Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 376.4

Дата публикации 31.05.2023

Использование мнемотехники как средства развития связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников с задержкой психического развития

Ибрагимова Алие Рустемовна
доцент кафедры специального дефектологического образования, канд. пед.наук, Крымский инженерно-педагогический институт им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Абакумова Алина Игоревна
студентка кафедры специального дефектологического образования, Крымский инженерно-педагогический институт им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В статье рассматривается сущность понятия о мнемотехнике, задачи мнемотехники, а также её значимость при проведении уроков литературного чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В данной статье обусловлена актуальность представленной темы, а также представлены основные требования к созданию мнемотехнического приёма и его применяемые виды, доступные для понимания детям с задержкой психического развития.
Ключевые слова: мнемотехника, задачи мнемотехники, требования к мнемотехническому приёму, уроки литературного чтения, дети с задержкой психического развития, младший школьный возраст, связная речь.

The use of mnemonics as a means of developing coherent speech in the lessons of literary reading in younger students with mental retardation

Ibragimova Alie Rustemovna
Associate Professor of the Department of Special Defectological Education, Ph.D. pedagogical sciences, Crimean Engineering and Pedagogical Institute. Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Abakumova Alina Igorevna
student of the department of special defectological education, Crimean Engineering and Pedagogical Institute. Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: The article discusses the essence of the concept of mnemonics, the tasks of mnemonics, as well as its significance in conducting literary reading lessons for children of primary school age with mental retardation. This article determines the relevance of the presented topic, as well as presents the basic requirements for the creation of a mnemonic device and its types used, accessible for understanding by children with mental retardation.
Keywords: mnemonics, tasks of mnemonics, requirements for mnemonics, literary reading lessons, children with mental retardation, primary school age, coherent speech.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Абакумова А.И. Использование мнемотехники как средства развития связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-mnemotekhniki-kak-sredstva-razvitiya-svyaznoj-rechi-na-urokakh-literaturnogo-chteniya-u-mladshikh-shkolnikov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 31.05.2023)

Актуальность исследования заключается в том, что во время уроков литературного чтения у младших школьников с задержкой психического развития применение традиционных способов работы по развитию связной речи является недостаточным, поэтому необходимо применять более современные, творческие и инновационные методики для формирования и развития связной речи на данных уроках.  Мнемотехника – это методика, которая вносит в уроки литературного чтения красочность, современность и возможность к творчеству, что значительно скажется на проявлении интереса к учебной деятельности у учащихся.

Актуальность и значимость речевого развития младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения подчёркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) [50]. Составление АООП по литературному чтению начальных классов специальной (коррекционной) школы опирается именно на ФГОС НОО ОВЗ и должно отражать такие коммуникативные универсальные учебные действия [1]:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения и др.

По мнению современных исследователей, таких как, Ж.В. Антипова [2], А.К. Колеченко [3] считается, что использование мнемотехники на уроках литературного чтения и в образовательно-воспитательном процессе, в целом, способствует более полноценному развитию ребёнка.

Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. При включении в познавательную деятельность ребёнка слово становится орудием мышления. Для того, чтобы обучить детей применять рациональные способы работы с информацией, научить приёмам запоминания и обработки информации, учитывая индивидуальные особенности детей с ЗПР, в работу включается технология мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые способствуют эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Применение мнемотехники на уроках литературы в младших классах детей с ЗПР имеет ряд задач:

  • Развитие связной речи.
  • Развитие способностей у детей используя графические аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, запоминать и рассказывать стихи по мнемотаблице.
  • Обучение учеников правильному звукопроизношению. Знакомство со звуками и буквами.
  •  Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
  •  Развитие у школьников психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

В своих трудах Л.В. Омельченко [4], В.К. Воробьёва [5] отмечают, что приёмы мнемотехники оказывают значительное влияние и являются эффективными средствами обучения детей младших классов с задержкой развития на уроках литературного чтения для выработки навыков связного текста, активизации содержательной и языковой сторон речевых высказываний учащихся с ЗПР.

Различные мнемотехнические схемы выполняют роль своеобразного зрительного плана, который оказывает детям помощь в правильном изложении своих мыслей, в подборе нужных слов и других средств языка при построении логически последовательных и развернутых высказываний.

Ж. А. Конкабаева и Л.Н. Лиходедова в своей научной статье выделили основные требования к созданию мнемоприёма [6]:

  • Небольшой объем, краткость и ясность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей.
  • Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, совокупность которых должно привести к повышению интереса, позитивному настрою и положительным эмоциям, а также к развитию воображения.
  • Взаимодействие учеников и педагога, т.е. благополучный психологический климат, который создаёт доброжелательные отношения.

На уроках литературного чтения применение приёма мнемотехники, помогает учащимся более активно включаться в учебную деятельность, что позволяет добиваться устойчивого внимания школьников и поддержания их интереса к материалу на протяжение всего занятия, а также способствует активизации речевой деятельности. 

Педагог Ж.М. Беляева [7] кратко описала суть применения мнемосхем, которая заключается в следующем: для каждого слова или небольшого по объёму словосочетанию подбирается картинка (изображение); тем самым получается, что всё содержание текста зарисовывается схематично. Схемы являются своеобразным визуальным планом, который помогает детям в создании монологов, т.е. служат для правильного выстраивания строения рассказа, его последовательности, а также лексико-грамматической наполняемости рассказа.

Опираясь на исследования Л.В. Омельченко можно выделить этапы работы на уроках литературного чтения по мнемотаблицам. Автором предлагается построить эту работу в три этапа [8]:

1 этап: восприятие таблицы и подробный разбор изображённого на ней материала.

2 этап: совершается перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: после перекодирования ученики пересказывают сказку или рассказ по нужной теме либо самостоятельно, либо с помощью педагога.

При развитии связной устной речи на уроках литературного чтения для учащихся с ЗПР посредством мнемотехники могут применяться следующие виды работы:

  • отгадывание и загадывание загадок с помощью мнемотаблиц;
  • составление рассказа, пересказа с опорой на мнемотаблицу;
  • творческие рассказы с опорой на мнемотаблицу;
  • заучивание стихотворений по мнемотаблице;
  • работа с пословицами и поговорками.

 

Таким образом, можем сказать о том, что на уроках литературного чтения применение приёма мнемотехники помогает учащимся более активно включаться в учебную деятельность, что позволяет добиваться устойчивого внимания школьников и поддержания их интереса к материалу на протяжение всего занятия, а также способствует активизации речевой деятельности. Также нами были рассмотрены основные виды мнемотехнического приёма, применяемые на уроках литературного чтения и описаны основные требования, предъявляемые к созданию мнемоприёма, которые поспособствуют детям с задержкой психического развития более лёгкому восприятию и усвоению материала.


Список литературы

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению начальных классов специальной (коррекционной) школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/04/01/adaptirovannaya-osnovnaya-obshcheobrazovatelnaya-programma/
2. Антипова, Ж.В. Преодоление общего недоразвития речи у школьников: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Сфера: Секачев, 2007. – 224с.
3. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2008. – 367с.
4. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи: научно-методический журнал «Логопед» №4 / Л.В. Омельченко. – Воронеж: 2008. – 102-115с.
5. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьёва. – М.: МОДЕК, 2016. – 233с.
6. Конкабаева, Ж.А., Лиходедова Л.Н. Использование приемов мнемотехники как средство развития связной речи младших школьников с ЗПР на уроках чтения: научная статья / Ж.А. Конкабаева, Л.Н. Лиходедова. – Научный альманах. – 2016. – № 3. – 183-187с.
7. Беляева, Ж.М. Мнемотехника на уроках литературного чтения: методическая разработка / Ж.М. Беляева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/03/26/mnemotehnika-na-urokah-literaturnogo-chteniya
8. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи: научно-методический журнал «Логопед» №4 / Л.В. Омельченко. – Воронеж: 2008. – 102-115с.

Расскажите о нас своим друзьям: