Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 372.878

Дата публикации 30.04.2023

Основные принципы развития музыкального творчества школьников на уроке музыки

Хазеева Ирина Наильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет
Каметова Екатерина Анатольевна
Студентка, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет

Аннотация: В статье рассматривается роль развития творчества детей как приоритетное условие развитие личности ребенка. В связи с этим одним из важнейших направлений музыкального образования является развитие музыкального творчества детей на уроке музыки. Статья раскрывает содержание понятия музыкальное творчество. Определены основные принципы организации уроков музыки, направленных на развитие музыкального творчества детей.
Ключевые слова: творчество, музыкальное творчество, творческие способности, творческие задания, принципы творческого воспитания, диалогизация.

The basic principles of the development of musical creativity of schoolchildren in the music lesson

Khazeeva Irina Nailyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor at the Department of Music Education Nizhnevartovsk State University
Kametova Ekaterina Anatolevna
Student, Nizhnevartovsk State University

Abstract: The article considers the role of the development of children's creativity as a priority condition for the development of a child's personality. In this regard, one of the most important areas of music education is the development of musical creativity of children in the music lesson. The article reveals the content of the concept of musical creativity. The basic principles of the organization of music lessons aimed at the development of musical creativity of children are defined.
Keywords: creativity, musical creativity, creativity, creative tasks, principles of creative education, dialogization.

Правильная ссылка на статью
Хазеева И.Н., Каметова Е.А. Основные принципы развития музыкального творчества школьников на уроке музыки // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osnovnye-printsipy-razvitiya-muzykalnogo-tvorchestva-shkolnikov-na-uroke-muzyki.html (Дата обращения: 30.04.2023)

Актуальность развития музыкального творчества на современном этапе общего музыкального образования объясняется необходимостью обогащения духовных и моральных качеств личности младших школьников, которые в своем возрасте охотно тянутся к возможности созидания своими силами нового и уникального и с большим интересом вникают в виды деятельности, напрямую связанные с музыкально-творческой спецификой. В современных реалиях развитие музыкального творчества не теряет своей значимости. Напротив, оно является одной из приоритетных задач музыкального образования и составляет основу любого урока музыки, требуя грамотного, постепенного донесения и освоения.

Рассмотрение путей развития музыкального творчества обретает особый смысл, т.к. обретаемые способности, с ними связанные, лежат в основе психологических механизмов творчества ребёнка, а также в основе познавательных процессов, обеспечивая их эффективность.

Развитие детского музыкального творчества – одна из главных задач музыкального воспитания. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребенка творить – это необязательно «создавать новое», это скорее «выражать себя». Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности составляет творческие способности [1].

Л. А. Баренбойм в своих трудах описывает важность и актуальность музыкального творчества. На уроках музыки сочинение, творческое музицирование становится все более распространено. Музыкальное творчество способствует развитию музыкального воображения, артистическую восприимчивость и силу фантазии. Все эти понятия тесно связаны с творческим мышлением. Ребенок, поставленный перед необходимостью выполнения деятельности, направленной на развитие музыкального творчества, активизирует свой ум, стремится индивидуально решить задачу, привыкает к самостоятельному художественному высказыванию, приобретает веру в собственные «творческие» силы [2].

И. М. Шумская описывает следующее: «Музыкальное творчество … понимается нами как вид художественной деятельности, связанной с восприятием, переработкой и ретрансляцией художественной и иного рода информации, отображаемой в самих музыкальных произведениях или их интерпретации. В качестве средства отображения человеческих чувств используются музыкальные звуки, которые, в свою очередь, есть результаты сочетания индивидуальной творческой деятельности человеческого сознания и той или иной степени развития художественной культуры конкретного общества» [3, с.6].

Е.Казановская, анализируя определения категории творчество различных авторов, выводит общие черты этой дефиниции, заключающиеся, во-первых, в деятельностном характере этого процесса, во-вторых, в обязательном создании субъектом творческого процесса некоего продукта ранее не существовавшего и имеющего объективную и субъективную значимость [4, с. 14].

Современное осмысление проблемы развития музыкального творчества младшего школьника у авторов различных статей, книг и исследований обнаруживает также распространённое отождествление понятий «развитие творческих способностей» и «музыкальное творчество». Данные явления хоть и схожи по своему значению и могут рассматриваться, как смежные, однако категория музыкальное творчество содержит в себе более глубокое понимание и узкий смысл.

Развитию музыкального творчества способствует применение большого спектра различных методов и приемов и должно происходить во всех видах музыкальной деятельности (прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения).  И.М. Красильников предлагает расширить процесс развития музыкального творчества учащихся на основе применения технологий интерактивного и электронного музыкального творчества [5, c.25].

В свою очередь музыкальное творчество включает в себя те виды деятельности (творческие задания), которые направлены на созидание и нестандартный поиск знаний. Задания такого типа даются детям, как деятельность, в которой существенным образом перестраивается прошлый опыт и ранее накопленные на уроках знания приобретают новые качества. Например, различные виды импровизаций, визуализация музыкальных образов, двигательно-пластические задания и т.п. [6, с.61]. Из этого следует, что все виды деятельности на уроке музыки, не направленные на непосредственное созидание учеником нового и уникального, становятся для творчества опорой и фундаментом. Ключевыми показателями музыкальной творческой активности могут выступать увлечённость и интерес ребёнка к данной деятельности, умение воплощать свои идеи в творческой деятельности, фантазирование, доминирование положительных эмоций при занятии музыкой, преобладание образного восприятия окружающей действительности [7,с.311].

 «Музыкальное творчество во многом представляет нахождение (поиск и результат) новой идеи, оригинального замысла в области музыкального искусства, связанных с моделированием, рождением, воспроизведением и восприятием художественного образа, основное содержание которого определяет человек с помощью освоения природы звука. Музыкальное творчество – это новая мысль, одетая в звуковую палитру» [8, с.232].

В музыкальном творчестве «свободное самовыражение» ребенка невозможно. В обязательном порядке должна быть организация со стороны учителя. Под целеустремленным руководством учителя необходимо опирать воображение ученика на знания и опыт, вводить фантазию с помощью тех или иных ограничений. [2]

О. А. Блох выделяет три принципа, которые являются фундаментом эффективных занятий:

1. Среда всестороннего взаимодействия педагога и обучающегося рождает творческую атмосферу, творческие действия и результаты. Такой принцип несет название «диалогизация». Подобное взаимодействие предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; взаимную дополнительность позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.

2. Только развивающаяся личность учителя развивает личность ученика, только творческая личность педагога рождает творческую личность обучающегося; Постоянный творческий поиск педагога действительно может по-настоящему увлечь учащегося. Другие позиции педагога – консультант, руководитель, сторонний наблюдатель, компетентный специалист – оказывают оперативную, но чаще случайную помощь, приводят к стихийному, бессистемному обучению. Морально психологическое давление учителя, его требование четко следовать соответствующим указаниям часто убивают творческий порыв ученика, желание мыслить самостоятельно.

3. Содержанием образования в сфере музыкального искусства является не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, технологии звукового оформления закодированного (нотного) текста, а воспитание личностного способа отношения как к музыкальному искусству (миру художественных образов), так и к окружающей действительности в целом, к самому себе. Концентрация на определенный результат или достижение некой цели, связанной с победой на конкурсе или виртуозным исполнением зачастую делает ученика заложником обстоятельств, в большей степени объектом, а не субъектом творческого процесса [9].

Для того, чтобы музыкальное творчество ученика раскрывалось в полной мере, важно применять изложенные ваше принципы в неразрывном единстве с учетом индивидуально-творческой природы каждого музыканта, а также в русле воспитывающего обучения.

 


Список литературы

1. Шевчук Л. Э., Монахова А. А. Основные направления и способы развития детского музыкального творчества с позиции педагогической науки // Педагогика и психология образования. 2014. №3. 27-31 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-i-sposoby-razvitiya-detskogo-muzykalnogo-tvorchestva-s-pozitsii-pedagogicheskoy-nauki (дата обращения: 09.11.2022).
2. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство: учебное пособие. – Планета музыки, 2017. – 329 с.
3. Шумская И.М. Музыкальное творчество как социокультурное явление: монография. – Мн.:БНТУ, 2006. – 121 с.
4. Казановская Е. Детское музыкальное творчество: психолого-педагогический аспект// Пралеска, 2022. – №11. – С.13-18.
5. Красильников И.М. Музыкальное творчество как фактор эстетического и нравственного воспитания школьников// Юсовские чтения. Культурно-творческие компетенции в гуманитарном образовании: сб. статей по матер. XXII Международной научно-практической конференции. Институт художественного образования и культурологии РАО, 2021. – С. 22-26.
6. Трофимова Е.Д. Музыкальное творчество старших дошкольников// Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы: сб.статей VII Международной научной конференции, 2019. – С.57-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38526597(дата обращения: 09.04.2023).
7. Федосеева Л.А. Музыкальное творчество ребенка в рамках дополнительного образования. – Трибуна ученого, 2021. – № 7. – С.309-312. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47168200(дата обращения: 20.04.2023).
8. Блох О. А. Музыкальное творчество как объект теоретического анализа // Вестник МГУКИ, 2015. – № 6. С. 230-238.
9. Блох О. А. Психология и педагогика музыкального творчества: учебное пособие для вузов. – М.: МГУКИ, 2012. – 232 с.

Расскажите о нас своим друзьям: