Социальная психология | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 316.6

Дата публикации 30.06.2023

Отношение к карьере и межличностное общение беременных женщин

Витовская Дарья Ивановна
бакалавр, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, dariavitovskaia@gmail.com
Мирошниченко Екатерина Дмитриевна
бакалавр, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, mir.katya.07052002@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена изучению связи отношения к работе в настоящем и будущем и характером межличностного общения беременных женщин. Работа раскрывает содержание понятия конструирования профессионального будущего, структуру и функции социального окружения, их изменения в связи с беременностью, появлением новой социальной роли. Выборку составили 50 женщин в возрасте от 21 года до 36 лет, в ожидании первого ребенка, со сроком беременности от 3 до 8 месяцев, которые работают на момент проведения исследования. Применены методы: полуструктурированное интервью, нацеленное на сбор информации о количестве и характере онлайн и офлайн общения за неделю, сокращенные версии шкал оценки карьерой центральности и карьерного оптимизма, шкалы оценки увлеченности работой, проработанности образа карьерного будущего, ясности карьерных целей и материнской пренатальной привязанности, а также актуальной и предвосхищаемой значимости сфер карьеры и материнства. Результаты исследования показали, что ожидаемое повышение значимости работы для беременной женщины связано с общением с коллегами в настоящем, а карьерная центральность, увлеченность работой связаны с общим количеством контактов, a материнская привязанность – с общением с близкими людьми.
Ключевые слова: профессиональное будущее, значимость карьеры, увлеченность работой, общение, социальное окружение, беременность.

Attitude to career and interpersonal communication of pregnant women

Vitovskaia Daria Ivanovna
Student of the Faculty of Psychology, St. Petersburg State University, Russian Federation, St. Petersburg
Miroshnichenko Ekaterina Dmitrievna
Student of the Faculty of Psychology, St. Petersburg State University, Russian Federation, St. Petersburg,

Abstract: The article is devoted to the study of the association between the attitude to work in the present and the future and the nature of interpersonal communication of pregnant women. The work reveals the content of the concept of constructing a professional future, the structure and functions of the social environment, their changes due to pregnancy, the emergence of a new social role. The sample consisted of 50 women aged 21 to 36 years, expecting their first child, with a pregnancy term of 3 to 8 months, who were working at the time of the study. Methods: a semi-structured interview aimed at collecting information about the quantity and quality of online and offline communication per week, shortened versions of work centrality and career optimism rating scales, a scale for work engagement, future work self, career clarity and maternal antenatal attachment, as well as assessment of the current and anticipated importance of career and motherhood spheres. The results of the study showed that the expected increase in the importance of work for a pregnant woman is associated with communication with colleagues in the present, work centrality and work engagement are associated with the total number of contacts, also maternal antenatal attachment - with communication with close people.
Keywords: career planning, importance of career, work engagement, interpersonal communication, social structure, pregnancy.

Правильная ссылка на статью
Витовская Д.И., Мирошниченко Е.Д. Отношение к карьере и межличностное общение беременных женщин // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otnoshenie-k-karere-i-mezhlichnostnoe-obshhenie-beremennykh-zhenshhin.html (Дата обращения: 30.06.2023)

Рождение ребенка – это важное событие в жизни женщины, которое может привести к изменению характера общения с окружающими и перераспределению внимания будущей мамы к своим контактам и ресурсам, которые она от них получает, таких как эмоциональная поддержка, помощь в решении бытовых вопросов, совместный отдых [1]. Подобные перемены происходят еще на этапе беременности, поскольку происходит подготовка к принятию новой социальной роли матери. Женщины начинают больше общаться с семьей и друзьями, у которых уже есть дети и опыт воспитания, т.е. с теми, к кому можно обратиться за реальной помощью.

Таким образом, наблюдается изменение частоты общения с разными людьми социального круга женщины в пользу более близких, однако помимо новой роли все так же актуальными остаются и другие, в частности роль себя как работника (профессионала). Роды и декретный отпуск обычно приводят к замедлению профессионального развития женщины, т.к. для успешного управления своей карьерой современный мир требует проактивного поведения, большой вовлеченности и использования различных ресурсов, в частности обращения к социальному капиталу, а в связи с появлением новых забот по уходу за ребенком и сужением своего социального круга женщина часто оказывается лишенной возможности такого включения. При этом, если работа является ценностью, логично ожидать большего внимания к этой сфере, что выражается не только в количестве рабочих часов, но и в поддержании благоприятных контактов с коллегами. Гипотеза о том, как меняется распределение коммуникационного внимания женщины в период беременности в зависимости от значимости работы, ранее не проверялась.

В современном обществе становится более распространенным преобладание эгалитарных взглядов и установок, согласно которым мужчина и женщина находятся на равных позициях, в связи с чем наблюдается изменение отношения женщин к работе, возрастает ее субъективная значимость. В то же время карьерные пути становятся менее предписанными, люди должны играть все более активную роль для обеспечения своей работоспособности на протяжении жизни [2]. Для успешной реализации становится важным конструирование своего профессионального будущего, что отражается в изучении рабочих перспектив, постановке целей, вкладе в развитие умений и навыков, накоплении опыта. Одним из источников мотивации для такого проактивного карьерного поведения становится образ себя в контексте профессионального будущего (Future Work Self). Это представления о себе в будущем, которые включают индивидуально значимые надежды и устремления, связанные с работой, и функционируют как стимулы для достижения желаемого в зависимости от степени проработанности и позитивности [3].

Если образ будущего имеет достаточно яркую мысленную репрезентацию, зарождается мотивирующее несоответствие между реальностью и желанием, благодаря чему человек начинает принимать более активные действия. Это может отражаться и на поддержании связей с коллегами в актуальный момент времени, потому что впоследствии женщина планирует возвращаться к работе.

Не менее важными факторами, влияющими на объем коммуникации человека, являются аспекты отношения к работе, связанные с настоящим. К ним можно отнести карьерную центральность, отражающую убеждение человека о том, что работа играет большую роль в его жизни [4]. Работа выступает в качестве смыслообразующей сферы жизни, и ей люди готовы уделять по-настоящему много времени и внимания, в том числе коммуникационного. Увлеченность работой как позитивное психологическое состояние человека связана с продуктивной трудовой деятельностью, а также с возможностью задействовать как личностные, так и рабочие (инструментальные) ресурсы. К социальным рабочим ресурсам относятся социальная поддержка, благоприятный организационный климат и пр.; обладание такими ресурсами также связано с объемом коммуникации человека на работе [5].

Социальное окружение человека не является однородно организованным и имеет многоуровневую структуру, соответствующую эмоциональной близости (social layers theory). Согласно модели Данбара, окружение человека состоит из 5-7 «функциональных слоев», различаемых по степени коммуникативных инвестиций в социальные контакты. К таким инвестициям относят время, усилия, количество общения, посвященное другим людям [6].

Слои иерархично включены друг в друга, и при этом размер нового слоя приблизительно в три раза больше предыдущего: 1,5 (промежуточное число, т.к. примерно у 50% людей первый внутренний слой состоит лишь из одного человека, ещё у 50% – из двух), 5, 15, 50 и 150 [7].

Первый слой включает 1-2 человека, это так называемые первичные партнеры, самые сильные и значимые связи для человека. Второй слой, наиболее приближенные к рассматриваемому индивиду (ego), являются основой социальной сети и представляют из себя так называемую группу поддержки (support clique/network), средний размер которой 3-5 человек. К ней относятся члены расширенной семьи (ближайшие родственники) и лучшие друзья. Говоря о социальных взаимодействиях, это люди, к которым индивид обратился бы за личным советом или помощью во время серьезных эмоциональных или финансовых проблем, и с которыми он взаимодействует не реже раза в неделю [8].

Третий слой называется группой сочувствия (sympathy group), состоящий примерно из 12-20 человек, как правило это хорошие друзья, с которыми индивид контактирует не реже раза в месяц.

Слои, состоящие из 50 и 150 человек, группа общности и активная социальная сеть соответственно, включают тех, кто готов оказать взаимную поддержку в широком кругу ситуаций и обеспечивают обмен информацией.

В период беременности начинают происходить изменения в социальной жизни: смещение коммуникационного внимания к семье и близким, уменьшение общения с друзьями, с которыми остается не так много общих интересов, но при этом увеличение общения с теми, у кого уже есть дети [9]. Логично ожидать уменьшения общения с коллегами, однако значимость работы может повлиять на этот процесс, тогда будет происходить сохранение связей, поскольку женщина ожидает возвращения к трудовой деятельности после рождения ребенка.

Выборка и методы исследования:

Исследование было проведено на выборке 50 женщин в возрасте от 21 года до 36 лет (средний возраст – 28 лет, стандартное отклонение – 4,55), в ожидании первого ребенка, со сроком беременности от 3 до 8 месяцев, продолжающие работать или учиться на момент проведения исследования.

Высшее образование имеют 68% респонденток, у 22% - незаконченное высшее.
40% респонденток являются наемными работниками, 12% - фрилансерами или имеют подработку, 18% учатся на момент проведения исследования.
80% женщин состоят в зарегистрированном браке, 18% имеют постоянного партнера.

Исследование состояло из двух частей: онлайн-опрос, который проводился в Google-форме, и полуструктиурованное интервью. В качестве вознаграждения за участие респондентки получали либо 500 рублей на личный счет, либо 250 рублей в один из благотворительных фондов на выбор.

В исследовании были использованы следующие методики и способы оценки:

1. Сокращенная версия шкалы «Карьерная центральность» «Work centrality»

Карьерная центральность показатель индивидуальной ценности карьеры, определяемый как убеждение относительно степени важности, которую работа играет в жизни. Шкала была разработана Paullay, Alliger, & Stone-Romero [4], состоит из 12 пунктов, степень согласия с которыми нужно оценить по шестибалльной шкале, где 1 – полностью не согласен, а 6 – полностью согласен. Надежность методики в оригинальном исследовании – 0,80.

2. Сокращенная версия шкалы оценки увлеченности работой «Утрехтская шкала увлеченности работой (UWES)»

Увлеченность работой отражает позитивное, связанное с удовлетворением состояние человека на работе, которое характеризуется энергичностью, энтузиазмом и поглощенностью. Опросник в русскоязычной адаптации состоит из 9 пунктов [10], степень согласия (частота переживания описанного состояния) с которыми оценивается по шкале от 1 до 7, где 1 – «ни разу/никогда», 7 – «постоянно, каждый день». Надежность методики в оригинальном исследовании составила 0,906.

3. Шкала оценки проработанности образа будущего Я в контексте работы «Future Work Self»

Образ себя в контексте профессионального будущего – представление человека о себе в будущем, которые включают индивидуально значимые надежды и устремления, связанные с работой [3]. Шкала состоит из 5 пунктов и измеряет проработанность и отчетливость этого образа, оценка производится по шестибалльной шкале, где 1 – полностью не согласен, а 6 – полностью согласен. Надежность методики в оригинальном исследовании составила 0,92.

4. Субшкала оценки ясности карьерных целей «Career clarity» из опросника Career Resources Questionnaire

Также для анализа ясности образа будущего в контексте работы была использована шкала оценки ясности карьерных целей, которая включает три пункта, степень согласия с которыми нужно оценить по шестибалльной шкале, где 1 – полностью не согласен, а 6 – полностью согласен. Общая надежность шкалы составила 0,92 [11].

5. Сокращенная версия оценки карьерного оптимизма «Career optimism» из Career Future Inventory

Для оценки позитивности образа будущего применялась сокращенная версия шкалы оценки карьерного оптимизма, состоящая из трех пунктов [12]. Оценка происходила также по шкале от 1 до 6, где 1 – полностью не согласен, а 6 – полностью согласен.

6. Шкала оценки пренатальной привязанности «Maternal Antenatal Attachment Scale (MAAS)»

Методика была разработана Дж. Кондоном (J. Condon) для диагностики материнской привязанности к ребенку в пренатальный период [13]. Адаптация методики была проведена в рамках гранта РФФИ, проекта № 20-04-60386 [14].

Шкала состоит из 19 пунктов, относящихся к мыслям и чувствам женщины о своем будущем ребенке. Для проверки гипотез исследования нами использовался общий показатель привязанности. Общая надежность методики составляет 0,85.

7. Авторский опросник, включающий шкалу оценки приоритетности сфер сейчас и ожидаемую через 5 лет

В Google-форме респонденткам предъявлялась шкала от 1 до 10, где где 1 - самая важная, значимая сфера, 10 – самая не важная, не значимая сфера. Было дано задание подумать и определить, какое место занимают сферы карьеры и материнства на настоящий момент и ожидаемой значимости тех же сфер через 5 лет, учитывая наличие других сфер жизни.

  1. Социально-демографическая анкета
  2. Интервью о коммуникации с людьми за последнюю неделю

Полуструктурированное интервью предполагало онлайн звонок с участницами, которые прошли онлайн опрос и подходили по всем критериям отбора. Диктофонная запись интервью не велась.

Интервью содержало вопросы о частоте общения онлайн, к которому относятся звонки и мессенджеры, и личном за последнюю неделю.

Вводные вопросы были о том, изменился ли объем общения респондентки после того, как она узнала, что беременна. Далее девушкам предлагалось открыть историю звонков на телефоне, для каждого контакта оценивались следующие показатели:

1)   Эмоциональная близость по шкале от 1 до 10, где 1 – самый неблизкий человек, а 10 – наиболее близкий.

2)  Социальная группа: «семья», «друзья», «коллеги», «знакомые». Одного человека можно было отнести к нескольким категориям одновременно. Наиболее частый вариант объединений – «друзья-коллеги».

3)  Частота общения за последнюю неделю: сколько дней за неделю был разговор с одним и тем же человеком (от 1 до 7).

Аналогичная процедура была проведена с мессенджерами. Также учитывались не только личные переписки, но и чаты с количеством участников не более 5 человек, в которых респондентка была активна в течение недели.

На последнем этапе девушки вспоминали о своем личном взаимодействии за последнюю неделю. Учитывалась коммуникация, которая проходила двухсторонне (диалог) и длилась более 5 минут.

Обработка и анализ данных проводились в программе IBM SPSS Statistics 28.0. Методы статистической обработки:

  1. описательные статистики;
  2. анализ распределения критерием Шапиро-Уилка;
  3. анализ средних U-критерием Манна-Уитни;
  4. корреляционный анализ (коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена).

Результаты:

1. Отношение к работе в будущем и характеристики коммуникации

Применялся метод корреляции Спирмена.

Карьерный оптимизм: на уровне тенденции (p<0,1) была обнаружена отрицательная корреляционная связь с частотой общения с сильными связями (люди с высокой степенью эмоциональной близости) лично и в мессенджере.

Ясность карьерных целей: была обнаружена отрицательная корреляционная связь с высоким уровнем значимости (r =-0,296, p<0,05) с частотой общения по телефону с рабочими контактами. Не были получены корреляции характеристик образа будущего с общением с рабочими контактами.

Проработанность образа карьерного будущего (Future Work Self): на уровне тенденции (p<0,1) была обнаружена отрицательная связь с общением онлайн (r=-0.258), положительная – с частотой общения с членами семьи лично (r=0.273).

Далее был использован U-критерий Манна-Уитни.

Значимости сферы работы через 5 лет: проявляется тенденция (p<0,1) к тому, что женщины, которые ожидают, что через 5 лет (т.е. после рождения ребенка) работа будет занимать более важное место в жизни, чем в настоящем, уже сейчас больше общаются по телефону с коллегами и лично с контактами с низкой степенью эмоциональной близости. Статистически значимо (p<0,05) они чаще общаются с контактами со средней степенью эмоциональной близости (которые часто и являются коллегами).

В то же время женщины, которые ожидают, что через 5 лет работа станет для них менее значима, чем на момент проведения исследования, статистически значимо (p<0,05) чаще общаются с друзьями-коллегами лично.

Результаты данного раздела представлены на рис.1.
 

Рисунок 1. Отношение к будущему и характеристики коммуникации

2. Отношение к работе в настоящем и характеристики коммуникации

Применялся метод корреляции Спирмен

Увлеченность работой на статистически значимом уровне (p<0,05) положительно связана с такими характеристиками коммуникации как частота общения в целом, включая онлайн и личное (r=0,334;), отдельно частота личного общения (r=0,336), частота общения в мессенджерах (r=0,322), количество всех уникальных контактов в целом (r=0,360), а также отдельно при личном общении (r=0,299), в мессенджерах (r=0,386). Увлеченность работой связана с частотой личного общения женщин с контактами со средней степенью эмоциональной близости (r=0,305, p<0,05).

Карьерная центральность: была обнаружена статистически значимая положительная корреляционная связь (p<0,05) с общим количеством уникальных контактов (r=0,352), т.е. количеством человек, с которыми женщина общается за неделю. В частности, связь с количеством уникальных контактов онлайн в целом (r=0,296), а также отдельно в мессенджерах (r=0,382).Более того, карьерная центральность положительно связана (r=0,339, p<0,05) с частотой личного общения женщин с контактами со средней степенью эмоциональной близости (рис. 9). Есть тенденция к наличию связи с частотой общения с друзьями в мессенджерах (r=0,273, p<0,1). Отдельных корреляций с частотой общения с коллегами обнаружено не было.

Результаты по связи сферы работы и характеристик коммуникации женщины получились лишь на уровне тенденции (p<0,1): чем выше актуальная приоритетность сферы работы, тем больше общее количество уникальных контактов (r=0,272) и тем чаще беременная женщина общается с контактами со средней степенью эмоциональной близости (r=0,248).

Результаты данного раздела представлены на рис.2

Рисунок 2. Отношение к работе в будущем и характеристики коммуникации

 

3. Отношение к материнству и характеристики коммуникации

Применялся метод корреляции Спирмена.

На уровне статистической тенденции (p<0,1) женщины, ожидающие, что через 5 лет сфера материнства будет занимать более важное место в их жизни, сейчас больше общаются лично (с разными людьми), переписываются с друзьями в мессенджерах. Также они в целом имеют статистически значимо (p<0,05) большее количество уникальных контактов, с которыми общаются лично.

Материнской пренатальная привязанность имеет положительную связь (p<0,05) с частотой общения по телефону (r=0,304), количеством уникальных контактов в звонках (r=0,357), частотой общения по телефону с контактами с высокой степенью эмоциональной близости (r=0,362; рис. 11), с друзьями (r=0,399), частотой личного общения с контактами с высокой степенью эмоциональной близости (r=0,374).

Было обнаружено, что чем выше актуальная на момент исследования значимость сферы материнства для женщины, тем больше количество уникальных контактов (количество человек) в звонках (r=0,302, p<0,05). Женщины с высокой значимостью сферы материнства чаще общаются с контактами с высокой степенью эмоциональной близости (8-10) по телефону (r=0,418, p<0,01), в мессенджерах (r=0,315, p<0,05) и лично (r=0,448, p<0,01); с членами семьи по телефону (r=0,298, p<0,05).

Результаты данного раздела представлены на рис.3

Рисунок 3. Отношение к материнству и характеристики коммуникации

Заключение:

Был проведен теоретический анализ литературы по темам связи образа будущего, разных аспектов отношения к работе и социального окружения человека, а также изменения характера межличностного общения женщин в период беременности.

Мы провели исследование, в ходе которого получили данные об объеме коммуникации женщин в период беременности на примере одной недели, учитывая разные характеристики межличностного общения. Оценили актуальные и ожидаемые приоритетность сфер карьеры и материнства, показатели увлеченности работой, карьерной центральности, ясности карьерных целей и продуманности образа будущего, а также материнской пренатальной привязанности.

Таким образом, были изучены характеристики межличностного общения (объем, количество контактов) беременных женщин в связи с разными аспектами отношения к работе и материнской привязанностью.

Были получены следующие результаты: женщины с высокой значимостью сферы материнства чаще общаются с эмоционально близкими людьми по телефону, в мессенджерах и лично. Однако отрицательной корреляционной связи с количества общения с коллегами и знакомыми обнаружено не было. Интересны данные, что женщины с высокой карьерной центральностью и увлеченные работой чаще общаются с людьми со средней степенью эмоциональной близости. А женщины, которые ожидают, что через 5 лет (т.е. после рождения ребенка) работа будет занимать более важное место в жизни по сравнению с настоящим, уже сейчас больше общаются по телефону с коллегами, и также с людьми со средней степенью эмоциональной близости.

Впоследствии планируется продолжение сбора данных, второй срез лонгитюдного исследования в следующем году. Это позволит выявить и установить особенности изменения характеристик общения женщины в период материнства.


Список литературы

1. Strange C. et al. Mothers’ group participation: associations with social capital, social support and mental well‐being //Journal of Advanced Nursing. – 2016. – Т. 72. – №. 1. – С. 85-98.
2. Fugate M., Kinicki A. J., Ashforth B. E. Employability: A psycho-social construct, its dimensions, and applications //Journal of Vocational behavior. – 2004. – Т. 65. – №. 1. – С. 14-38.
3. Strauss K., Griffin M. A., Parker S. K. Future work selves: how salient hoped-for identities motivate proactive career behaviors //Journal of applied psychology. – 2012. – Т. 97. – №. 3. – С. 580.
4. Paullay, I. M., Alliger, G. M., & Stone-Romero, E. F. (1994). Construct validation of two instruments designed to measure job involvement and work centrality. Journal of applied psychology, 79(2), 224
5. Schaufeli W. B., Bakker A. B. Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept //Work engagement: A handbook of essential theory and research. – 2010. – Т. 12. – С. 10-24.
6. Dunbar R. I. M. The anatomy of friendship //Trends in cognitive sciences. – 2018. – Т. 22. – №. 1. – С. 32-51.
7. Sutcliffe A. et al. Relationships and the social brain: integrating psychological and evolutionary perspectives //British journal of psychology. – 2012. – Т. 103. – №. 2. – С. 149-168.
8. Roberts S. G. B., Dunbar R. I. M. Communication in social networks: Effects of kinship, network size, and emotional closeness // Personal Relationships. 2011. V. 18. №. 3. P. 439-452.
9. Захарова Е.И., Гроссманн И. Социальные отношения женщины в период ожидания ребенка. // Перинатальная психология и психология родительства, № 1, 2005, стр. 93–116.
10. Кутузова Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога : дис. – Психологический институт РАО, 2006.
11. Hirschi A. et al. Assessing key predictors of career success: Development and validation of the career resources questionnaire //Journal of career assessment. – 2018. – Т. 26. – №. 2. – С. 338-358.
12. Rottinghaus P. J. et al. The career futures inventory–revised: Measuring dimensions of career adaptability //Journal of Career Assessment. – 2012. – Т. 20. – №. 2. – С. 123-139.
13. Condon, J. T. The assessment of antenatal emotional attachment: Development of a questionnaire instrument//British Journal of Medical Psychology. 1993. № 66. Р. 167-183.
14. Савенышева С. С. и др. Перевод и адаптация методики «Пренатальная привязанность матери к ребенку»(MAAS) //Консультативная психология и психотерапия. – 2022. – Т. 30. – №. 3. – С. 92-111.

Расскажите о нас своим друзьям: