Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 376.3

Дата публикации 30.04.2023

Особенности выполнения методики «Составление рассказа по серии сюжетных картин» детьми 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) (сообщение 1)

Коваленко Оксана Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ г. Москва, disgraphia@yandex.ru
Кузнецова Светлана Олеговна
магистрант кафедры специального (дефектологического) образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ г. Москва, svetlana_kuznetsova.99@mail.ru

Аннотация: В статье описываются особенности выполнения различных вариантов методики «Составление рассказа по серии сюжетных картин» детьми 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень): 1 вариант «Cоставление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета», 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета». Представленные данные могут быть использованы для диагностики и коррекции формирующегося словесно-логического мышления, связной речи и анализирующего наблюдения у детей 5 - 6 лет с ОНР (III уровень).
Ключевые слова: дети 5 - 6 лет, общее недоразвитие речи (ОНР) (III уровень речевого развития), вторичная задержка психического развития, словесно-логическое мышление, связная речь, причинно-следственные связи, анализирующее наблюдение.

Features of the implementation of the technique "Compilation of a story based on a series of plot pictures" by children 5-6 years old with general underdevelopment of speech (III level) (message 1)

Kovalenko Oksana Mikhailovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Russian Federation Moscow
Kuznetsova Svetlana Olegovna
undergraduate departments of special (defectological) education, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Russian Federation Moscow

Abstract: The article describes the features of the implementation of various variants of the technique "Composing a story based on a series of plot pictures" by children aged 5-6 with general underdevelopment of speech (III level): option 1 "Compiling a story based on a series of plot pictures with all plot links", option 2 "Compiling a story on the first link of the plot", option 3 "Compiling a story on the second and third links of the plot". The presented data can be used for diagnosing and correcting the emerging verbal-logical thinking, coherent speech and analyzing observation in 5-6 year old children with ONR (III level).
Keywords: children aged 5-6 years, general speech underdevelopment (OHP) (III level of speech development), secondary mental retardation, verbal-logical thinking, coherent speech, causal relationships, analyzing observation.

Правильная ссылка на статью
Коваленко О.М., Кузнецова С.О. Особенности выполнения методики «Составление рассказа по серии сюжетных картин» детьми 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) (сообщение 1) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-vypolneniya-metodiki-sostavlenie-rasskaza-po-serii-syuzhetnykh-kartin-detmi-5-6-let-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-soobshhenie-1.html (Дата обращения: 30.04.2023)

Как известно, при общем недоразвитии речи (ОНР) неясного генеза отмечаются нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, а также, как следствие основной структуры дефекта, вторичная задержка психического развития, проявляющаяся, прежде всего, в нарушении словесно-логического мышления. Принимая во внимание возраст 5 - 6 лет, следует говорить об особенностях формирующегося словесно-логическом мышлении. Также у детей данной категории наблюдаются недостатки анализирующего наблюдения, существенно затрудняющие работу с картинным материалом [1].

Для изучения особенностей формирующегося словесно-логического мышления, связной речи и анализирующего наблюдения у детей с ОНР (III уровень речевого развития) нами использовалась методика «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Ранее нами была разработана типология причинно-следственных связей, устанавливаемых при выполнении данной методики: «Последовательность выполняемых действий», «Цепочка причинно-следственных связей», «Действия без продумывания последствий - последствия», «Причина - следствие», «Проблема - решение проблемы» [Коваленко О.М., 2022, 2]. Далее эта типология была расширена в плане стимульного материала [Кузнецова С.О., 2022, 4].

Позднее нами в соответствии со сформулированными ранее принципами причинно-следственных связей было представлено распределение дидактического материала по различным вариантам проведения методики «Составление рассказа по серии сюжетных картин» [Коваленко О.М., 2023, 3].

При этом мы указывали, что вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета» может одинаково успешно применяться как для диагностики, так и для коррекции формирующегося словесно-логического мышления и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. А варианты «Составление рассказа по первому звену сюжета» и «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета» целесообразно использовать только в коррекционных целях. [Коваленко О.М., 2023, 3]

В рамках настоящего исследования нами был проведён эксперимент, который состоял из трёх вариантов заданий, отличающихся различной структурной организацией: 1 вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета», 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета».

Применялся стимульный материал, систематизированный нами ранее, как наиболее часто используемый в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [2, 3, 4].

 

Задания, инструкции и стимульный материал.

1 вариант  

«Составление рассказа по серии сюжетных картин  со всеми звеньями сюжета»

 

Инструкция: «Посмотри, здесь должен быть маленький рассказ, но все картинки перемешались. Подумай, как нужно разложить картинки, и составь рассказ».

 

Стимульный материал.

Принцип «Последовательность выполняемых действий»

  •  «Строительство дома»

Общее содержание: Строится дом. Сначала кладут фундамент. Потом делают крышу. И красивый дом готов!

Содержание по отдельным картинам: 1. Начали строить дом. Положили фундамент. Начали строить стены. 2. Теперь делают крышу. 3. Построили красивый дом. [2, 3]

  •  «Мышь и воздушный шарик»

Общее содержание: Мышонок нашёл на дороге воздушный шарик. Ему захотелось его надуть. Мышонок так сильно старался, что через некоторое время шарик стал больше, чем он сам. Надутый шарик поднял мышонка над землёй, и они полетели.

Содержание по отдельным картинам: 1. Мышонок нашёл ненадутый воздушный шарик. 2. Мышонок стал надувать шарик. 3. Шар становится всё больше и начинает подниматься, а мышонок продолжает надувать воздушный шарик и тоже отрывается от земли вместе с шариком. 4. Шар стал совсем большим и полетел вместе с мышонком. [3, 4]

2 вариант 

«Составление рассказа по первому звену сюжета»

 

Инструкция: "Посмотри, здесь должен быть маленький рассказ. Но вторая картинка потерялась. Как ты думаешь, что было дальше?". (Показ рукой, где должна лежать вторая картинка).

 

Содержание используемых картин здесь и далее выделено курсивом.

 

Стимульный материал.

 

Принцип «Действия без продумывания последствий - последствия»

  •  «Драчуны»

Общее содержание: Два мальчика подрались. Теперь они с синяками. И во время драки не заметили, как сломали деревце.

Содержание по отдельным картинам: 1. Мальчики дерутся. Рядом растёт молодое деревце. 2. Мальчики расстроенные, с синяками. Деревце сломалось. [2, 3]

  •  «Доигрался!»

Общее содержание: Один мальчик тыкает острой веткой в воздушный шарик, который держит в руках другой мальчик. Шарик от этого лопнул. Мальчик, у которого был шарик, расстроился, а мальчик, который тыкал шарик веткой, думает о том, что об этом нужно было подумать раньше.

Содержание по отдельным картинам: 1. Один мальчик держит воздушный шарик. А другой мальчик ради забавы тыкает острой веткой в этот воздушный шарик. 2. Шарик лопнул. Мальчик с шариком расстроился, а мальчик с палкой задумался. [2, 3]

Принцип «Причина - следствие»

  •  «Поела снега»

Общее содержание: Девочка поела снега и заболела.

Содержание по отдельным картинам: 1. Девочка зимой сидит на санках и лижет снежный комок. 2. Девочка дома в кровати с завязанным горлом мерит температуру. [2, 3]

  • «Сердитая ворона»

Общее содержание: Мальчик ехал на велосипеде и обрызгал ворону. Ворона стала на него каркать. Мальчик обернулся на ворону и в это время не заметил камень, наехал на него, и из-за этого упал с велосипеда.

Содержание по отдельным картинам: 1. Мальчик ехал на велосипеде и обрызгал ворону. Ворона стала каркать на мальчика. Мальчик обернулся на ворону и не заметил камень. 2. Мальчик наехал на камень и упал с велосипеда. [2, 3]

3 вариант

«Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета»

 

Инструкция: "Посмотри, здесь должен быть маленький рассказ. Но начало и конец потерялись. Осталась только середина. Как ты думаешь, что было сначала? (Показ рукой, где должна лежать картина). И чем всё закончилось» (Показ рукой, где должна лежать картина).

Стимульный материал.

Принцип «Последовательность выполняемых действий»

  •  «Бабушкины пироги»

Общее содержание: Бабушка испекла пироги и даёт их внуку.

Содержание по отдельным картинам: 1. Бабушка замешивает тесто для пирогов. 2. Бабушка лепит пироги. 3. Бабушка ставит пироги в духовку. 4. Бабушка даёт пироги внуку. [2, 3]

  •  «Сделала себе домик»

Общее содержание: Гусеница нашла на дереве яблоко. Прогрызла серединку яблока и сделала себе там домик.

Содержание по отдельным картинам: 1. Довольная гусеница переползает с веточки на яблоко. 2. Гусеница грызёт яблоко и уже почти полностью в него забралась. 3. Гусеница прогрызла яблоко насквозь. Теперь на яблоке две дырочки. 4. К одной дырочке гусеница приделала дверь и порожки, получился вход. А к другой дырочке она приделала ставни, и получилось окошко. Теперь у гусеницы есть красивый и удобный домик. [3, 4]

Полученные результаты.

В результате качественного анализа понимания причинно-следственных связей, лежащих в основе предлагавшихся сюжетов, были установлены следующие типы ответов. Для иллюстрации этих типов приводятся примеры рассказов детей с ОНР (III уровень).

 

Условные обозначения:

1 вариант

«Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета»

- Обобщённое описание сюжета. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Строительство дома», рассказы: детей «Строят дом».; «Дом строится».

- Неверное определение последовательности сюжетных картин. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Мышь и воздушный шарик», рассказы детей «Мышь надувает шарик, он сдувается».; «Мышонок дул шарик. Надул шарик и взлетел. Потом шарик лопнул, и мышонок снова вернулся на землю».

- Ошибочное установление связи между явлениями. Например: Принцип «Последовательность выполняемых действий»,

  • серия «Мышь и воздушный шарик», рассказ ребёнка «Мышка летит на шарике. Мышка сдувает и висит».;
  • серия «Строительство дома»., рассказ ребёнка «Дом был весь сломатый. У него было разбито стекло. Потом ему крышу приделали, все доски приделали. Доски покрасили, и он готов». «Дом ломается».

- Отсутствие итога сюжета. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Мышь и воздушный шарик», рассказы детей «Мышонок надувал шарик. Ещё надувал и надул»., «Мышка нашла шарик. Потом получалось дуть. Вначале маленький, потом побольше. И она надула».

- Перечисление объектов, изображённых на картинах. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Строительство дома», рассказ ребёнка «Крыша, окно, кирпичи, клей, лестница, цветы, яблоки».

- Замена имён собственных местоимениями. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Мышь и воздушный шарик», рассказ ребёнка «Он сначала надувал шарик, а потом он взлетел».

Количественные результаты исследования представлены в диаграммах № 1 - 2.

Количество ответов различных типов (в %)

Диаграммы № 1, 2.
Количество ответов различных типов при составлении рассказов по 1 варианту нормально развивающимися детьми и детьми с ОНР (III уровень) 5 - 6 лет

Количество правильных ответов: норма - 35%, ОНР (III уровень) - 7%.

Количество остальных ответов распределилось следующим образом.

Максимальное количество ответов:

- норма: 25% - «Обобщённое описание сюжета», 25% - «Неверное определение последовательности сюжетных картин»;

- ОНР (III уровень): 27% - «Неверное определение последовательности сюжетных картин».

Второе место по количеству ответов:

- норма: 10% - «Ошибочное установление связи между явлениями»;

- ОНР (III уровень): 23% - «Обобщённое описание сюжета».

Третье место по количеству ответов:

- норма: 5% - «Замена имён собственных местоимениями»;

- ОНР (III уровень): 17% - «Ошибочное установление связи между явлениями», 17% - «Отсутствие итога сюжета».

Ответы, омечавшиеся только при ОНР (III уровень):

- 6% - «Замена имён собственных местоимениями»;

- 3% - «Перечисление объектов, изображённых на картине».

2 вариант

«Составление рассказа по первому звену сюжета»

- Обобщённое описание сюжета. Например:

  • принцип «Причина - следствие», серия «Сердитая ворона», рассказ ребёнка «Мальчик на велосипеде упал».;
  • принцип «Действия без продумывания последствий - последствия», серия «Доигрался!», рассказ ребёнка «Лопнул шарик».

- Игнорирование некоторых действующих лиц, в результате чего причинно-следственные связи устанавливаются между реальным и предполагаемым явлениями. Например: принцип «Действия без продумывания последствий - последствия», серия «Доигрался!», рассказ ребёнка «Один мальчик нёс шарик, и ветер лопнул шарик».

- Отсутствие указания причины произошедшего действия. Например:

  • принцип «Действия без продумывания последствий - последствия», серия «Доигрался!», рассказ ребёнка «У него лопнул шарик».;
  • принцип «Причина - следствие», серия «Сердитая ворона», рассказ ребёнка «Мальчик на велосипеде споткнулся».

- Отсутствие итога сюжета. Например:

  • принцип «Причина - следствие», серия «Сердитая ворона», рассказ ребёнка «Он пошёл гулять. Ехал на велике, и ворона его догоняла».
  • принцип «Причина - следствие», серия «Поела снега», рассказы детей «Зима. Она взяла снег».; «Мальчик ест снег. Холодно».

- Перечисление объектов и явлений, изображённых на картинах. Например: принцип «Причина - следствие», сюжет «Поела снега», рассказ ребёнка «Снег. Зима».

- Дополнение развязки сюжета рассказа отсутствующими фрагментами. Например:

  • принцип «Причина - следствие», серия «Сердитая ворона», рассказ ребёнка «Птица… Мальчик поехал на велосипеде. Он хотел ждать крёстную. Он хотел поехать домой. Он поехал, зацепился за камень, и колесо сдулось. И потом он пришёл домой. Птица уколола одно колесо сзади. Мальчик не может поехать»;
  • принцип «Действия без продумывания последствий - последствия», серия «Доигрался!», рассказ ребёнка «Мальчик с палкой, а он его уколол. Его простили, потому что он извинился».

- Замена имён собственных местоимениями. Например:

  • принцип «Причина - следствие», серия «Поела снега», рассказ ребёнка «Он нашёл снежок и ел его».

Количественные результаты исследования представлены в диаграммах №№ 3 - 4.

Количество ответов различных типов (в %)

Количество ответов различных типов при составлении рассказов по 2 варианту нормально развивающимися детьми и детьми с ОНР (III уровень) 5 - 6 лет

Диаграммы № 3, 4.

Количество правильных ответов: норма - 15%, ОНР (III уровень) - 2%.

Количество остальных ответов распределилось следующим образом.

Максимальное количество ответов:

- норма: 24% - «Обобщённое описание сюжета», 24% - «Игнорирование некоторых действующих лиц, в результате чего причинно-следственные связи устанавливаются между реальным и предполагаемым явлениями»;

- ОНР (III уровень): 21% - «Обобщённое описание сюжета».

Второе место по количеству ответов:

- норма: 13% - «Замена имён собственных местоимениями»;

- ОНР (III уровень): 20% - «Игнорирование некоторых действующих лиц, в результате чего причинно-следственные связи устанавливаются между реальным и предполагаемым явлениями», 20% - «Отсутствие итога сюжета».

Третье место по количеству ответов:

- норма: 9% - «Отсутствие указания причины произошедшего действия», 9% - «Отсутствие итога сюжета»;

- ОНР (III уровень): 15% - «Отсутствие указания причины произошедшего действия».

Четвёртое место по количеству ответов:

- норма: 6% - «Дополнение развязки сюжета рассказа отсутствующими фрагментами»;

- ОНР (III уровень): 13% - «Замена имён собственных местоимениями».

Ответы, омечавшиеся только при ОНР (III уровень):

- 8% - «Дополнение развязки сюжета рассказа отсутствующими фрагментами»;

- 1% - «Перечисление объектов и явлений, изображённых на картинах».

3 вариант

«Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета»

- Обобщённое описание сюжета. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий»,

  • серия «Бабушкины пироги», рассказ ребёнка «Бабушка сделала для внука пироги».
  • серия «Сделала себе домик», рассказы детей «Пупсень (хочу как в Лунтике) увидел яблоко и потом из него домик сделал»., «Как она строила дом».

- Ошибочное установление связи между явлениями. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Сделала себе домик», рассказ ребёнка «Как у червячка был домик. Потом он нашёл яблоко».

- Отсутствие итога сюжета. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Бабушкины пироги», рассказ ребёнка «Делает пироги. Кладёт клубнику».

- Пропуск одного или нескольких звеньев сюжета, не искажающий общую сюжетную линию. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Бабушкины пироги», рассказы детей «Бабушка сделала для внука пироги»., «Бабушка готовила. И она туда положила клубнику. Пироги».

- Игнорирование некоторых действий, в результате чего значительная часть сюжета отсутствует. Например:

  • принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Сделала себе домик», рассказ ребёнка «Гусеничка кушает яблочко».;
  • принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Бабушкины пироги», рассказ ребёнка «Делает пироги. Кладёт клубнику».

- Дополнение развязки сюжета рассказа отсутствующими фрагментами. Например:

  • принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Бабушкины пироги», рассказы детей «Бабушка собиралась готовить бабушке булки. Папа уже съел все, а бабушка не заметила».; «Бабуля делала блинчики вкусные. Потом она клала варенье. Потом он засунул в духовку. Потом он поджарил, закрыл. И это загорелось»., «Она звала внуков. Они болели, и бабушка тоже болела. И вот».;

принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Сделала себе домик», рассказы детей «Гусеница хотела съесть яблоко. Но муж гусеницы, он хотел построить дом. И он его построил. Дом потом упал. На улице было холодно, ему негде жить»., «Гусеница ела яблоки. Стояла и упала. Яблоко упало».

- Замена имён собственных местоимениями. Например: принцип «Последовательность выполняемых действий», серия «Бабушкины пироги», рассказ ребёнка «Сначала она вареньем закладывала булочки, а потом положила в печку».

Количественные результаты исследования представлены в диаграммах №№ 5 - 6.

Количество ответов различных типов (в %)

Количество ответов различных типов при составлении рассказов по 3 варианту нормально развивающимися детьми и детьми с ОНР (III уровень) 5 - 6 лет

Диаграммы № 5, 6.

Количество правильных ответов: норма - 30%, ОНР (III уровень) - 9%.

Количество остальных ответов распределилось следующим образом.

Максимальное количество ответов:

- норма: 22% - «Отсутствие итога сюжета»;

- ОНР (III уровень): 17% - «Обобщённое описание сюжета», 17% - «Отсутствие итога сюжета».

Второе место по количеству ответов:

- норма: 13% - «Пропуск одного или нескольких звеньев сюжета, не искажающий общую сюжетную линию»;

- ОНР (III уровень): 14% - «Игнорирование некоторых действующих лиц, в результате чего причинно-следственные связи устанавливаются между реальным и предполагаемым явлениями», 14% - «Дополнение развязки сюжета рассказа отсутствующими фрагментами».

Третье место по количеству ответов:

- норма: 9% - «Обобщённое описание сюжета», 9% - «Игнорирование некоторых действий, в результате чего значительная часть сюжета отсутствует», 9% - «Дополнение развязки сюжета рассказа отсутствующими фрагментами»;

- ОНР (III уровень): 11% - «Пропуск одного или нескольких звеньев сюжета, не искажающий общую сюжетную линию».

Четвёртое место по количеству ответов:

- норма: 4% - «Ошибочное установление связи между явлениями», 4% - «Замена имён собственных местоимениями»;

- ОНР (III уровень): 9% - «Ошибочное установление связи между явлениями», 9% - «Замена имён собственных местоимениями».

Выводы.

Полученные нами данные позволили установить диагностическую значимость ответов при составлении рассказов по сериям сюжетных картин на основании количественной разницы между результатами нормально развивающихся детей и детей с ОНР (III уровень).

Количественная разница по верным ответам

(в сторону преобладания нормы):

  • количественная разница: 28%, 1 вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета»;
  • количественная разница 21%, 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета»;
  • количественная разница 13%, 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета».

Количественная разница по другим типам ответов.

При преобладании в сторону нормы:

  • количественная разница: 5%, тип ответа «Отсутствие итога сюжета», 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета»;
  • количественная разница 4%, тип ответа «Игнорирование некоторых действующих лиц, в результате чего причинно-следственные связи устанавливаются между реальным и предполагаемым явлениями», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета»;
  • количественная разница 3%, тип ответа «Обобщённое описание сюжета», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета»;
  • количественная разница 2%,

- тип ответа «Обобщённое описание сюжета», 1 вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета»;

- тип ответа «Перечисление объектов и явлений, изображённых на картине», 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета».

При преобладании в сторону ОНР (III уровень):

  • количественная разница 17%, тип ответа: «Отсутствие итога сюжета», 1 вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета»;
  • количественная разница 11%, тип ответа «Отсутствие итога сюжета», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета»;
  • количественная разница 8%, тип ответа «Обобщённое описание сюжета, 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета»;
  • количественная разница 7%, тип ответа «Ошибочное установление связи между явлениями», 1 вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета»;
  • количественная разница 6%, тип ответа «Отсутствие указания причины произошедшего действия», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета»;
  • количественная разница 5%,

- тип ответа «Ошибочное установление связи между явлениями», 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета»;

- тип ответа «Игнорирование некоторых действующих лиц, в результате чего причинно-следственные связи устанавливаются между реальным и предполагаемым явлениями», 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета»;

- тип ответа «Дополнение развязки сюжета рассказа отсутствующими фрагментами», 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета»;

- тип ответа «Замена имён собственных местоимениями», 3 вариант «Составление рассказа по второму и третьему звеньям сюжета»;

  • количественная разница 3%, тип ответа «Перечисление объектов и явлений, изображённых на картинах», 1 вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета»;.
  • количественная разница 2%,

- тип ответа «Дополнение развязки сюжета рассказа отсутствующими фрагментами», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета»;

- тип ответа «Неверное определение последовательности сюжетных картин», 1 вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета»;

  • количественная разница 1% ,

- тип ответа «Замена имён собственных местоимениями», 1 вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета»;

- тип ответа «Перечисление объектов и явлений, изображённых на картинах», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета».

Отсутствие количественной разницы:

- тип ответа «Замена имён собственных местоимениями», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета».

Типы ответов, отмечающиеся только при ОНР (III уровень):

  • 3% детей - «Перечисление объектов, изображённых на картинах», 1 вариант «Составление рассказа по серии сюжетных картин со всеми звеньями сюжета»;
  • 1% детей - «Перечисление объектов и явлений, изображённых на картинах», 2 вариант «Составление рассказа по первому звену сюжета».

Таким образом, представленные нами данные могут использоваться для диагностики и коррекции формирующегося словесно-логического мышления, связной речи и анализирующего наблюдения с помощью методики «Составление рассказа по серии сюжетных картин» у детей 5 - 6 лет с ОНР (III уровень речевого развития).


Список литературы

1. Коваленко О.М. Особенности кратковременного анализирующего наблюдения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 1 (8). С. 16-22.
2. Коваленко О.М. Типология причинно-следственных связей для диагностики и коррекции связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // В сборнике: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Гл. редактор Ж.В. Мурзина. - Чебоксары, 2022. С. 273-277.
3. Коваленко О.М. Типология причинно-следственных связей к методике «Составление рассказа по серии сюжетных картин» для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // В сборнике: Педагогика, психология, общество: от теории к практике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары, 2023. С. 182-188.
4. Кузнецова С.О. Анализ причинно-следственных связей для диагностики и коррекции связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // В сборнике: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Гл. редактор Ж.В. Мурзина. - Чебоксары, 2022. С. 286-288.

Расскажите о нас своим друзьям: