Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №11 (52) Ноябрь 2020

УДК 159.9.072.422

Дата публикации 25.11.2020

Оценка эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» с использованием элементов арт-терапии

Сорокина Юлия Павловна
Студентка 3-го курса Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, Тула

Аннотация: В статье приведен опыт разработки и реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» с использованием элементов арт-терапии. Главной целью модели психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» являются выявление факторов риска каждого конкретного ребёнка, анализ причин его неблагополучия, диагностика особенностей личностного развития, построение индивидуальных программ коррекции. Модель психолого-педагогического сопровождения детей группы риска с использованием технологий арт-терапии предполагает единство 4 компонентов: когнитивный компонент понимание и осознание подростками последствий антисоциального поведения, эмоциональный компонент - выработка адекватной эмоциональной реакции в отношении учебы, труда, помощи и т.д., умение контролировать эмоциональную сферу, ресурсный компонент - социальный опыт подростков, адекватную самооценку, особенности темперамента, поведенческий компонент - участие в общественных делах, умение находить решение в конфликтных ситуациях, конструктивное решение возникающих противоречий. Проведенный анализ результатов позволяет говорить об эффективности разработанной модели.
Ключевые слова: дети группы риска, арт-терапия, модель, сопровождение

Evaluation of the effectiveness of the implementation of the model of psychological and pedagogical support of children of the "risk group" using elements of art therapy.

Sorokina Yulia Pavlovna
3rd year student, Tula State Pedagogical University. L.N. Tolstoy, Russian Federation, Tula

Abstract: The article presents the experience of developing and implementing a model of psychological and pedagogical support for children of the "risk group" using elements of art therapy. The main goal of the model of psychological and pedagogical support for children of the "risk group" is to identify risk factors for each individual child, analyze the causes of his / her problems, diagnose the features of personal development, and build individual correction programs. The model of psychological and pedagogical support for children at risk using art therapy technologies assumes the unity of 4 components: the cognitive component is the understanding and awareness of the consequences of antisocial behavior by adolescents, the emotional component is the development of an adequate emotional response to study, work, help, etc., the ability to control the emotional sphere, resource component - social experience of teenagers, adequate self-esteem, temperament characteristics, behavioral component-participation in public Affairs, ability to find solutions in conflict situations, constructive solution of emerging contradictions. The analysis of the results allows us to speak about the effectiveness of the developed model.
Keywords: children at risk, art therapy, model, support

Правильная ссылка на статью
Сорокина Ю.П. Оценка эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» с использованием элементов арт-терапии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (52). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenka-effektivnosti-realizatsii-modeli-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detej-gruppy-riska-s-ispolzovaniem-elementov-art-terapii.html (Дата обращения: 25.11.2020)

На сегодняшний день существует острая потребность в поиске, разработке и адаптации психолого - педагогических технологий, которые имеют неклиническую направленность, доступны для освоения психологом и педагогами школы, интересны и эффективны в работе с детьми группы риска подросткового возраста. Таким условиям отвечает использование технологий   арт-терапии  [1].

Современные исследователи отмечают, что использование  технологий  арт-терапии  в работе с  деть группы риска  способствует раскрытию  внутренних  способностей  детей,   повышению самооценки;  при коллективных формах работы  развиваются  важные социальные навыки, умение взаимодействовать в команде    [2,3,8].

 В результате воздействия   арт-терапии у  подростков группы риска развивается устойчивая мотивация к арт-деятельности, они приобретают новые художественные знания, умения и навыки, опыт практической арт-деятельности и публичных выступлений, новых адекватных способов взаимодействия и поведения. [4,5].

Теоретико-методологическая основа исследования: работы, посвященные вопросам  воспитания и обучения детей «группы риска» (Л.Н. Антонова, Н.А.Баранова, М.И.Буянова, З.И.Воронина, И.Ф.Дементьев, В.А.Еремин, В.А.Иванников, Е.И.Казакова, Л.С.Колесова, А.Р.Маллер, И.А.Невский, Л.Я.Олиференко, М.М.Плоткин, А.И.Прихожан, Г.В.Семья, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.), в том числе работы с детьми с девиантным поведением (Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Ю.В.Гербеев, М.Н.Голоднюк, Д.А.Керимов, Г.М.Потанин, В.С.Собин, Д.И.Фельдштейн и др.); теории девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, А.К. Коэн); исследования в области арттерапии: М.М. Бахтина, М.Б. Бруно, Д. Винникотт, А. Гольдштейн, Б.Д. Карвасарский, А.И. Копытин, А. Маслоу, М. Наумбург, К. Роджерс, Дж. Рин и др; теории психолого-педагогического сопровождения и поддержки (Л.И. Аксенова, О.С. Газман, Ю.Н. Галагузова, Е.И. Казакова, Н.Б. Крылова СА. Расчетина, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова и др.); концепции   о психолого – педагогических аспектах искусства (А. Адлер, П. Гольдштейн, Э. Крамер, Л.Д. Лебедева, Т.А. Флоренская, З. Фрейд,  К.Г. Юнг, и др.);

Модель психолого-педагогического сопровождения детей группы риска с использованием технологий арт-терапии предполагает единство 4  компонентов:

1) когнитивный компонент -  включающий работу с  подростками, направленную на понимание  и осознание  ими последствий антисоциального поведения, предполагающий   межведомственное  взаимодействие и  привлечение работников соответствующих  служб  и ведомств с лекциями, беседами, мастер-классами.

2) эмоциональный компонент  предполагающий  выработку адекватной  эмоциональной реакции в отношении учебы, труда, помощи и т.д.,   умение  контролировать эмоциональную сферу,   (агрессию,  гнев, недовольство)  конструктивно и в приемлемой форме    выражать свое несогласие,  понимать чувства других.

3)  ресурсный компонент, включающий   социальный опыт подростков,  адекватную самооценку,  особенности темперамента.

4) поведенческий компонент  -  участие в общественных делах, умение находить решение в конфликтных  ситуациях,  конструктивное  решение возникающих противоречий 

Главной целью  модели психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» являются  выявление факторов риска каждого конкретного ребёнка, анализ причин его неблагополучия, диагностика  особенностей личностного развития, построение  индивидуальных программ коррекции с помощью элементов  арт-терапии, создание в рамках объективно существующей социальной среды таких условий, при которых возможна успешная и эффективная социализация данной категории детей [7,9].

Нами был проведен эксперимент, состоящий из нескольких этапов:  констатирующего, формирующего  и контрольного. Анализ результатов констатирующего этапа исследования  позволил  нам сделать следующие выводы:

1. Согласно результатам теста агрессивности Л.Г. Почебут, направленного на выявление уровня агрессии, среди испытуемых  превалируют с высоким уровнем агрессии, их процент составляет 58%, у остальных 42 % уровень агрессивности средний.

2.Результаты диагностики уровня самооценки подростков  по методике  И.М. Пейсахова на констатирующем этапе эксперимента показали, что высокая самооценка испытуемых была у 58%, низкая самооценка выявлена у 25%  учащихся. И у 17% - средняя самооценка.

3. Результаты диагностики подростков группы риска по методике  К. Томаса « Оценка типа поведения в конфликтной ситуации» следующие: у 41%  испытуемых к решении конфликтов будет превалировать чувство соперничества. 17% школьников будут искать компромисс. Также 17 % детей полностью откажутся  от своих интересов в пользу другой стороны. И 25 % испытуемых будут стремиться избежать конфликта, не вступая в переговоры, не пытаясь реализовать свои интересы или интересы другой стороны.

4. Результаты диагностики поведенческих проявлений, проведенных по методике  по методике Я.Стреляу показали что  25%  испытуемых имеют средний («умеренный» по определению Я. Стреляу) уровень процесса возбуждения. 41% испытуемых характеризуются наличием у них высокой степени «силы» возбуждения. 17% испытуемых показали средний (умеренный) уровень заторможенности.  И 17%  испытуемых имеют высокую степень заторможенности.

5. По результатам исследования  по методике «Отношение подростка к школьным знаниям», с помощью которой осуществлялось выявление познавательного отношения подростка к школьным знаниям видно, что у 75% испытуемых преобладает низкий уровень познавательного отношения к школьным знаниям, у 25% - средний уровень. Высокий познавательный уровень ни у кого не выявлен.

6. Согласно результатам теста определения уровня тревожности,  в общении у 59% подростков высокий уровень тревожности, у 33 % - средний. И у 8% низкий.

После проведения    формирующего этапов эксперимента была проведена повторная диагностика психологических особенностей подростков «группы риска», при помощи диагностического инструментария, аналогичного с констатирующим этапом

Так сравнительный анализ результатов   диагностики подростков  по методике «Тест  агрессивности» Л.Г. Почебут показал, что если на  констатирующем этапе уровни агрессии подростков были распределены следующим образом: 58% – высокий, 42 % – средний, низкого уровня вообще не было зафиксировано. То на контрольном этапе только у 25% школьников остался высокий  уровень агрессивности, а  у 25 % средний. Появились респонденты  (50%) с низким уровнем агрессии, имеющие   высокую степень адаптированного поведения (согласно интерпретации результата методики).

  Сравнительный анализ результатов  диагностики уровня самооценки  испытуемых, проведенной по методике  И.М. Пейсахова показал, что если на констатирующем этапе уровень самооценки подростков был у 58% – высокий, у 17% – средний, у 25% низкий, то на контрольном этапе, учитывая данные об успеваемости и поведении школьников,  самооценка стала более адекватной. На контрольном этапе исследования высокий уровень самооценки  выявился только у 40 %  . Детей с низкой самооценкой тоже стало меньше  (8%).  Увеличилось количество детей со средним уровнем самооценки (52%).

Сравнительный анализ результатов  диагностики по методике К.Томаса «Оценка типа поведения в конфликтной ситуации» позволяет сделать следующие выводы. В начале исследования только 17% школьников выбирали стиль решения конфликтов   «компромисс». После эксперимента детей, которые будут стараться урегулировать разногласия при помощи взаимных уступок, стало больше, 33%.      В начале исследования 17 % детей (приспособление) отказывались   от своих интересов в пользу другой стороны.

На контрольном этапе таких детей стало меньше(8%). До эксперимента  25 % испытуемых («избегание») стремились  избежать конфликта, не пытаясь реализовать свои интересы или интересы другой стороны. После проведения эксперимента мы видим, что таких детей стало меньше (17%). И появились дети (17%), которые выбрали стиль «сотрудничество». Хотя на констатирующем этапе таких детей не было. Это говорит о том, что дети стали готовы к более конструктивному разрешению конфликтов.

Сравнительный анализ результатов  диагностики личностной тревожности подростков по методике Ч.Д. Спилбергера показал, что если на  констатирующем этапе эксперимента у 59% подростков был выявлен высокий уровень тревожности, у 33 % - средний, и у 8% низкий, то после проведения эксперимента выросло число испытуемых с умеренным (67%) и низким (18%0 уровнем проявления личностной тревожности (67%), значительно снизилось число детей с высоким уровнем тревожности (15%).

Таким образом, можно  констатировать, что в результате проведенной работы цель и задачи исследования  достигнуты, гипотеза нашла свое адекватное подтверждение. Обозначенные нами подходы к построению и реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска»  средствами арт-терапии позволяют достичь положительного эффекта.


Список литературы

1. Аметова Л.А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт»./ Л.А. Аметова. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. – 36.
2. Белякова Е.П. Арт-терапия. Искусство быть. «Psychologies, №11», 2006.
3. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»//ред. А.И. Копытина. – СПб, 2002.
4. Добровольская, Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании; / Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-246 с.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
6. Копытин Л.И., Свистовская Е.Е. Арт терапия детей и подростков. 2-е стереотип, изд.— М.: «Когито -Цеитр», 2014.— 197 с.
7. Реан А.А. , Мусатова О.А. Социализация и психологические особенности личности подростков «Группы риска» // Вестник Московского университета МВД России 2013.
8. Шалагинова К.С. Использование средств сказкотерапии в профилактике суицидальных рисков в младшем школьном возрасте // "Психология образования: вызовы и риски современного детства". Сборник материалов конференции. 2018. С. 220-225.
9. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». - М.: Изд-во УРАО, 2001.

Расскажите о нас своим друзьям: