Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 376.4

Дата публикации 31.05.2023

Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Ибрагимова Алие Рустемовна
доцент кафедры специального дефектологического образования, канд. пед.наук, Крымский инженерно-педагогический институт им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Абакумова Алина Игоревна
студентка кафедры специального дефектологического образования, Крымский инженерно-педагогический институт им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития, даны определения понятия. Обусловлена актуальность данной темы, дано определение такого понятия, как речь. В статье рассмотрены имена педагогов, занимающихся вопросом развития связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: дети, задержка психического развития, особенности, развитие, связная речь, младший школьный возраст.

Features of the development of coherent speech in children of primary school age with mental retardation

Ibragimova Alie Rustemovna
Associate Professor of the Department of Special Defectological Education, Ph.D. pedagogical sciences, Crimean Engineering and Pedagogical Institute. Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Abakumova Alina Igorevna
student of the department of special defectological education, Crimean Engineering and Pedagogical Institute. Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: This article discusses the features of the development of coherent speech in younger students with mental retardation, and defines the concept. The relevance of this topic is determined, the definition of such a concept as speech is given. The article considers the names of teachers involved in the development of coherent speech of children of primary school age with mental retardation.
Keywords: children, mental retardation, features, development, coherent speech, primary school age.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Абакумова А.И. Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-razvitiya-svyaznoj-rechi-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 31.05.2023)

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в совместной деятельности, в общественной жизни, в обмене информацией, в познании мира, в образовании.

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, их психофизическое развитие изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяют своеобразие их речевого развития: речевая инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом связном высказывании. Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из основных проблем в современной системе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития является проблема развития связной речи. Чаще всего интеллектуальные нарушения способствуют недостаточному развитию связной речи, что, несомненно, оказывает влияние на развитие познавательной деятельности в целом.

Исследования С.Г. Шевченко показали, что дети с задержкой психического развития имеют дефекты как устной, так и письменной речи [1].

В. К. Воробьева считает, что связная речь, состоит из связанных сообщений, имеет непростую степень строения, которая является достаточно тяжёлой в усвоении школьниками с задержкой психического развития. Если учесть то, что ребёнок научился владеть фразами, это не будет в полной мере означать то, что у ребёнка будут умения, которые направляются на создание  связных сообщений [2].

Чаще всего интеллектуальные нарушения способствуют недостаточному развитию связной речи, что, несомненно, оказывает влияние на развитие познавательной деятельности в целом.

По мнению Т.В. Тумановой, одной из особенностей речи детей с психической задержкой является возможность легко соскальзывать с одной темы на другую, на ту, которая больше знакома или интересна ребёнку. Ко всему этому, у учащихся зачастую не прослеживается чёткий замысел высказывания. Эти перечисленные особенности монологической речи учащихся младших классов с ЗПР свидетельствуют о динамических нарушениях речевой деятельности, которые, прежде всего, выражаются в несформированности оформления высказывания [3].

Педагог А.Д. Гонеев в своих исследованиях проанализировал связную речь учеников младшего школьного возраста с ЗПР и пришёл к выводу о том, что их речь соответствует потребностям для повседневного общения. Автор считает, что у данной категории детей не всегда присутствуют грубые нарушения произношения, грамматического строя и лексики. Но, в целом, речь учащихся с задержкой психического развития смазанная и неотчётливая. А.Д. Гонеев связывает всё это с тем, что таким детям характерна малая подвижность артикуляционного аппарата [4].

В свою очередь, К.Е. Бухарина считает, что отставание учащихся младших классов с ЗПР по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи происходит вследствие невысокой познавательной активности учеников. Отсюда следует и незначительно развитый словарный запас. Автор отмечает не только незначительный объём употребляемых слов, но и особую специфику применения имеющегося словарного запаса. Данная специфика заключается в том, что учащиеся не чувствуют семантической значимости однородных слов и смешивают их по ситуативной близости [5].

Рассмотрим мнение педагога Н.Ю. Боряковой, которая выделила характерные особенности сформированности связной речи у детей с задержкой психического развития. Она отметила, что в связной монологической речи детей с ЗПР имеются свои особые характеристики. Дети, с задержкой психического развития получая задания по пересказу текста, выделяют для себя важные детали, связанные с воспроизведением содержательной части текста. Они пересказывают текст со всеми подробностями, проявляя высокую степень точности всех деталей.

Дети с задержкой развития удерживают в памяти определённые слова и выражения, но на короткое время, с целью быстрого и качественного пересказа.  Но, невзирая на такую способность памяти, эти фрагменты быстро забываются детьми с ЗПР. Так как особенности мозговой деятельности ребёнка не дают возможности вносить запоминаемые и воспроизводимые ранее фрагменты текста в словарный запас и тем самым препятствуют расширению и активизации словарного запаса ребёнка [6].

Р. И. Лалаева и Н. В. Серебряков также смогли выявить особые черты в связном речевом развитии у детей младшего школьного возраста с ЗПР, которые касаются процесса расширения словарного запаса и формирования грамматического строя речи. Детям с ЗПР сложно формировать целенаправленные высказывания. Они чаще используют более простые, примитивные грамматические конструкции при формировании речевых оборотов. Также, дети с нарушениями развития имеют трудности в связности изложения своих мыслей. При составлении предложений с опорными словами, многие дети допускают ошибки, то есть, ошибочно оформляют речевые обороты [7].

Также по мнению В. А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова, дети с ЗПР используют простую диалогическую речь. Излагая свои мысли, они строят предложения с большим количеством ошибок. Это очень заметно в процессе составления сложного предложения. Происходит легкое соскальзывание с основной темы, переплетение тем друг с другом. Дети чаще выбирают знакомые темы для раскрытия, игнорирую в тоже время основное задание [8].

Подводя итог о вышесказанном, можно отметить, что наиважнейшим условием успешного обучения ребёнка в школе является развитие связной речи. Становление речевой деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития носит достаточно специфический характер. В основном, для речевой деятельности детей с ЗПР характерна недостаточность монологической связной речи. Для детей данной категории присущи значительные трудности в словесной регуляции деятельности.

Также можно сделать вывод о том, что у детей с задержкой психического развития прослеживаются нарушения всех сторон речи, замедление и отставание в формировании высших психических функций, и несомненно данные особенности значительно затрудняют их обучение в целом, а также негативно влияют на формирование самостоятельного навыка связного говорения. Также, можно отметить, что от уровня сформированности связной (диалогической и монологической) речи зависит полнота познания окружающего мира, а также развитие личности в целом.


Список литературы

1. Шевченко, С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития. / С.Г. Шевченко – М.: Дефектология №1, 1994. – 15-18с.
2. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьёва. – М.: МОДЕК, 2016. – 233с.
3. Туманова, Т.В. Методы изучения процессов словообразования у школьников с речевой патологией. Дети с проблемами в развитии: автореф. дис. доктора пед. наук / Т.В. Туманова. – М., 2005. – 7 с.
4. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 2018. – 272с.
5. Бухарина, К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4–5 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие / К.Е. Бухарина. – М.: Владос, 2018. – 833c.
6. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова – М.,: Астрель, 2007. – 187с.
7. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / под ред. Н.В. Серебряков, С.В. Зорина. – М., 2003. – 304с.
8. Ковшиков, В. А., Демьянов, Ю. Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР // Научно-теорет. конф. Дефектология. – Л., 1967. – 95с.

Расскажите о нас своим друзьям: