Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021
УДК 378
Дата публикации 31.10.2021
Открытое и дистанционное обучение (Open and Distance Learning) как ключевой метод распространения образования на примере стран Африки южнее Сахары
Гусачек Наталья Сергеевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань, n.gusachek@365.rsu.edu.ru
Костикова Ольга Владимировна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань, uma7676@mail.ru
Крюкова Елена Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань, antonovaes83@yandex.ru
Аннотация: Открытое и дистанционное обучение рассматривается сегодня как новый подход к созданию системы доступного и высококачественного образования. Дистанционное образование определяется как образование, в котором обучаемый отделен от учебной базы или учителя, либо в пространстве, либо во времени, большую часть обучения. В данной статье рассмотрены основные достижения стран Африки южнее Сахары в области развития дистанционного образования, являющегося одним из главных методов распространения образования среди населения.
Ключевые слова: открытое обучение, дистанционное образование, Африка южнее Сахары, развитие образования, цифровизация
Senior Lecturer of foreign languages, Institute of history, philosophy and political sciences, Ryazan State University, Russia, Ryazan
Senior Lecturer of foreign languages, Institute of history, philosophy and political sciences Ryazan State University, Russia, Ryazan
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of foreign languages, Institute of history, philosophy and political sciences, Ryazan State University, Russia, Ryazan
Abstract: Open and distance learning is considered today as a new approach to creating a system of affordable and high-quality education. Distance education is defined as education in which the learner is separated from the learning base or teacher, either in space or in time, for most of the learning. This article discusses the main achievements of sub-Saharan Africa in the development of distance education, which is one of the main methods of education distribution among the population.
Keywords: open learning, distance education, sub-Saharan Africa, development of education, digitalization
Гусачек Н.С., Костикова О.В., Крюкова Е.С. Открытое и дистанционное обучение (Open and Distance Learning) как ключевой метод распространения образования на примере стран Африки южнее Сахары // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otkrytoe-i-distantsionnoe-obuchenie-open-and-distance-learning-kak-klyuchevoj-metod-rasprostraneniya-obrazovaniya-na-primere-stran-afriki-yuzhnee-sakhary.html (Дата обращения: 31.10.2021)
Открытое и дистанционное обучение (Open and Distance Learning) является одной из наиболее быстро растущих областей образования. Его потенциальное воздействие на системы образования разных уровней значительно возросло с развитием информационных технологий. В связи с непрерывно повышающимися требованиями к уровню образования, открытое и дистанционное обучение рассматривается сегодня как новый подход к созданию системы доступного и высококачественного образования.
В странах Африки южнее Сахары основным способом осуществления процесса образования является система традиционного образования, отличительные черты которой сводятся к взаимодействию лицом к лицу между учителями и учениками, к структурированным курсам обучения, к наличию стационарных мест для обучения, фиксированному расписанию и системе сертификации. Многие страны данного региона осознали всю важность обязательного образования и предприняли весьма серьезные меры по снабжению данной сферы людскими и материальными ресурсами. Однако, по многим причинам ни одна из стран рассматриваемого региона не выполнила обещание обеспечить «образование для всех» с помощью традиционной системы. Именно в этом контексте дистанционное образование рассматривается в качестве наиболее подходящего метода распространения образования среди населения. Дистанционное обучение может охватить тех людей, кто упустил возможность получить образование на том или ином уровне. Другими словами, дистанционное обучение может предоставить людям второй шанс получить образование.
Первые инициативы по внедрению технологий в образование были осуществлены непосредственно государствами, поскольку в то время они приступили к широкомасштабным реформам образования. В тот период - с деколонизации до 1980-х годов - доминирующей парадигмой в образовании, общей для африканских государств и международных организаций, была парадигма интервенционистского государства. На этом фоне были разработаны крупномасштабные программы, которые в определенной степени оказались успешными.
Радио было одной из первых технологий, которые использовались на службе образования в Африке к югу от Сахары. В 1986 году в Гвинее при содействии организации по культурным вопросам и вопросам культуры в Гвинее был начат экспериментальный проект школьного радио в Национальном институте исследований и документации в области образования (l'Institut national de documentation, de recherche et d'action pédagogique, современный Indrap) и агентство по техническому сотрудничеству, которое в настоящее время является Международной организацией франкоязычных стран (OIF). Поэтому радиопередачи были в основном сосредоточены на потребностях учителей начальных классов, с тем чтобы улучшить их методы обучения, а также на предметах, которые считались приоритетными для учеников: французском языке, арифметике и естествознании. В начале 1990-х годов при поддержке ЮНИСЕФ радио стало играть более широкую роль в содействии базовому образованию, особенно в отношении доступа девочек к образованию. Хотя результаты с точки зрения успеваемости до сих пор не поняты должным образом, эти программы помогли подготовить большое количество учителей. Так, например, школьное радио Буаке в Кот-д'Ивуаре позволяло в 1970-е годы обучать более 2000 учителей в год.
На протяжении 1960-х годов в Африке утвердилась концепция образовательного телевидения. Один из самых ярких примеров разработки этих программ можно найти в Кот-д'Ивуаре. После первых испытаний в Сенегале и Нигере (где образовательное телевидение существовало до национального телевидения) в 1965 и 1966 годах, Кот-д'Ивуар был выбран в 1971 году в качестве испытательного полигона, а затем для широкомасштабного развертывания проекта школьного образования через телевидение. Ответственность за него была возложена на ЮНЕСКО при содействии Бельгии, Франции и Фонда Форда. Данный проект проиллюстрировал, как с 1970-х годов можно было запускать инновационные программы с помощью новых ИКТ.
За первые пять лет показатель охвата школьным образованием в этой стране увеличился с 20 % до более 60%. Если в 1975-1976 годах программы посещали 300 000 учеников, то к 1980 году это число увеличилось до 700 000 (из миллиона учеников). Некоторые отчеты об оценке показывают, что доля учеников, которые прошли курс обучения по телевидению, поступающих на шестой год обучения, была значительно выше, чем у других, что процент, которым приходилось пересдавать год, снизился с 30% до 10% в течение всей жизни проекта, и что ученики стали лучше владеть разговорным французским. Программа длилась 14 лет и, наконец, завершилась в 1982 году [1, c.25].
В период с 1990 по 2000 год были предприняты многочисленные действия, чтобы превратить технологии в рычаг для улучшения образования в рассматриваемом регионе. Многие инициативы были направлены на оснащение школ компьютерным оборудованием. Иногда при поддержке агентств по сотрудничеству или агентств по развитию, таких как USAID, Африканский банк или Министерство иностранных дел Франции, эти индивидуальные инициативы росли без должной координации.
Согласно ЮНЕСКО (2002 г.) открытые образовательные ресурсы Open Educational Resources (OER) это цифровые материалы, которые могут быть повторно использованы для преподавания, обучения, исследований и прочего, которые сделаны доступными с помощью открытых лицензий и которые позволяют пользователям материалов то, что не было бы просто разрешено согласно одному лишь авторскому праву. Как способ создания и распространения контента, только лишь OER не могут ни выдать диплом, ни обеспечить академическую или административную поддержку студентам. Тем не менее, OER-материалы начинают интегрироваться в открытое и дистанционное образование [2, c.44]. В контексте педагогического образования в странах Африки к югу от Сахары наиболее заметным проектом ОER является TESSA (Teacher Education in Sub Saharan Africa), педагогическое образование в странах Африки к югу от Сахары, в который входят 13 африканских институтов и пять международных организаций, работающих над оснащением учителей практическими занятиями для классов и модулями для конкретных языков.
В частности, в Нигерии и Судане крупномасштабное дистанционное образование в основном используется для подготовки учителей, и поэтому хорошо структурированные руководства с учебными блоками TESSA выдаются учителям-стажерам, которые часто находятся в сельских районах с ограниченным доступом в Интернет. Некоторые критические замечания преподавателей TESSA OER включают отсутствие актуальности учебных материалов и существующее неудовлетворение текущими ресурсами.
Основные инициативы, основанные на использовании ИКТ и Интернет в образовании, первоначально были ориентированы на дистанционное обучение на университетском уровне. Таким образом, Африканский виртуальный университет (АВУ), созданный Всемирным банком в 1997 году, изначально задумывался как альтернатива традиционному обучению. Когда в 2003 году он стал межправительственным агентством, он обучал 40 000 человек, в основном по коротким программам. Он переключил свое внимание на подготовку учителей и интеграцию технологий в высшее образование. В настоящее время AVU имеет десять центров электронного обучения.
Agence Universitaire de la Francophonie (AUF) также с 1999 года открыло около сорока франкоязычных цифровых кампусов, то есть более половины из них в Африке. В этих инфраструктурах, посвященных технологиям, AUF предлагает доступ к более чем 80 первым и магистерским степеням полностью дистанционно, около 30 из которых присуждаются африканскими учреждениями и создаются при его поддержке.
В последнее время феномен МООК (массовые открытые онлайн-курсы) получил распространение сначала в США, а затем в Европе. AUF финансирует разработку первых МООК в сфере высшего образования в Африке в партнерстве с Министерством высшего образования Франции и при поддержке ЮНЕСКО и будет использовать эту форму дистанционного обучения для обучения и сертификации преподавателей в области навыков ИКТ. Африканские университеты проявляют растущий интерес к этому новому методу обучения, особенно с учетом постоянно растущего спроса на высшее образование в то время, когда континент испытывает дефицит квалифицированных преподавателей.
Мобильное обучение (или мобильное образование), или использование мобильных технологий в сфере образования, - это недавняя практика, открывающая новые возможности в сфере образования. Учитывая нехватку книг во многих африканских школах, цифровые планшеты вскоре стали рассматриваться как решение для восполнения недостающих учебников, и его начали использовать как правительства, так и международные организации. На практике от этого дефицита страдают почти все африканские страны. В Камеруне в среднем один учебник по чтению на 11 учеников и один учебник по математике на 13 детей. Цена цифрового контента на планшетах резко падает по сравнению с традиционными носителями (книги, CD и DVD и т. Д.). Один цифровой учебник, например, стоит от одной трети до половины цены бумажного учебника с нулевой маржинальной стоимостью. [3, c.18]
Старое и устаревшее традиционное компьютерное оборудование и затраты на обслуживание побудили африканские страны разработать проекты, чтобы обратиться к технологиям, которые дешевле покупать и проще в использовании. Доступ в Интернет облегчается планшетами и возможностью подключения через мобильные сети. Относительно дешевые по сравнению с портативным компьютером и более гибкие в использовании, планшеты потенциально могут эффективно удовлетворить часть образовательных потребностей стран Африки к югу от Сахары.
Для современной Африки становится характерным стремление её государств к расширению и углублению регионального сотрудничества, в том числе в сфере образовательной политики, развития систем обучения и распространения учебных материалов. Сейчас здесь реализуется множество инициатив, имеющих целью организацию сетевого взаимодействия между национальными и региональными ассоциациями для обеспечения прогресса дистанционного образования на континенте. Среди проектов подобного рода можно выделить следующие:
1. курсы дистанционной подготовки учителей старших классов начальной школы и первой ступени среднего образования, а также преподавателей технологических предметов и математики. Эта программа организована в рамках проекта Содружества наций "Commonwealth of Learning" государственными структурами Ботсваны, Малави, Мозамбика, Намибии, Южно-Африканской республики, Танзании, Замбии и Зимбабве;
2. курсы дистанционного обучения руководителей начальных школ (с использованием печатных материалов и Интернет-источников), работа которых координируется Международным консорциумом институтов открытого и дистанционного образования франкоговорящих стран (International Francophone Consortium of Distance and Open Learning Institutions, CIFFAD). Этот же консорциум осуществляет локальные проекты повышения уровня преподавания французского языка в Сенегале, Гвинее и Кот д'Ивуаре.
Что касается текущей ситуации, следует отметить, что COVID-19 по сути является кризисом общественного здравоохранения, но его социальные и экономические последствия для государств-членов Африканского союза неизбежны, особенно для сектора образования. Преподавание и обучение до пандемии COVID-19 в основном осуществлялись в рамках традиционного взаимодействия лицом к лицу с некоторыми учреждениями, особенно в секторе высшего образования, использующими тот или иной уровень технологий. Однако пандемия еще больше выявила отсутствие амортизаторов в большинстве систем преподавания и обучения в Африке. Как отмечает Институт ЮНЕСКО, статистика показывает, что в странах Восточной, Западной и Центральной Африки самые высокие показатели исключения из системы образования. Более одной пятой детей в возрасте от 6 до 11 лет не посещают школу, за ними следует треть молодежи в возрасте от 12 до 14 лет. Кроме того, почти 60 % молодежи в возрасте от 15 до 17 лет не посещают школу [4, c. 10]. В рассматриваемом регионе школы закрыты по меньшей мере в 52 государствах-членах (ЮНИСЕФ, 2020 год), преподавание и обучение приостановлено, и учащиеся и учителя вынуждены адаптироваться к новому порядку предоставления образования [5, c.3].
Открытое и дистанционное обучение (ODL) были механизмами реагирования по умолчанию для смягчения последствий пандемии для национальных систем образования. Однако эти решения создают совершенно новую и непроверенную парадигму не только для учащихся, но и для учителей. В некоторых государствах-членах преподавание и обучение полностью прекращены. Для того чтобы африканские системы образования могли противостоять и смягчать такие проблемы, как пандемия COVID-19, необходимо переосмыслить структуру и организацию образования с использованием подхода DOTSS (Digital connectivity, Online and offline learning, Teachers as facilitators and motivators of learning, Safety online and in schools and Skills focused learning) [6, c.4].
Элементы виртуального обучения, дистанционного обучения, цифрового обучения и нового подхода к управлению должны присутствовать во всей системе образования. Кроме того, необходимо разработать индивидуальный подход к оцифровке, который подходит для каждого уровня образования, и впоследствии включить его в руководство по национальной политике в области образования. Однако, внедрение цифровизации в школы может быть трудным процессом, когда начинаешь с нуля. Поэтому крайне важно применять поэтапный и строго контролируемый подход для оценки признания и успеха на всех уровнях.
По данным ЮНЕСКО, цифровизация преподавания и обучения будет в значительной степени зависеть от наличия инфраструктуры ИКТ. Например, в странах Африки к югу от Сахары достижения в области информации и коммуникационные технологии более 20 лет назад вселяли большие надежды, поскольку технический уровень был отмечен как обнадеживающий и экономически эффективный метод решения проблем доступа к образованию. Но проблемы, создаваемые нефункциональной инфраструктурой ИКТ, замедлили этот процесс. Кроме того, сейчас как никогда важно, чтобы государства-члены Африканского союза увеличили инвестиции в разработку национальных стратегий оцифровки образования, учитывающих инфраструктуру, необходимые людские ресурсы и ИТ-платформы, которые обеспечат студентам и всем уровням образования возможность посещать курсы виртуально и дистанционно. Также, в стратегии должны быть указаны требования к подготовке учителей, инструкторов и администраторов, а также национальная учебная программа должна быть пересмотрена с целью включения необходимых навыков, необходимых для адаптации к реализации такой стратегии.
На основании выше изложенных фактов можно сделать вывод о том, что цифровой разрыв, отсутствие стабильной электроэнергии и другой инфраструктуры, необходимой для реализации оцифровки и моделирования, отсутствие культуры электронного обучения в большинстве африканских образовательных систем являются основным камнем преткновения на пути реализации инклюзивных мер реагирования сектора образования на текущую ситуацию. Но, тем не менее, открытое и дистанционное обучение постепенно превращается в центральный элемент образовательной политики многих африканских государств. Именно программы открытого и дистанционного обучения для многих стран Африки южнее Сахары могут стать единственно возможным вариантом и ключевым методом распространения образования среди населения и важным условием развития системы образования в целом.
Список литературы
1. Trends and Future Directions in Open and Distance Learning Practice in Africa. Journal of Education and Practice Vol.5, No.18, 2014
http://eprints.covenantuniversity.edu.ng/3309/1/Trends%20and%20Future%20Directions%20in%20Open%20and%20Distance%20%20Learning.pdf
2. Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations.
Division of Higher Education, UNESCO 2002, 95 p. http://eprints.covenantuniversity.edu.ng/3309/1/Trends%20and%20Future%20Directions%20in%20Open%20and%20Distance%20%20Learning.pdf
3. Open and Distance Learning: achievements and challenges in a developing sub-educational sector in Africa. Idowu Biao, September 2012. https://www.intechopen.com/chapters/39188
4. UNESCO. (2020, March 4). 290 million students out of school due to COVID-19: UNESCO releases first global numbers and mobilizes response. Retrieved April 25, 2020, from UNESCO: https://en.unesco.org/news/290-million-students-out-school-due-covid-19-unesco-releases-firstglobal-numbers-and-mobilizes
5. UIS (2020) – Education in Africa. Retrieved April 27 2020 [Available Online] http://uis.unesco.org/en/topic/education-africa
6. Policy guidelines on digitizing and teaching and learning in Africa https://pap.au.int/en/documents/2020-01-02/policy-guidelines-digitizing-and-teaching-and-learning-africa
7. New Methodology Shows that 258 Million Children, Adolescents and Youth Are Out of School, UIS Fact Sheet No. 56, September 2019 http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/new-methodology-shows-258-million-children-adolescents-and-youth-are-out-school.pdf
8. Africa Education Innovations Handbook 2018, published in 2019 by African Union Commission, P. O. Box 3243 Addis Ababa, Ethiopia https://www.adeanet.org/en/system/files/resources/africa_education_innovations_handbook_2018_web.pdf
9. Educating the Masses: The Rise of Online Education in Sub-Saharan Africa and South Asia August 14, 2018 Stefan Trines, Research Editor, WENR https://wenr.wes.org/2018/08/educating-the-masses-the-rise-of-online-education
10. Betchoo, N. K. (2015). Sub-Saharan Africa's perspective of distance learning. International Letters of Social and Humanistic Sciences, 48, 185-191. https://doi.org/10.18052/www.scipress.com/ILSHS.48.185