Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023
УДК 37
Дата публикации 31.03.2023
Особенности обучения грамоте детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Скорик Елизавета Геннадьевна
Студент, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, РФ, г. Калуга
Демидова Анна Петровна
доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, РФ, г. Калуга
Аннотация: Авторами статьи рассматривается проблема обучения грамоте детей с речевыми нарушениями, а именно общим недоразвитием речи III уровня. Не остается без внимания вопрос взаимосвязи речевых дефектов и их влияние на письменную речь. Особая значимость работы заключается в том, что рассматриваются особенности обучения грамоте детей данной категории. Статья предназначена для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов и родителей.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, особенности, обучение грамоте, коррекция, речевая симтоматика.
Student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Russian Federation, Kaluga
Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool, Primary and Special Education, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Russian Federation, Kaluga
Abstract: The authors of the article consider the problem of teaching literacy to children with speech disorders, namely the general underdevelopment of speech of the III level. The question of the relationship of speech defects and their impact on written speech does not remain without attention. The special significance of the work lies in the fact that the features of teaching literacy to children of this category are considered. The article is intended for speech therapists, speech pathologists, primary school teachers and parents.
Keywords: general underdevelopment of speech, features, literacy training, correction, speech symptoms.
Скорик Е.Г., Демидова А.П. Особенности обучения грамоте детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-obucheniya-gramote-detej-6-7-let-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya-rechevogo-razvitiya.html (Дата обращения: 31.03.2023)
Речь – это важнейшая система организма человека, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. В свою очередь, она имеет огромное значение для формирования высших психических функций – памяти, мышления, внимания, восприятия и т.д., социальной адаптации, обучения в школе и развития личности ребенка. Наличие речевых дефектов значительно затрудняют восприятие окружающего мира, общение с взрослыми и сверстниками, приобретение новых умений и навыков. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации у 92,6% детей имеются речевые патологии и дефекты. Наиболее популярным среди нарушений речи, по психолого-педагогической классификации, является общее недоразвитие речи [3, с. 641].
Общее недоразвитие речи – это нарушение, при котором отмечаются вариативные дефекты во всех категориях речи – грамматической, лексической, фонетической, фонематической, связной речи [4].
Общее недоразвитие речи III уровня в дошкольном возрасте характеризуется наличием развернутой фразовой речи с большим количеством аграмматизмов, а также затруднениями общения. Проблемой обучения и воспитания детей с ОНР III уровня занимались следующие ученые: Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, С. Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Р. И. Лалаева, Т.В. Туманова, Н.В. Серебрякова [5, c. 245].
В рамках исследования рассмотрим симптоматику у детей данной категории. Ее условно можно разделить на неречевую и речевую.
Неречевая симптоматика детей с общим недоразвитием речи очень вариативна, от полного ее отсутствия до речевого негативизма. Функционирование высших психических функций ослаблено [2, c. 59].
Речевая симптоматика обширна, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Звукопроизношение детей с общим недоразвитием речи III уровня относительно сохранно. На данном этапе можно отметить неправильное произношение соноров, а также недостаточную автоматизацию шипящих [4].
Фонематический слух и восприятия зачастую остаются дефектными и проявляются в том, что детям старшего дошкольного возраста сложно различать схожие по звучанию фонемы, определять последовательность и количество звуков в слове. Наибольшие дефекты можно увидеть в связной речи, чем при изолированном произнесении слов [4].
Дефекты слоговой структуры слова можно отметить только при произнесении новых, незнакомых слов со сложной слоговой структурой. Чаще всего это касается трех- и более сложных слов. Также следует отметить, что чаще всего ошибки происходят в словах со стечением согласных [4].
Если рассматривать лексико-грамматическую категорию речи, то здесь происходят наибольшие ошибки. Активный словарь значительно уступает пассивному. В речи детей редко можно отметить использование прилагательных, числительных, многозначных слов и слов с переносным значением. Также иногда отмечаются трудности использования словаря предлогов. Грамматика характеризуется дефектами и сложностями словообразования, согласования и словоизменения, что приводит к стойким аграмматизмам [1, c. 237].
Связная речь детей с общим недоразвитием речи III уровня обучения зачастую бедная. Предложения, используемые детьми, простые и нераспространенные. Может нарушаться последовательность слов, утрата логической связи между словами, пропуски значимых слов и служебных частиц.
Речевая симптоматика имеет огромное значение при организации занятий по обучению грамоте детей. Это обусловлено тем, что дефекты речи в значительной степени влияют на возникновение дисграфии.
Следует отметить методики и дидактические пособия для обучения грамоте, используемые при работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня:
- Система обучения грамоте Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и Т.А. Ткаченко.
- Звуковой метод обучения чтению Д.Б. Эльконина.
- Логопедический букварь и Большие прописи к логопедическому букварю О. Жуковой.
- Логопедический букварь О.А. Давыдовой.
- Логопедический букварь Н. Тегипко.
- Логопедический букварь Е. Косиновой.
Рассмотрим особенности обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня, выявленные в ходе проведения занятий.
В первую очередь отметим, что обучение грамоте следует проводить в тандеме с логопедической работой, которая предшествует освоению чтения и письма. В данном случае необходимо организовать целенаправленную и взаимосвязанную работу с учителем-логопедом.
Основополагающим при работе с детьми данной категории является дифференцированный подход. Именно он позволяет учитывать речевую и неречевую симптоматику, структуру дефекта, степень выраженности, а также является профилактикой возникновения дисграфии. Помимо этого следует реализовывать: принципы деятельностного, индивидуального подходов, этиопатогенетический принцип, принцип учета «зоны ближайшего развития».
Также нельзя оставлять без внимания, что из-за быстрой истощаемости и дефектов высших психических функций обучение грамоте должно занимать больше времени, чем при обучении детей с нормой развития.
Также стоит отметить, что материал, используемый в ходе занятий должен быть разнообразен – речевой, наглядный, слуховой, кинестетический. Зачастую наглядный и кинестетический материал позволяет компенсировать вербальный, который вызывает у детей большие сложности.
Основополагающей задачей обучения в данный период является развитие фонематического слуха параллельно с усвоением образов букв. Наиболее эффективными являются задания: «Поймай звук», «Звуковые ряды», «Найди слова с заданным звуком», «Дермолексия», «Логоритмика», «Визуально-ритмический ряд», «Половина арбуза». Не менее важным считается развитие мелкой моторики, а также совершение двигательных операций с сопоставлением зрительного образа. Наиболее эффективными в данном случае являются задания на развитие межполушарного взаимодействия, графические диктанты, симметричное рисование, обведение по контуру.
Также в период обучения грамоте следует давать задания направленные на формирование лексики и элементов грамматической категории речи, чтобы устранить уже имеющиеся стойкие аграмматизмы.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что обучение грамоте – это важнейший этап, влияющий на дальнейшее обучение ребенка. При организации работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня следует учитывать все неречевые нарушения и дефекты устной речи, которые имеют негативное влияние на формирование письменной речи.
Список литературы
1. Алпатова Н.С., Ульянова И.А. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2020. №3. С.236-243.
2. Дюбова Е.А., Отева Н.И., Пащенко Е.В. Изучение предпосылок к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2. С. 58-61
3. Костенко О.И. Особенности логопедической работы по подготовке детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня речевого развития) к обучению грамоте // Аллея науки. 2020. Т. 1. №4. С. 641-645
4. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и психология». М.: Просвещение, 1989. 223 с.
5. Харченко А.А. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи // Современные тенденции развития системы образования. Сборник статей. Чебоксары. 2019. С.245-248
References
1. Alpatova N.S., Ulyanova I.A. [Formation of lexical and grammatical structure of speech in children with general speech underdevelopment]. Special education and socio-cultural integration, 2020, no.3, pp. 236-443. (In Russ.)
2. Dubova E.A., Oteva N.I., Pashchenko E.V. [Studying the prerequisites for literacy training in children with general speech underdevelopment of level III] Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University, 2020, no. 2, pp. 58-61. (In Russ.)
3. Kostenko O.I. [Features of speech therapy work on the preparation of children 6-7 years old with general underdevelopment of speech (ONR III level of speech development) for literacy training] Alley of Science, 2020, Vol. 1, No. 4, pp. 641-645. (In Russ.)
4. Filicheva T.B. Fundamentals of speech therapy: Textbook for students of pedagogical sciences. institutes specializing in "Pedagogy and Psychology". Moscow, Education, 1989. 223 p.
5. Kharchenko A.A. [Features of teaching literacy to children with general underdevelopment of speech] Modern trends in the development of the education system. Collection of articles. Cheboksary, 2019, pp.245-248/ (In Russ.)