Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (52) Ноябрь 2020

УДК 373.2

Дата публикации 25.11.2020

Исследование профессиональной готовности воспитателей к внедрению здоровьесберегающих технологий в детском саду

Красильникова Лариса Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, larvladkr@mail.ru
Роганова Галина Николаевна
магистр, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, galinka-fomenkova@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию профессиональной готовности воспитателей к внедрению здоровьесберегающих технологий в детском саду. Авторы рассматривают актуальность, значение применения здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками дошкольной образовательной организации, требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования к решению задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Статья включает анализ исследований по проблеме здоровьесбережения в детском саду. Авторы приводят цель, содержание и результаты исследования уровня профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к внедрению здоровьесберегающих технологий в свою работу. Статья содержит описание исследование уровня профессиональной готовности воспитателей с использованием методики самооценки педагогами знаний и умений в области здоровьесбережения: нормативно-правовые основы здоровьесбережения, педагогические оздоровительные технологии, организация отдельных видов оздоровительной работы, диагностика и другое. На основании проведенного исследования авторы делают выводы о профессиональных трудностях, с которыми сталкиваются воспитатели при использовании здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, профессиональная компетентность, здоровьесберегающие технологии, здоровье, дети дошкольного возраста, профессиональные знания и умения.

Research of professional readiness of teachers to implement health-saving technologies in kindergarten

Krasilnikova Larisa Vladimirovna
Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Рsychology and Pedagogy of preschool and primary education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod
Roganova Galina Nikolaevna
Master, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod

Abstract: The article is devoted to the study of professional readiness of teachers to implement health-saving technologies in kindergarten. The authors consider the relevance and significance of the use of health-saving technologies in working with pupils of preschool educational organizations, the requirements of the Federal state standard of preschool education for solving problems of protecting and strengthening the physical and mental health of children. The article includes an analysis of research on the problem of health care in kindergarten. The authors present the purpose, content and results of the study of the level of professional readiness of teachers of preschool educational organizations to implement health-saving technologies in their work. The article describes the study of the level of professional readiness of educators using the method of self-assessment by teachers of knowledge and skills in the field of health care: regulatory and legal bases of health care, pedagogical health technologies, organization of certain types of health work, diagnostics, and more. Based on the study, the authors draw conclusions about the professional difficulties that educators face when using health-saving technologies.
Keywords: preschool educational organization, professional competence, health-saving technologies, health, preschool children, professional knowledge and skills.

Правильная ссылка на статью
Красильникова Л.В., Роганова Г.Н. Исследование профессиональной готовности воспитателей к внедрению здоровьесберегающих технологий в детском саду // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (52). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-professionalnoj-gotovnosti-vospitatelej-k-vnedreniyu-zdorovesberegayushhikh-tekhnologij-v-detskom-sadu.html (Дата обращения: 25.11.2020)

Задача укрепления и охраны физического и психического здоровья воспитанников дошкольного возраста является инвариантной на протяжении длительного периода времени существования и развития системы дошкольного образования в Российской Федерации. Учитывая особую значимость дошкольного возраста в становлении здоровья человека, когда закладываются основы физического развития, культуры здорового образа жизни, дошкольная педагогика уделяет особое внимание вопросам физкультурно-оздоровительной работы дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО).

На данном этапе развития системы дошкольного образования задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится наиболее актуальной, что обусловлено состоянием здоровья воспитанников в ДОО при поступлении в детский сад. Резкое снижение показателей физического развития ребенка проявляется в группах здоровья, с которыми он поступает в ДОО, все большее количество детей идет со второй и третьей группами здоровья.  Как отмечают исследователи состояния здоровья современного дошкольника П.И. Храмцов и Н.О. Березина [1], только 17,3% детей от общей детской популяции в стране входят в I группу здоровья, т.е. не имеют отклонений в состоянии здоровья, 29,4% детей составляют II группу здоровья, т.е. у них наблюдаются функциональные отклонения, 52,8% детей относятся к III группе здоровья, т.е.  имеют те или иные хронические болезни в стадии компенсации, и 0,5% – это дети с IV группой здоровья, т.е. страдающие хроническими болезнями в стадии субкомпенсации.

Особое внимание вопросам сохранение и укрепления физического и психического здоровья воспитанников ДОО уделяет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) [2], который предъявляет требования к решению поставленной задачи в принципах, содержании, методике, условиях реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.

Обязательным и основополагающим условием эффективного решения задач здоровьесбережения в ДОО становится профессиональная компетентность воспитателей, которые должны обладать основными компетенциями, необходимыми для воспитания и обучения детей правилам и способам здоровьесберегающих технологий.

Наше исследование опирается на ряд научных работ, в которых освещаются проблемы повышения профессиональной компетентности воспитателей детских садов В.Г. Барабаш [3], Е.Г. Гуцу [4], Н.А. Кот [5], Л.В. Красильниковой [6], В.В. Нечепуренко [7] и других.

Вслед за В.Г. Барабаш, мы под «здоровьесберегающими технологиями» понимаем: «Качественную характеристику любой образовательной технологии, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, и как совокупность определенных принципов, приемов и методов педагогической деятельности, наделенных признаком здоровьесбережения» [3].

Учитывая значимость профессиональной компетентности воспитателей ДОО в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками, мы поставили целью своего исследования – изучить профессиональную готовность педагогов дошкольного образования к внедрению здоровьесберегающих технологий в детском саду.

В исследовании приняли участие 48 воспитателей из двух ДОО города Нижнего Новгорода, из них 24 человека – экспериментальная группа, 24 человека – контрольная группа. Деление педагогов на две группы было произведено с целью дальнейшего проведения формирующего эксперимента, о содержании и результатах которого станут материалами для последующих  статей. В данной статье мы приведем обобщенные данные по результатам исследования профессиональной готовности в обеих группах.

Для исследования уровня профессиональной готовности воспитателей мы использовали методику самооценки педагогов знаний и умений в области здоровьесбережения, разработанную В.В. Нечепуренко «Психолого-педагогические знания и умения в области здоровьесбережения» [3].

Опросник состоит из 25 вопросов, на которые воспитатели отвечают, оценивая свои знания и умения по баллам: «1» балл – знания отсутствуют; «2» балла – имеются частично; «3» балла – знаю, но не применяю; «4» балла – применяю иногда; «5» баллов – применяю всегда» [3].

Оценка результатов опроса производится через суммирование полученных баллов. Уровни профессиональной готовности педагогов:

- высокий – от 54 до 70 баллов;

- выше среднего – от 36 до 53 баллов;

- средний – от 25 до 35 баллов;

- ниже среднего - от 13 до 24 баллов;

- низкий –от 1 до 12 баллов.

Количественные результаты исследования уровня профессиональной готовности педагогов экспериментальной и контрольной групп приведем на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования уровня профессиональной готовности педагогов ДОО к внедрению здоровьесберегающих технологий на этапе констатирующего эксперимента

Анализ полученных результатов исследования позволил нам сделать выводы о недостаточном уровне профессиональной готовности воспитателей к применению здоровьесберегающих технологий в своей работе. Так у большинства педагогов как в экспериментальной, так и контрольной группы были выявлены трудности и в знаниях, и в умениях.

Педагоги проявили уровень ниже среднего в области знаний, касающихся нормативно-правовой базы в области педагогики здоровья, принципов построения здоровьесберегающей среды, современных педагогических оздоровительных технологиях, игр для коррекции неконструктивного поведения детей.

При оценке профессиональных умений и качеств трудности были выявлены в умении организовывать отдельные виды образовательной работы с учетом интересов детей, возрастно-половых различий, состояния здоровья, анализировать и диагностировать уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка, использовании оздоровительных моментов в процессе проведения занятий.

Многие педагоги отметили сложности в проявлении педагогического и психологического такта в общении и организации работы с родителями.

На низком уровне оказались молодые специалисты, которые только пришли на работу в детский сад и не имеют квалификационных категорий.

Таким образом, наблюдается необходимость проведения системы работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей детского сада по вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в работу. Необходимо повышение компетентности как в области профессиональных знаний, так и в области развития умений и навыков использования методов и приемов здоровьесбережения в работе со всем участниками образовательного процесса: воспитанники, родители (законные представители) и воспитатели.


Список литературы

1. Храмцов П.И. Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников [Электронный ресурс] / П.И. Храмцов, Н.О. Березина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-i-obraz-zhizni-sovremennyh-doshkolnikov (дата обращения: 25.09.2020).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
3. Барабаш В.Г. Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации [Электронный ресурс]/ В.Г. Барабаш / Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-analiz-traktovok-vidy-komponenty-printsipy-realizatsii (дата обращения: 19.11.2020).
4. Гуцу Е.Г. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза [Электронный ресурс] / Е.Г. Гуцу, М.Д. Няголова, Т.А. Рунова // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. С.13. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-13
5. Кот Н.А. Подготовка будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей [Электронный ресурс]/ Н.А. Кот// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-vospitateley-k-vnedreniyu-sovremennyh-tehnologiy-fizicheskogo-razvitiya-i-ozdorovleniya-detey (дата обращения: 19.11.2020).
6. Красильникова Л.В. Формирование профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации [Текст]/ Деревянкина Н.В., Красильникова Л.В.// Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. Мининский университет. 2020. С. 94-98.
7. Нечепуренко В.В. Мониторинг образа жизни детей как условие повышения результативности здоровьесберегающей деятельности педагога : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Нечепуренко Вера Валентиновна; - Санкт-Петербург, 2009. - 165 с.

Расскажите о нас своим друзьям: