровна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, natalya-koshkina03@mail.ru
Беляевских Александр Николаевич
педагог-организатор ОБЖ, МБОУ Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского, РФ, Ямало-Ненецкий Автономный Округ, abelya98@mail.ru
Яговцева Соня Игоревна
студентка факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, stud116160@vyatsu.ru

Аннотация: В статье рассматривается важный и актуальный на сегодняшний день вопрос патриотического воспитания школьников. Подчеркивается роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании обучающихся, направленной на создание условий для формирования у подрастающего поколения патриотических ценностей, понимания важности патриотизма и его значимости для общества. Описывается методика определения уровня сформированности патриотического сознания обучающихся общеобразовательной школы, реализованная на базе Центра развития творчества детей и юношества города Кирова военно-патриотического клуба «Звезда». Представлены результаты анкетирования школьников, приводятся примеры форм внеурочных мероприятий, способствующих повышению уровня патриотического воспитания обучающихся. Результаты эксперимента подтверждают необходимость ведения систематической работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях в рамках внеурочной деятельности, организуя сотрудничество с центрами дополнительного образования. Возрастание роли патриотического воспитания в современном образовательном пространстве школы мотивирует педагогов на использование современных форм и методов работы с подрастающим поколением, активное вовлечение обучающихся в практическую деятельность, учитывая их интересы и изменения в обществе.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, обучающиеся, внеурочная деятельность.

Patriotic education of students of extracurricular activities

Koshkina Natalya Aleksandrovna
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russian, Kirov
Belyaevskikh Alexander Nikolaevich
teacher-organizer of OBZH, MBOU Muzhevskaya Secondary School named after N.V. Arkhangelsky, Russian, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug
Yagovtseva Sonya Igorevna
student of the Faculty of Physical Culture and Sports, Vyatka State University, Russian, Kirov

Abstract: The article deals with the important and topical issue of patriotic education of schoolchildren today. The role of extracurricular activities in the patriotic education of students is emphasized, aimed at creating conditions for the formation of patriotic values in the younger generation, understanding the importance of patriotism and its significance for society. The method of determining the level of formation of the patriotic consciousness of students of a general education school, implemented on the basis of the Center for the Development of Creativity of Children and Youth of the city of Kirov of the military-patriotic club "Zvezda", is described. The results of a survey of schoolchildren are presented, examples of forms of extracurricular activities that contribute to an increase in the level of patriotic education of students are given. The results of the experiment confirm the need for systematic work on patriotic education in educational institutions as part of extracurricular activities, organizing cooperation with centers of additional education. The growing role of patriotic education in the modern educational space of the school motivates teachers to use modern forms and methods of working with the younger generation, to actively involve students in practical activities, taking into account their interests and changes in society.
Keywords: patriotic education, patriotism, students, extracurricular activities.

Правильная ссылка на статью
Кошкина Н.А., Беляевских А.Н., Яговцева С.И. Патриотическое воспитание обучающихся в условиях внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/patrioticheskoe-vospitanie-obuchayushhikhsya-v-usloviyakh-vneurochnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 31.05.2022)

Введение. Одной из главных проблем общества в настоящее время является воспитание в современной молодежи патриотизма. Патриотизм – важное качество личности, которое может проявляться в чувствах, взглядах, поступках человека. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственного воспитания личности, потребностью в достойном служении Родине. С раннего возраста школьникам необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык. Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит важная задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности [1, с. 110-111].

Патриотическое воспитание – это формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения [2, с. 158-159; 3, с. 100-102]. Патриотизм может быть сформирован лишь в результате согласованного воздействия на сознание, эмоционально-волевую сферу в сочетании с организацией соответствующей деятельности. Процесс патриотического воспитания включает ряд компонентов (когнитивный, мотивационный, эмоциональный, творческий), которые поэтапно формируют патриотическое сознание в личности [4, с. 1192]. Большинство исследователей считают, что патриотизм и патриотические чувства являются очень важным элементом воспитания молодого поколения, а также – одним из педагогических методов, с помощью которых можно донести необходимую информацию до обучающихся. Определенный вклад в развитие патриотического воспитания внесли великие русские педагоги и ученые А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Вырщиков, Т.А. Касимова, Е.Ю. Жукова и др. [5, с. 63-64; 6, с. 10-11].

Воспитание патриотизма у современных школьников актуально и востребовано в обществе. Однако его практическая реализация на уровне образовательного учреждения сталкивается на сегодняшний день с рядом трудностей, которые необходимо учитывать для успешной профессиональной деятельности педагога в данной сфере. Одной из главных проблем деятельности образовательных организаций является их разобщенность и разрозненность: образовательная организация сама определяет характер и направление своей основной деятельности, конкретные мероприятия, вносит в них соответствующие изменения. Патриотическое воспитание осуществляется на основе разнообразных форм и методов [7, с. 32-33] и реализуется в образовательных учреждениях через следующие направления: спортивно-оздоровительное (походы, экскурсии, спортивные соревнования, секции); духовно-нравственное (проведение дней театра и музея, выставок рисунков, поделок, организация экскурсий, тематических бесед, встреч, классных часов, участие в выставках детского творчества и конкурсах на уровне города, области); общекультурное (конкурсы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы); социальное (наблюдения, опыты, ролевые игры, беседы, творческие конкурсы и акции, практикумы, экскурсии, беседы, мероприятия, проектная деятельность); интеллектуальное (предметные недели, олимпиады, деловые и ролевые игры, экскурсии, конференции, конкурсы, научные исследования, олимпиады) [8, с. 158-161].

Работа по патриотическому воспитанию осуществляется посредством организации и проведения учебных занятий в большей степени в условиях внеурочной деятельности. Современные требования федеральных образовательных стандартов нацеливают образовательные учреждения на применение различных форм и методов, как наиболее действенных и эффективных во внеурочной деятельности, которая создает возможность проводить не только учебные занятия, но и организовывать массовые мероприятия среди обучающихся [9, с. 15-16]. Внеурочную деятельность следует рассматривать как образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Целью внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию является создание условий для развития и воспитания личности, обеспечивающих формирование гордости за свою страну, уважение к культуре народа, воспитание нравственности, освоение основных социальных ролей, различных норм и правил, формирования навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями для решения общих проблем [10, с. 931-933; 11, с. 79-81].

Реализация внеурочной деятельности тесно взаимосвязана с системой дополнительного образования, одной из важных задач которой является интеллектуальное, физическое развитие и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Дополнительное образование школьников рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, нереализуемые в других учебных заведениях. К учреждениям дополнительного образования относятся военно-патриотические и патриотические клубы, центры детского и юношеского творчества, например, детский юношеский центр (ДЮЦ) имени Александра Невского, г. Киров; «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Кировской области» (КОГОАУ ДО РЦ ВПВ), деятельность которых направлена на формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. В связи с выше изложенным, цель исследования: оценить уровень патриотического воспитания обучающихся и эффективность мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности патриотического сознания школьников во внеурочной деятельности.

Методика исследования. В педагогическом эксперименте применяли теоретические методы исследования, среди которых анализ научной и научно-методической литературы. В качестве эмпирических методов использовали анкетирование и сравнение. Педагогический эксперимент был организован на базе Центра развития творчества детей и юношества города Кирова военно-патриотического клуба «Звезда» (МОАУ ДО ЦРТДЮ) в течение трех месяцев прохождения педагогической производственной практики (февраль-апрель, 2021-2022 учебный год). В педагогическом эксперименте принимали участие обучающиеся (12 – 17 лет) в количестве 19 человек. Для определения исходного уровня патриотического сознания (воспитания) обучающихся использовали анкету Труфановой Н.Н. (2015 г.) «Выявление уровня патриотизма». Анкета включала вопросы-утверждения, на которые обучающиеся высказывали свое согласие либо степень согласия или несогласия по 4 позициям «Да»; «Нет»; «Скорее да, чем нет»; «Скорее нет, чем да». По результатам входного анкетирования были сформированы контрольная (9 человек, КГ) и экспериментальная (10 человек, ЭГ) группы с учётом пола и возраста обучающихся как независимые выборки, эквивалентные по исходному уровню патриотического воспитания. Результаты входного анкетирования выявили слабые стороны по отдельным вопросам-утверждениям респондентов, что позволило разработать и провести мероприятия разного характера, направленные на повышение уровня сформированности патриотического сознания обучающихся в обеих группах. В контрольной группе использовались традиционные формы патриотического воспитания с применением словесно-логических методов работы. В экспериментальной группе проводились мероприятия с применением современных форм и методов патриотического воспитания. Реализованные в ходе педагогического эксперимента мероприятия представлены в таблице (табл. 1).

Таблица 1. Мероприятия, проведённые в педагогическом эксперименте

КГ

ЭГ

Лекционное занятие «Пять причин пойти служить»

Интеллектуальная игра с применением ИКТ-технологий «Я горжусь своей армией»

Интеллектуальная игра, посвященная теме Великой Отечественной войны

«Тропами войны»

Виртуальная экскурсия «Места всё помнят»

Классный час «Я – патриот своей страны»

Квест-игра «Вычисли шпиона»

Спортивно-патриотическая эстафета «Есть такая профессия – Родину защищать»

Проектная деятельность/создание проекта «Память в стихах»

 

Мероприятия педагогического эксперимента проводились 1-2 раза в неделю и были направлены на формирование интереса обучающихся к истории русского народа, уважения к памятникам истории Отечества, формирование патриотических чувств и воспитание личности гражданина и патриота России. Всего за период прохождения производственной практики было проведено 8 мероприятий. Мероприятия, в которых принимали участие обучающиеся, были организованы в рамках внеурочной деятельности с учетом текущих плановых мероприятий Центра развития творчества детей и юношества города Кирова военно-патриотического клуба «Звезда».

По завершению педагогического эксперимента обучающимся КГ и ЭГ было предложено повторное анкетирование для определения уровня сформированности патриотического сознания и оценки эффективности проведенных мероприятий, направленных на повышение патриотического воспитания обучающихся с применением различных форм и методов. При определении уровня сформированности патриотического воспитания использовали следующие критерии оценки: 0-35% ≤ низкий уровень; от 35% до 75% средний уровень; от 75% до 100% высокий уровень. Для подтверждения достоверности полученных результатов использовали U-критерий Манна-Уитни при уровне значимости (p≤0,05).

Экспериментальная часть. Рассмотрим некоторые ответы на вопросы-утверждения, показывающие восприятие и отношение обучающихся к патриотизму и патриотическому воспитанию. По результатам входного анкетирования установлено, что 56% респондентов КГ и 40% опрошенных ЭГ высказывают отрицательное отношение к службе в армии. Вариант ответа «Скорее нет, чем да» выбрали 33% и 50% обучающихся КГ и ЭГ соответственно. При этом, 11% опрошенных контрольной и 10% респондентов экспериментальной групп хотели бы служить в армии.

На вопрос-утверждение «Я считаю себя патриотом» результаты опроса распределились следующим образом: в контрольной группе 21% опрошенных не считают себя патриотами, более половины обучающихся (56%) отметили вариант ответа «Скорее нет, чем да», при этом 23% обучающихся склоняются к положительному ответу. В экспериментальной группе 40% опрошенных также не «считают себя патриотом», 40% респондентов скорее отрицательно относятся себя к данному утверждению. Однако, незначительная часть обучающихся (20%) высказывает положительное отношение к данному утверждению.

На вопрос-утверждение «Я горжусь культурным наследием своей страны» более половины опрошенных КГ (55%) полностью отрицают или выражают отрицательное отношение к данному утверждению. При этом, 33% респондентов КГ склоняются к положительному ответу и только 12% обучающихся испытывают «чувство гордости за культурное наследие своей страны». В экспериментальной группе отрицательное отношение к данному вопросу-утверждению выразили более половины опрошенных (70%), при этом 30% респондентов отметили положительный ответ.

Таким образом, результаты входного анкетирования показали, что на начало педагогического эксперимента 56% и 50% респондентов КГ и ЭГ соответственно продемонстрировали средний уровень сформированности патриотического сознания, при этом более трети обучающихся КГ и ЭГ имели низкий уровень сформированности патриотического сознания (33% и 40% соответственно) (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты входного анкетирования обучающихся контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по уровню сформированности патриотического сознания

 

Мероприятия патриотической направленности, проведенные в период педагогического эксперимента в рамках внеурочной деятельности на базе Центра развития творчества детей и юношества города Кирова военно-патриотического клуба «Звезда», в целом способствовали повышению уровня патриотического воспитания школьников. Так, результаты повторного анкетирования показали, что при ответе на вопрос-утверждение «я бы хотел пойти служить в армию» количество респондентов КГ, склоняющихся к положительному ответу, увеличилось на 23%. При этом, число опрошенных, высказывающих крайне негативное отношение к данному утверждению, уменьшилось на 23%. В экспериментальной группе также наблюдается положительная тенденция по отношению обучающихся к вопросу-утверждению «Я бы хотел пойти служить в армию». Так, количество респондентов, выбравших ответы «Да» и «Скорее да, чем нет», увеличилось на 20% и 20% соответственно. Число опрошенных, выразивших отрицательное отношение или склоняющихся к отрицательному отношению к данному утверждению, уменьшилось, по сравнению с результатами входного анкетирования, на 30% и 10% соответственно.

На вопрос-утверждение, направленное на осознание себя как патриота, результаты опроса респондентов также показывают положительные изменения в КГ и ЭГ группах. Так, в контрольной группе количество обучающихся, указавших положительный вариант ответа или выражающих положительное отношение к вопросу-утверждению «Я считаю себя патриотом», в целом увеличилось на 34%, по сравнению с результатами исходного анкетирования. При этом, процент опрошенных КГ, выбравших варианты ответов «Нет» и «Скорее нет, чем да», сократилось на 11% и 23% соответственно. В экспериментальной группе процент обучающихся, отрицающих или высказывающих отрицательное отношение к данному вопросу-утверждению уменьшился в два раза. В связи с этим, количество респондентов ЭГ, отметивших варианты ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» увеличилось на 20% и 20% и составило в целом 20% и 40% соответственно. Проведенные в рамках педагогического эксперимента с обучающимися разные формы мероприятий способствовали закреплению положительных представлений о вооруженных силах Российской Федерации, формированию нравственных ценностей, привитию чувства гордости и любви к своей стране и её защитникам, развитию интереса к истории своей малой Родины, уважения к ветеранам, и, следовательно, воспитанию патриотизма.

По результатам итогового анкетирования необходимо также отметить положительные изменения в ответах обучающихся, направленных на выражение личного отношения к вопросам культурного наследия своей страны. Так, наибольшее увеличение в процентном соотношении отмечается среди респондентов контрольной группы, отметивших вариант ответа «Скорее да, чем нет» – на 23%. При этом, количество обучающихся КГ, выбравших вариант ответа «Да», также увеличилось на 10%, по сравнению с результатами входного анкетирования. Следует отметить, что число опрошенных КГ, выразивших отрицательное отношение и склоняющихся к отрицательному ответу на вопрос-утверждение «Я горжусь культурным наследием своей страны», уменьшилось на 33%. Результаты повторного анкетирования обучающихся экспериментальной группы распределились следующим образом: количество респондентов, выражающих положительное отношение, в целом увеличилось на 30%; число опрошенных, отметивших варианты ответов «Нет» и «Скорее нет, чем да» сократилось в 2,5 раза.

Таким образом, результаты итогового анкетирования свидетельствуют о повышении уровня сформированности патриотического сознания в обеих группах. В контрольной группе количество обучающихся, имеющих низкий уровень сформированности патриотического сознания, уменьшилось на 11%, количество обучающихся, имеющих средний уровень сформированности патриотического сознания остался неизменным, процент респондентов, имеющих высокий уровень сформированности патриотического сознания увеличился на 12%. В экспериментальной группе отмечается снижение количества обучающихся, имеющих низкий уровень патриотизма на 30%, средний и высокий уровни сформированности патриотического сознания обучающихся увеличились на 10% и 20% соответственно (рис. 2) (p≥0,05). Больший процент обучающихся ЭГ, продемонстрировавших средний и высокий уровень сформированности патриотического сознания по итогам педагогического эксперимента, можно объяснить использованием современных форм и методов патриотического воспитания во внеурочной деятельности, по сравнению с результатами КГ, в которой применялись традиционные формы и методы.

Рисунок 2. Уровень сформированности патриотического сознания обучающихся в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах до и после проведения эксперимента (%)

Ввиду кратковременности проведения педагогического эксперимента и достаточно малой выборки обучающихся не установлены статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами. Эмпирическое значение критерия U Манна-Уитни (Uemp) составило 50. При этом критическое значение критерия U Манна-Уитни (UКр) при p≥0,05 – 20. Полученное значение Uemp больше UКр, следовательно, различия в рассматриваемых выборках статистически незначимы. Эмпирическое значение Uemp (50) находится в зоне незначимости р≥0,05.

Полученные результаты педагогического эксперимента согласуются с мнением Агафоновой Г.Н. и др., Радаевой З.Г и Ячменева В.Д. [12, с. 28-29; 13, с. 325-327], которые подтверждают, что использование различных форм и методов патриотического воспитания является эффективным средством и оказывает положительное влияние на формирование патриотического сознания обучающихся.

Выводы и рекомендации. 1. Анализ литературных источников позволил обосновать важность и необходимость организации и проведения различных мероприятий патриотической направленности во внеурочной деятельности. Особое внимание следует уделять взаимодействию с Центрами дополнительного образования, деятельность которых ориентирована на патриотическое воспитание порастающего поколения.

2. Определение исходного уровня сформированности патриотического сознания обучающихся позволило разработать и провести мероприятия различного характера, направленные на повышение уровня патриотического воспитания школьников. Результаты итогового анкетирования показали, что более эффективными являются мероприятиями, включающие современные формы и методы патриотического воспитания во внеурочной деятельности: интеллектуальная игра с применением ИКТ-технологий, квест-игра, виртуальная экскурсия, создание проекта, по сравнению с традиционными формами и методами обучения, которые применялись в контрольной группе.

Таким образом, полученные результаты педагогического эксперимента подтверждают необходимость ведения целенаправленной и систематической работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях в рамках внеурочной деятельности; создания благоприятных условий для организации и проведения мероприятий, способствующих формированию патриотических ценностей, пониманию важности патриотизма и его роли в обществе, развитию интереса к культурному наследию своей страны. Возрастание роли патриотического воспитания в современном образовательном пространстве школы мотивирует педагогов на использование современных форм и методов работы с подрастающим поколением, активное вовлечение обучающихся в практическую деятельность, учитывая их интересы и изменения в обществе.

Материалы статьи будут полезны и интересны учителям, педагогам-организаторам ОБЖ, сотрудникам центров дополнительного образования, занимающихся вопросами патриотического воспитания подрастающего поколения.

 


Список литературы

1. Шик К.И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь // Проблемы и перспективы развития образования: сб. ст. по матер. II междунар. науч. конф. 20-23 мая 2012 г. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 110-112.
2. Горькова Л.В. Патриотизм как основа духовно-нравственного развития личности школьника // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 12. С. 158-159.
3. Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в Российском образовании // МНКО. Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5(66). С. 100-103. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoevospitanie-v-obscheobrazovatelnyh-shkolah-kak-prioritetnoenapravlenie-v-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 29.04.2022).
4. Задруцкая Н.В Компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2007. № 8. С. 1192.
5. Чисникова И.А. Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: сб. ст. по матер. VI междунар. науч. конф. 04 мая 2017 г. – Казань: Бук, 2017. – С. 63-66.
6. Шеховцова, Л.Д., Прокофьева И.В., Маркова Р.И., Овсянникова Н.А. Воспитание гражданина начинается в семье // Школьная педагогика. 2017. № 3(10). С. 10-12.
7. Худотеплова Е.Н. Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности // Проблемы и перспективы развития образования: сб. ст. по матер. II междунар. науч. конф. 20-23 мая 2012 г. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 32-34.
8. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2. С. 155-175.
9. Абаева Н.Н. Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения // Школьная педагогика. 2017. № 2. С. 14-17.
10. Буйлова Л.Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. 2015. № 23(103). С. 930-937.
11. Есипова А.А. К вопросу о методах и формах обучения безопасности жизнедеятельности в свете новых стандартов образования // Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1(3). С. 79-81.
12. Агафонова Г.Н., Кожина А.А., Погребная О.В., Хренова Е.А. Патриотическое воспитание школьников // Аспекты и тенденции педагогической науки: сб. ст. по матер. VII междунар. науч. конф. 20-23 декабря 2020 г. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. – С. 28-29.
13. Радаева З.Г., Ячменев В.Д. Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности: современные формы и методы // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 2. С. 322-327.

Расскажите о нас своим друзьям: