Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 37
Дата публикации 30.04.2024
Особенности освоения цикла «Восемь детских пьес для фортепиано» Б.А. Чайковского студентами педагогических университетов Китая
Ян Чжуни
аспирант кафедры музыкального воспитания и образования, института музыки, театра и хореографии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, e-mail: yzy563179331@icloud.com
Аннотация: Борис Александрович Чайковский (1925-1996) – талантливый и самобытный композитор советской эпохи второй половины XX века. Он написал большое количество гениальных произведений в разных жанрах. Характерными чертами его музыкальных произведений являются гармония и простота мелодий, которые воспринимаются слушателями без каких-либо трудностей. Столь выразительные характеристики заметны и в его фортепианных опусах. В качестве примера приведем цикл «Восемь детских пьес для фортепиано» (1952), который может стать прекрасным материалом для освоения студентами факультетов музыки китайских педагогических университетов стилистики композиторов второй половины XX века.
Ключевые слова: Борис Чайковский, анализ фортепианных произведений, «Восемь детских пьес для фортепиано».
Department of Music Education and Upbringing, Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen Stаte Pedаgogicаl University
Abstract: Boris Aleksandrovich Tchaikovsky (1925-1996) is a talented and original composer of the Soviet era of the second half of the 20th century. He wrote a large number of brilliant works in different genres.The characteristic features of his music are the harmony and simplicity of the melodies, which are perceived by listeners without any difficulties. Such expressive characteristics are noticeable in his piano opuses.As an example, let’s take the cycle “Eight Children’s Pieces for Piano” (1952), which can become excellent material for students of music departments of Chinese pedagogical universities to master the stylistics of composers of the second half of the 20th century.
Keywords: Boris Tchaikovsky, Analysis of piano works, "Eight children's pieces for piano".
Ян Ч. Особенности освоения цикла «Восемь детских пьес для фортепиано» Б.А. Чайковского студентами педагогических университетов Китая// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-osvoeniya-tsikla-vosem-detskikh-pes-dlya-fortepiano-ba-chajkovskogo-studentami-pedagogicheskikh-universitetov-kitaya.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Борис Александрович Чайковский (1925-1996) – талантливый и самобытный композитор советской эпохи второй половины XX века. Его творчество высоко оценено такими выдающимися музыкантами и деятелями искусства как: Д. Д. Шостакович, М. Л. Ростропович, К. П. Кондрашин, В. И. Федосеев и другими. Он написал большое количество гениальных произведений в разных жанрах, в том числе: симфонии, увертюры, оркестровые сюиты, фортепианные концерты, музыку к театральным постановкам и кинофильмам и др. Музыка Б. А. Чайковского отличается высоким профессионализмом, глубокой философской сосредоточенностью, могучим симфоническим размахом.
Столь выразительные характеристики заметны и в его фортепианных опусах. В качестве примера приведем цикл «Восемь детских пьес для фортепиано» (1952), который может стать прекрасным материалом для освоения студентами факультетов музыки китайских педагогических университетов стилистики композиторов второй половины XX века. Как отмечает Н. А. Говар, эти пьесы ориентированы на передачу красоты внутреннего мира человека [1, с. 56]. Повествование ведется от лица ребенка, который наивно воспринимает окружающий мир и эмоционально реагирует на происходящие события. Акцент делается на описании феномена художественного времени, о чем свидетельствуют программные заголовки: «Веселая прогулка», «Осенний день», «Первый дождь» и другие. По мнению С. А. Давыдовой, эти детские фортепианные миниатюры выражают одну из сторон гениальности Б. А. Чайковского: «уметь говорить по-новому, но старыми словами» [2, с. 105].
Первая миниатюра – «Веселая прогулка». Характер открытый, энергичный. Светлая мелодия создает беззаботную и радостную атмосферу. Важную роль играет метроритм, выполняющий передачу образа идущего по улице человека. Мелодические линии имеют простую структуру, что облегчает процесс их восприятия, в результате чего каждый исполнитель получает возможность погрузиться в теплое и счастливое время детства (Пример 1).
Пример 1. «Восемь детских пьес для фортепиано», Б.А. Чайковский, Веселая прогулка
У пианистов могут возникнуть определенные трудности, связанные с интерпретацией динамических контрастов, в рамках которых звуки то нарастают, то затихают. Они также довольно быстро сменяют друг друга на протяжении всего произведения. На данный аспект нужно обязательно обратить внимание.
Вторая миниатюра начинается с медленного и спокойного вступления, которое ярко передает атмосферу осенних дней. Музыкальная тема полна грусти, словно она передает увядание природы перед наступлением зимы. В то же время характерными чертами данной миниатюры являются легкая и мягкая мелодия, медленный темпоритм, подчеркнутость ладотональностью d-moll (Пример 2). Нам кажется, что в данном произведении делается акцент на обретении внутреннего равновесия на основании гармоничных взаимоотношений человека с природой.
Пример 2. «Восемь детских пьес для фортепиано», Б.А. Чайковский, Осенний день
Исполнителю необходимо передать эмоциональную глубину данной пьесы, так как за внешней простотой скрывается «понимание образа природы как символа мироощущения, духовного строя в переломные моменты жизни, … тема осени, связанная с ней семантика прощания проходит через все творчество Б. А. Чайковского как знак авторского стиля» [3, с. 116].
«Марш» вновь возвращает к энергии жизни через мелодию и четкие ритмические фигуры, характеризующие жанр. Мелодия, состоящая из кратких музыкальных фраз, создает торжественное настроение на протяжении всего музыкального произведения [4, с. 60]. Маршеобразность проявляется в пьесе весьма условно и нарушается мелодическими затактами, вкраплениями синкопированных оборотов, характером штриха (Пример 3).
Пример 3. «Восемь детских пьес для фортепиано», Б.А. Чайковский, Марш
Пример 4. «Восемь детских пьес для фортепиано», Б.А. Чайковский, Вальс
Эта пьеса развивает не только технические, но и аналитические навыки пианистов, к которым относятся различные умения самостоятельного постижения авторского замысла. Некоторое время учебного процесса необходимо уделить точности передачи пунктирного ритма, который должен быть сыгран рельефно и упруго. При этом акцент делается на внедрении активных методов обучения (например, мозговой штурм) и использовании информационно-коммуникационных технологий (например, презентация Microsoft Word, цифровое пианино).
С первых нот фортепианной миниатюры «Вальс» ясно слышатся триольные фигуры в партиях правой и левой рук, которые имитируют красоту танцевальных движений (Пример 4).
Музыкальная тема светлая и радостная, содержит лирические элементы, характерные для эпохи романтизма. От пианистов ожидается практическая тренировка особых умений, такие как правильная постановка рук, контроль над ритмической сложностью вальсового метра, а также работа над темпом. Для этого должны быть проведены тематические занятия, связанные с изучением баланса рук и педализации, в результате чего они смогут исполнить данное музыкальное сочинение с ритмической точностью.
Характерными чертами пятой миниатюры под названием «Первый дождь» являются музыкальные штрихи в виде стаккато, контраст между септаккордами и ферматами и моноритмические фактуры, изображающие веселье людей, находящихся под дождем. Мелодическая линия музыкального сочинения очень выразительна и имеет кантиленный характер, в рамках которого в структуре композиции одновременно доминируют лирические и мелодичные элементы (Пример 5). Как отмечает К. Корганов, колорит «наивного искусства» сквозит и в других произведениях Б. Чайковского, например, в начале 4-й вариации из Темы и восьми вариаций [5, с. 219].
Пример 5. «Восемь детских пьес для фортепиано», Б.А. Чайковский, Первый дождь
Рекомендуется использование метронома для отработки практических навыков, связанных с темпом и ритмом. Преподаватели могут использовать видео- и аудиоматериалы, записи выступлений известных музыкантов-исполнителей с целью облегчения работы над этой пьесой.
Шестая миниатюра написана в полифоническом жанре. Нам кажется, что в ней изображен комический диалог между двумя музыкантами-исполнителями (Пример 6). В «Фугетте» объединились классические музыкальные традиции и элементы национального фольклора, придающие ей игривый и веселый характер. Музыкальное сочинение отличает контрастные противопоставления музыкальных тем и наличие стретт.
Пример 6. «Восемь детских пьес для фортепиано», Б.А. Чайковский, Фугетта
Соответственно, преподаватели должны организовать ход учебного процесса по следующему алгоритму: внимательное изучение каждого голоса, изучение и запоминание аппликатуры, работа над различными интермедиями, стреттами и каденциями.
В пьесе «Романс» представлены образы ветра и моря, которые являются символами свободы человеческого духа, бунта против мелочной жизни, лишенной глубокого смысла. Это подчеркивается тем фактом, что мелодия плавно развивается, приобретая новые эмоциональные паттерны. В каких-то моментах она становится более яркой и интенсивной, а в других - тихой и нежной. На протяжении всей миниатюры слышится приглушенный тон (Пример 7).
Пример 7. «Восемь детских пьес для фортепиано», Б.А. Чайковский, Романс
Здесь важно найти правильный баланс между аккомпанементом и мелодией. Медленный тон и приглушенная динамика способствуют тому, что каждый музыкант-исполнитель получает возможность работы над выразительностью и эмоциональной глубиной миниатюры. Это подчеркивается ценностью восходящей октавы, которая предстает в качестве олицетворения единения человека с окружающим миром.
В «Маленькой сонате» звучат простые мелодические мотивы, которые объединяются в единое целое, рассказывая сюжетную историю данной пьесы. «Жанр сонаты, как известно, предполагает сложное развитие музыкального сюжета и чаше всего связан с сонатной формой – крупной репризной формой, основанной на противопоставлении образно-тематического материала, разграниченного на главную и побочную партии (Г. П., П. П.) в экспозиции и его сближении в репризе, что представляется обычно в тональной трансформации П. П. … основной чертой этой формы является не тональное переосмысление П. П. в репризе, а динамическое сопряжение (Ю.Н. Тюлин) тем при экспонировании [6, с. 117](Пример 8).
Пример 8. «Восемь детских пьес для фортепиано», Б.А. Чайковский, Маленькая соната
Эта пьеса способствует решению сразу несколько педагогических задач: научить правильной интерпретации музыкальной формы, развить музыкальное мышление и темповую устойчивость пианиста.
На основе проведенного музыкально-педагогического анализа, выделим специфичные черты фортепианного творчества Б. А. Чайковского:
· наличие жанровых метроритмических фигур,
· ладо-тональные конструкции,
· простота музыкальных форм,
· яркая эмоциональность,
· секвенцированность музыкальной ткани,
· хроматизированная мелодическая линия, насыщенная разнообразной интерваликой, что значительно усложняет общее интонационное строение музыкальных композиций и их исполнение.
В фортепианных произведениях Б.А. Чайковского раскрываются сложные, иногда многослойные, образы, художественное воплощение которых зависит от пристального внимания к отдельной мелодии. Следовательно, музыкант-исполнитель должен вдумчиво вчитываться в нотный материал для осмысленного интонирования.
Список литературы
1. Говар Н.А. Очерки фортепианной миниатюры отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI вв. Вопросы стиля и интерпретации. – М.: Пробел-2000, 2013. – С. 56.
2. Давыдова С.А. Детские фортепианные пьесы Б. Чайковского в зеркале герменевтического анализа и музыкальная педагогика // Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской научно-практической конференции 12 апреля 2010 года. – Астрахань, 2010. – С. 105.
3. Говар Н.А. Очерки фортепианной миниатюры отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI вв. Вопросы стиля и интерпретации. – М.: Пробел-2000, 2013. – 60 с.
4. Корганов К. Борис Чайковский. Личность и творчество. – М: Композитор, 2001. – 219 с
5. Давыдова С.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: «Предмет “Музыкальное содержание” в аспекте герменевтики (начальная педагогика), Санкт-Петербург, 2011. С.117