Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022
УДК 373
Дата публикации 30.11.2022
Мониторинг качества организации образовательной деятельности в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования
Юдина Любовь Анатольевна
канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования», РФ, г. Симферополь, lubov_2907@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема проведения мониторинга по определению качества организации образовательной деятельности с целью обеспечения преемственности дошкольного и начального общего уровней образования. Раскрываются возможности комплексной системы оценки качества дошкольного образования, которая будет содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Определяются преемственные и перспективные задачи по организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении и в начальной школе.
Ключевые слова: мониторинг, образовательная деятельность, преемственность, дошкольное образование, начальное общее образование.
Cand. of Ped. Sciences, assistant professor, Head of the Department of Preschool and Primary Education, State budgetary educational institution of additional professional education "Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education", Russia, Simferopol
Abstract: The article reveals the problem of monitoring to determine the quality of the organization of educational activities to ensure the continuity of preschool and primary general levels of education. The possibilities of an integrated system of quality assessment of preschool education, which will substantially and organizationally regulate the processes of ensuring the formation of preschool children prerequisites for learning activities at the stage of completion of their preschool education, are considered. Successive and prospective tasks for the organization of educational activities in preschool and elementary school are defined.
Keywords: monitoring, educational activities, continuity, preschool education, primary general education.
Юдина Л.А. Мониторинг качества организации образовательной деятельности в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/monitoring-kachestva-organizatsii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-usloviyakh-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.11.2022)
Обеспечение качества образования как одной из важных составляющих успешного формирования личности в социуме имеет первостепенное значение в области государственной образовательной политики Российской Федерации, основные направления которой определяются рядом нормативно-правовых документов, среди которых Федеральный закон Российской Федерации №273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года». Следует отметить, что включение в законодательную базу РФ права ребенка на дошкольное образование, которое рассматривается в нем как один из уровней общего образования, требует выполнения единых подходов, предъявляемых к качеству дошкольного и начального общего образования. А внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором определен перечень требований к освоению программ дошкольного образования, ориентирует на то, чтобы обеспечить детям соответствующий уровень развития, что позволит им стать успешными при обучении в школе.
В настоящее время в педагогической литературе изучены следующие аспекты качества образования: с точки зрения различных подходов раскрыто понятие «качество образования» (М.М. Поташник, С.Е. Шишов и др.); проанализированы условия и факторы, способствующие повышению качества образования (Е.В. Бондаревская, А.И. Севрук и др.); рассмотрены соответствующие компоненты качества образования (А.И. Субетто, Н.А. Селезнева и др.); разработана система методов, форм и средств управления качеством образования (А.Н. Майоров и др.); определен перечень критериев для оценки качества образовательной деятельности и ее управления (В.И. Загвязинский, М.М. Поташник и др.) [1].
На основе анализа научных источников, одним из наиболее эффективных условий оценки качества образования выделяется педагогический мониторинг как процедура сбора, обработки, обобщения данных о состоянии различных аспектов образовательного процесса в учебном заведении.
Мониторинг получил широкое распространение в психолого-педагогической теории и практике оценки качества образовательной системы: исследована технология и процедура мониторинга качества образования (В.П. Панасюк, Л.И. Фалюшина, И.В. Белевцева, Е.В. Крылова и др.); изучена мониторинговая деятельность органов управления образованием (Т.А. Степанова, В.И. Слободчиков и др.); разработаны критерии и показатели мониторинга качества образования (В.А. Кальней, С.В. Хохлова и др.) [1].
Важно отметить, что мониторинг следует рассматривать не только как процедуру оценки качества образования в целом, но и как показатель обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Этот вопрос в литературе практически не исследован. Так как в преимущественном количестве работ, посвященным проблемам выявления качественных характеристик дошкольного образования, с помощью мониторинга определяется качество внедрения государственных стандартов и основных образовательных программ дошкольного образования на различных его уровнях.
Поэтому понимание специфики дошкольного образования и учет особенностей организации образовательной деятельности при интерпретации результатов мониторинга может служить основанием для своевременной коррекции образовательного процесса и реализуемых условий, учитывая уровень развития детей, педагогический потенциал воспитателей, тенденции в образовательной политике с целью обеспечения не только его качества, а также преемственности с последующим обучением в школе.
Содержание дошкольного образования во многом определяет и то, каким будет качество на следующих уровнях системы общего образования. Так необходимо заботится об обеспечении единого образовательного и оценочного пространства, в котором, наряду с преемственностью в содержании образования, должны учитываться преемственность в принципах, методах, подходах и механизмах оценивания качества образования. Данные категории применимы к понятию «качество образования» в контексте «комплексной характеристики образовательной деятельности» [2], что позволяет объективно говорить о качестве образования как основополагающем показателе обеспечения преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.
Кроме того, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования установило определённое Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. понятие «качество образования» как «комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [2], что обуславливает разработку комплексной системы оценивания качества дошкольного образования, которая будет на содержательном и организационном уровне регулировать процессы «формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» [3].
Преемственность дошкольного и начального общего образования – это одна из наиболее актуальных и, вместе с тем, сложных проблем, которая на протяжении многих лет изучается специалистами в области образования. Зачастую, под понятием преемственности рассматривается последовательный переход от одного уровня образования к другому, который выражается в сохранении и постепенной трансформации содержания, форм, методов и технологий обучения. Следовательно, преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предполагает постановку единой для всех уровней общего образования основной цели и определение содержания образования, методов и организационных форм обучения, методики выявления результативности образовательной деятельности.
Как полагает А. Г. Асмолов, один из разработчиков федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «Не ребёнок должен быть готов к школе, а школа – к ребёнку. Детство – это самоценный этап жизни человека. Поэтому недопустимо сведение программ дошкольного детства к школьным программам – это может уничтожить мотивацию ребенка к творчеству, к познанию. Ключевая особенность дошкольного детства – это приобщение ребенка к ценностям культуры, которое происходит через игру» [4].
Поэтому, с одной стороны, дошкольный уровень образования должен сохранить самоценность дошкольного детства, способствовать формированию основополагающих личностных качеств ребёнка, которые будут служить фундаментом успешности в школьном обучении, а с другой − школа как преемник продолжает развивать достижения ребёнка-дошкольника и расширять накопленный им потенциал. Следовательно, для проведения объективной мониторинговой оценки качества образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений, целевые ориентиры должны быть уточнены и конкретизированы в соответствии с требованиями при поступлении ребенка в школу (т.е. при переходе его с уровня дошкольного на уровень начального общего образования) [5].
Как указано выше, организация образовательной деятельности с точки зрения преемственности предполагает учет и анализ содержания, используемых форм и методов обучения и воспитания. Поэтому специфика построения преемственной связи должна быть не столько по направлению знаниевой парадигмы, сколько по линии овладения способами оперирования полученными знаниями. На уровне дошкольного образования это становится возможным путем развития у детей умений, позволяющих им решать основные задачи в процессе освоения содержания образования. Аналогично и в младшем школьном возрасте преемственность может рассматриваться как дальнейшее становление формируемых умений решения главных задач, возникающих в образовательном процессе [6].
Данной точки зрения придерживается Н.Ф. Виноградова, которая считает, что преемственность между дошкольной образовательной организацией и начальной школой «есть, во-первых, определение общих и специфических целей, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)» [7].
Такое понимание преемственности будет обеспечивать: на дошкольном уровне – сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром, развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода; на начальном уровне – опору на личный уровень достижений дошкольника, индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных личностной, интеллектуальной, физической сфер развития ребенка [7].
Исходя из выше изложенного, реализация преемственных связей с целью обеспечения качества организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении требует решения следующих задач:
1. Реализация «охранной функции» процесса обучения – недопустимость учебных перегрузок; рациональное использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка ко всем видам познавательной деятельности.
2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.
3. Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех фундаментальных интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.
На этой основе можно сформулировать преемственные и перспективные задачи по организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования:
- Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития младшего школьника.
- Реализация плавного и бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности, формирование на этой основе общеучебных и предметных умений-навыков, желания и умения учиться.
- Создание воспитательного пространства, обеспечивающего единство требований, условий, подходов для оказания оптимальной педагогической помощи в дальнейшем развитии личности ребенка.
Таким образом, решение поставленных задач, по нашему мнению, будет способствовать обеспечению постепенного перехода из дошкольного периода в начальную школу детей с разными потребностями и возможностями, а также позволит достичь основную цель преемственности в дошкольном и начальном общем образовании – реализовать условия для успешной адаптации ребенка к школьному обучению, сформировать у него новые социальные роли и ведущую деятельность – учебную, и, тем самым, обеспечить качество образования в целом на разных его уровнях.
Список литературы
1. Шумина Е.В. Мониторинг как средство повышения качества дошкольного образования в регионе: на примере Сахалинской области: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) – М., 2011. – 26 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362 (дата обращения: 29.11.2022).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 29.11.2022).
4. Азанов В.Ю., Павлова Н.А. Оценка качества образования в общеобразовательной организации в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 1(4). С. 91–97.
5. Чащина, О. Ю. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС / О. Ю. Чащина, С. Н. Аллерборн // Молодой учёный. 2015. № 21. С. 842-844.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373. Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 29.11.2022)
7. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7–12.