Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 378

Дата публикации 31.05.2022

Изучение готовности выпускников образовательных организаций МВД России к самостоятельной профессиональной деятельности

Кустов Петр Васильевич
канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, kustov_pv1955@mail.ru
Наумов Илья Павлович
старший преподаватель кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, naumov_1987@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования морально-психологической готовности сотрудников органов внутренних дел на этапе профессиональной подготовки в вузе. Авторы приводят результаты мониторинга уровня готовности слушателей 5 курса Санкт-Петербургского университета МВД России по двум профилям подготовки. По данным исследования уровень готовности выпускников оптимальный для эффективного выполнения служебных обязанностей. В результате выработаны практические рекомендации для служб обеспечения образовательного процесс, так и для профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, компетенции, анкетирование, выпускники, образовательные организации МВД России

Studying the readiness of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for independent professional activities

Kustov Petr Vasilievich
cand. ped. Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg
Naumov Ilya Pavlovich
Senior Lecturer of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg

Abstract: The article is devoted to the problem of the formation of the moral and psychological readiness of employees of the internal affairs bodies at the stage of professional training at the university. The authors present the results of monitoring the readiness level of 5th year students of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in two training profiles. According to the study, the level of readiness of graduates is optimal for the effective performance of official duties. As a result, practical recommendations have been developed for the educational process support services, as well as for the teaching staff.
Keywords: psychological readiness, professional training, professional activity, competencies, questioning, graduates, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Правильная ссылка на статью
Кустов П.В., Наумов И.П. Изучение готовности выпускников образовательных организаций МВД России к самостоятельной профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izuchenie-gotovnosti-vypusknikov-obrazovatelnykh-organizatsij-mvd-rossii-k-samostoyatelnoj-professionalnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 31.05.2022)

Состав кадрового потенциала органов внутренних дел формируется из выпускников образовательных организаций МВД России. Именно от уровня профессиональной подготовки выпускников и их актуальной психологической готовности к применению сформированных за время обучения компетенций будет зависеть эффективность решения оперативно-служебных задач.

В нормативных правовых актах, регламентирующих кадровое обеспечение личного состава полиции, под морально-психологической готовностью понимается «состояние сознания и психики сотрудников, отражающее их нацеленность, активность, настроенность и мобилизованность на преодоление возможных трудностей, обеспечивающее результативность и качество выполнение оперативно-служебных задач» [1, с. 2].  По оценке руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации, морально-психологическая готовность личного состава органов внутренних дел, как важнейшая составляющая его морально-психологического состояния, поддерживаются на уровне, обеспечивающем выполнение задач оперативно-служебной деятельности в любых условиях [2, 3].

За время обучения  в вузе у специалиста  должен быть сформирован оптимальный уровень морально-психологической готовности для успешного выполнения функциональных обязанностей по должности. Необходимо отметить, что в значительной степени уровень готовности связан с мотивационной структурой личности.

В научных работах А.А.Деркача, О.Г. Рындиной, М.В. Ефимова, А.А.Бодалева, Л.Н. Кузнецовой, М.И. Дьяченко, Н.В.Кузьмина, М.П. Коробейникова, М. И. Томчука, Ю.А. Шаранова представлены системные модели готовности к профессиональной деятельности различных специалистов.

Рассматривая профессионально важные качества оперативных работников А.М.Столяренко пришел к выводу, что в связи с тем, что служебная деятельность данных сотрудников протекает в условиях значительных нервно-психических нагрузок, то от умения сохранять и поддерживать в такой неблагоприятной обстановке способности своевременно реагирования  на изменения ситуации и принятия оптимальных решений зависит успешность выполнения ими профессиональных задач. Именно такой комплекс умений отражает уровень готовности к профессиональной деятельности [4].

На основе анализа психолого-педагогических источников психологическая готовность представляет собой сложное комплексное образование, состоящее из функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющий динамичную структуру с функциональными зависимостями. Как правило, в структуре психологической готовности выделяют следующие компоненты: мотивационно-ценностный (отражает соответствие ценностных ориентаций и мотивов требованиям профессии), когнитивный (уровень знаний, умений и навыков специалиста) [5, с. 79]. Некоторые авторы включают в модель психологической готовности операционально-деятельностный компонент, который предполагает практическую подготовленность к виду деятельности, а также эмоционально-волевой компонент проявляется в способности к саморегуляции и управлению своим актуальным психоэмоциональным состоянием при выполнении оперативно-служебных задач [6, с. 37].

Структурно анкета состоит из двух блоков: мотивационного (основные мотивы выбора профессии, динамика интереса к  профессии сотрудника ОВД за время учебы в университете, оценка престижности будущей профессии, удовлетворенность выбранным направлением профессиональной подготовки, перспективные планы службы в правоохранительных органах), компетентностного (оценка уровня полученных знаний, умений и навыков, а также удовлетворенность содержанием обучения, по итогам практики, способность самостоятельно решать практические задачи).

 В мае 2021 года на базе Санкт-Петербургского университета МВД России был проведен мониторинг учебной и служебной деятельности слушателей с целью изучения морально-психологической готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности в правоохранительных органах. В анонимном анкетирование приняло участие 114 респондентов, обучающихся на факультетах подготовки сотрудников для следственных и оперативных подразделений МВД России. Ведущими задачам тестирования являются: во-первых,  определение уровня психологической готовности будущих следователей, дознавателей и оперативных работников; во-вторых, изучение динамики отношения выпускников к предстоящей службы; в-третьих, выявление уровня субъективной удовлетворенности полученным уровнем образования и сформированностью профессиональных компетенций по специализации; в-четвертых, определение служебно-профессиональной направленности слушателей.

На вопрос анкеты: «С чем был связан выбор Вами профессии сотрудника ОВД?» ответы распределились следующим образом:   17,9%  – возможность получить высшее образование;        64,1 % – служба в органах внутренних дел в наибольшей степени отвечает моим склонностям, способностям, интересам; 10,3 % – выбор данной профессии определился под влиянием родителей, друзей, знакомых; 6,8 % – выбор профессии произошел под влиянием случайных причин; 0,9 % – иное.

Большинство опрошенных слушателей  указали, что ведущими при поступлении в университет были положительные внутренние мотивы. В соответствии со своими склонностями и способностями службу в органах внутренних дел выбрали 64,1% слушателей.  Для 17,9% выбор профессии определялся желанием получить высшее образование, у 18% мотивация на выбор профессии была не сформирована на момент поступления.

Важным показателем, отражающим динамику изменения мотивационной направленности курсантов-слушателей, является отношение к профессии сотрудника ОВД. Слушателям, участвующим в анкетировании, было предложено оценить по 5-балльной шкале свое отношение к службе в ОВД на разных этапах обучения: от поступления до выпуска.      

По мнению выпускников, престижность профессии сотрудника ОВД в обществе оценивается в основном низко (48,7%), при этом достаточно высоко оценивается среди командиров и преподавателей факультета и университета (87%), а так же самими слушателями(79%).  При этом 59% признались, что если бы снова стали выбирать профессию, то повторили бы свой выбор. Другую профессию предпочли бы – 11,1%, остальные 29,9% - ответили, что до сих пор не знают, какой профессиональной деятельностью хотели бы заниматься.

Анализ показал, что в наибольшей степени выпускники университета довольны уровнем преподавания (74%)  и уровнем физической подготовки (69%), а в наименьшей степени методикой организации самостоятельной подготовки (45%), бытовыми условиями (в т.ч. проживания в общежитии) и материально-техническим обеспечением учебного процесса (25%).

По результатам самооценки профессионально-важных качеств 78% курсантов считают себя хорошо подготовленными к выполнению профессиональной деятельности. Стремление к служебному росту выражено у 86% опрошенных. Уровень полученных знаний 73% оценивают как «отлично» и «хорошо», и только 3,7% считают что не получили достаточный уровень знаний по профессиональным предметам. Оценка профессионально-важных качеств оценивалась по 5-ти бальной шкале.

Слушателям предлагалось написать свое мнение, о том, что запомнилось за время учебы. Результаты распределились следующим образом: хорошие воспоминания вызывают  «атмосфера в коллективе» (44%), «выезды в загородный учебный центр» (28%), «преподавательский состав» (24%), «руководство факультета» (12%).

Полученные результаты говорят о том, что больше всего выпускники ценят благоприятный психологический климат, сложившийся в коллективе, отмечают высокий уровень преподавания и считают, что получили достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Также слушатели положительно отметили профессиональные качества руководства факультета.

Таким образом, у 64% выпускников 2021 года выражена осознанная мотивация на службу в органах внутренних дел. В настоящее время профессию офицера в ОВД 74% выпускников считают свою профессию престижной;  70% считают свой выбор правильным и планируют продолжить свою профессиональную деятельность по выбранной специальности. В большей степени слушатели 5 курса довольны полученными в вузе знаниями и уровнем преподавания. Считают, что улучшения требуют бытовые условия и материально-техническое обеспечение. Свой уровень полученных знаний 73% выпускников оценивают как достаточно высокий и удовлетворены уровнем своей подготовленности.

На основе результатов проведенного анкетирование разработаны рекомендации для подразделений по морально-психологическому обеспечению личного состава на этапе подготовки выпускников образовательных организаций МВД России к профессиональной деятельности. Профессорско-преподавательскому составу профилирующих кафедр целесообразно оказывать практическую и методическую помощь выпускникам в первые полгода службы, а также организовать взаимодействие с наставниками, назначенными из числа опытных сотрудников территориального подразделения. Также раз в год необходимо проводить круглые столы по проблемным вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов органов внутренних дел с целью решения актуальных задач. Сотрудникам психологической службы вуза необходимо довести результаты анкетирования по готовности выпускников до руководства курса и факультета, сотрудникам подразделений воспитательной работы и инспекции по работе с личным составом для их учета  при планировании, организации учебного процесса и проведении индивидуальной воспитательной работы. Также психологам вузов МВД России следует систематически проводить индивидуальные психологические консультирования со слушателями 5 курса по вопросам профессиональной самореализации и саморазвития, а также консультации постоянного состава университета по вопросам психолого-педагогического обеспечения  учебно-воспитательного процесса на данном этапе обучения.


Список литературы

1. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 .«Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/400791288/ (Дата обращения: 31.05.2022).
2. Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел. // Национальный психологический журнал. 2017. №4 (28). С. 95–103.
3. Кубышко, В.Л. Интеграция психологических и информационных технологий в рамках метода ситуативно-образного моделирования проблемных ситуаций специалистов силовых структур // Психология и право. 2018(8). № 4. С. 128-14.
4. Столяренко А. М., Сердюк Н. В., Скляренко И. С. Личностно-развивающая среда непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел: коллективная монография Волгоград : Бланк, 2018. 212 с.
5. Деркач A.A. Акмеологические основы развития профессионала. Москва : МПСИ, 2004. 752 с.
6. Дахина Е. Р. Педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству: автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2017.

Расскажите о нас своим друзьям: