Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 373.2

Дата публикации 31.05.2023

Обобщение психолого-педагогического опыта практиков образования РФ и РС(Я) по использованию дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности старших дошкольников

Крайнова Ольга Андреевна
студентка 3 курса, группы БА-ПО-20 кафедры ПиМНО, ТИ (ф) СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Нерюнгри, РФ, ol_kray03@mail.ru
Научный руководитель Мамедова Лариса Викторовна
к.п.н., доцент кафедры ПиМНО, ТИ (ф) СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Нерюнгри, РФ, larisamamedova@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается опыт применения дидактических игр в образовательных практиках РФ и РС(Я) для создания предпосылок для учебной деятельности старшего дошкольника. Также в соответствии с проведенным анализом педагогического опыта работников образования в данной работе представлен систематизированный список методов и приемов по формированию предпосылок учебной деятельности с применением дидактических игр. Результаты исследования, проведенного педагогами-практиками, были проанализированы и могут быть использованы в выборе наиболее эффективных методов формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников воспитателями и студентами педагогических направлений при подготовке детей к обучению в школе.
Ключевые слова: предпосылки учебной деятельности, старшие дошкольники, готовность к обучению, опыт, методы.

Generalization of the psychological and pedagogical experience of educational practitioners of the Russian Federation and the Republic of Sakha (Yakutia) on the use of didactic games in the formation of the prerequisites for the educational activities of older preschoolers

Krainova Olga Andreevna
student of the 3rd year, group BA-PO-20 of the Department of PiMNO, TI (f) NEFU im. M. K. Ammosova, Neryungri, Russian Federation
Scientific adviser: Mamedova Larisa Viktorovna
Candidate of Pediatric Sciences, Associate Professor of the Department of PIMNO, TI (f) NEFU im. M. K. Ammosova, Neryungri, Russian Federation

Abstract: The article discusses the experience of using didactic games in the educational practices of the Russian Federation and the Republic of Sakha (Yakutia) to create prerequisites for the educational activities of older preschoolers. Also, in accordance with the analysis of the pedagogical experience of educators, this paper presents a systematic list of methods and techniques for the formation of the prerequisites for educational activities using didactic games. The results of a study conducted by practicing teachers were analyzed and can be used in choosing the most effective methods for the formation of the prerequisites for the educational activities of older preschoolers by educators and students of pedagogical areas in preparing children for schooling.
Keywords: prerequisites for learning activities, older preschoolers, willingness to learn, experience, methods.

Правильная ссылка на статью
Крайнова О.А., Мамедова, Л.В. Обобщение психолого-педагогического опыта практиков образования РФ и РС(Я) по использованию дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности старших дошкольников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obobshhenie-psikhologo-pedagogicheskogo-opyta-praktikov-obrazovaniya-rf-i-rsya-po-ispolzovaniyu-didakticheskikh-igr-v-formirovanii-predposylok-uchebnoj-deyatelnosti-starshikh-doshkolnikov.html (Дата обращения: 31.05.2023)

В рамках современной системы дошкольного образования дошкольные учреждения занимаются предшкольной подготовкой детей старшего дошкольного возраста. Однако на практике, обучение к школе, часто сводится к решению образовательных задач, таких как чтение, письмо, счет и объем знаний, и упускается из виду важный аспект готовности к школьному обучению – желание и умение учиться. Крайне важным фактором является сформированность предпосылок учебной деятельности.

Для подготовки старших дошкольников к школьной учебной деятельности необходимо учитывать внутренние и внешние аспекты, которые отражают готовность к обучению. Решение этой проблемы требует системно-деятельностного подхода и учета ряда значимых факторов. Важно заметить, что дошкольное образовательное учреждение ориентировано на игровую деятельность, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и подтверждена психологами.

В развитии произвольности психических процессов и появлении новых способностей игровая деятельность играет важную роль. Согласно теориям Л. С. Выготского [5] и А. Н. Леонтьева [12, 13], новые способности формируются в процессе основной деятельности. Игры для дошкольников являются важным этапом перед началом обучения и создают предпосылки для успеха в учебной деятельности.

Дети, занимающиеся учебной деятельностью, развивают активную позицию и интерес к учению. В ходе этого процесса возрастает их познавательная активность, они учатся самостоятельно добывать знания и успешно справляться с поставленными задачами. Кроме того, дети осваивают навыки планирования и анализа своей деятельности, контроля и самоконтроля ее, оценивания результатов и их последующей корректировки. В результате, формируется у них умение принимать решения и продумывать вариативные способы действия.

Актуальной проблемой является формирование предпосылок учебной деятельности, регулируемое нормативными правовыми документами и проектами в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Овладение такими предпосылками позволяет детям создавать и совершенствовать новые виды деятельности самостоятельно.

В Законе об образовании в Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21 декабря 2012г., а также в ФГОС ДО подчеркивается, что «дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [18, 19].

Исследователи, такие как Л. С. Выготский [5], Д. Б. Эльконин [19], В. В. Давыдов [9, 10], А. Н. Леонтьев [12, 13], Т. В. Габай [6, 7] и другие, внесли значительный вклад в изучение формирования предпосылок к учебной деятельности у дошкольников и младших школьников. Они определили структуру и состав таких предпосылок, тем самым расширив наши знания в данной области. Различные аспекты этой проблемы также были рассмотрены в работах В. В. Репкина [14, 15] и других авторов.

Вопрос использования дидактических игр для формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников заинтересовал многих педагогов-практиков. На данный момент теоретической разработкой и реализацией этого подхода занимаются такие специалисты, как Е. Г. Бутакова из Междуреченска, М. А. Бояркина из Тургенево, Ю. В. Гимакаева из Нефтеюганска, Е. Н. Юрчук из Тольятти, К. Н. Носова из Новосибирска, Т. А. Букина из Арылаха РС(Я), О. А. Вологина из Нерюнгри РС(Я), О. С. Кривогорницына из Амги РС(Я), Слепцова Наталья Афанасьевна из Балы РС(Я) и Е. А. Самонкина из Нижнего Куранаха РС(Я).

Несмотря на проведенные психологические и педагогические исследования, затрагивающие проблему формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, данное направление в дошкольном возрасте все еще не получило достаточного изучения с методической точки зрения. Следовательно, возникает необходимость теоретического осмысления и практической разработки данной темы. Это говорит о наличии противоречия между необходимостью формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным исследованием данной проблемы с методической точки зрения.

Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников является одной из главных задач образовательной системы в наше время. Однако, данному процессу мешает недостаточная разработанность методического обеспечения, которое позволило бы целенаправленно осуществлять его. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в развитии учебных навыков, и это является важным направлением работы образовательной системы.

Современная система дошкольного образования нацелена на то, чтобы качественно подготовить детей к обучению, соответственно этому современные воспитатели, учителя и психологи выделяют игровой метод, а именно дидактическую игру, как один из наиболее эффективных в данном направлении.

Опыт применения данного метода можно наблюдать в работах современных педагогов-практиков: Е. Г. Бутакова с. Междуреченск; М. А. Бояркина п. Тургенево; Ю. В. Гимакаева г. Нефтеюганск; Е. Н. Юрчук г. Тольятти; К. Н. Носова г. Новосибирск; Т. А. Букина с. Арылах РС(Я); О. А. Вологина г. Нерюнгри РС(Я); О. С. Кривогорницына с. Амга РС(Я); Слепцова Наталья Афанасьевна учитель начальных классов (МБОУ «Арылахская СОШ» с. Бала РС(Я); Е. А. Самонкина п. Нижний Куранах РС(Я).

Рассмотрим вышеуказанные методы и приемы подробней.

  1. Наглядный метод:
  1. демонстрация (М. А. Бояркина, МБДОУ Д/с «Рябинка», п. Тургенево; Т. А. Букина Д/с №16 «Туллукчаан», с. Арылах РС(Я); О. А. Вологина г. Нерюнгри РС(Я); О. С. Кривогорницына МБДОУ «Центр развития ребенка – Д/с «Кэнчээри», с. Амга РС(Я); Н. А. Слепцова МБОУ «Арылахская СОШ», с. Бала РС(Я));
  2. наблюдение (Е. А. Самонкина МБДОУ Д/с «Олененок», п. Нижний Куранах).
  1. Словесный метод:
  1. рассказ (Т. А. Букина Д/с №16 «Туллукчаан», с. Арылах РС(Я); О. А. Вологина МБДОУ № 17, г. Нерюнгри РС(Я));
  2. беседа (Т. А. Букина Д/с №16 «Туллукчаан», с. Арылах РС(Я); О. А Вологина. МБДОУ № 17, г. Нерюнгри РС(Я); О. С. Кривогорницына МБДОУ «Центр развития ребенка – Д/с «Кэнчээри», с. Амга РС(Я); Н. А. Слепцова МБОУ «Арылахская СОШ», с. Бала РС(Я); Е. А. Самонкина МБДОУ Д/с «Олененок» п. Нижний Куранах);
  3. пояснение (Т. А. Букина Д/с №16 «Туллукчаан», с. Арылах РС(Я); О. А. Вологина МБДОУ № 17, г. Нерюнгри РС(Я));
  4. чтение (Е. А Самонкина МБДОУ Д/с «Олененок» п. Нижний Куранах);
  5. вопросы (О. А. Вологина МБДОУ № 17, г. Нерюнгри РС(Я)).
  1. Игровой метод:
  1. дидактическая игра (Е. Г. Бутакова МБДОУ Д/с № 45 «Добрая фея», г. Междуреченск; М. А. Бояркина, МБДОУ Д/с «Рябинка», п. Тургенево;  Ю. В. Гимакаева МАДОУ Д/с № 6 «Лукоморье», г. Нефтеюганск; Е. Н. Юрчук АНО ДО «Планета детства «Лада», Д/с № 188 «Степашка», г. Тольятти; К. Н. Носова  МАДОУ д/с № 369 «Калейдоскоп», г. Новосибирск Т. А. Букина Д/с №16 «Туллукчаан», с. Арылах РС(Я); О. А. Вологина МБДОУ № 17, г. Нерюнгри РС(Я); О. С. Кривогорницына МБДОУ «Центр развития ребенка – Д/с «Кэнчээри», с. Амга РС(Я); Н. А. Слепцова МБОУ «Арылахская СОШ», с. Бала РС(Я); Е. А. Самонкина МБДОУ Д/с «Олененок» п. Нижний Куранах).

Практический метод:

  1. упражнение (Е. Г. Бутакова МБДОУ Д/с № 45 «Добрая фея», г. Междуреченск; М. А. Бояркина, МБДОУ Д/с «Рябинка», п. Тургенево;  Л. В. Мусина г. Тольятти; Т. П. Максимова с. Верхневилюйск РС(Я); Е. А. Самонкина МБДОУ Д/с «Олененок» п. Нижний Куранах);
  2. задание (О. С. Андронова г. Кемерово; М. М. Никитина п. Метлино; М. А. Бояркина, МБДОУ Д/с «Рябинка», п. Тургенево;  Ю. В. Гимакаева МАДОУ Д/с № 6 «Лукоморье», г. Нефтеюганск; М. Н. Каримова г. Озерск; Е. Н. Юрчук АНО ДО «Планета детства «Лада», Д/с № 188 «Степашка», г. Тольятти; К. Н. Носова  МАДОУ д/с № 369 «Калейдоскоп», г. Новосибирск; Е. А. Самонкина МБДОУ Д/с «Олененок» п. Нижний Куранах).
  1. Метод проектной деятельности:
  1. эксперимент (Л. В Мусина. г. Тольятти; Т. А. Букина Д/с №16 «Туллукчаан», с. Арылах РС(Я)); 
  2. опыт (О. А. Вологина МБДОУ № 17, г. Нерюнгри РС(Я)).

Рассмотрим опыт практиков более подробно.

В рамках программы психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ Д/с № 45 «Добрая фея» г. Междуреченск, Кемеровская область, педагог-психолог Бутакова Елена Григорьевна предлагает применять на практике развивающие игры, индивидуальные занятия, развивающие упражнения и другие методы и приемы формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников. Такой подход помогает профилактировать неврозы, нарушения поведения, школьную дезадаптацию и проводить коррекционную работу.

Педагог-психолог Бояркина Мария Анатольевна (МБДОУ Д/с «Рябинка» п. Тургенево) подчеркивает, что такой процесс может значительно улучшить эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень их агрессивности, негативизма, беспокойства и расторможенности. Кроме того, данный подход способствует развитию мотивации, личностной готовности и способности осознавать и выражать свои мысли и чувства. В конечном итоге, благодаря формированию предпосылок учебной деятельности, дети развивают коммуникативные навыки и успешно интегрируются в общеобразовательную школу и окружение своих ровесников.

Методы, основанные на принципах наглядности и занимательности, являются эффективными для осуществления деятельности, как указывает источник [1]. К ним относятся словесные, наглядные, игровые и практические методы. Исследования, проведенные М. А. Бояркиной, указывают на то, что способность ребенка решать учебные задачи может служить индикатором его готовности к школьному обучению и учету общих закономерностей развития.

Дополнительную общеобразовательную программу «Звуковичок» для всестороннего развития детей 5-6 лет предлагает учитель-логопед Гимакаева Татьяна Ивановна из МАДОУ Д/с № 6 «Лукоморье» в городе Нефтеюганск. Она помогает в социальной адаптации и формировании коммуникативной и социально успешной личности. Для ее реализации используются дидактические игры, игр-задания, создание игровых ситуаций и другие методы и приемы в работе с детьми. В результате применения этой программы наблюдаются положительные результаты в учебной деятельности старших дошкольников.

Педагог-психолог Юрчук Екатерина Николаевна из АНО ДО «Планета детства «Лада», Д/с № 188 «Степашка», г. Тольятти, описывает опыт использования современных образовательных технологий в работе с дошкольниками. Она выделяет игровой метод, который включает в себя приемы взаимодействия с игрушками (интеллектуальная, тактильная, моторная и эмоциональная стимуляция), способствующие формированию коммуникативных способностей. Коммуникативные способности, в свою очередь, являются частью социально-психологического компонента структуры предпосылок учебной деятельности старших дошкольников.

Педагог-психолог Е. Н. Юрчук формирует все компоненты предпосылок учебной деятельности старших дошкольников посредством использования современных образовательных технологий. В ее методике используются эмоционально-коммуникативная готовность, социально-психологическая готовность, волевая и эмоциональная готовность для поведенческой терапии в форме тренинга, а также практическая деятельность, основанная на работе с информационными компьютерными технологиями. В рамках методики проводятся эмоциональные игры.

Носова Ксения Николаевна, работающая в МАДОУ д/с № 369 «Калейдоскоп», г. Новосибирск также использует эту методику для эффективной работы с детьми.

Педагог-психолог Носова Ксения Николаевна создала проект, направленный на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через музыкально-игровую деятельность. В статье описывается, как данный метод используется в проекте для достижения поставленной цели. Разработанный продукт имеет большое значение для повышения уровня социально-коммуникативного развития старших дошкольников, так как программы и методики образовательного процесса ограничены.

Игровая деятельность может быть особенно эффективной при интеграции различных образовательных областей [16].

Развитие коммуникативных навыков у детей связано с музыкально-игровой деятельностью, особенно в условиях интеграции образовательных областей [16]. В процессе групповой работы и игрового метода дети взаимодействуют между собой, что способствует развитию коммуникативных навыков. Социально-психологический компонент учебной деятельности старших дошкольников также формирует у них умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Способы поведения передаются от одного человека к другому в процессе общения.

Букина Татьяна Карловна является воспитателем (Д/с №16 «Туллукчаан», с. Арылах РС(Я)) и указывает в своей работе на то, что эффективными методами и приемами, которые она использует для формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, являются «наглядный метод (показ, демонстрация), словесный метод (художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения), игровой метод (дидактическая игра «Сбежавший герой из сказки»), метод проектной деятельности (экспериментирование)» [2].

Т. К. Букина среди всех указанных методов и приемов наиболее активно применяет метод проектной деятельности и проводит опыты, в процессе которых она коммуницирует с детьми. И в процессе данной коммуникации она делает уклон на то, чтобы дети самостоятельно делали выводы по эксперименту и обсуждали их.

Благодаря такому методу Татьяна Карловна Букина формирует интеллектуальную готовность (дети применяют анализ, синтез, сравнение, умозаключение для того, чтобы сделать вывод по проведенному эксперименту), мотивационную (дети непосредственно принимают участие в проведении эксперимента) и социально-психологическую готовность (дети коммуницируют между собой, обсуждают эксперимент с воспитателем, высказывают и отстаивают свою точку зрения).

Вологина Ольга Александровна воспитатель (МБДОУ № 17, г. Нерюнгри РС(Я)) для развития познавательной активности старших дошкольников, которая также является интеллектуальным компонентом предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, тоже использует «проектный и игровой методы, в который включены такие приемы, как демонстрация теоретического материала, беседа, вопросы, пояснение, дидактическая игра» [4].

Используя проектный и игровой методы в совокупность осуществляется активное формирование мотивационного компонента формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, так как объединение основного вида деятельности детей старшего дошкольного возраста – игры с изучением чего-либо нового способствует формированию положительных эмоций в отношении обучения, которые ребенок начинает испытывать в процессе игровой деятельности.

Кривогорницына Оксана Сорокгодовна воспитатель (МБДОУ «Центр развития ребенка – Д/с «Кэнчээри», с. Амга РС(Я)) и Слепцова Наталья Афанасьевна учитель начальных классов (МБОУ «Арылахская СОШ» с. Бала РС(Я)) описывают использование в своей профессиональной деятельности «игры «Сонор», как средства, способствующего развитию универсальных учебных действий» [11, 17].

Данную игру можно использовать в совокупности со сказкотерапией, благодаря чему увеличится эффективность развития мотивационного компонента формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, так как данная игра сама по себе направлена на развитие мотивационного компонента, применение ее в совокупности со сказкотерапией, определенно повысит любознательности и интерес детей к учебной деятельности.

Самонкина Елена Александровна воспитатель (МБДОУ Д/с «Олененок» п. Нижний Куранах) в своей статье по подготовке детей к обучению в школе делает акцент на большую эффективность использования индивидуального маршрута для каждого ребенка или группы из двух-трех детей, имеющих приблизительно одинаковую психологическую готовность к обучению в школе.

Е. А. Самонкина при формировании предпосылок учебной деятельности старших дошкольников предлагает использовать «индивидуальный набор следующих методов и приемов: дидактическая игра, тематическая беседа, вопросы, упражнения, исследовательская деятельность тематическое чтение, задания, направленные на развитие разных компонентов структуры психологической готовности детей к обучению в школе, в совокупности с периодической диагностикой психологической готовности детей к школе и последующим продолжением или исправлением индивидуального образовательного маршрута ребенка» [16].

Таким образом, на основании проведенного анализа и обобщения психолого-педагогического опыта практиков образования РФ и РС(Я) по использованию дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности старших дошкольников мы пришли к выводу о том, что применение дидактических игр при формировании предпосылок учебной деятельности старших дошкольников будет наиболее эффективным при включении его в систему с другими методами обучения: наглядный, словесный, практический и проектный, а также с применением других направлений метода дидактических игр (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, познавательные игры, подражательные игры и др.). Важно помнить, что дидактические задания, присоединенные к игре, являются основой для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Они сохраняют основной вид деятельности детей в ДОУ – игру. Из всего вышесказанного следует, что дидактические игры являются базой для формирования предпосылок учебной деятельности, так как они включают в себя как игру, так и дидактические задания.

Дидактические задания присоединяются к формированию предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников. Эти задания играют важную роль в формировании предпосылок, необходимых для успешной учебной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, дидактические игры являются базой для формирования предпосылок учебной деятельности так как в них сохраняется основной вид деятельности детей в ДОУ – игра, но в то же время к игре присоединяются дидактические задания, которые в свою очередь и формируют предпосылки к учебной деятельности у старших дошкольников. Однако формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников будет наиболее эффективным при включении его в систему с другими методами обучения: наглядный, словесный, практический и проектный, а также с применением других направлений метода дидактических игр (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, познавательные игры, подражательные игры и др.).

 


Список литературы

1. Бояркина М. А. Представление педагогического опыта педагога-психолога «Психологическая готовность ребенка к школе» // Международный образовательный портал MAAM.RU. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta-pedagoga-psihologa-psihologicheskaja-gotovnost-rebenka-k-shkole.html (Дата обращения: 24.02.2023).
2. Букина Т. К. Конспект образовательной деятельности «Познание» в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная книга» // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/78s66dtgt4g88o8cgcs4gos8so880k (Дата обращения: 24.02.2023).
3. Бутакова Е. Г. Психологическое сопровождение развития детей 5–7 лет с нарушениями речи в ДОУ // Фестиваль педагогических идей – открытый урок. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/568332 (Дата обращения: 24.02.2023).
4. Вологина О. А. Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе «Соль и ее свойства» // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/rn3vyuapcggc0wcgks0scckc8o4408 (Дата обращения: 24.02.2023).
5. Выготский Л. С. Кризис семи лет // собр. соч.: В 6 т. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 376-385.
6. Габай Т. В. Педагогическая психология : учебное пособие. 4-е изд. – М. : Академия, 2008. – 240 с.
7. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. – М. : МГУ, 2007. – 256 с.
8. Гимакаева Т. И. Дополнительная общеобразовательная программа «Звуковичок» для обучающихся 5–6 лет // Фестиваль педагогических идей – открытый урок. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/664325 (Дата обращения: 24.02.2023).
9. Давыдов В. В. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 13-26.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.
11. Кривогорницына О. С. Развитие интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста посредством динамической игры преследования «Сонор» // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/nkwx0of1e4g4soc8swck8k8ccgo4go (Дата обращения: 24.02.2023);
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. – М. : Смысл, 2005. – 352 с.
13. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры : избранные психологические произведения. – М. : Педагогика, 1983. – 61 с.
14. Репкин В. В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск : Пеленг, 2007. – 288 с.
15. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета. – 1998. – № 171. Серия «Психология». Выпуск 11. – С. 40-49.
16. Самонкина Е. А. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника подготовительной группы «Капитошка» – // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/tj3gkws8k2og4ccgokk8go48cggo88 (Дата обращения: 24.02.2023).
17. Слепцова Н. А. Игра «Сонор» - средство для развития универсальных учебных действий // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/qry1139zruowowskkc400gk4kcc4og (Дата обращения: 24.02.2023).
18. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) Национальная ассоциация развития образования и науки. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 02.03.2023).
19. Эльконин Д. Б. Избранный психологические труды. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
20. Юрчук Е. Н. Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с дошкольниками // Фестиваль педагогических идей – открытый урок. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/664192 (Дата обращения: 24.02.2023).
1. Бояркина М. А. Представление педагогического опыта педагога-психолога «Психологическая готовность ребенка к школе» // Международный образовательный портал MAAM.RU. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta-pedagoga-psihologa-psihologicheskaja-gotovnost-rebenka-k-shkole.html (Дата обращения: 24.02.2023).
2. Букина Т. К. Конспект образовательной деятельности «Познание» в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная книга» // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/78s66dtgt4g88o8cgcs4gos8so880k (Дата обращения: 24.02.2023).
3. Бутакова Е. Г. Психологическое сопровождение развития детей 5–7 лет с нарушениями речи в ДОУ // Фестиваль педагогических идей – открытый урок. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/568332 (Дата обращения: 24.02.2023).
4. Вологина О. А. Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе «Соль и ее свойства» // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/rn3vyuapcggc0wcgks0scckc8o4408 (Дата обращения: 24.02.2023).
5. Выготский Л. С. Кризис семи лет // собр. соч.: В 6 т. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 376-385.
6. Габай Т. В. Педагогическая психология : учебное пособие. 4-е изд. – М. : Академия, 2008. – 240 с.
7. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. – М. : МГУ, 2007. – 256 с.
8. Гимакаева Т. И. Дополнительная общеобразовательная программа «Звуковичок» для обучающихся 5–6 лет // Фестиваль педагогических идей – открытый урок. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/664325 (Дата обращения: 24.02.2023).
9. Давыдов В. В. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 13-26.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.
11. Кривогорницына О. С. Развитие интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста посредством динамической игры преследования «Сонор» // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/nkwx0of1e4g4soc8swck8k8ccgo4go (Дата обращения: 24.02.2023);
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. – М. : Смысл, 2005. – 352 с.
13. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры : избранные психологические произведения. – М. : Педагогика, 1983. – 61 с.
14. Репкин В. В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск : Пеленг, 2007. – 288 с.
15. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета. – 1998. – № 171. Серия «Психология». Выпуск 11. – С. 40-49.
16. Самонкина Е. А. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника подготовительной группы «Капитошка» – // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/tj3gkws8k2og4ccgokk8go48cggo88 (Дата обращения: 24.02.2023).
17. Слепцова Н. А. Игра «Сонор» - средство для развития универсальных учебных действий // Республиканское электронное информационное издание «Педагоги Якутии». Режим доступа: https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/qry1139zruowowskkc400gk4kcc4og (Дата обращения: 24.02.2023).
18. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) Национальная ассоциация развития образования и науки. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 02.03.2023).
19. Эльконин Д. Б. Избранный психологические труды. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
20. Юрчук Е. Н. Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с дошкольниками // Фестиваль педагогических идей – открытый урок. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/664192 (Дата обращения: 24.02.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: