Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 741.021.4

Дата публикации 24.05.2022

Основополагающие принципы обучения реалистическому живописному изображению в архитектурной школе

Турыгина Евгения Михайловна
канд. пед. наук, доцент кафедры архитектуры, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина», РФ, г. Краснодар, Turigina1976@bk.ru

Аннотация: Представлены основные принципы организации учебного процесса обучения живописи. Детально рассмотрены принципы научности и наглядности, выделены средства наглядности, как основного метода обучения. Выделены основные требования к организации натурной постановки в соответствии с разделами учебной программы.
Ключевые слова: живопись, форма, наглядность, методика, учебная постановка, изображение.

Fundamental principles of teaching realistic painting in an architectural school

Turygina Evgenia Mikhailovna
cand. ped. Sciences, Associate Professor, Department of Architecture, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Kuban State Agrarian University them. I. T. Trubilina, Russian Federation, Krasnodar,

Abstract: The basic principles of organizing the educational process of teaching painting are presented. The principles of scientific character and visualization are considered in detail, the means of visualization as the main teaching method are highlighted. The main requirements for the organization of a full-scale production in accordance with the sections of the curriculum are highlighted.
Keywords: painting, form, visibility, methodology, educational setting, image.

Правильная ссылка на статью
Турыгина Е. М. Основополагающие принципы обучения реалистическому живописному изображению в архитектурной школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osnovopolagayushhie-printsipy-obucheniya-realisticheskomu-zhivopisnomu-izobrazheniyu-v-arkhitekturnoj-shkole.html (Дата обращения: 24.05.2022)

Учебная живопись основывается на целом ряде таких наук как оптика, цветоведение, теория композиции и другие. Педагог в методике обучения реалистической живописи применяет множество общеизвестных дидактических принципов, среди которых в высшей архитектурной школе основополагающими являются принцип научности и принцип наглядности.

Принцип научности имеет большое значение не только в овладении методом реалистического изображения, но и как средство развития наблюдательности и пытливости обучающихся, он приучает активно знакомиться с окружающим миром, побуждает к познанию закономерностей его развития. Великий Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» писал о важности научной теории: «Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, для которой перспектива - руководитель и вход, и без неё ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи» [7].

 Принцип научности требует от педагога:

  • обязательного подкрепления научными положениями всего излагаемого студентам учебного материала;
  • добиваться основательного усвоения студентами основ изобразительного искусства;
  • указания студентам путей для самостоятельных творческих исканий.

Великий русский художник и выдающийся педагог И. Е. Репин говорил: «Художник-педагог может научить своего ученика только тому, чем он сам владеет, что знает, во что верит, чему предан. Отсутствие теоретических знаний и профессионального мастерства недопустимо» [10].

Совершенствуя методику преподавания живописи, педагог добивается, чтобы обучающийся убеждался в правильности тех или иных советов и рекомендаций путем проверки их на практике. Только убедившись на собственном опыте в верности предлагаемых ему научных положений, студент сам начинает стремиться к постижению все новых и новых научных знаний и практических навыков, раскрывающих ему закономерности изобразительного процесса. Обучение живописи, как и любому виду реалистических изображений, основывается на изучении реального мира со всем многообразием его форм предметов и явлений, а также средств их отражения в художественных образах. Диалектический путь познания истины, познания объективной реальности следует строгой закономерности, о которой говорил В.И. Ленин: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Из этой закономерности вытекает дидактический принцип наглядности обучения [3, 6].

Принцип наглядности характеризуется тем, что учащийся в процессе обучения подводится к достоверным знаниям на основе восприятия им конкретных данных, путем непосредственного обращения к предметам и явлениям как источнику познания. Хотя процесс живописи, если он ведется с натуры, сам по себе является методом наглядного обучения, это нисколько не снижает принцип наглядности, а напротив, он занимает в ходе обучения одно из ведущих мест.

Средствами наглядности, используемыми на занятиях по живописи, могут быть:

  • специально целенаправленно подобранный учебный реквизит, на котором  наглядно демонстрируются объемно-пространственные, фактурные, цветовые средства различных предметов (натюрмортный фонд);
  • специальные приборы, с помощью которых можно показывать закономерности зрительного восприятия цвета (макеты цветовых систем);
  • рисунки и таблицы, рассказывающие о свойствах материалов и инструментах живописи, о различных способах работы с ними;
  • таблицы по цветоведению;
  • рисунки и таблицы, рассматривающие общие вопросы композиции в изобразительном искусстве и в таких его видах как станковая живопись, монументально-декоративная живопись и декоративно-прикладное искусство;
  • рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;
  • непосредственный показ педагогом тех или иных способов работы живописными материалами на полях работы студента или в самой работе;
  • программное обеспечение (презентации, видеоматериал);
  • образцы аудиторных, самостоятельных, учебных и творческих работ студентов. 

Все виды наглядности помогают правильно видеть и понимать форму и содержание предметов и явлений, методы и способы их изображения в произведениях искусства, помогает осознать безграничные возможности реалистического метода в творческом освоении действительности. Принцип наглядности основан на необходимости наблюдать и анализировать явления окружающего мира [8]. Методическими исследованиями в области обучения изобразительному искусству занимались А. П. Яшухин, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др. [11, 15, 16].

Педагогическая практика убеждает, что для успешного восприятия излагаемых положений реалистической живописи недостаточно только словесных объяснений, необходимо привлекать различный материал в форме схем, рисунков, таблиц и т.п. Принцип наглядности способствует выработке у обучающихся целеустремленного подхода к анализу натуры в соответствии с конкретными задачами изображения, организовывает их восприятие, подводя к правильному суждению о предметах и явлениях [4, 5].

Большое значение в осуществлении принципа наглядности в обучении играют учебные постановки. Необходимо добиваться, чтобы сама натурная постановка сосредоточивала внимание студента на учебной задаче постановки. В связи с этим она должна быть организована педагогом с точки зрения определенного раздела учебной программы по живописи.

Учебная постановка призвана помочь студентам понять и решить поставленные перед ними задачи. Очень важно, чтобы натура в ясной и доступной форме без излишних осложнений доносила до сознания обучающихся заложенные в ней учебные цели, в известной мере способствовала их разрешению изобразительными средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы неустанно будить мысль рисующих, учить их анализировать и приходить к выводам и обобщениям. Авторитеты педагогики так говорили об обучении – Леонардо да Винчи: «Наука живописи распространяется на все цвета поверхностей и на фигуры одетого ими тела… на их близость и отдаленность с соответствующими степенями уменьшения в зависимости от степеней расстояния. Эта наука – мать перспективы, т.е. (учения) о зрительных линиях» [7]; П. П. Чистяков: «Любая учебная работа должна иметь четко сформулированную цель, решение которой только и надлежит в этом задании выполнять с тем, чтобы в следующем работать уже над достижением другой «высшей» [14]. Г. В. Беда говорил об обучении: «Выбор предметов натуры происходит в результате как внутреннего чутья, интуиции, вкуса, так и логического анализа структуры натюрморта, сознательного распределения в нём главных и второстепенных объектов с целью добиться решений той или иной учебной задачи» [2].

Ставя натуру, педагог должен заботиться о том, чтобы она была не только красива и интересна, но в первую очередь четко выражала конкретную учебную задачу, раскрывая те или иные закономерности строения формы предметов, характер их цветового облика и т.д. [9]. Педагог тщательно подбирает необходимые предметы, продумывает взаимное расположение и высоту их установки, направление и характер освещения, другими словами, стремится к максимальной наглядности организовываемой постановки. От правильного выбора и постановки натуры зависит успех учебного процесса. Составление методических таблиц, наглядно демонстрирующих те или иные узловые вопросы процесса обучения или важные научные положения изобразительной деятельности, требует к себе серьезного внимания педагогов. Если таблица посвящена рассмотрению методической последовательности выполнения изображения (т.е. этапам работы), то она должна с предельным лаконизмом показывать студенту рациональную последовательность выполнения работы и конкретный её объем на каждом этапе. В методической таблице, прежде всего, должно быть обращено внимание на условие, на узловые учебные задачи, на те особенности построения формы средствами живописи, которые будут разъясняться педагогом.

Каждый этап работы должен охватывать сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы обучающийся имел возможность хорошо усваивать его. Особое внимание обращается на рациональное начало каждого этапа, дальнейшую последовательность работы над изображением, взаимосвязь и логическую очередность этапов выполнения работы. Метод поэтапного изображения способствует выработке логической системы и методики работы над живописью. «Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины» – говорил Л. Б. Альберти [1]. Великий русский педагог П. П. Чистяков считал, что «человек… из практики узнает, что каждое дело, во-первых, требует правильного простого, здравого взгляда, требует неизменного порядка, требует, чтобы всё… начиналось не с середины или с конца, а с начала, с основания» [14].

Демонстрируемые в методической таблице изображения должны быть выполнены очень четко и ясно, без эффектных росчерков и манерных мазков, затрудняющих прочтение излагаемых закономерностей. Не следует бояться известной «сухости» изображения, - в некоторых случаях даже необходимо несколько схематизировать форму, упростить цветосветловые градации с целью более наглядной и ясной интерпретации рассматриваемых положений. Исходя из принципа воспитывающего обучения, следует каждую таблицу рассматривать как элемент, развивающий эстетический вкус студентов, то есть они должны обладать художественной законченностью [12, 13].

Знания, полученные обучающимся в аудитории, закрепляются самостоятельной работой. Выполнение внеаудиторных практических упражнений  является залогом хорошего усвоения учебного материала и его более прочного закрепления.

Педагог, выполняющий целенаправленное, специально организованное взаимодействие с обучающимися, реализует условия для их профессионального развития, регулирует деятельность обучающихся на основании закономерностей учебного процесса. В методике обучения живописи принципы научности и наглядности становятся одними из основных. С их помощью открывается красота окружающего мира, появляется возможность передать многообразие и единство формы и содержания окружающей нас действительности.


Список литературы

1. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве : В двух томах. — М., 1935—1937
Том ІІ. Материалы и комментарии : Джорджо Вазари. Жизнеописание Леон-Баттисты Альберти ; Леон-Баттиста Альберти. О живописи; О статуе; Математические забавы и другие сочинения ; Комментарии В. П. Зубова при участии: А. И. Венедиктова, А. Г. Габричевского и А. К. Дживелегова. — MCMXXXVII. — XV, 791 с., ил.
2. Беда Г.В. Живопись. 0М.: Просвещение, 1986. – 192с.
3. Боброва Е. В., Бугаенко Т. Ф. Академическая живопись: учеб. Пособие. Изд. Омский государственный технический университет 2019. – 128 с. [сайт] https://e.lanbook.com/book/149068
4. Зубкова Л.К., Турыгина Е.М. Развитие образного и объемно-пространственного мышления в курсе творческих дисциплин при обучении на архитектурно-строительном факультете КубГАУ // Сборник статей по материалам учебно-методической конференции: Высшее образование в аграрном вузе: проблемы и перспективы. КубГАУ, 2018. С. 6-7.
5. Зубкова Л.К., Турыгина Е.М. Методическое исследование преподавания изобразительной грамоты в истории развития архитектурно-художественного и строительного образования // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021. № 2. С. 336-352.
6. Кондулуков С. Н., Кондулукова В. И., Панов И. Г., Виноградова Н. В. Живопись: учебно-методическое пособие. Изд. Тольяттинский государственный университет 2019. – 212 с. [сайт] https://e.lanbook.com/book/140165
7. Леонардо да Винчи Трактат о живописи // переводчик А. А. Губарев. Изд. Группа «Азбука-классика» М.: 2010 – 224 с.
8. Никитина, Н. П. Цветоведение. Колористика в композиции : учебное пособие // Н. П. Никитина. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 134 c. [сайт] http://www.iprbookshop.ru/68517.html
9. Рац А. П., Браславская Д. И. Живопись: методические указания по выполнению практических заданий для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 270100 «Архитектура» // составители А. П. Рац, Д. И. Браславская. – М.: Московский государственный строительный университет, 2014. – 68 c. [сайт] http://www.iprbookshop.ru/27462.html
10. Репин И.Е. Из воспоминаний. – М.: Сов. Россия. 1958. –175с.
11. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русская советская школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982. –240с.
12. Турыгина Е.М., Зубкова Л.К. Методическая система формирования профессиональной художественной культуры // Сборник статей по материалам учебно-методической конференции: Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции. КубГАУ, 2017. С. 135-136.
13. Турыгина Е.М., Зубкова Л.К. Развитие творческих способностей на занятиях по ИЗО у студентов архитектурных направлений // Сборник статей по материалам учебно-методической конференции: Качество высшего образования в аграрном вузе: проблемы и перспективы. КубГАУ, 2019. С. 57-58.
14. Чистяков П. П. Письма. записные книжки, воспоминания. – М.: Искусство, 1953. – 590 с.
15. Шорохов Е. В. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией. Сб. научных тр. МГПУ. – М.: Прометей, 1994. – 229с.
16. Ящухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся по спец №2003 "Преподавание черчения и изобразительного искусства". – М.: Просвещение, 1987. – 280с.


Расскажите о нас своим друзьям: