Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №09 (62) Сентябрь 2021

УДК 376+378.16

Дата публикации 30.09.2021

Особенности проектирования инклюзивного компонента доступной образовательной среды вуза

Ильевич Татьяна Петровна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Молдова, г. Тирасполь astera7107@rambler.ru
Мынзат Елена Сергеевна
магистрант факультета педагогики и психологии, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Молдова, г. Тирасполь

Аннотация: Статья посвящена проблеме проектирования инклюзивного образовательного процесса на основе оптимальных параметров организации доступной образовательной среды вуза. Теория и практика инклюзивного высшего образования свидетельствует о ряде системных проблем по организации комфортного, доступного и субъектно-ориентированного обучения студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. Изучение образовательных параметров организации инклюзивной среды различных вузов позволило выделить три группы оптимальных условий развития доступной среды высшего образования: материально-технические, методико-педагогические и социально-психологические. Выделенные компоненты характеризуются специальными качественными параметрами среды, что позволяет проводить экспертизу и осуществлять средовое проектирование.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, образовательная среда вуза, доступность образовательной среды, проектирование среды.

Features of designing an inclusive component of an accessible educational environment of a university

Ilyevich Tatyana
Ph.D., Associate Professor, Department of pedagogy and modern education technologies, Taras Shevchenko Transnistrian State University, Republic of Moldova, Tiraspol
Mynzat Elena
Master student, Faculty of Pedagogy and Psychology, Taras Shevchenko Transnistrian State University, Republic of Moldova, Tiraspol

Abstract: The article is devoted to the problem of designing an inclusive educational process based on the optimal parameters of organizing an accessible educational environment of a university. The theory and practice of inclusive higher education testifies to a number of systemic problems in the organization of comfortable, accessible and subject-oriented education for students with disabilities. The study of the educational parameters of the organization of the inclusive environment of various universities made it possible to distinguish three groups of optimal conditions for the development of an accessible environment of higher education: material and technical, methodological and pedagogical and socio-psychological. The selected components are characterized by special quality parameters of the environment, which allows for expertise and environmental design.
Keywords: inclusion, inclusive education, educational environment of the university, accessibility of the educational environment, design of the environment.

Правильная ссылка на статью
Ильевич Т.П., Мынзат Е.С. Особенности проектирования инклюзивного компонента доступной образовательной среды вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (62). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-proektirovaniya-inklyuzivnogo-komponenta-dostupnoj-obrazovatelnoj-sredy-vuza.html (Дата обращения: 30.09.2021)

Актуальность изучения инклюзивного компонента образовательной среды заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения обучающихся независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых направлений деятельности системы образования во все мире. Усилия государственных структур сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации образования создать многоуровневую образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, то есть организовать инклюзивное образование.

Классическая трактовка понятия инклюзии (от фр. inclusion – включение) заключается в увеличении степени активности всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Т.В. Фуряева отмечает, что инклюзия в целом соответствует принципам гуманистической педагогики, ориентированной на развитие индивидуальных особенностей обучающегося с учетом его возможностей и потребностей, и предполагает гетерогенность как норму в педагогическом сопровождении [1, с. 18].

Можно отметить, что в зарубежных исследованиях накоплен достаточно обширный опыт реализации инклюзивного образования, а также специальной подготовки педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде (А. де Бур, С.Дж. Пийл, А. Миннаерт, 2011; С.Н. Матос, Е.Г. Мендес, 2015; Б. Бадштибер, Б. Амрайн, 2016 и пр.).

В современных российских исследованиях также рассматриваются различные проблемы организации инклюзивной образовательной среды: психолого-педагогическая поддержка обучаемого с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях образовательной организации (С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, Н.М. Назарова, Т.П. Дмитриева); поддержка семьи, имеющей ребенка с ОВЗ (И.А. Романовская, М.М. Семенович, Е.Л. Черкасова); развитие дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ (Е.Н. Моргачева, И.М. Юсупов); развитие инфраструктуры образовательных организаций в рамках инклюзивного образования (Л.В. Горюнова, О.А. Денисова, О.С. Кузьмина, Е.Н. Кутепова, Е.С. Ромашевская) и пр.

Инклюзия, по мнению ряда авторов (С.В. Алехина, Ю.В. Мельник, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов и др.), призывает к процессам образовательной реконструкции норм, правил, порядка управления и построения образовательной среды современного образовательной организации, с целью принятия социально-культурного многообразия обучающихся, с их личными особенностями и потребностями. Ведущим в организации инклюзивного образовательного процесса выступает принцип субъектности участников образовательных отношений и их партиципации, вовлеченности в активные виды деятельности, социальное пространство образования [2]. Кроме того, инклюзия непосредственно может касаться всех обучающихся, а не только обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, поскольку индивидуально-персонифицированный подход предполагает рассмотрение потребностей развития личности прерогативой современного образования.

Инклюзивное образование как научно-исследовательская и практическая проблема особенно актуальна для системы развития высшей школы, поскольку тенденции отечественного образования подстраиваются под актуальные потребности общества и государства, и закладывают перспективы их устойчивого развития.

Так, Ю.В. Глузман отмечает важность интеграции молодежи с инвалидностью в социально-культурное пространство высшей школы, что способствует, по мнению автора, формированию в обществе «новой культурной нормы» – достойного и уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями на всех уровнях социального пространства. Доступность высшего образования, при этом, выступает ведущим социальным параметром оптимального функционирования системы непрерывного образования [3].

В основе инклюзивного образования положены принципы, которые исключают любую дискриминацию обучающегося, обеспечивают равное отношение ко всем людям, создают особые условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися обучающимися возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание.

Нормативные аспекты инклюзивного образования закреплены в ряде документов: Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных законах: «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г.; «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.; «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.; «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.

В Российской Федерации в условиях реализации мероприятий 2.2 функционирует Государственная программа «Доступная среда» (2011-2025 гг.). Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом РФ и направлена на решение следующих задач: оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам [4].

В соответствии с требованиями Федерального стандарта преподавания высшего профессионального образования по направлениям списка укрупненной группы специальностей «Образование и педагогические науки» в вузе должна быть создана социокультурная среда, созданы условия для полноценного развития личности. Образовательные стандарты нового поколения предписывают необходимость создания в условиях образовательной среды вуза системы доступных образовательных услуг для студентов с ОВЗ [5].

Образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В данном определении особое методологическое значение приобретает понятие «возможности», которое предполагает активную роль самой личности в освоении развивающих ресурсов среды, поскольку определяется в равной мере, как специфическими свойствами среды, так и свойствами личности [6].

По мнению В.А. Ясвина, интегративным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды предложить систему возможностей для эффективного личностного саморазвития всем субъектам образовательного процесса. Качество образовательной среды можно оценить, проанализировав качество пространственной предметной составляющей этой среды, качество ее социальной составляющей и качество связей между ними. Проектирование педагогического обеспечения развивающих возможностей среды составляет третий, технологический, или деятельностный, компонент образовательной среды [7].

Программа «Доступная среда» была создана для того, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями. Зачастую они не могут даже просто подъехать к зданию, не говоря уже о свободном ориентировании и передвижении внутри. Вещи, который обычный человек делает не задумываясь, могут быть абсолютно недоступны человеку с ограничениями по здоровью.

Качественный проект по программе «Доступная среда» предусматривает все, чтобы люди с ограниченными возможностями всех категорий могли беспрепятственно передвигаться по объекту. Кроме прочего, современные строительные и правовые нормы требуют, чтобы здание или территория были оборудованы по программе «Доступная среда» [8].

Все проектные решения осуществляют только квалифицированные инженеры-проектировщики с опытом работы в данной области и знаниями, которые основаны на визуальных, тактильных и звуковых способах разметки пространства. Разработка проекта по программе «Доступная среда» происходит строго в соответствии с действующими строительными нормами и правилам и учитывает все нюансы действующих СНиПов и ГОСТов, в том числе и с применением системы Брайля.

Реформы системы образования, инклюзивное обучение и требования, которые предъявляются к образовательным учреждениям всех уровней по программе «Доступная среда» – диктуют целый комплекс мероприятий по адаптации. На этапе адаптации образовательных учреждений возникает один из проблемных вопросов организации среды для обучающихся-инвалидов, связанный со специальным оборудованием учебных помещений. Он ориентирован на устранение всех барьеров на территории учреждения и внутри здания таким образом, чтобы свободный доступ могли иметь все посетители, вне зависимости от своих физических возможностей. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, по зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

Примерный список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для образовательных учреждений по программе «Доступная среда», включает в себя: вертикальные, лестничные или кресельные подъемники для инвалидов; травмобезопасные перила и пандусы; тактильная плитка и система навигации для инвалидов по зрению; организация доступности санузлов; оборудованные места парковки для инвалидов; специальные кнопки вызова в тех местах, где инвалиду может потребоваться помощь персонала.

Для того чтобы обеспечить беспрепятственный доступ для людей с ограниченными физическими возможностями, нужны комплексные меры по адаптации. Это означает не просто устранение барьеров, но и обеспечение комфортности и безопасности при перемещении людей с ограниченными возможностями.

Согласно планированию мероприятий по программе «Доступная среда» рекомендуется проработать несколько важных технологических нюансов: лифтовой холл – свободная территория перед лифтом должна иметь достаточные размеры, для удобного пользования пассажирами на инвалидных креслах; учебные кабинеты и аудитории – для обучающихся в креслах-колясках должны быть организованы столы специальной конфигурации, а их размещение – строго в ряду у дверного проема; актовые и зрительные залы – для комфорта инвалидов по слуху должны быть предусмотрены системы помощи, индукционные петли; библиотека и читальный зал – должны быть размещены средства помощи слабовидящим, а также продумано дополнительное освещение по всему периметру; спорт-зал и бассейн – для обучающихся с ограниченными возможностями обязательно нужно организовать отдельную закрытую раздевалку, с душем и санузлом, адаптированным к безопасному использованию; эвакуация – на случай чрезвычайных ситуаций во всех помещениях должны быть предусмотрены системы световой сигнализации для учащихся инвалидов с нарушением слуха [4].

Организация инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС открывает большие возможности для студентов с ограниченными возможностями в плане подготовки к профессиональной деятельности, повышения их социальных навыков. При этом следует учитывать ряд проблем, связанных с реализацией инклюзивного образования: существующая система образовательного процесса, содержание учебных материалов, традиционный способ проведения лекций и семинаров учителями и техническое оборудование не предназначено для особых образовательных потребностей студентов-инвалидов.

Комплексный анализ инклюзивного компонента образовательной среды вуза позволяет оценить параметры доступности образовательной среды по трем направлениям: материально-техническому, методико-педагогическому и социально-психологическому.

Представим некоторые характеристики инклюзивной доступности образовательной среды, представленные на официальных сайтах вузов. Всего была систематизирована информация по 12 вузам Российской Федерации. Наиболее системно, в соответствии с избранными параметрами, были проанализированы сведения по таким вузам, как: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (60 студентов с ограниченными возможностями здоровья; по данным на начало 2020–2021 учебного года); ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (17 студентов с ОВЗ); КФУ – Крымский федеральный университет (206 студентов с ОВЗ).

С точки зрения проектирования инклюзивного компонента среды интерес также представляет опыт разработки комплексного обустройства образовательной среды в ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево). На официальном сайте вуза программе «Доступная среда» уделено достаточно внимания для того, чтобы информацию о программе сделать доступной, понятной и востребованной в вузовской образовательной среде. Проект реализации Программы включает три компонента: нормативно-информационный блок (нормативные документы); профориентационный блок (проект «Безбарьерная среда в образовании»); организация обучения (перечень образовательных направлений и программ вуза, разработанных с учетом обучающихся с ОВЗ).

Характеристика инклюзивной доступности образовательной среды рассматривалась на трех уровнях, каждый из которых включал ряд параметров:

– материально-технические условия (специализированная система визуальных знаков в образовательном пространстве для обучающихся с ОВЗ; специализированные средства для удобства перемещения обучающихся с ОВЗ; пандусы у корпусов и общежитий; доступность технических средств и приспособлений для осуществления аудиторного процесса инклюзивного обучения; специализированные компьютерные комплексы для обучающихся с ОВЗ);

– методико-педагогические условия (наличие специалистов (педагогов), владеющих специальными методиками обучения учащихся с ОВЗ; подготовленность всего педагогического состава к методическому сопровождению обучающихся с ОВЗ; психолого-педагогическая готовность к взаимодействию субъектов инклюзивного обучения; возможность использования в аудиториях специализированных средств обучения для обучающихся с ОВЗ, в том числе с применением дистанционных технологий; готовность к проектированию учебных программ и фонда оценочных средств, ориентированных на обучающихся с ОВЗ);

– социально-психологические условия (наличие в вузе структурных подразделений по социально-психологическому сопровождению обучающихся с ОВЗ; наличие в вузе социальных проектов по реабилитации и здоровьесбережению обучащихся с ОВЗ; психологическая и правовая поддержка в трудоустройстве выпускников с ОВЗ; программы комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ в вузе; популяризация программы «Доступная среда»).

Таким образом, наиболее оптимальными условиями проектирования доступной образовательной среды вуза были выявлены: нормативно-правовое и методическое обеспечение инклюзивного учебного процесса; социально-психологическая готовность субъектов образовательных отношений к организации инклюзивного образовательного процесса (инклюзивная компетентность и культура); комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса (обучающихся, родителей, преподавателей, помощников лиц с ограниченными возможностями здоровья); информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования и их дальнейшего социального роста, а также доступность системы реабилитационных, психолого-педагогических, медицинских и социальных услуг.


Список литературы

1. Фуряева Т.В. Проблема интеграции/инклюзии в психолого-педагогических исследованиях ученых Германии (середина XX – начало XXI века) // Современная зарубежная психология. – 2018. – № 1. – С. 18-28.

2. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 6. – С. 38-46.

3. Глузман Ю.В. Теория и практика инклюзивного образования в вузе: отечественный и зарубежный опыт: монография. – Симферополь: ИТ Ариал, 2019. – 244 с.

4. Постановление от 29 марта 2019 года № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»» (с изменениями на 23.03.2021 г.). – URL: https://docs.cntd.ru/document/554102819?marker=6540IN (дата обращения: 11.09.2021).

5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL.: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 12.08.2021).

6. Румянцева Н.В., Горюшкина Е.А., Гусева Н.А. Инклюзивная среда в дополнительном образовании: от толерантности к взаимному интересу // Образовательная панорама. – 2018. № 1 (9). – С. 45-56.

7. Ясвин В.А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. – 2020. – № 1 (6). – С. 74-93.

8. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Создание условий для обеспечения доступности среды специализированной модели базовых профессиональных образовательных организаций // Специальное образование. – 2020. – № 1 (57). – С. 152-166.

Расскажите о нас своим друзьям: