Социальная психология | Мир педагогики и психологии №11 (52) Ноябрь 2020

УДК 159.923.2

Дата публикации 25.11.2020

Этнокультурные особенности гендерной идентичности

Красовская Наталия Рудольфовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, krasovskaya.mcm@gmail.com

Аннотация: В работе проводится сравнительно-историческое исследование этнокультурных особенностей гендерной идентичности россиян и других народов мира. Гендерный подход стал основным в исследовании вопроса этнокультурных особенностей гендерной идентичности. Гендерный подход как способ гендерных исследований учитывает интересы всех гендеров и стремится к равенству двух гендеров, мужчин и женщин. Также важным выступает социокультурный анализ, при котором социокультурные явления признаются целостными и самодостаточными, раскрывающими этнокультурные особенности. Социокультурный анализ является междисциплинарным методом исследования сложной палитры общественной жизни на стыке сравнительно-исторического, социологического, социально-философского подходов. В данном исследовании отражены биполярное существование двух гендеров, процесс уравнивания которых продолжается во всем мире, а также существование других гендеров в различных этнокультурных сообществах. Также отражена своеобразная зависимость гендерной идентичности от этнической идентичности (табл.1) и особенности гендерной идентичности россиян.
Ключевые слова: гендерная идентичность, этнокультурные особенности, маскулинность, феминность, цисгендерность, трансгендерность, гендерквир, гендерная дисфория, мейнстриминг.

Ethno-cultural peculiarities of gender identity

Krasovskaya Nataliya Rudolfovna
candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of social psychology and victimology, Novosibirsk state pedagogical University, Novosibirsk, Russia, krasovskaya.mcm@gmail.com

Abstract: The article provides a comparative historical study of the ethnocultural characteristics of the gender identity of Russians and other nations of the world. The gender approach has become the main one in the study of the issue of ethnocultural characteristics of gender identity. The gender approach as a method of gender research takes into account the interests of all genders and strives for equality of two genders, men and women. Sociocultural analysis is also important, in which sociocultural phenomena are recognized as holistic and self-sufficient, revealing ethnocultural features. Sociocultural analysis is an interdisciplinary method for studying the complex palette of social life at the junction of comparative historical, sociological, socio-philosophical approaches. This study reflects the bipolar existence of two genders, the process of equalization of which continues throughout the world, as well as the existence of other genders in various ethnocultural communities. The article also reflects the peculiar dependence of gender identity on ethnic identity (table1) and the peculiarities of the gender identity of Russians.
Keywords: gender identity, ethnocultural characteristics, masculinity, femininity, cisgenderness, transgenderness, genderqueer, gender dysphoria, mainstreaming.

Правильная ссылка на статью
Красовская Н.Р. Этнокультурные особенности гендерной идентичности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (52). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/etnokulturnye-osobennosti-gendernoj-identichnosti.html (Дата обращения: 25.11.2020)

Этнокультурные особенности - характеристика человека, группы, имеющие свои интересы и предпочтения, связанные с идентичностью с этносом, его историей, культурой, традициями, языком, религией, этикой и ментальностью. Они влияют на формирование гендерной идентичности. Гендерная идентичность у человека практически начинает формироваться одновременно с этнокультурными особенностями.

Гендерная идентичность— внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории, связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола.

Люди, чья гендерная идентичность совпадает с полом, называются цисгендерными. Те же, у кого гендерная идентичность не совпадает с полом, называются трансгендерными.

В различных этнокультурных обществах есть совокупность гендерных ролей, которые могут служить у человека основой для социальной идентичности.

В иудео-христианских и исламских обществах долгое время существовала бинарная гендерная идентичность - люди разделяются на мужчин (маскулинность) и женщин (феминность). Предполагалось, что пол, гендерная идентичность, сексуальность совпадают. В последние десятилетия в западном обществе все большее распространение получает небинарная гендерная идентичность - гендерквир, к которым присоединились трансгендеры (лесбиянки, геи, трансвеститы).

Буддизм также принимает гендерквир. Согласно буддийсккому учению, человек проживает множество жизней. Его отрицательные поступки в прошлом могут выразиться в том, что он рождается и живет трансгендером. Он должен спокойно принять данный факт и достойно жить, исправляя отрицательные поступки в прошлых жизнях. Общество также спокойно относится к трансгендерам, как тому учит буддизм. Так, в Таиланде трансгендерность присутствует и не вызывает отторжения общества, как и в современном западном обществе.

В отдельных этнокультурных обществах (народности и племена) традиционные гендерные идентичности могут быть небинарны (например, индейцы Северной Америки). Они включают в себя более двух традиционных идентичностей и предусматривают возможность отсутствия зависимости между полом и гендерной идентичностью

Гендерные отношения в Западной Европе и США стали быстро и необратимо меняться на рубеже 1980-90 гг. Женщины стали намного более самостоятельны и профессиональны. Мужчины престали быть зачастую единственным кормильцем семьи и стали ближе к семье и детям [1]. В России эти изменения в занятости женщин происходили на протяжении существования СССР. Но при этом традиционные гендерные стереотипы продолжали сохраняться. При этом женщины в России несли на себе огромную нагрузку (профессиональную и семейную) и ответственность за воспитание и обучение детей. Сейчас гендерная идентичность в России, как и во всем мире, постепенно меняется в направлении феминизации и вестернизации. Заметную роль здесь оказывают СМИ и Интернет [6].

В кавказских обществах (на примере Дагестана) гендерная идентичность во многом имеет традиционный характер. В городах появляется современное влияние западных моделей гендерной идентичности, но традиционные модели маскулинности и феминности все еще играют ведущую роль в дагестанском обществе [3].

В современной гендерной теории ведущее место занимают два феминистских направления: умеренно-феминистское и радикально-феминистское. Если в России ведущее место занимает умеренно-феминистское направление, то в Западной Европе, США, Австралии - радикально-феминистское. Умеренно-феминистское направление положительно оценивает равенство мужчин и женщин в общественной, профессиональной и семейной жизни и признает только бинарную гендерность. Радикально-феминистское направление критикует любые упоминания о “маскулинности” и “феминности”. Выступая за полное равноправие мужчин и женщин, радикальные феминисты критикуют гендерные стереотипы, поговорки и пословицы, различающие мужчин и женщин. Так, в Австралии ввели законодательную норму - в свидетельство о рождении ребенка не вписывается его пол. В 12 лет ребенок сам определяет свой пол и гендерную принадлежность [1].  Девочка может определить себя в 12 лет в свидетельстве о рождении, как “мальчик”, и соответствующий гендер.  Есть основания считать, что подобная мера в отношении несовершеннолетних будет принята практически во всех западных странах.

Несовпадение биологического пола с гендерной идентичностью называют гендерной дисфорией. В 21 столетии проблема гендерной дисфории стала актуальной в западных странах.   Так, в США идут споры - можно ли детям разрешать гормональную терапию в тех случаях, когда ощущаемый ими гендер не совпадает с их полом. Противники такой гормональной терапии утверждают - мы же не разрешаем детям делать пирсинг и татуировки, зачем же будем разрешать проводить на себе гормональную терапию. Взрослый трансгендер может принять более взвешенное решение о гормональной и хирургической смене пола, чем ребенок. Сторонники детской гормональной терапии в случае гендерной дисфории в большинстве случаев относятся к сторонникам Демократической партии США, а противники - к республиканцам. Здесь демократы выступают в роли “прогрессистов”, а республиканцы - “консерваторов”.

В США, как и во всех европейских странах (за исключением скандинавских стран) и в России, Канаде, Мексике, странах Центральной и Южной Америки (кроме Бразилии), ЮАР. Австралии и Новой Зеландии коэффициент гендерного равенства колеблется от 0,7 до 0,8. Только в скандинавских странах этот коэффициент самый высокий - от 0,8 до 0,9. 1 - полное равенство мужчин и женщин пока нигде не достигнуто. В самых больших по численности населения странах (Китай, Индия, Индонезия, Бразилия) и в большинстве исламских стран коэффициент  гендерного равенства колеблется от 0,6 до 0,7. В отдельных исламских странах этот коэффициент ниже 0.6 - Саудовская Аравия, Пакистан, Оман, Йемен и др. В тех странах, где мужской гендер ценится выше, наименьшее равенство гендеров [8].

Этнокультурные особенности больших народов - китайцев и индусов - имеют древний характер. В семьях рождение мальчика считается более желанным, чем рождение девочки. Гендерные идентичности у этих наций имеют традиционный характер. Гендерные стереотипы более всего присущи исламским народам. Ислам, как и христианство (особенно православие) и иудаизм выступают на стороне сохранения традиционных двух гендеров - мужского и женского. В исламе и православии духовными лицами становятся только мужчины. В некоторых западных христианских церквях (англиканской, лютеранской) разрешено женщинам становиться священниками.

Этнокультурные особенности народов России в целом близки друг к другу (отличаются только этнокультурные особенности северокавказских народов). Чем выше эгалитаризм в обществе, тем сильнее гендерная ассиметрия. Гендерная симметричность имеет традиционный характер. Мужской и женский гендеры имеют различия, как маскулинность и феминность. В современном обществе растет гендерная ассиметрия - мужской и женский гендеры перестают нести прежние стереотипические черты. При гендерной ассиметрии мужской гендер становится более феминным, а женский гендер - более маскулинным. Наименьшая гендерная ассиметрия у народов Кавказа. В культурах этих народов большое место занимает ислам и национальные традиции. У русских и других народов России растет маскулинизация женщин и феминизация мужчин. При увеличении гендерной ассиметрии растет число трансгендеров, у которых гендерное самоощущение и биологический пол не совпадают. В России и странах СНГ гендерная ассиметрия связана с периодом СССР. С одной стороны, религия (православие и ислам) были практически загнаны в подполье (эти религии сохраняют гендерную симметрию), а с другой стороны, женщины стали трудиться и были во многом с мужчинами уравнены [7].

Гендерная идентичность имеет определенную связь с этнической идентичностью. Существуют разные типы этнической идентичности.             Адекватная идентичность - образ своего народа воспринимается как положительный, проявляется соответствующее отношение к его истории, культуре, менталитету. Позитивная этническая идентичность не направлена против других народов. Свой этнос воспринимается как положительный. Положительно воспринимается его культура и история. При адекватной идентичности потребность в идентификации с данной этнической группой зависит не только от самой личности, но также и от ситуации. При адекватной этнической идентичности характерны бинарная гендерная система (мужской - женский), также может присутствовать и трансгендерность.

Этноцентрическая идентичность — безусловное и некритическое восприятие своего этноса как выдающегося, оценка других народов сквозь призму культуры и ценностных ориентаций своего этноса. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма. Этноцентризм всегда подразумевает противопоставление «мы» и «они». Поведение, обычаи и традиции, характеризующие «нас», рассматриваются как безусловно высшие по отношению к «их» этническим характеристикам. Для этноцентрической идентичности характерна бинарная гендерная система, в которой преобладают феминные установки [5].

Этнодоминирующая идентичность — тип идентичности, при котором этничность является наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, политической, профессиональной и др.). При этом типе идентичности этническая принадлежность воспринимается как важнейшая ценность. Как правило, при этнодоминирующей идентичности стараются не смешиваться с другими этносами (межэтнические браки порицаются). Для этнодоминирующей идентичности свойственно преобладание феминных установок в бинарной гендерной системе.

Этнический фанатизм — такой тип идентичности, при котором проявляется готовность идти на любые жертвы и действия во имя этнических интересов и целей. Причем эти интересы и цели часто понимаются иррационально или абсолютизируются. Люди буквально «теряют головы», у них замутнен разум. Этот тип представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности. При этническом фанатизме преобладают маскулинные установки.

Этническая индифферентность — тип идентичности, характеризующий людей, практически равнодушных к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности не влияют не только этническая идентичность других, но даже их собственная этническая принадлежность. Для этнической индифферентности свойственны как бинарная гендерная система, так и трансгендерность.

Этнонигилизм — обычно проявляется в форме космополитизма и представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Люди, придерживающиеся этнонигилизма, демонстрируют свою независимость от всего, связанного с этническим феноменом, представляемым ими даже как нечто вредное. Такие люди считают себя «прогрессивными» и принадлежащими человечеству, а не отдельному этносу. Отсюда отрицание всякой этничности, признание этнической идентичности архаичным, ненужным. Для этнонигилизма характерны бинарная гендерная система, в которой преимуществом обладает маскулинные установки [5]. Также трансгендерность присуща этнонигилизму.

Амбивалентная этничность — слабо выраженная этническая идентичность, или «двойная» идентичность. Этот тип этнической идентичности распространен в этнически смешанной семье и среди иммигрантов. Для таких людей этническая идентичность — «внутренний референдум». Амбивалентная идентичность характерна для бинарной гендерной системы.

В России существуют все типы этнической идентичности. Немало россиян относятся к этнонигилистам, этноцентристам и к этноиндифферентным.  Для них характерна следующая закономерность - среди этнонигилистов преобладают маскулинные установки, ценности, а среди этноцентристов - феминные [5]. Этнодифферентность и этнонигилизм повышают значимость гендерной идентичности. Причем при этих типах этнической идентичности преимущественно развиваются маскулинные установки [2, 45].

Таблица 1. Взаимосвязь этнической и гендерной идентичности

Этническая идентичность

Адекватная

Этноцентризм

Этнодоминирующая

Этнический фанатизм

Этноиндифферентная

Этнонигилизм

Амбивалентная

Маскулинность

+

 

 

+

+

+

+

Феминность

+

+

+

 

+

 

+

Трансгендерность

+

 

 

 

+

+

 

Трансгендерность присуща этнодифферентной идентичности, тогда как бинарная гендерность - этнодоминирующей идентичности.

В России существует бинарная гендерная система с увеличивающейся от десятилетия к десятилетию гендерной ассиметрией. Присутствуют в последние 20 – 30 лет и элементы трансгендерности. Для бинарной гендерной системы в России характерны определенные закономерности.  Для мужчин и женщин России характерны существенные различия в трех аспектах - интересной работе, материальном благополучии, развитии самого себя (духовное и физическое). У мужчин первые места занимают интересная работа и развитие самого себя. У женщин на первом месте материальное благополучие [10]. Это подтверждает гендерное различие между мужчинами и женщинами. Женщины рожают детей, и они несут большую ответственность за их жизнь, здоровье и благополучие. Поэтому материальное благополучие они ставят выше интересной работы и собственного развития.

Гендерный баланс - соотношение в обществе обоих полов. Особенно важным является гендерный баланс в репродуктивном возрасте 15 – 49 лет. На гендерный баланс оказывают влияние исторические события (войны), этнокультурные традиции, государственные меры, экономические трудности, медицинские достижения, физиологические закономерности. Гендерный дисбаланс был характерен для стран Европы и России, переживших в одном столетии две мировые войны. Гибель миллионов мужчин на фронтах стало причиной гендерного дисбаланса. Он особенно был ощутим в СССР после первой мировой войны и гражданской войны. Великая Отечественная война стала причиной самого большого гендерного дисбаланса в советском обществе. После войны прошли десятилетия, и гендерный дисбаланс в репродуктивном возрасте в российском обществе стал меньше, но до сих пор сохраняется. Причиной этому являются этнокультурные традиции россиян. Мужчины намного чаще женщин погибают от несчастных случаев, злоупотребления спиртными напитками и т.д. При том, что физиологически мальчики рождаются чаще девочек (мальчики чаще появляются, чем девочки, на 3 - 9 процентов), в российском обществе существует гендерный дисбаланс. Женщин существенно больше мужчин - практически в 1.2 раза. (в Индии и Китае наоборот).

В Китае и в Индии тоже существует гендерный дисбаланс. В обоих государствах проживает чуть более трети населения Земли (35-36 процентов).  В Индии этнокультурные традиции оказывают свое влияние на гендерный дисбаланс. Рождение мальчика в индийской семье приветствуется - будущий работник, помощник, приносящий прибыль. Рождение девочки не приветствуется. Выдать дочь замуж можно только с приданым. Рождение девочки - к убыткам. Современные медицинские технологии - например, ультразвуковое определение пола будущего ребенка и возможность прерывания беременности – активно применяются и в Индии, и в Китае. Многие беременности прерываются, когда родители узнают пол ребенка. В Китае этнокультурные традиции, как и в Индии, выступают в пользу рождения мальчика, нежели девочки. К тому же государственные меры в Китае, принятые ранее для сдерживания интенсивной рождаемости, с целью рождения только одного ребенка в семье, усилили рост гендерного дисбаланса (в Китае еще недавно штрафовали семьи, в которых были двое и более детей). Многие китайские родители хотели иметь единственного ребенка - мальчика. Отсюда частое употребление ультразвукового определения пола будущего ребенка и прерывание беременности, если пол будущего ребенка - женский. Гендерный дисбаланс к Индии и Китае достигает существенных цифр - мужчин примерно в 1,2 раза больше, чем женщин [9]. 

  Психолог и социолог Г. Хофстеде различал четыре культурных признака, один из которых является гендерным - маскулинность и феминность. Гендер, по его мнению, формируется как социальное качество и формирует человека как личность. Этнические качества здесь напрямую связаны с гендерными ролями в человеке. Чем более выпукло в человеке представлены этнические признаки, тем явственнее выглядит гендерный характер человека [11]. Подобный аргумент можно найти у З. Фрейда. Чем более дифференцированы гендерные роли в обществе, тем более развиты культурные и социальные различия между людьми [12]. 

Европа стала знаковой площадкой гендерной революции на рубеже 20 – 21 вв. В 1997 году в Амстердаме члены ЕС признали гендерный мейнстриминг официальной стратегией этих стран. Гендерный мейнстриминг - идеология, которая ставит своей задачей обеспечить гендерное равенство и гендерную свободу. Человек сам вправе выбирать свою гендерную идентичность, независимо от своего биологического пола и сексуальную ориентацию. Возник третий гендер в анкетах и официальных документах - интерсексуальный.  Глобальный феминизм всячески поддерживает гендерный мейнстриминг. В 2010-е практически все страны ЕС приняли законы, разрешающие однополые браки. Так, в 2013 году эти законы были приняты в Германии и во Франции. Европейские церкви - римско-католическая, англиканская, лютеранская и др. не признают однополых браков, поэтому отказываются от церковных церемоний их регистрации.

Согласно гендерной революции, дети имеют право сами выбирать свою гендерную идентичность. До этого они должны расти в нейтральной половой системе. Наиболее далеко здесь пошли в Швеции. Здесь появились детские сады, где детей не различают по половому признаку. Психологическая работа ведется с детьми на всех уровнях - и прежде всего на воспитательном и образовательном. Следующее поколение молодых людей в Европе, также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии будет заметно отличаться от своих родителей своей гендерной идентичностью.

В России парламентарии, Православная Церковь и другие религии критикуют гендерную революцию и выступают против трансгендерности [4]. Гендерная революция среди российской молодежи постепенно дает о себе знать, но таких масштабных, в том числе, законотворческих событий гендерной революции, какие мы наблюдаем в Западной Европе, США, Австралии, в России не ожидается.

Гендерное равенство в Западной Европе является официальной идеологией. Однополые пары не осуждаются. Любые проявления недовольства гомосексуализмом воспринимаются как дискриминация и разжигание ненависти к меньшинствам. В январе 2006 г. ЕС принял резолюцию, в которой объявил о решимости искоренить гомофобию, используя систему воспитательных мер, включая информационные кампании в школах и административные меры. Гомофобия отныне приравнена к расизму и антисемитизму. Дети особенно подвержены внешнему влиянию. Гендерные стереотипы могут отображаться на формировании представлений у ребенка о том, что гендерная принадлежность может оказывать влияние на слова и поступки. Образ женщины в детских передачах не должен ассоциироваться у ребенка с понятием мамы, а мужской образ не должен вызывать у ребенка никаких ассоциаций, связанных с образом отца. Означает ли, что девочка не должна воспитываться как будущая женщина и мать, а мальчик не должен воспитываться как будущий мужчина и отец? Этот вопрос защитников традиционных гендерных стереотипов для сторонников гендерной революции считается устаревшим, как и сами понятия «маскулинность» и «феминность». Здесь впору говорить о начинающихся в странах «золотого миллиарда» не только гендерной, но и антропологической революции. Что ждет человечество - бесполость, искусственное оплодотворение, радикальные перемены в одежде, внешности, поведении и др.?

В этнокультурных особенностях и их влиянии на гендерную идентичность очень важной место занимает господствующая религия и ее воздействие на гендерную идентичность. В обществах, где важнейшее место занимали иудаизм, христианство, ислам, индуизм, конфуцианство, принята бинарная гендерность. Также это характерно и для буддизма, но с оговоркой, что буддизм спокойно воспринимает трансгендерность. В обществах, в которых эти религии до сих пор играют важную роль, бинарная гендерность и симметрия гендерных стереотипов имеют очень высокую степень и поддержку общества и государства. В России есть отличие - гендерные стереотипы эволюционируют к ассиметрии, и не все общество поддерживает бинарную гендерность. В некоторых исламских странах гендерная симметричность и бинарная гендерность наиболее устойчивы - Саудовская Аравия, Афганистан, Пакистан и др. Гендерквир характерен для стран «золотого миллиарда», в которых религия - христианство практически никакой роли уже не играет. Также гендерквир присутствует у некоторых народностей и племен, которые не были под влиянием ведущих религий мира (например, индейцы Северной Америки).

Ведущие религии мира исходят из естественного биологического разделения людей на мужчин и женщин. У них разные биологические, телесные, эстетические, социальные, семейные функции и задачи. Поэтому мужчины должны быть мужественными, а женщины - женственными. Их совместная задача - создать семью и дать продолжение человеческому роду. Эти положения закреплялись верой, традициями, семейным воспитанием в различных этносах. Религия целые столетия была оплотом этики и культуры многих народов. Поэтому существовала одна бинарная гендерность, полностью привязанная к полу. Отход от бинарной гендерности напрямую связан с утратой влияния религии на мировоззрение людей, на их этику и культуру.

Современная гендерная революция знаменует переход от бинарной гендерности к гендерквиру. В Западной Европе появился новый гендер - агендер. Агендер - человек, который не принимает ни один существующий гендер. Гендер стал полностью рассматриваться как социальный феномен, никак не связанный с биологическим полом. Отсюда и перемены в современном обществе - сейчас насчитывают десятки гендеров. Под удар попали гендерные стереотипы. Радикальный феминизм считает их вредными и ненужными. Их с оговорками только поддерживают умеренные феминисты. Умеренный феминизм был до сих пор глобальным, но его активно начинает оттеснять радикальный феминизм, выступающий за гендерную революцию и поддерживающий людей и семьи, отказывающихся от рождения детей. Тем самым радикальный феминизм ставит также цель - не допустить перенаселения планеты. Радикальный феминизм господствует в Западной Европе, Северной Америке и Австралии.


Список литературы

1. Котовская А.Я. Гендерные отношения в Западной Европе и США //mydocx.ru (дата обращения 28.10.2020).
2. Лопухова О.Г. Взаимосвязь компонентов этнической и гендерной идентичности с проявлениями психической адаптивности //Вестник ТГГПУ. 2010. № 2 (20). С. 42 – 49.
3. Мататова П.Р. Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды //автореф. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2008.
4. Митрополит Волоколамский Иларион: Гендерная политика — это огромная трагедия Европы //rossaprimavera.ru/news/831cb1e7 (дата обращения: 13.10.2020).
5. Науменко М.В., Бакаева Г.С. К вопросу о связи гендерной и этнической идентичности личности //rusnauka.com (дата обращения 26.10.2020).
6. Николаева Г.А. Национально-культурная специфика гендерных отношений (на материалах Республика Бурятия) //автореф. на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПБ., 2013.
7. Почебут Л.Г., Шмелева И.А. Гендерные отношения в разных этнических культурах России // Психологический журнал. № 6 (36). 2015. С. 66 – 75.
8. Почему, открыв дверь женщине в США, вы будете выглядеть странным? Или гендерное равенство в США и других странах. Zen.yandex.ru. 03.01.2020 (дата обращения 31.10.2020).
9. Синецкая Э.Я. Гендерный дисбаланс в КНР // Общество и государство в Китае. 2018.
10. Хачатрян И.А. Метаанализ формирования ценностных ориентаций личности в гендерном и этнокультурном аспектах //урок.рф (дата обращения 26.10.2020).
11. Амирреза Никпур Голамреза Измерения в кросс-культурном анализе организационного поведения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. №3. С. 64 –70.
12. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПБ., 1999.

Расскажите о нас своим друзьям: