Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023

УДК 373.2

Дата публикации 30.09.2023

Особенности управления детским центром развития для детей дошкольного возраста

Перевезенцева Ирина Дмитриевна
магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, РФ, Нижний Новгород

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ специфики отдельных аспектов управления системой дошкольного образования. Выделены отличительные особенности управления детским центром развития как одним из видов дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: дошкольное образование, центр развития ребенка, управление дошкольным образованием.

Features of managing a children's development center for preschool children

Perevezentseva Irina Dmitrievna
undergraduate, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K.Minina, Russian Federation, Nizhny Novgorod

Abstract: The article presents a theoretical analysis of the specifics of certain aspects of the management of the preschool education system. The distinctive features of the management of the children's development center as one of the types of preschool educational institutions are highlighted.
Keywords: preschool education, child development center, preschool education management

Правильная ссылка на статью
Перевезенцева И.Д. Особенности управления детским центром развития для детей дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-upravleniya-detskim-tsentrom-razvitiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 30.09.2023)

В современных условиях все большее значение в системе образования придают управлению, в частности системе управления дошкольными учреждениями.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии ребенка. В данный период интенсивно развиваются все психические процессы, начинается становление базовых характеристик личности, что будет являться фундаментом успешного обучения в школьный период. Для успешного развития детей необходимы специальные условия, среда, которые может предоставить дошкольное образовательное учреждение. Поэтому дошкольному возрасту отводят определенное место в системе образования. В последнее время система дошкольного образования совершенствуется: в практику образования дошкольников внедряются современные методы, технологии и программы дошкольного образования, открывают новые виды дошкольных учреждений, один из которых центр развития ребенка. В связи с данными новообразованиями совершенствуется и система управления [5].

Управление дошкольными учреждениями описано в трудах С. Г. Добротворской, Л. Р. Болотиной, С. В. Емановой и др. Наблюдается недостаточно информации касаемо специфики управления отдельных видов дошкольных образовательных организаций. Некоторые аспекты по особенностям управления детским центром развития ребенка описаны в трудах С. С. Библиной, М. М. Басимова и В. А. Тавберидзе.

Добротворская С.Г. выделяет следующие уровни управления дошкольными образовательными учреждениями:

I. Цель, стратегия и миссия дошкольной организации.

Основной целью детского центра, по мнению С.С. Библиной, является создание условий для гармоничного развития личности [3].

А основной функцией - физическое и психическое развитие, а также оздоровление детей дошкольного возраста [2]. Основное отличие центров развития ребенка дошкольного возраста от других дошкольных образовательных учреждений состоит в том, что центр развития ребенка предлагает более широкий спектр образовательных услуг - чаще всего в учреждениях данного типа проводят занятия такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования (например, это могут быть занятия по английскому языку, робототехнике, информационным технологиям,

Организация педагогического процесса в центрах развития ребенка строится с учетом следующих основных принципов:

1. учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

2. принцип развивающего обучения – приоритетный принцип, который реализуется в детских центрах развития ребенка;

3. принцип индивидуализации предполагает использование различных форм работы, в том числе: индивидуальных и индивидуально-групповых;

4. принцип вариативности, который предполагает использование различных технологий, методов, форм обучения;

5. принцип взаимосвязи деятельности всех структурных компонентов центра развития: внешних и внутренних.

7. принцип преемственности показывает взаимосвязь со школьным образованием [7].

По мнению С.С. Библиной важным в центрах развития ребенка является построение личностно-развивающей среды соответствующей направлениями деятельности учреждений.

Основными принципами построения среды центра развития являются:

1. принцип активности (удовлетворяющий исследовательскую, творческую и двигательную потребности);

2. принцип эмоциогенности (эмоциональное благополучие и психологический комфорт;

3. принцип творческо-гуманной направленности (создание условия для общения)

4. принцип свободы и самостоятельности [3].

II. Качество услуг, предоставляемых ДОУ.

1. Организация педагогического процесса:

Работа дошкольных организаций ведется на основе нормативно-правовых документов:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.;

Одним из важных является Типовое положение – прописаны виды ДОУ и задачи дошкольного образования, регулирует порядок создания, выдачи лицензии дошкольных образовательных организаций. На основе Типового положения разрабатывается Устав (самостоятельно каждой организацией) [2].

а. программно-методическое обеспечение.

Болотина выделяет шесть моделей организации образовательного процесса в системе дошкольного образования, основой данных моделей является образовательная программа. Можно выделить три направления построения образовательных программ:

1. инвариативное направление предполагает построение программы, включающую обязательную часть (написана с учетом требованиям ФГОС ДО), основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

2. вариантивное направление в построении программ включает обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса (как правило, это парциальные программы, развивающие технологии по одному или нескольким приоритетным образовательным областям, видам деятельности, которые выбраны дошкольной организацией).

К данному направлению и относятся детские центры развития детей дошкольного возраста. Работа данного учреждения строится на основе основной общеобразовательной программе (которая соответствует требованиям ФГОС), а также участники образовательного учреждения самостоятельно дополняют, расширяют программу с учетом приоритетных направлений (одного или нескольких): физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

3. дополнительное (углубленное развитие умственных и творческих способностей, т.е. кружки) [1].

 б. материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое наполнение будет зависеть от приоритетных направлений работы центра развития ребенка.

Основное наполнение групповых помещений, кабинетов учителя-дефектолога, педагога-психолога, спортивного зала обычно стандартно для всех дошкольных учреждений. В центрах развития ребенка дополнительно может быть оснащен: кабинет информатики, театральная студия, бассейн, сенсорная комната, студия песочной терапии и др.

в. кадровое обеспечение.

Структура управления во всех видах дошкольных образовательных учреждениях как правило включает: заведующий – заместитель заведующего – администрация - педагогический коллектив.

Педагогический коллектив состоит из воспитателей, музыкальных руководителей, учителя-логопеда; дополнительно (в зависимости от приоритетных направлений развития ребенка) – инструкторы по физической культуре, плаванию; учитель-дефектолог; художественный руководитель и др.

Роль персонала в дошкольных образовательных учреждениях огромна. Поэтому эффективная система управления персоналом, организованная в учреждении имеет значимую роль в дальнейшем развитии учреждения.

В дошкольных учреждениях в системе управления персоналом сталкиваются с рядом проблем:

1. неумение отказываться от традиционных устаревших форм, технологий и методов воспитания, обучения и развития в пользу современных;

2. потребность в новых педагогических кадрах;

3. устаревшее научно-методическое обеспечение [6].

III. Родители и семья.

На данном уровне важно взаимодействие с семьей воспитанников, учет их запросов. Родители является субъектом образовательного процесса в дошкольных учреждениях [3].

 


Список литературы

1. Басимов, М. М., Тавберидзе, В. А. Центр развития ребенка - дошкольное заведение нового типа / М. М. Басимов, В. А. Тавберидзе; Вестник ЧГАКИ. 2005. №2 (8). С. 39-47.
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина.— М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
3. Библина С.С. Управление центром развития ребенка как развивающей средой инновационного образовательного учреждения: автореф.дис.канд.пед.наук: 13.00.01.. Ставрополь, 2005. 22 с.
4. Добротворская, С. Г. Практика управления в современном дошкольном образовательном учреждении: Учебное пособие / С.Г. Добротворская. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. – 112 с
5. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.
6. Еманова С.В. История и педагогика дополнительного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.В. Еманова, Е.А. Хомутникова, А.С. Рылеева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Курганский государственный университет - Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2018. - с. 142-145.
7. Лихачева Е. Н. Проблемы кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений на современном этапе // Наука и современность. 2012. №15-3.
8. Омельченко, Е. А., Зверкова, А. Ю., Чеснокова, Г. С. Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие / Е.А. Омельченко, А.Ю. Зверкова, Г. С. Чеснокова – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. – 136 с.

Расскажите о нас своим друзьям: