Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 378.14: 811.111

Дата публикации 31.05.2022

Иноязычная подготовка бакалавров института общественных наук и международных отношений с построением индивидуальной траектории обучения

Абросимова Лариса Михайловна
канд. пед. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", РФ, г. Севастополь, TABohan@sevsu.ru
Миронцева Светлана Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", РФ, г. Севастополь, mirontseva.sse@mail.ru
Павлова Татьяна Александровна
старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", РФ, г. Севастополь, tatyana_bokhan@mail.ru
Корж Татьяна Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", РФ, г. Севастополь, korzhtatyana@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается иноязычная подготовка бакалавров с использованием системы MOODLE и встроенными элементами персонализации обучения. Представлена дифференциация обучающихся различных направлений подготовки Института общественных наук и международных отношений (СевГУ) по уровню владения иностранным языком для построения индивидуальной траектории иноязычного обучения.
Ключевые слова: иноязычная подготовка, индивидуальная траектория обучения, LMS Moodle, смешанное обучение.

Foreig language training of bachelors of the institute of social sciences and international rilations with the construction of an individual learning path

Abrosimova Larisa Mikhailovna
PhD in Pedaagogy, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Mirontseva Svetlana Sergeevna
PhD in Pedaagogy, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Pavlova Tatyana Alexandrovna
senior lecturer at the Department of Foreign Languages, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Korzh Tatyana Nikolaevna
PhD in Pedaagogy, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

Abstract: The article deals with the foreign language training of bachelors using the MOODLE system and built-in elements of learning personalization. The differentiation of students of various areas of training of the Institute of Social Sciences and International Relations (SevSU) according to the level of foreign language proficiency is presented to build an individual trajectory of foreign language learning.
Keywords: foreign language training, individual learning path, LMS Moodle, blended learning

Правильная ссылка на статью
Абросимова Л., М., Миронцева С.С., Павлова Т.А., Корж Т.А. Иноязычная подготовка бакалавров института общественных наук и международных отношений с построением индивидуальной траектории обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/inoyazychnaya-podgotovka-bakalavrov-instituta-obshhestvennykh-nauk-i-mezhdunarodnykh-otnoshenij-s-postroeniem-individualnoj-traektorii-obucheniya.html (Дата обращения: 31.05.2022)

Введение. В последние годы растет актуальность иноязычной подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования, внедряются новые образовательные стандарты. Повышаются требования к уровню иноязычной подготовки бакалавров. Однако следует отметить, что статистика входного тестирования обучающихся Института общественных наук и международных отношений показывает наличие испытуемых, владеющих языком на элементарном А2 а, также начальном, А1 уровне по европейской шкале CEFR. Необходимо принимать во внимание уровень иноязычной подготовки при разработке курса обучения по дисциплине «Иностранный язык» с целью получения результатов образования, соответствующих требованиям действующих государственных стандартов.

Целью данной статьи является описание процесса иноязычной подготовки обучающихся Института общественных наук и международных отношений в СевГУ на основе разделения обучающихся направлений 39.03.01 – Социология, 41.03.04 – Политология, 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью, 42.03.02 – Журналистика, 46.03.01 – История по уровню владения иностранным языком для воздействие на процесс обучения в СевГУ, построенный на индивидуальной траектории, выявляющей степень готовности будущих бакалавров к освоению материала, предусмотренного программой по дисциплине «Иностранный язык».

Изложение основного материала статьи. Актуальность иноязычной подготовки обучающихся направлений 39.03.01 – Социология, 41.03.04 – Политология, 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью, 42.03.02 – Журналистика, 46.03.01 – История подтверждается рядом нормативных документов, например Федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС 3++ по направлению бакалавриата, включающим в себя УК-4: «Способен осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» [16].

Вопросами иноязычной подготовки занимались А.Р. Гузь, Е.С. Дунаева, Д.А. Каширина, Д.Д. Рогожкин [1].  Иноязычная подготовка представляет собой совокупность знаний, умений и навыков по иностранному языку, обеспечивает обучающимся взаимодействие в профессиональной сфере. В процессе иноязычной подготовки учитываются особенности направлений обучения.

С весны 2018 года в Институте общественных наук и международных отношений (СевГУ) дисциплина Иностранный язык преподается в смешанном формате, с использованием авторских курсов, функционирующих на платформе Moodlesevsu.ru.

Смешанное обучение представляет собой обучение и самообучение, построенное на взаимодействии обучающегося и преподавателя, в различных формах сопровождения процесса обучения, в нашем случае с помощью LMSMoodlesevsu.ru с построением индивидуальной траектории, которое подразумевает:

 - планирование процесса обучения с построением индивидуальной траектории,

- поддержку усвоения представленного материала по дисциплине Иностранный язык с учетом уровня иноязычной подготовки,

- оценивание, которое включает тестирование по изученным разделам, аттестационное и итоговое.

Основой смешанного обучения выступает взаимодействие. Смешанное обучение представляет собой технологию организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях с построением индивидуальной траектории обучения.

По мнению Г.С. Феклистова, низкий уровень подготовки абитуриентов, поступающих на неязыковые специальности, стал следствием определённых противоречий между формальными и содержательными признаками требований общеобразовательной, специальной и высшей школы и наметил пути построения адаптивной системы обучения первокурсников на основе результатов широкого централизованного тестирования, включающего, как необходимый компонент, и входное [7]. Анализируя результаты, проводится дифференциация обучающихся по уровню владения иностранным языком, строится индивидуальная образовательная траектория в части языковой подготовки будущих бакалавров [4].

В течение 2014-2019 года в процессе обучения иностранному языку в Институте общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета был проведён педагогический эксперимент с целью: в теоретическом плане – научного обоснования целесообразности использования электронных образовательных ресурсов в процессе формирования иноязычной профессионально ориентированной компетенции обучающихся; в практическом плане – разработки и апробирования структурно-функциональной модели, обеспечивающей эффективность формирования иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих бакалавров в рамках учебного процесса в образовательных организациях высшего образования; внедрены в учебный процесс результаты исследования и накоплен определённый опыт в организации обучения дисциплине «Иностранный язык», а именно, с учётом разницы уровней языковой подготовки обучающихся. Разработаны курсы, по результатам которых качество иноязычной подготовки бакалавров должно обеспечить соответствие требованиям действующего стандарта образования [3]. Для характеристики готовности будущих бакалавров к формированию иноязычной профессионально ориентированной компетенции были выделены критерии, в рамках которых определены уровни готовности: творческий, продуктивный, средний и начальный. Они близки к уровням начальному А1, элементарному А2, пороговому или промежуточному В1, верхне-промежуточному В2 европейской шкалы CEFR.

Структура каждого модуля курса и индивидуальный маршрут его прохождения в электронном курсе – нелинейны. Система заданий была разработана с учетом вариативности достижения определенного уровня знания английского языка или по результатам выполнения обучающимся предыдущего задания. В курсе мы выделили три уровня овладения иностранным языком: A1-A2 – низкий уровень: от 0 до 60 баллов, B1-B1+ –средний уровень: 61-89 баллов, B2-С1 – высокий уровень: 90-100 баллов, т.е. обучающийся к итоговому результату может прийти разными путями. В зависимости от результата выполнения первого задания первого раздела обучающийся получает доступ к следующему заданию, соответствующему его уровню овладения материалом. Например, набрав свыше 75 балов за входное тестирование, обучающийся получает доступ к заданиям уровня В1-В1+ [5].

За 2018-2022 годы также имеется положительный опыт смешанного обучения с внедрением онлайн курсов на СДО Moodlesevsu.ru на иностранном языке для разных направлений подготовки. Основная часть обучающихся представлена студентами Института общественных наук и международных отношений: бакалаврами и магистрами, проходящими профессиональное обучение для будущих социологов, политологов, сотрудников рекламной сферы, журналистов, историков. Авторами апробированы курсы «Иностранный язык» для обучающихся первого и второго семестра первого года обучения, уровень подготовки А2-В2 по европейской шкале CEFR [4] и «Иностранный язык для специальных целей» для третьего семестра второго года обучения. Количество групп, прошедших обучение по этим курсам в прошлом учебном году, составило соответственно 7 и 7 групп. В текущем учебном году проходят обучение 28 групп обучающихся первого, 16 групп – второго и 4 группы третьего года обучения. Группы работают по обновлённой программе элективной дисциплины «Иностранный язык в образовании».

Вопросы организации входного, промежуточного (тематического,  аттестационного) и итогового тестирования обучающихся; исследования и поиск педагогических практик с внедрением в процесс обучения индивидуальных образовательных траекторий, освещаются в публикациях [2, 5].

Выводы. Использование смешанного формата обучения с использованием курсов по дисциплине Иностранный язык на платформе LMS Moodlesevsu.ru и учёт возможностей входного тестирования для преодоления проблемы дифференциации уровней сформированности иноязычной компетентности бакалавров образовательных организаций высшего образования способствует повышению качества иноязычной подготовки, соответствию результатам требований новым стандартам образования.

Встроенные элементы персонализации в электронный курс по дисциплине Иностранный язык учитывает уровень подготовки, способности и интересы обучающихся и помогает в построении индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Научная новизна работы определяется тем, что на основе использования дистанционных курсов со встроенными элементами персонализации  разработана дидактическая концепция поэтапного и уровневого обучения бакалавров Института общественных наук и международных отношений в СевГУ от уровня A2 до B2, построенная на реализации функций входного контроля, выявляющая степень готовности обучающихся к освоению материала, с учетом индивидуальной траектории иноязычного обучения.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что разработанные и апробированные курсы по Иностранному языку показали свою эффективность в практике работы Севастопольского государственного университета.


Список литературы

1. Гузь А.Р., Дунаева Е.С., Каширина Д.А., Рогожкин Д.Д. Иноязычное образование как фактор развития цифровой экономики // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/inoyazychnoe-obrazovanie-kak-faktor-razvitiya-tsifrovoj-ekonomiki.html (Дата обращения: 30.04.2022).
2. Каравайцева Ю. М., Султанова Т. А. Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/9/186/ (дата обращения: 05.06.2020).
3. Миронцева С. С. Формирование иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов: Автореф… дис. к.п.н. — Ялта: РИО ГПА, 2019 – 22 с.
4. Миронцева, С.С. Входной контроль как существенная составляющая обучения иностранному языку в высшей школе / С.С. Миронцева, Е.В. Михайлова // проблемы современного педагогического образования. – Ялта. – 2021. – № 73 – 1. – С. 212-217.
5. Миронцева, С.С., Павлова Т. А., Семёнкина И. А., Шевченко В. И., Ченгарь О. В. Интеграция элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент курса по иностранному языку в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2022. – № 3. – С. 343-351.
6. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
7. Феклистов Герман Степанович. Входной контроль как основа адаптации к обучению в вузе студентов - первокурсников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Сочи, 2001, 199 c. РГБ ОД, 61:02-13/101-3.

Расскажите о нас своим друзьям: