Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023
УДК 378.4
Дата публикации 30.06.2023
Национально-ориентированный подход в обучении иностранных студентов в системе российского высшего образования
Сидоркина Кира Сергеевна
аспирант, Институт развития педагогического образования (ИРПО), кафедра педагогики и управления образованием, Томский государственный педагогический университет, РФ, г. Томск, sidorkinaks@mail.ru
Аннотация: Исследование вопросов академической и социокультурной адаптации иностранных студентов актуально в связи с возросшим количеством иностранных обучающихся, поступающих в российские вузы. Для обеспечения успешной академической и социокультурной адаптации иностранных студентов следует учитывать их национальные особенности. В статье излагается определение понятия «национально-ориентированный подход», рассматриваются принципы национально-ориентированного подхода в обучении иностранных студентов, рекомендации по его эффективной реализации; дается характеристика национальных особенностей студентов из Китая, Вьетнама, Индии, Сирии, Марокко и других стран Магриба и Африки.
Ключевые слова: иностранные студенты, академическая адаптация, социокультурная адаптация, национально-ориентированный подход, система российского высшего образования, национальные особенности.
postgraduate student, Institute for the Development of Pedagogical Education (IDPE), Department of Pedagogy and Educational Management, Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk
Abstract: The study of academic and sociocultural adaptation issues of international students is essential due to the increased number of international students entering Russian universities. To ensure successful academic and sociocultural adaptation of international students, their national peculiarities should be taken into account. The article represents the definition of the concept of “nationally-oriented approach”, gives consideration to the principles of the nationally-oriented approach in international students teaching, recommendations for its effective implementation; defines the national peculiarities of students from China, Vietnam, India, Syria, Morocco and other Maghreb and African countries are given.
Keywords: international students, academic adaptation, sociocultural adaptation, national-oriented approach, the system of Russian higher education, national characteristics.
Сидоркина К.С. Национально-ориентированный подход в обучении иностранных студентов в системе российского высшего образования// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/natsionalno-orientirovannyj-podkhod-v-obuchenii-inostrannykh-studentov-v-sisteme-rossijskogo-vysshego-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.06.2023)
Международный престиж российского высшего образования обусловлен привлечением иностранных студентов. Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, а также с целью создания необходимых организационно-педагогических условий обучения иностранных студентов необходимо учитывать их национальные особенности [1, с. 10]. Основой эффективного обучения иностранных студентов в системе российского высшего образования является национально-ориентированный подход. Согласно М. Н. Кожевниковой, национально-ориентированный подход – это целостная теоретико-методологическая система знаний, положений и установок о национальной идентичности; система принципов и методов сохранения этнокультурной идентичности, развития национального самосознания, воспитания межкультурной толерантности и социализации личности как субъекта этноса и как гражданина государства, способного к самоопределению в условиях многонациональной мировой цивилизации [2, с. 15]. Основными принципами национально-ориентированного подхода являются: 1) принцип национальной контекстности обучения: учет национальной принадлежности иностранных студентов, ориентирование на педагогические средства и методы, понятные представителям данной национальности и соответствующие их исторически сложившимся традициям; 2) принцип учета национально-личностных характеристик учащихся: обращение к особенностям национального менталитета, вероисповеданию, ценностям, темпераменту, поведенческим особенностям; 3) принцип учета особенностей национального образования: внимание к национальной политике государств, из которых прибыли иностранные студенты; к национальным образовательным традициям; к особенностям зарубежной системы образования; к различиям в научных и методологических подходах, организационно-педагогических условиях обучения, содержании учебных дисциплин, методах и средствах обучения; 4) принцип адаптационной направленности обучения: процесс адаптации иностранных студентов к новой образовательной и социокультурной среде должен быть двусторонним, т. е. не только личность меняется под воздействием окружающих условий, но и среда подстраивается под требования личности; 5) принцип международной интеграции: процесс обучения иностранных студентов должен обеспечивать интеграцию российской образовательной системы с образовательными системами других государств на взаимовыгодной и равноправной основе; 6) программно-целевой принцип: каждый уровень образования представляет собой завершенный образовательный цикл, характеризующийся единой совокупностью требований, указанных в государственном образовательном стандарте [1, с. 8-10].
В дополнение к вышесказанному М. М. Мишина предлагает ряд рекомендаций для эффективной реализации национально-ориентированного подхода при обучении иностранных студентов в системе российского высшего образования: необходимо учитывать национально-культурный менталитет иностранных студентов, их психологические и языковые характеристики, обусловленные их этнической принадлежностью; следует знать особенности системы обучения в государствах иностранных студентов; национальные ценности, конфессиональные различия, особенности системы гендерных ролей, института семьи, стереотипов вербального и невербального общения в культурах иностранных студентов [3, с. 121-123].
Многие исследователи занимаются вопросами выявления национальных особенностей иностранных студентов, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса в группах иностранных обучающихся. Например, Ю. А. Антонова определила следующие национальные характеристики китайских студентов: обладают ответственным и прилежным отношением к получению образования, трудолюбивы, пассивно усваивают знания, способны запоминать большой объем информации, воспроизводить его, механически заучивать учебный материал, имеют чувство коллективизма, преобладающее над индивидуализмом, воспринимают преподавателей как носителей неоспоримых знаний и эталон для подражания [4, с. 167-168].
И. Г. Чуксина установила особенности национального характера вьетнамских и африканских студентов. Вьетнамские студенты терпеливы, бережливы, организованны, почтительны к старшим, дисциплинированны, ставят интересы коллектива и общества выше интересов личности; коммуникабельны, доброжелательны, готовы помогать однокурсникам при необходимости. Африканские студенты обладают высокой работоспособностью, трудолюбием, однако у них отсутствуют навыки самоорганизации, наблюдается недостаток самоконтроля, склонность к тревожности. Франкоговорящие африканские студенты из стран Магриба (Тунис, Ливия, Алжир, Марокко, Мавритания) коммуникабельны, обладают чувством юмора. Студенты из стран центральной Африки склонны к интроверсии, характеризуются основательностью суждений, замедленной вербальной реакцией [5, с. 68-70].
В. А. Федотова и С. Ю. Жданова исследовали национальные характеристики индийских и арабских студентов из Марокко и Сирии. Индийские студенты придерживаются просоциальной модели поведения, обусловленной необходимостью социальной поддержки: обращаются за помощью и поддержкой к другим людям; открыто проявляют эмоции; главными ценностями являются семья и принадлежность группе; прогнозирование ситуаций, связанных с общением и временем, вызывает трудности, то есть временная антиципационная состоятельность выражена в меньшей степени по сравнению с арабскими студентами. Арабские студенты не склонны рассчитывать время, не осуществляют планирование деятельности; предпочитают приспосабливаться к современным моделям поведения, не нарушая ценные им традиции; расположены к взаимодействию, участию в общественных мероприятиях, стремятся к участию в учебно-профессиональной деятельности; достаточно высоко развита групповая вовлеченность; способны прогнозировать ситуации, связанные с общением, то есть личностно-ситуативная антиципационная состоятельность развита выше, чем у индийских студентов [6, с. 98-102].
Таким образом, необходимо учитывать национальные особенности иностранных студентов при разработке образовательных программ для иностранных обучающихся, подготовке и организации лекционных и практических занятий по различным дисциплинам, создании программ по адаптации иностранных обучающихся к новой образовательной и социокультурной среде. Использование национально-ориентированного подхода обеспечит успешную академическую и социокультурную адаптацию иностранных студентов.
Список литературы
1. Ременцов А. Н., Кожевникова М. Н. Методологические основы проектирования системы обучения иностранных граждан в российской высшей школе // Агроинженерия. 2013. №4. С. 7-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-proektirovaniya-sistemy-obucheniya-inostrannyh-grazhdan-v-rossiyskoy-vysshey-shkole (дата обращения: 06.05.2023).
2. Кожевникова М. Н. Интеграция иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза на основе национально ориентированного подхода: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Москва, 2020. 40 c.
3. Мишина М. М. Этноориентированный подход в современной педагогике // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. №4 (108). С. 119-124. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-119-124 (дата обращения: 06.05.2023).
4. Антонова Ю. А. Национально-психологический портрет китайского студента, изучающего русский язык // Филологический класс. 2022. №2. С. 161-171. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-psihologicheskiy-portret-kitayskogo-studenta-izuchayuschego-russkiy-yazyk (дата обращения: 07.05.2023).
5. Чуксина И. Г. Этноориентированный подход в практике обучения русскому языку иностранных студентов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 3(45). С. 64-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35781298&ysclid=ljb3tc9g35487463481 (дата обращения: 07.05.2023).
6. Федотова В. А., Жданова С. Ю. Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российского вуза // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. №2. С. 93-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43045552&ysclid=libxtjfydd619448776 (дата обращения: 06.05.2023).