Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 159.9

Дата публикации 25.05.2022

Особенности социально-психологической адаптации будущих специалистов к профессии

Маркеев Алексей Владимирович
магистрант кафедры общей и практической психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Россия, г. Арзамас, Daryana.6@yandex.ru
Беганцова Ирина Серафимовна
канд. псих. наук, доцент кафедры общей и практической психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Россия, г. Арзамас, Daryana.6@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации будущих специалистов к профессии. В данной статье авторами представлены результаты исследования, которые указывают на достаточно низкий уровень адаптации, а также представлены перспективы работы психолога по адаптации будущих работников к профессии.
Ключевые слова: адаптация, молодые специалисты, адаптация к профессии, коллектив.

Psychological features of adaptation of young specialists to the profession

Makeev Alexey Vladimirovich
Master of the Department of General and Practical Psychology, N.I. Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Arzamas Branch, Russia, Arzamas
Begantsova Irina Serafimovna
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology, N.I. Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Arzamas Branch, Russia, Arzamas

Abstract: The article discusses the psychological features of the adaptation of young professionals to the profession. In this article, the authors present the results of the study, which indicate a fairly low level of adaptation, as well as the prospects for the work of a psychologist on the adaptation of future workers to the profession.
Keywords: adaptation, young professionals, adaptation to the profession, team

Правильная ссылка на статью
Маркеев А.В., Беганцова И.С. Особенности социально-психологической адаптации будущих специалистов к профессии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii-budushhikh-spetsialistov-k-professii.html (Дата обращения: 25.05.2022)

В настоящее время особое место в жизни современного человека занимает профессиональная деятельность, имеющая огромное влияние на гармоничное развитие его личности. В процессе своей адаптации на рабочем месте происходит приспособление к условиям и содержанию трудовой деятельности, принятие окружающей обстановки и людей, которые в неё входят. Молодой работник сталкивается с множеством трудностей и проблем (отсутствие опыта, требования со стороны работодателя, атмосфера в коллективе) которые ему необходимо решить в узкий промежуток времени. Только так он сможет улучшить свои личностные и деловые качества, трудовые навыки и умения, чтобы стать специалистом высокого уровня.

Для достижения поставленной цели со стороны работодателя требуется организация психологической деятельности по сопровождению адаптации молодых работников. Изучению этого вопроса посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов (Г.А. Балл, А.А. Реан, Г. Селье, Ф.Б. Березин, А.Ф. Филлипов).

Теоретические и методические аспекты психологического сопровождения адаптации молодых специалистов в качестве продукта самостоятельно организованной системы, создающей человеку условия эффективной деятельности, рассматривались в исследованиях С.Е. Борисова, В.А. Бодрова, В.М. Воробьёва, В.С. Медведева и т.д.

Необходимость продолжения работы с молодыми специалистами для их адаптации на начальных этапах профессиональной деятельности приводит к выводу об актуальности темы нашего исследования.

Целью исследования выступило изучение и анализ опыта ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж» в сопровождении адаптации бущущих работников, разработка на его основе программы работы психолога по адаптации будущих специалистов к профессии и рекомендаций психологу по реализации данной программы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что первоначально термин «адаптация» соотносился с чувствительностью, возникающей в анализаторах под действием раздражителей окружающей среды [2]. Изучение проблемы адаптации происходит на психологическом, педагогическом, медико-биологическом и социально-экономическом уровнях по причине своей значимости [4]. Следовательно, адаптацию можно разделить по нескольким типам по функциональному назначению.

Так, профессиональная адаптация представляет собой приспособление молодого специалиста к работе, которую необходимо выполнить, её специфике и положительного к ней отношения. Происходит приобретение профессиональных навыков и умений для качественного выполнения своих обязанностей. Психофизическая адаптация предполагает усвоение всех условий, необходимых для трудовой деятельности, приспособление самого организма к условиям и режиму работы, повышения уровня трудоспособности. Включение молодого специалиста в существующую систему взаимоотношений, принятие традиций коллектива, его норм и ценностей  осуществляется за счёт социально-психологической адаптации. Экономическая адаптация отвечает за привыкание к зафиксированному уровню заработной платы и социального обеспечения. Происходит знакомство с механизмом управления организацией, системой стимулов и поощрений. Санитарно-гигиеническая адаптация, в свою очередь, стремиться к приспособлению молодого специалиста к распорядку профессиональной деятельности, новым требованиям, технологической и производственной дисциплине [3].

Можно выделить следующие направления работы психолога с будущими специалистами для адаптации в новом коллективе: психологическая диагностика и коррекция на её основе; научно-практическое, профилактическое, экспертно-консультативное, организационно-методическое, направления [1].

При правильно организованном сопровождении на стадии адаптации происходит успешное профессиональное самосовершенствование, продвижение специалиста в области профессии.

Анализ психолого-педагогической литературы по выше изложенной проблеме выступил основой для экспериментального изучения уровня адаптации молодых специалистов к профессии. Опытно-экспериментальной базой исследования выступил ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж». В исследовании приняло участие 40 испытуемых.

Для изучения уровня адаптации будущих специалистов к профессии были использованы следующие методики: тест социально-психологической адаптации (СПА) (К. Роджерсом и Р. Даймонд); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина); опросник «Социально-психологическая адаптация» (Р.Х. Исмаилова).

Тест социально-психологической адаптации  (СПА)  (К. Роджерсом  и Р. Даймонд) показал следующие результаты. По шкале «адаптация» в группе испытуемых: высокий уровень адаптации - 46%, средний - 32%, и  низкий - 22%. По шкале «дезадаптация» высокий уровень выявлен у  18%, средний у  56%, и низкий у 26%. По шкале «лживость» высокий уровень у 56% респондентов, средний - 30%, низкий - 14%. По шкале «приятие себя» высокий уровень - 46%, средний - 34%, низкий - 20%. По шкале «приятие других» высокий уровень у 56%, средний у  30% и низкий у 14%. По шкале «неприятие других» высокий уровень у 44%, средний - 32%, низкий - 24%. По шкале «эмоциональный комфорт» высокий уровень - 50%, средний - 32% и низкий у 18%. По шкале «внутренний контроль» высокий уровень - 52%, средний - 30%, низкий - 18%. По шкале «внешний контроль» высокий уровень - 44%, средний - 30%, низкий - 26%. По шкале «доминирование» высокий уровень - 28%, средний - 52%, низкий у  20%. По шкале «ведомость» высокий уровень - 74%, средний - 14%, низкий - 12%. По шкале «эскапизм» высокий уровень - 60%, средний - 26%, низкий - 14%.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина) показал следующие результаты. Высоким уровнем адаптации наблюдается у 30%, средний у 50% и низкий у 20%.

Опросник «Социально-психологическая адаптация» (Р.Х. Исмаилова) показал следующие результаты. В ходе диагностики было выявлено, что высокий уровень адаптации составляет 28%, выраженный уровень адаптации выявлен у 30%, низкий у 40% и выраженная дезадаптация у 2% респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть испытуемых имеет низкий уровень адаптации. Поэтому было принято решение разработать программу работы психолога по адаптации будущих работников к профессии.

Были выделены следующие задачи программы: освоение эффективных коммуникативных навыков; формирование адекватной самооценки будущих работников; снижение уровня тревожности;  освоение активной социальной позиции; формирование значимых мотивов выбора траектории профессионального развития.

В программу вошли 12 занятий по 1-1,5 часа, которые следует проводить 1 раз в неделю. Программа включает в себя 3 основных блока: вводный, основной, заключительный. В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:  приветствие; объявление ведущим темы занятий; основная работа по теме занятия; завершение занятия и подведение итогов. В основе программы лежит групповая форма работы.

Теоретическая значимость нашего исследования заключалась в том, что была изучена адаптации будущих специалистов к профессии как проблема современного психологического знания; проанализированы особенности адаптации будущих специалистов к профессии и представлены  возможности работы психолога в сопровождении адаптации будущих специалистов к профессии.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что в нем подобраны адекватные проблеме исследования психолого-диагностические методики,  изучен уровень адаптации будущих специалистов к профессии, разработана программа работы психолога по адаптации будущих специалистов к профессии и даны рекомендации по реализации разработанной программы.

Результаты исследования могут быть использованы студентами педагогических Вузов при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также для практического применения в работе психолога.

Перспективой данного исследования может стать реализация программы работы психолога по адаптации молодых специалистов к профессии.


Список литературы

1. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М.: МПСИ, 2018. - 320 с.
2. Ванюшина, Н. П. Теоретические основания совершенствования процесса адаптации молодых специалистов государственных и муниципальных учреждений / Н. П. Ванюшина // Прикладная психология и педагогика. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 72-80
3. Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психологическая адаптация и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2017. - 624 с.
4. Иванов, В. С. Социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности / В. С. Иванов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – Т. 7. – № 1(25). – С. 171-175.
5. Лаптиева Л.Н. Профессиональная адаптация медицинских работников: этапы и их особенности // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2015. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-adaptatsiya-meditsinskih-rabotnikov-etapy-i-ih-osobennosti
6. Ненашева Е.В., Деревянко А.А., Кодякова Н.В. Адаптация студентов-медиков // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-medikov

Расскажите о нас своим друзьям: