Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 159.9

Дата публикации 31.10.2021

Факторы развития интернет-аддикции в процессе социализации подрастающего поколения: динамика в первые десятилетия 21 века

Сухарева Надежда Федоровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, nadezhda-sukhareva@yandex.ru

Аннотация: Современное общество невозможно представить без информационных технологий, использования интернета. Особенно актуален интернет в жизни подрастающего поколения. Однако, зачастую он не только дает какие-либо возможности для получения информации, роста и развития, но и может вызвать аддиктивное поведение. В настоящем исследовании мы проанализировали социальные (стиль семейного воспитания) и психологические (личностные особенности) факторы, способствующие развитию интернет-аддикции у подростков. Исследование осуществлялось в 2011 г. и десять лет спустя, в 2021 г. На втором этапе выявлено большее количество подростков, зависимых от интернета, а также большее количество значимых корреляционных связей с факторами опросника Кеттелла. Также выявлено, что у подростков с выраженной интернет-аддикцией преобладает стиль семейного воспитания гиперсоциализация и отвержение, тогда как у подростков с нормальными показателями интернет-аддикции – стиль принятие, кооперация и симбиоз.
Ключевые слова: интернет, интернет-аддикция, фактор развития, социализация, подрастающее поколение.

Factors of the development of internet addiction in the process of socialization of the growing generation: dynamics in the first decades of the 21st century

Sukhareva Nadezhda Fedorovna
candidate of psychological sciences, associate professor of the department of special and applied psychology, Mordovian state pedagogical university named after M. E. Evseyev, Saransk, Russia

Abstract: Modern society is impossible to imagine without information technology, the use of the Internet. The Internet is especially relevant in the life of the younger generation. However, it often not only provides any opportunities for obtaining information, growth and development, but can also cause addictive behavior. In this study, we analyzed the social (family parenting style) and psychological (personality traits) factors contributing to the development of Internet addiction in adolescents. The study was carried out in 2011 and ten years later, in 2021. At the second stage, a greater number of adolescents dependent on the Internet were identified, as well as a greater number of significant correlations with the factors of the Kettell questionnaire. It was also revealed that in adolescents with severe Internet addiction, the style of family education is dominated by hypersocialization and rejection, whereas in adolescents with normal indicators of Internet addiction - the style of acceptance, cooperation and symbiosis.
Keywords: internet, Internet addiction, development factor, socialization, the younger generation.

Правильная ссылка на статью
Сухарева Н.Ф. Факторы развития интернет-аддикции в процессе социализации подрастающего поколения: динамика в первые десятилетия 21 века // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/faktory-razvitiya-internet-addiktsii-v-protsesse-sotsializatsii-podrastayushhego-pokoleniya-dinamika-v-pervye-desyatiletiya-21-veka.html (Дата обращения: 31.10.2021)

Благодарности: работа проводилась при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» на 2021 год. Проект «Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального социума», договор № 073-03-2021-021/2 от 18.01.2021.

Современное общество невозможно представить без информационных технологий, использования интернета. Именно в данной области за последние десятилетия произошел резкий скачок. Сегодня интернет уже не является просто местом, где хранится информация, он является новым пространством социальной действительности и сферой функционирования большого количества людей.

В современных исследованиях приводятся как достоинства, так и недостатки влияния интернет-технологий на человека. Среди технологических преимуществ авторами называются: быстрый доступ практически к любой интересующей пользователя информации, позволяющий значительно экономить время на ее поиск; появление новых возможностей, форматов общения, обучения, увлечений и др. [1, 2].

Чрезмерная же увлеченность интернетом, смартфоном и компьютером влечет за собой возникновение аддиктивного поведения, высокий уровень которого, в свою очередь является предпосылкой социальной дезадаптации личности. Особо важно отметить, что в зоне неблагоприятного воздействия информационного пространства находятся дети и подростки, у которых еще личностная сфера не приобрела устойчивую структуру.

Исследователи отмечают такие новые проблемы современного молодого поколения, как: ухудшение физического и психологического здоровья, снижение вербальной активности, замедление мыслительных процессов, ограничение живого непосредственного общения, повышение эгоцентризма, проявляющегося в изоляции от семьи и друзей в реальной жизни и центрировании на себе, и др. [1, 3].

Зависимое поведение является сложным феноменом и сложно разрешимой личностной проблемой. В широком смысле термин зависимость представляет собой некую форму рабства, в результате которой возможности и действия человека ограничены, и нет способности к саморазвитию и личностному росту.

Основой нашего исследования являются работы Белинской Е. П., Войскунского А. Е., Голдберга И., Жичкиной А. Е., Короленко Ц. П., Янг К., в которых показаны последствия чрезмерного применения интернет-технологий [4, 11].

Проблема интенерт-аддикции возникла не так давно. Впервые ее начали изучать американские психологи и психиатры – К. Янг, И. Голдберг. Интернет-аддикция представляет собой уход человека из реальности в другое, более благоприятное (по его мнению) пространство. Именно здесь зависимый человек может полностью отдохнуть и расслабиться, почувствовать себя в безопасности, испытать положительные чувства и эмоции.

В психолого-педагогической литературе рассматриваются симптомы аддитивного поведения. Среди них отмечаются – сильное влечение, низкий уровень саморегуляции, отсутствие самодисциплины. Аддиктивное поведение развивается постепенно: легкая увлеченность, увлеченность, зависимость, привязанность [3]. Со временем появляется ощущение бессилия и навязчивое желание. Следует отметить быстроту появления этой зависимости – всего около полугода [1]. Это обстоятельство может стать основой для мотивации поиска различных путей избавления от зависимости [5].

К. Янг разработала критерии признаков интернет-зависимого поведения: большая увлеченность интернетом; увеличивающаяся потребность нахождения большого количества времени в интернете; неудачные попытки ограничить время использования интернета; возникновение неприятных симптомов, беспокойство и тревожность, при невозможности пользования интернетом; потеря контроля времени; неблагоприятные отношения с близкими людьми; ложь и самообман о количестве времени в интернете; резкий подъем настроения, при выходе в интернет [11].

На скорость возникновения и развития Интернет-аддикции влияют биологические (генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения), социальные (макро-факторы, такие как кардинальные изменения в общественной жизни с невозможностью к ним своевременно адаптироваться, и микро-факторы, такие как психологические травмы детского возраста) и психологические (личностные особенности) факторы [6, 7].

Медиками отмечается, что патологическая Интернет-зависимость относится к группе мультифакториальных полигенных заболеваний, где в каждом отдельном случае уникально сочетаются врожденные особенности функционирования ВНД, часть из которых генетически детерминирована, со множеством внешнесредовых факторов [8].

В обзоре зарубежных исследований выделены внешние факторы интернет-зависимого поведения у подростков: доступность интернета, качество интернет-соединения, тип гаджета; количество времени, проводимого в интернете, социальных онлайн-контактов, видов интернет-активности; культурно-социальная среда, экономические показатели и другие характеристики страны интернет-пользователя; возраст, пол, уровень и направленность получаемого образования; воспитание, влияние сверстников и др. [9].

Акцентируется внимание на внутренних факторах интернет-зависимого поведения: низкие показатели удовлетворенности жизнью, эмоционального интеллекта, эмпатии, самоидентичности, самоэффективности, самооценки, сознательности/добросовестности и согласия/доброжелательности; высокие показатели тревожности, импульсивности, нейротизма (эмоциональная нестабильность, беспокойство, раздражительность) и др. [9].

Отечественные исследования Интернет-зависимости не столь систематичны и всеобъемлемы. Современной науке еще предстоит ответить на многие вопросы, связанные с данной проблематикой. Ученые делают вывод о необходимости дальнейших исследований аддикции у подростков с обязательным учетом социокультурных и, возможно, этнических (генетических) различий, особенно в такой многонациональной стране, как Российская Федерация [8].

Возможным минимальным вкладом в решение вышеобозначенных проблем будут эмпирические данные, полученные нами в ходе анализа социальных (стиль семейного воспитания) и психологических (личностные особенности) факторов, способствующих развитию Интернет-аддикции у школьников. Исследование осуществлялось в сравнительном аспекте: в 2011 г. на базе МОУ «Гимназия № 23» г. Саранска [10] и десять лет спустя, в 2021 г., на базе МОУ «Лицей № 26» г. Саранска. На первом этапе исследования в нем приняли участие 77 испытуемых – учащихся восьмых и девятых классов, на втором этапе – 70 учащихся восьмых и девятых классов. В ходе исследования использовались методы: «Тест на Интернет-аддикцию» (K. Young), «16-факторный опросник Кеттелла» (форма С), «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин), математико-статистические – корреляционный анализ по критерию r – К. Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) F – Р. А. Фишера.

Анализ полученных результатов первого этапа исследования свидетельствует о том, что у большинства подростков – 57 человек (74,03 %) – не выявлена Интернет-аддикция; у 20 подростков (25,97 %) выявлен высокий уровень Интернет-аддикции (зависимость). Результаты второго этапа исследования выглядят более удручающе: у 49 подростков (70 %) не выявлена Интернет-аддикция; у 21 подростка (30 %) выявлен высокий уровень Интернет-аддикции (зависимость).

Полученные данные в целом согласуются с результатами других эмпирических исследований, полученными отечественными и зарубежными исследователями Интернет-аддикции, которые отмечают ее наличие у 25-30 % школьников. Связано это с глобальными процессами компьютеризации и информатизации, вследствие чего подростки получают неограниченный доступ к сети Интернет, где они и проводят большую часть своего времени.

Полученные значения по большинству факторов опросника Кеттелла распределены в соответствии с законом нормального распределения: преобладающим является средний уровень развития, низкий и высокий уровни встречаются реже. По фактору В («Интеллект») преобладающим является низкий уровень. По факторам F («Сдержанность-экспрессивность»), L («Доверчивость-подозрительность»), O («Спокойствие-тревожность») распределение значений смещено в сторону высоких показателей, т. е. у подростков более выражены экспрессивность, подозрительность, тревожность.

Для выявления взаимосвязи показателей Интернет-аддикции и личностных факторов была проведена математико-статистическая обработка данных с помощью корреляционного анализа. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа по критерию r - Пирсона для выявления взаимосвязи Интернет-аддикции и личностных факторов

Факторы

Эмпирические значения критерия r-Пирсона (2011 г.)

Эмпирические значения критерия r-Пирсона (2021 г.)

A («замкнутость – общительность»)

-0,123

-0,191

B («низкий интеллект – высокий интеллект»)

-0,116

-0,125

C («эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»)

0,011

-0,237*

E («подчиненность – доминантность»)

-0,184

-0,103

F («сдержанность – экспрессивность»)

0,025

0,069

G («низкая нормативность – высокая нормативность»)

-0,208

-0,311**

H («застенчивость – смелость»)

0,026

-0,019

I («твердость – чувственность»)

-0,116

-0,008

L («доверчивость – подозрительность»)

0,149

0,162

M («практичность – мечтательность»)

-0,144

-0,047

N («прямолинейность – дипломатичность»)

0,016

0,051

O («спокойствие – тревожность»)

-0,025

0,256*

Q1 («консерватизм – радикализм»)

0,057

0,057

Q2 («зависимость от группы – самодостаточность»)

0,101

0,101

Q3 («низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»)

0,023

-0,309**

Q4 («внутренняя расслабленность – внутренняя напряженность»)

0,333**

0,316**

MD («низкая самооценка – высокая самооценка»)

-0,276*

-0,269*

F1 («низкая тревожность – высокая тревожность»)

0,198

0,301*

F2 («интроверсия – экстраверсия»)

-0,096

-0,107

F3 («чувствительность – уравновешенность»)

-0,201

-0,213

F4 («конформность – независимость»)

-0,211

-0,206

Примечание: критические значения коэффициента корреляции для n=77: 0,220 (p ≤ 0,05)*, 0,286 (p ≤ 0,01)**, 0,361 (p ≤ 0,001)***; критические значения коэффициента корреляции для n=70: 0,235 (p ≤ 0,05)*, 0,306 (p ≤ 0,01)**, 0,385 (p ≤ 0,001)***

 

Таким образом, на первом этапе исследования (2011 г.) корреляционный анализ Интернет-аддикции и психологических факторов позволил выявить прямую взаимосвязь между Интернет-аддикцией и фактором Q4 «расслабленность – напряженность»: чем выше баллы по энергетической возбужденности, тем выше уровень Интернет-аддикции (p ≤ 0,01). Высокий уровень психоэмоциональной напряженности требует энергетической разрядки, которую подростки находят в сети Интернет. Выявлена также отрицательная взаимосвязь с фактором MD «низкая самооценка – высокая самооценка»: более высоким показателям самооценки подростков соответствуют низкие баллы по уровню Интернет-аддикции (p ≤ 0,05).

На втором этапе исследования (2021 г.) кроме указанных взаимосвязей с факторами Q4 и MD выявлены следующие значимые корреляции: отрицательная взаимосвязь с фактором С «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»: чем выше показатели эмоциональной устойчивости, выдержанности, зрелости и т. д., тем ниже уровень Интернет-аддикции (p ≤ 0,05); отрицательная взаимосвязь с фактором G «низкая нормативность – высокая нормативность»: чем более выражены показатели добросовестности, ответственности, совестливости, чувства долга и т. д., тем ниже уровень Интернет-аддикции (p ≤ 0,01); отрицательная взаимосвязь с фактором Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»: чем выше показатели самоконтроля личности, тем ниже уровень Интернет-аддикции (p ≤ 0,01). Выявлена также положительная взаимосвязь между Интернет-аддикцией и фактором O «спокойствие – тревожность»: чем выше баллы по тревожности, тем выше уровень Интернет-аддикции (p ≤ 0,05); положительная взаимосвязь между Интернет-аддикцией и фактором F1 «низкая тревожность – высокая тревожность» (p ≤ 0,05). Чем сильнее подросток склонен переживать волнение, беспокойство, страх по поводу личностно значимых событий, тем чаще у него возникает навязчивое стремление заменить реальную жизнь на виртуальную. На такую значимую связь указывают систематические обзоры, проведенные отечественными и зарубежными исследователями [8, 9].

Анализ полученных результатов первого и второго этапов исследования по опроснику родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина свидетельствует о том, что у подростков с выраженной Интернет-аддикцией преобладает стиль гиперсоциализация, так же высокий процент выявлен по стилю отвержение, тогда как у подростков с нормальными показателями Интернет-аддикции преобладает стиль кооперация и симбиоз. Интересно, что такой стиль воспитания, как кооперация, отсутствует в семьях Интернет-зависимых подростков.

Для подтверждения полученных эмпирических данных мы провели математико-статистическую обработку с помощью дисперсионного анализа. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты дисперсионного анализа по критерию F - Фишера для выявления влияния стилей семейного воспитания на Интернет-аддикцию

Год

Уровень Интернет-аддикции

Стили семейного воспитания

Эмпири-ческое значение

Принятие-отвержение

Кооперация

Симбиоз

Гипер-социализация

Инфанти-лизация

2011

Зависимость

6 (7,8%)

0 (0%)

1 (1,3%)

12 (15,6%)

1 (1,3%)

7,77**

Норма

6 (7,8%)

24 (31,2%)

14 (18,2%)

8 (10,4%)

5 (6,4%)

2021

Зависимость

5 (7,1%)

0 (0%)

1 (1,4%)

11 (15,7%)

4 (5,7%)

6,69**

Норма

6 (8,6%)

23 (32,9%)

10 (14,3%)

4 (5,7%)

6 (8,6%)

Примечание: критические значения критерия F-Фишера: 2,503 (p ≤ 0,05)*, 3,600 (p ≤ 0,01)**

 

С помощью дисперсионного анализа выявлено статистически значимое влияние стилей семейного воспитания на Интернет-аддикцию. Доказано, что стиль «Авторитарная гиперсоциализация», проявляющийся в том, что мать и отец добиваются от ребенка непререкаемого послушания, навязывают свою точку зрения, влияет на формирование зависимого поведения. Подросток, находящийся в семье под постоянным контролем и гиперопекой родителей, находит психоэмоциональную разрядку и проявление свободы в сети Интернет. Стиль семейного воспитания кооперация, выражающийся в эффективном взаимодействии с ребенком, отношении к нему как равноправному члену семьи, желании родителей помогать ему, поощрять его самостоятельность, отсутствует в семьях Интернет-зависимых подростков. Семьи, характеризующиеся значительными дефектами социализации, провоцируют детей на раннее употребление ПАВ и другие виды аддиктивного поведения.

 

Резюме

В настоящем исследовании мы проанализировали социальные (стиль семейного воспитания) и психологические (личностные особенности) факторы, способствующие развитию интернет-аддикции у подростков. Исследование осуществлялось в 2011 г. и десять лет спустя, в 2021 г. На втором этапе исследования выявлено большее количество подростков, зависимых от интернета, а также большее количество значимых корреляционных связей с факторами опросника Кеттелла. Обнаружена прямая взаимосвязь между интернет-аддикцией и факторами Q4 «расслабленность – напряженность, O «спокойствие – тревожность», F1 «низкая тревожность – высокая тревожность»: чем выше баллы по энергетической возбужденности и тревожности, тем выше уровень интернет-аддикции. Выявлена также отрицательная взаимосвязь с факторами MD «низкая самооценка – высокая самооценка», С «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность», G «низкая нормативность – высокая нормативность», Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»: чем выше показатели самооценки, эмоциональной устойчивости, соблюдения моральных стандартов и правил, самоконтроля личности, тем ниже уровень интернет-аддикции. Также выявлено, что у подростков с выраженной интернет-аддикцией преобладает стиль семейного воспитания гиперсоциализация и отвержение, тогда как у подростков с нормальными показателями интернет-аддикции – стиль принятие, кооперация и симбиоз.

В целях предупреждения Интернет-аддикции эффективны различные активные социально-психологические методы работы, как с самим подростком, так и с его ближайшим окружением, в первую очередь с родителями, которые могут обеспечить как позитивное, так и негативное влияние сети на ребенка: просвещение, диспуты, дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование приемлемого поведения и др. Важным аспектом профилактики является мотивирование участия подростков в социально-значимой деятельности, не пересекающейся с компьютером, которая поможет преодолеть чувство одиночества в результате налаживания связей с социальным окружением, развить коммуникативные умения и навыки, повысить уверенность в себе и самооценку.

В перспективе планируется разработка профилактической программы, направленной на предупреждение Интернет-аддикции детей и подростков, а также ее апробация и дальнейшая реализация в образовательных учреждениях г. Саранска.

 


Список литературы

1. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В. Интернет-зависимость в молодежной среде как одна из проблем современного общества // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. [Электронный ресурс]. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29763
2. Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 119–137.
3. Таланова Н.В. Кибераддикция – актуальная проблема современного юношества // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2020. № 2 (9). [Электронный ресурс]. – URL: http://journal.homocyberus.ru/Talanova_NV_2_2020
4. Белинская Е.П. Психология Интернет-коммуникации. М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: МОДЭК, 2013. 185 с.
5. Жучкова С.Е., Воробьева М.Н. Эмпирическое исследование зависимости подростков от социальных сетей // Личность, семья и общество. 2016. № 9(66). С. 80–85.
6. Гилева Н.С. К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1. С. 136–138.
7. Ярыгина И.И. Влияние интернета на процесс социализации подростков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17, № 37. С. 57–62.
8. Терещенко С.Ю., Смольникова М.В. Нейробиологические факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков: актуальные гипотезы и ближайшие перспективы // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 55–71.
9. Погожина И.Н., Подольский А.И., Идобаева О.А., Подольская Т.А. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ. Обзор зарубежных исследований // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 3. С. 60–94.
10. Сухарева Н.Ф., Калабаев С.А. Факторы развития интернет-аддикции у современных школьников // Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых «48-е Евсевьевские чтения». Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2012. С. 157–162.
11. Young K.S. Psychology of computer use: addictive use of the internet: a case that breaks the stereotype // Psychological reports. 1996. Vol. 79. Р. 899–902.

Расскажите о нас своим друзьям: