Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 37

Дата публикации 30.11.2022

Особенности межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте

Мусалова Дария Дамировна
магистрант по специальности психолого-педагогическое образование, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир
Мухина Татьяна Константиновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир. tanea.muhina@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются особенности межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: межличностное взаимодействие, младший школьный возраст, младший школьник, взаимоотношения.

Features of interpersonal interaction in primary school age

Musalova Dariya Damirovna
Master's degree in psychological and pedagogical education, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov, Vladimir
Musalova Daria Damirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir

Abstract: The article analyzes the features of interpersonal interaction in primary school age.
Keywords: interpersonal interaction, junior high school age, junior high school student, relationships.

Правильная ссылка на статью
Мусалова Д.Д., Мухина Т.К. Особенности межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-mezhlichnostnogo-vzaimodejstviya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Младший школьник ребенок, находящийся на определенном этапе своего развития, который активно осваивает коммуникативные умения. В данном возрастном диапазоне происходит приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками, интенсивное установление товарищеских отношений [1].

Младший школьный возраст – период от 6 до 10 лет, когда ребенок обучается в начальных классах. В этот период происходит усвоение опыта, формируется возможность произвольной регуляции психических процессов [2].

Особенности младшего школьного возраста раскрывают Н. М. Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.К. Дьяченко.

Межличностное взаимодействие охарактеризовано в трудах Г. А. Карпова, Я. Л. Коломенского, А.В. Мудрика и многих других.

Изучению особенностей общения и межличностных отношений младших школьников со сверстниками посвящены работы таких исследователей как Л.И Божович, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна, Е. П. Ильина, Р. С. Немова.

Проблемой исследования на данную тему является выявление особенностей межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте.

Результаты исследований на данную тему могут быть применены в педагогической, психологической и других областях для более качественной работы специалистов, а также развития личности.

У ребенка младшего школьного возраста на данном этапе развития происходит наибольший пик активности. Дети 7-10 лет становятся включенными в разнообразие видов деятельности: игровую, трудовую, спортивную, творческую. Тем не менее, ведущим типом деятельности в этом возрасте становится учебная деятельность [3].

Стоит отметить, что данная деятельность не должна сводиться только к посещению образовательного учреждения или учреждений дополнительного образования, а также к непрерывному получению теоретических и практических знаний. Учеба у младших школьников предполагает усвоение теоретических и практических знаний, умений и навыков, выработанных человечеством, с их последующей реализацией и применением в жизни. Только тогда, когда перед ребенком ставится какая- либо определенная цель – научиться чему-то новому и полезному, чего он раньше не знал или не умел, что пригодится ему в реальной жизни, можно говорить непосредственно о самом виде деятельности — учебе [4].

В качестве предмета деятельности процесс учения рассматриваются знания как элементы культуры и науки, существующие сначала объективно в накопленном человечеством опыте, переходя из внешнего мира ребенка в внутренний. В процессе учения знания становятся достижением ученика, преобразуя его как субъект деятельности. Результатом процесса обучения являются изменения самого учащегося.  Поэтому, учебная деятельность — это, в широком смысле, деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию [5].

В этом возрасте распространены групповые дружественные взаимоотношения. Дружественные взаимоотношения владеют большим числом функций, основная из которых – становление самосознания, кроме того, образование чувств сопричастности, связи с обществом для.

Создание и развитие жизни класса, развитие его коммуникативного пространства недостижимы без контакта субъектов, прежде всего самих учащихся. Их взаимодействие происходит в процессе классовой жизни, в составе которой несколько областей. Взаимодействие в классе – это организация действий учеников, направленных на достижение общих для коллектива целей в процессе реализации совместной рабοты [6].

Взаимоотношения с ровесниками в школьном учреждении требуют поведенческой перестройки, а также обладают своей своеобразностью. Начало образовательного процесса должно быть построено как отработка способностей образовательного взаимосотрудничества. Действия ребенка должны являться ориентированными в обучение: понимание договариваться, обмениваться предложениями, также понимать и оценивать товарища. Присутствие этих способов оценки формируются из-за результата особенностей наружной сферы, а также из-за результата личностных особенностей. Необходимо не ожидать от учеников устойчивых взаимодействий с ровесниками, потому что основной деятельностью в данный период считается учебная. Именно она обусловливает вид взаимоотношений сверстников в школьных заведениях [7].

В начальных классах происходит распределение класса на неформальные категории, которые иногда приобретают большую значимость, нежели формальные школьные объединения. Около них могут формироваться индивидуальные нормы поведения, ценности, круг интересов, во многом сопряженные с фаворитами. Данные категории далеко не постоянно считаются традиционными антагонистами, но в некоторых вариантах может создаваться определенное смысловое препятствие. В большинстве ситуаций ребята, входящие в данные категории, обладая каким-либо индивидуальным кругом интересов, никак не прекращают являться интенсивными членами всей группы [8].

Данной возрастной группе характерно общение, основанное на разных видах и формах общественно-полезной деятельности. Наиболее благоприятное и продуктивное общение возникает у младших школьников в условиях совместно выполняемой коллективной деятельности, которая существует в качестве ролевого взаимодействия [9].

Важное место в данном случае стоит уделить ролевому взаимодействию младших школьников в игровой деятельности. Такое взаимодействие реализуется в игровых приемах, моделирующих различные актуальные ситуации жизни ребенка. Под актуальными ситуациями понимается внеурочная деятельность школьников в сфере быта, досуга, игр, а также общественной деятельности, повторяющихся в реальной жизни детей. В деятельности, реализующей ролевое взаимодействие, педагог может ставить цели, которые объединяют, а также разделяют образовательные последствия [10].

Младший возраст школьников считается значимым этапом в формировании способов оценки общества также самого себя, образовании индивидуальной манеры общения, здесь формируется основа отношения к обществу, народам также к себе. Важное значение в этом становлении представляет взрослый, указывающий матрицу концепции взаимоотношений, ровесник, в котором «вырабатываются» методы взаимодействия. Конечно, при изучении вопросов взаимодействия важно обращать внимание также к внутренней области взаимодействия - формированию рефлексии, формированию самосознания.


Список литературы

1) Акопян, А. А. Формирование межличностных отношений младших школьников / А. А. Акопян, М. А. Абелян // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 7(30). – С. 69-72. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov (Дата обращения: 29.03.22)
2) Венгер, Александр Леонидович. Психологическое обследование младших школьников: [Текст] / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2007. - 159 с.
3) Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и дополн. / Н. И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2006. - 208 с.
4) Ильина, М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет [Текст]/ М.Н. Ильина. – СПб.: Дельта, 2001. - 208с.
5) Карушева, А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах [Текст]/ А. В. Карушева // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 691-693.
6) Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы [Текст] / А. Ф. Лазурский. – СПб.: Алетейя, 2011. – 192 с.
7) Ларина, И. Б. Методические приемы развития педагогом межличностных отношений младших школьников в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]/ И. Б. Ларина, Э. Л. Миронова, О. Л. Косоруких // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 12. – С. 17-21. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44274326&
8) Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст]/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – 255 с.
9) Пец, О. И. Специфика взаимоотношений младших школьников со сверстниками как фактор их социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // О.И. Пец. Образование. Наука. Научные кадры. 2019. – № 5. – С. 209-212. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22453976_52796914.pdf
10) Хуторской А.В. Педагогика: учебник для вузов [Текст]/ А.В.Хуторский. – Спб.: Питер, 2019. – 608 с.

Расскажите о нас своим друзьям: