Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 37.013

Дата публикации 31.10.2021

Использование проектов в процессе исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Карнаухова Наталия Леонидовна
магистрант, кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (г. Киров)
Вахрушева Людмила Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (г. Киров)

Аннотация: В статье рассматриваются значение исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста, раскрывается содержание понятия проектная деятельность, выделяется её ключевые характеристики и особенности организации
Ключевые слова: детская исследовательская деятельность, проектная деятельность, проект, проектирование, исследовательский проект, исследовательское обучение, старшие дошкольники, познавательное развитие.

The use of projects in the process of research activities with older preschool children

Karnauhova N. L.
Master's student, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University (Kirov)
Vahrusheva L.N.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University (Kirov)

Abstract: The article examines the importance of research activities for older preschool children, reveals the content of the concept of project activity, highlights its key characteristics and organization features
Keywords: children's research activities, project activities, project, design, research project, research learning, senior preschoolers, cognitive development.

Правильная ссылка на статью
Карнаухова Н.Л., Вахрушева Л.Н. Использование проектов в процессе исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-proektov-v-protsesse-issledovatelskoj-deyatelnosti-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 31.10.2021)

Старший дошкольный возраст отличается интенсивным развитием всех сфер деятельности ребёнка. Психологи утверждают, что главная потребность ребенка данного возраста состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. В старшем дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Также психологи отмечают, что в дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Дошкольник осваивает широкий круг деятельности: игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер.

Для того чтобы удовлетворить потребность детей старшего дошкольного возраста лет в познании мира, необходимо использовать адекватные этому возрасту способы получения информации о предметах и явлениях. Поэтому при организации образовательного процесса нужно ориентироваться на технологии, которые будут воздействовать всесторонне на развивающую личность дошкольника 5–7 лет, такие как, например, детская исследовательская деятельность. При этом стоит понимать, что педагогическое воздействие должно быть дозированным и носить консультативный характер, чтобы дошкольник мог проявить самостоятельность и инициативу в поиске ответов на интересующие его вопросы.

Практика работы в дошкольных организациях показывает, что в настоящее время широко используется такая форма организации деятельности, как исследовательские проекты, которые не только способствуют передаче большого объема учебного содержания без снижения качества его освоения при неизменной продолжительности обучения, но и готовят их к созданию самостоятельных исследований.

Проектная деятельность соответствует принципам построения образовательного процесса, согласно ФГОС, среди которых основными являются принципы интеграции, индивидуализации и сотрудничества взрослых и детей, и позволяет детям старшего дошкольного возраста реализовать потребность в получении новой информации посредством интеграции различных видов деятельности, во взаимодействии со взрослым. В ходе проектной деятельности происходит активизация индивидуальных возможностей и предпочтений детей.

Исследованиями по данной проблеме занимались многие учёные: Е. С. Полат, Л. С. Киселёва, Н. А. Виноградова, Е. С. Евдокимова и др. Начнем с понятий «проект» и «проектирование».

Изначальное понимание слова проект – в переводе с латинского проект означает – «брошенный вперёд».

Е. С. Полат даёт следующее определение понятию проект: «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [3, с.66].

Е. С. Евдокимова говорит о проектировании как комплексной деятельности, участники которой автоматически (без провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических» [2].

А. И. Савенков рассматривает проектирование, как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния) [4].

На основании данной классификации, Е. С. Евдокимова предлагает свой вариант типологизации проектов, применимый в системе дошкольного образования:

  • по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико–ориентированные);
  • по характеру содержания (включают ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка, общество, культурные ценности;
  • по характеру участия ребёнка в проекте (заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата);
  • по характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями);
  • по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный);
  • по продолжительности (краткосрочный, средней срочный, долгосрочный) [4].

Поскольку старший возраст характеризуется активным развитием познавательной сферы, мы остановимся более подробно на исследовательской проектной деятельности. Исследователи Н. Е. Веракса., А. Н. Веракса определяют её своеобразие через цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. При этом необходимо сохранить все вышеуказанные характеристики проектной деятельности:

  • настоящая исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием и предполагает анализ пространства возможного;
  • ребенок должен осознать и сформулировать для себя и других причину, по которой он включается в исследование;
  • необходимо сразу ориентировать ребенка на определение аудитории, которой будет предъявляться проект [1].

А. И. Савенков разделяет понятия «исследовательское обучение» и «проектное обучение», он отмечает, что «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» часто используются как синонимичные, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сходства и различий между ними представляется принципиально важной задачей при их изучении. Первым шагом на пути поиска сходства и различий между вышеназванными понятиями, вероятно, может быть обращение к их общепринятому содержанию, фиксирующемуся в разговорном языке и обыденных представлениях [4].

А. И. Савенков понимает исследование как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека [4].

Автор выделяет три главные отличительные особенности научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека:

  • во-первых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
  • во-вторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;
  • в-третьих, всегда определять место изучаемого в системе известного [4].

«Исследовательское обучение» – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [4].

А. И. Савенков отмечает: важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации [4].

Н. Е. Веракса., А. Н. Веракса отмечают, что исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов. При этом общение становится содержательным, и ребенок открывается по-новому [1].

Несмотря на отмеченную разницу в подходах разных исследователей, несложно заметить, что процесс исследовательского поиска ученого и этапность учебного исследования дошкольника в основных своих чертах очень схожи. Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие элементы:

  • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
  • выработку гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • анализ и обобщение полученных данных;
  • подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).

Исходя из вышесказанного, сформулируем определение исследовательского проекта, применимого в системе работы ДОУ:

Исследовательский проект – это один из видов проектной деятельности, направленный на совместный со взрослыми либо самостоятельный поиск решения вопросов, возникающих у дошкольников, включающий в себя все этапы научной деятельности: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования), выработку гипотез, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, анализ и обобщение полученных данных, подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.)

Любая проектная деятельность проходит определённые ступени в своём развитии. Е. С. Евдокимова выделяет следующие этапы проектной деятельности:

  • Первый этап. Определение темы проекта.

Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет детям полностью проявлять самостоятельность. Задача педагога внимательно отнестись к запросам детей и помочь в определении темы.

Существует определённый алгоритм для проведения первого этапа:

1-й шаг –  интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначенное взрослым;

2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивации;

3-й шаг –  привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана;

4-й шаг –  совместное движение взрослых и детей к результату;

5-й шаг –  совместный анализ выполнения проекта, переживание результатов.

  • Второй этап (развивающий уровень проектирования).

Дети реже обращаются с просьбами к воспитателю, активнее организуют совместную деятельность.

Алгоритм действий:

1-й шаг –  выделение (взрослыми и детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон;

2-й шаг –  совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

3-й шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых;

4-й шаг –  выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых;

5-й шаг –   обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

6-й шаг –   совместно с детьми определить перспективы проектирования.

  • Третий этап (творческий).

1-й шаг –  выделение проблемы (детьми либо взрослыми, отвечающей потребностям детей с обеих сторон);

2-й шаг –  самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности;

3-й шаг –  планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнёра), определение средств реализации проекта;

4-й –  выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, помощь детей друг другу;

5-й шаг –  обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

6-й –  определение перспективы развития проектирования [2].

Старший дошкольный возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации сотрудничества дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста может быть очень разнообразной, в зависимости от того, какой аспект заинтересует детей по заданной теме.

Мотивом к возникновению проекта может послужить желание узнать что-то новое о знакомом предмете, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок спрашивает, тем лучше. Поисковые вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. В дошкольном возрасте еще не все дети умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить использовать для записи значки – символы, (пиктограммы) При помощи них дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст. Хорошо, если у каждого ребенка есть специальная папка «участник проекта». С этой папкой ребенок передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Если он узнает что-то новое, то в его папке появляется новый рисунок-запись.

Сбор материала может происходить из различных источников: газет, телевидения, информационных ресурсов, познавательной литературы и т. д. Проектная деятельность предполагает четко организованную, заранее спланированную деятельность. Акцентируется внимание на том, чтобы шаг за шагом реализовывать поставленные цели, при этом в исследовательскую проектную деятельность возможно включение элементов исследовательской деятельности: опытов, экспериментов, доказательств. В этом случае исследовательская деятельность будет выступать, как приём активизации самостоятельного поиска ответа на поставленные вопросы.

Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации исследовательского и проектного обучения является защита детских исследовательских работ и творческих проектов. Этап «защиты» выполненной исследовательской работы или реализованного проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Презентация проекта – непременная часть исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Итоги защиты выступают важным фактором, формирования мотивации исследовательского поведения ребенка. Это может быть оформление альбомов, выставок, организация мини-музеев и д. р.

Информирование об итогах проделанной работы –   попытка обучить этому других. Ребенок, изучивший, что-либо в результате собственных исследований, обычно стремится рассказать об этом другим. Итоговая презентация своей работы перед слушателями важна не столько тем, перед кем выступают, а самому выступающему.

Важно, чтобы каждый ребенок понял, что о выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита итогов исследования и подготовленного творческого проекта должна быть «публичной», с привлечением, как авторов других работ, так и зрителей. Это могут быть: дети из других групп, воспитатели, родители, гости. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, демонстрируя свое исследовательское поведение и исследовательские способности.

Проектная деятельность предполагает привлечение родителей для повышения их компетентности в вопросах образования детей. Информирование родителей о ходе проекта, привлечение их к решению некоторых вопросов, совместная с детьми деятельность способствует не только повышению уровня информационной компетентности у родителей, но также помогает сплочению детско-родительских отношений. При правильном подходе к проектной деятельности и активном участии всех сторон образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, возможно добиться высоких результатов в освоении представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Таким образом, мы видим, что детская исследовательская деятельность дошкольников может быть разнообразной. Наиболее высокой результативности можно добиться, используя в образовательной деятельности исследовательские проекты. Они предполагают самостоятельный поиск дошкольником решения поставленных проблем при частичном вмешательство взрослого в виде помощи (формулировка гипотез и выводов по результатам исследования).

Исследовательские проекты могут быть направлены на решение любой цели, сформулированной детьми, сопровождаться экспериментальной работой, фиксацией данных, формулировкой выводов и подтверждения гипотезы. Включают такой обязательный элемент, как защита проекта перед аудиторией. Тематика таких проектов разнообразна и зависит от познавательных потребностей дошкольников.


Список литературы

1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников.: М.: Издательство «Мозаика-Синтез», - 2010. 19 с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград: «Перемена», 2001. - С. 18.
3. Полат И.С. Метод проектов Электронный ресурс // Российская Академия Образования. Лаборатория Дистанционного обучения. ИОСО РАО. 1998. URL: http://ciospbappo.narod.ru/ege/docs2/projects.htm (дата обращения: 30.10.2021).
4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.

Расскажите о нас своим друзьям: