Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 159.99

Дата публикации 17.06.2021

Особенности материнско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

Санникова Юлия Павловна
доцент кафедры психологии и педагогики Кировского государственного медицинского университета, кандидат психологических наук, РФ, Киров, fo-inet@yandex.ru
Шатова Елизавета Андреевна
студентка 6 курса Кировского государственного медицинского университета, обучающаяся по специальности «Клиническая психология», РФ, Киров, liza.s.17@mail.ru
Козвонина Елена Михайловна
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Кировского государственного медицинского университета, РФ, Киров, schulminka@yandex.ru

Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей материнско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Выявлены различия в выраженности идеального образа ребенка и реального образа ребенка у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, доминирующими типами материнско-детских отношений являются диктаторский и дистантный тип материнско-детских взаимоотношений, отсутствует специфика в воспитании мальчиков и девочек в материнско-детских отношениях в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Полученные результаты могут быть использованы в целях построения целостной системы медико-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с аутистическим спектром.
Ключевые слова: материнско-детские отношения, расстройства аутистического спектра

Features of mother-child relations in families raising children with autism spectrum disorders

Sannikova Yulia Pavlovna
Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Kirov State Medical University, Candidate of Psychological Sciences, Russian Federation, Kirov
Shatova Elizaveta Andreevna
6th year student of the Kirov State Medical University, studying in the specialty “Clinical Psychology”, Russian Federation, Kirov
Kozvonina Elena Mikhailovna
Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Kirov State Medical University, Russian Federation, Kirov

Abstract: The article presents the results of a study of the features of mother-child relations in families raising children with autism spectrum disorders. Differences in the expression of the ideal image of the child and the real image of the child in mothers raising children with autism spectrum disorders are revealed, the dominant types of mother-child relationships are dictatorial and distant types of mother-child relationships, there is no specificity in the upbringing of boys and girls in mother-child relationships in families raising children with autism spectrum disorders. The results obtained can be used to build an integrated system of medical and psychological support for families raising children with the autism spectrum.
Keywords: mother-child relationships, autism spectrum disorders

Правильная ссылка на статью
Санникова Ю.П., Шатова Е.А., Козвонина Е.М. Особенности материнско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-materinsko-detskikh-otnoshenij-v-semyakh-vospityvayushhikh-detej-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra.html (Дата обращения: 17.06.2021)

Психологическая наука в последние годы значительной степени характеризуется обращением к наиболее ранним этапам развития человека. В настоящее время подчеркивается важность изучения развития ребенка в естественном окружении, прежде всего во взаимодействии с наиболее близким человеком –матерью. В современных исследованиях отмечается, что многие трудности в эмоциональной сфере, поведении и социальной адаптации, возникающие у более взрослых детей, зачастую связаны с нарушениями ранних отношений с матерью. В настоящее время достаточно широко и полно описана структура родительского отношения, модели и типы материнского отношения, детерминанты родительского отношения, внутренние механизмы и условия развития детско-родительских отношений на этапе младенчества. Кроме того, в науке и практике идет активный поиск моделей психологического сопровождения женщины во время беременности и в течение первых лет жизни ребенка (2, 3, 8, 11, 13, 15).

По Т. Л. Шиманской понятие «материнские отношения» - это избирательная психологическая связь матери с ребенком, выражающаяся в действиях, реакциях и переживаниях, и возникающая под влиянием культурных моделей материнского поведения, собственной жизненной истории и личностных особенностей матери. Содержание материнского отношения определяется, во-первых, ролью матери в развитии ребенка, а, во-вторых, его местом в личностной сфере матери. В структуре родительского отношения выделяется ценностно-смысловой, потребностно-мотивационный, эмоциональный, поведенческий и оценочный компоненты. Первые два компонента образуют основу, фундамент материнского отношения, вторые - обеспечивают его реализацию в деятельности по воспитанию и развитию ребенка, собственно связь матери с ребенком. В материнском отношении системообразующим является эмоциональный компонент. Материнское отношение амбивалентно, двойственно по своей природе. Оно опосредуется тем, что мать выступает в двоякой позиции: как субъект личностного общения (преобладает на ранних стадиях развития ребенка) и как субъект обучения ребенка различным деятельностям.

Общение и взаимодействие с ребенком рассматривается в качестве наиболее важного источника детского развития. Влияние матери на здоровье и психическую полноценность ребенка в период младенчества и раннего детства формирует базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. И в следствие отсутствующей или недостаточной материнской поддержки в первые годы жизни может приводить к выраженному нарушению психического и физического созревания ребенка, дезинтеграции привязанности как важнейшего условия развития психики младенца, дезадаптации и психосоматическим расстройствам.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является тяжелым жизненным событием в семье. Трудности, связанные с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии, вызывают качественные изменения жизнедеятельности семьи, нарушают адаптацию, как отдельных ее членов, так и группы (семьи) в целом, приводя к семейному кризису (12, 14). Однако исследователи отмечают, что сам процесс переживания кризиса такого характера и совладание с ним у семей различны и определяются особыми семейными и личностными ресурсами. Семьи, имеющие детей-инвалидов, являются психологически незащищенными и чувствуют свое отличие от других. В этом случае мы можем говорить, что такая семья - носитель определенной стигмы.

В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с отклоняющимся развитием, значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра (12, 14). Частота нарушений такого рода, определяемая методами психолого-педагогической диагностики, возрастает до внушительной цифры: в среднем 15-20 из 10000 детей. Широкая распространенность этих нарушений является для общества дополнительным источником серьезных проблем, к основным из которых можно отнести снижение качества трудовых ресурсов из-за неполноценной социальной интеграции лиц с нарушениями психического развития, выражающейся в их дезадаптивном поведении.

Разработанная и созданная усилиями отечественных специалистов система специализированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра достигла определенных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени в предлагаемых специалистами рекомендациях уделяется внимание изучению генезиса и специфики собственно личностных проблем, неизбежно возникающих у этих детей в процессе их социализации. Между тем именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение различных факторов развития ребенка, оформляются в многочисленные поведенческие нарушения. Это приводит к общей или частичной дезадаптации, поскольку механизмы социально-психологической адаптации формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе онтогенетической социализации и определяют качество дальнейшей интеграции.

Цель данного исследования – изучить особенности материнско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Объект исследования: материнско-детские отношения.

Предмет исследования: особенности материнско-детских отношений в семьях воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Исследование проводилось на базе Кировского центра прикладного анализа поведения «АВА-центр». Выборку составили родители детей с расстройствами аутистического спектра (18 человек), возраст детей в исследовании от 3 лет до 9 лет (5 девочек и 13 мальчиков).

Исходя из цели и обозначенного предмета исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать имеющиеся в психологической практике подходы к материнско-детским отношениям, определить методологическую базу исследования.

2. Дать характеристику материнско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

3. На основе эмпирического анализа материнско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, определить основные различия в воспитании между мальчиками и девочками.

4. Выявить связь оценки ребенка и типа материнско-детских отношений.

Гипотеза исследования:

1. Основными характеристиками материнско-детских отношений в семьях воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра являются: симбиоз и контроль, авторитарный и зависимый тип межличностных отношений, диктаторский (со стороны ребёнка) и дистантный тип отношений.

2. Существует специфика в воспитании мальчиков и девочек в материнско-детских отношениях в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

3. Существует взаимосвязь между образом ребенка и типом материнско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Для проведения исследования нами были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ литературных источников, методы математической статистики, психодиагностические методы.

Методики исследования:

1. Методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири).

2. Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

3. Тест на самооценку «Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. М. Прихожан).

4. Родительское сочинение (в модификации А. Шведовской)

В исследовании использовались следующие методы математической статистики: процентное соотношение, среднее арифметическое, стандартное отклонение, корреляционный анализ (критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена, критерий Фишера).

Перейдем к полученным результатам. Данные по результатам методики «Диагностики межличностных отношений» Т. Лири, Г. Лефоржа, Р. Сазека представлены в таблице 1,  по ним можно оценить особенности реального образа ребенка и идеального образа ребенка, предъявляемые мамой, а также сравнить идеальный и реальный образ ребенка в целом.

Таблица 1 – Результаты исследования типов отношения к окружающим по реальному образу ребенка по методике «Диагностики межличностных отношений» (Т. Лири, Г. Лефоржа, Р. Сазека)

Реальный образ ребенка

Шкала

Средний балл

±стандартное отклонение

Низкий

Умеренный

Высокий

Количество

Процентное соотношение (%)

Количество

Процентное соотношение (%)

Количество

Процентное соотношение (%)

Авторитарный

6,1±3,1

14

78

4

22

0

0

Эгоистический

4,1±2,5

18

100

0

0

0

0

Агрессивный

4,4±1,9

18

100

0

0

0

0

Подозрительный

3,5±2,3

18

100

0

0

0

0

Подчиняемый

3,2±2,5

18

100

1

6

0

0

Зависимый

6,4±3,1

12

67

6

33

0

0

Дружелюбный

6,3±3,8

10

56

8

44

0

0

Альтруистический

5,5±3,1

15

83

3

17

0

0

По результатам исследования реального образа ребенка с аутистическими расстройствами можно сделать вывод о сниженной выраженности межличностных отношений матери и ребенка, а также наличии у ребенка следующих черт: уверенности, эгоистичности, упрямства, критичности по отношению к окружающим, уступчивости, ожидания помощи, мягкости. Среди имеющихся наиболее выражены дружелюбный, зависимый и авторитарный тип отношений, что свидетельствует об амбивалентных тенденциях в межличностных отношениях.

Таблица 2 – Результаты типов отношений к окружающим по идеальному образу ребенка по методике «Диагностики межличностных отношений» (Т. Лири, Г. Лефоржа, Р. Сазека)

Идеальный образ ребенка

Шкала

Средний балл

±стандартное отклонение

Низкий

Умеренный

Высокий

Количество

Процентное соотношение (%)

Количество

Процентное соотношение (%)

Количество

Процентное соотношение (%)

Авторитарный

9,2±3,7

7

39

8

44

3

17

Эгоистический

6,6±2,4

16

89

2

11

0

0

Агрессивный

5,0±2,1

18

100

0

0

0

0

Подозрительный

1,9±1,1

18

100

0

0

0

0

Подчиняемый

4,2±1,6

18

100

0

0

0

0

Зависимый

5,4±2,5

16

89

0

0

0

0

Дружелюбный

7,8±2,0

10

56

8

44

0

0

Альтруистический

8,3±2,8

7

39

10

56

1

6

По результатам таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в идеальном образе ребенка также преобладает низкий уровень выраженности межличностных отношений с окружающими, а также о наличии в идеальном образе ребенка следующих черт: уверенный, самостоятельный, склонный к сотрудничеству, внимательный к другим. Следовательно мамы хотят видеть своих детей более сильными личностями, самостоятельными, имеющими собственное мнение, склонным к сотрудничеству, ответственными по отношению к людям, стремящимися помочь, что является труднодостижимым в случае данного заболевания.

Таблица 3 – Сравнение идеального образа и реального образа ребенка в целом по методике «Диагностики межличностных отношений» (Т. Лири, Г. Лефоржа, Р. Сазека

Шкала

Идеальный образ ребенка

Реальный образ ребенка

Критерий

U

Уровень значимости различий

М

σ

М

σ

Авторитарный

9,2

3,7

6,1

3,1

82

Зона значимости p≤0,01

Эгоистический

6,6

2,4

4,1

2,5

71,5

Зона значимости p≤0,01

Агрессивный

5,0

2,1

4,4

1,9

127

Зона незначимости p≤0,05

Подозрительный

1,9

1,1

3,5

2,3

91

Зона неопределенности

Подчиняемый

4,2

1,6

3,2

2,5

109,5

Зона незначимости p≤0,05

Зависимый

5,4

2,4

6,4

3,1

134,5

Зона незначимости p≤0,05

Дружелюбный

7,8

2,0

6,3

3,8

138,5

Зона незначимости p≤0,05

Альтруистический

8,3

2,8

5,5

3,1

75

Зона значимости p≤0,01

По результатам таблицы 3 можно сделать вывод о том, что матери детей с расстройствами аутистического спектра имеют нереалистичные (высокие) ожидания и уровень притязаний в межличностных отношениях с ребенком. В отношениях выявились следующие ожидания: самостоятельность и независимость, что для ребенка с расстройствами аутистического спектра малохарактерно. Существует статистически значимые различия в отношении реального и идеального образа ребенка, слишком большой разрыв, который может указывать на нереалистические высокие ожидания и уровень притязаний в межличностных отношениях с ребенком.

Данные по результатам опросника «Опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина представлены в таблице ниже.

Таблица 4 - Результаты типов родительского отношения по тесту-опроснику «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Шкала

Среднее значение

Стандартное отклонение

Процентное соотношение

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Принятие-отвержение

27,6

±2,5

94,5

5,5

0

Кооперация

6,1

±0,8

38,9

61,1

0

Симбиоз

4,9

±1,5

33,3

66,7

0

Контроль

2,4

±1,2

0

44,4

55,6

Отношение к неудачам

1,7

±1,0

0

27,8

72,2

По полученным результатам можно сделать вывод о том, что при определении преобладающих типов родительского отношения по всей выборке преобладает принятие ребёнка, что говорит о том, что родители принимают своего ребенка таким какой он есть и низкие значения по шкале «отношение к неудачам», что говорит о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. По остальным шкалам: кооперация, симбиоз и контроль наблюдаются средние результаты.

Данные по результатам методики «Родительское сочинение» А. А. Шведовской представлены в таблице 5, они дают возможность оценить реальный и идеальный образы ребенка, особенности материнско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Таблица 5 – Результаты родительской позиции по методике «Родительское сочинение» (А. А. Шведовская)

Шкала

Характеристика

Процентное соотношение,

%

Открытая

Приятные эмоции

44,4

Смешанные эмоции

5,6

Неприятные эмоции

50

Сравнительная оценка ребенка

Выделение особенностей развития

61,1

Выделение личностных особенностей

33,3

Значимые характеристики ребенка

Доброта

27,7

Настойчивость

55,5

Позитивные особенности ребенка

Хорошее настроение

72,2

Развитие

22,2

Идеальные ожидания

Освоение навыков

72,2

Здоровье

22,2

Возможные страхи, опасения

Зацикленность

27,7

Отсутствие речи

44,4

Реальные требования

Истерики, плач

50

Стереотипии

38,8

Причины трудностей

Капризы

38,8

Отсутствие речи

27,7

Анамнестические данные

Отставание в развитии

16,6

Здоровый

44,4

Заболеваемость

27,7

Интересы, предпочтения ребенка

Мультики

22,2

Игры

44,4

Бытовые предметы

22,2

Ситуация «Мы - взаимодействия»

Взаимопонимание

38,8

Времяпрепровождение

55,5

Анализ результатов показывает, что по выявленным характеристикам преобладают дистантный и диктаторский (со стороны ребёнка) тип взаимодействия в материнско-детских отношениях. В материнско-детских отношениях в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра: мамы испытывают чаще смешанные и неприятные эмоции/чувства (переживания, боль-нежность, страх, волнение, жалость), «сравнительная оценка ребенка» - при социальном взаимодействии и выделении личностных качеств ребенка мамы выделяют настойчивость, упертость, «возможные страхи, опасения» - зоны обеспокоенности, тревоги и вины – рассеянность, зацикленность на чем-либо (в еде, действиях), отсутствие речи или неумение общаться, «причины трудностей» - конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком наблюдаются в капризах (истерики, плач, капризы – без повода по мнению мам), «анамнестические данные» - здоровье (т.е. мамы не замечали отклонений в развитии, ничего не беспокоило), «ситуация Мы-взаимодействия» - зоны принятия ребенка (чаще отмечается взаимопонимание), совместное времяпрепровождение.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что доминирующими типами материнско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, является: симбиоз и контроль, авторитарный и зависимый тип межличностных отношений, диктаторский (со стороны ребёнка) и дистантный тип отношений, подтвердилась частично. Доминирующими типами материнско-детских отношениях в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра являются: авторитарный, зависимый, дружелюбный типы межличностных отношений по методике «Диагностики межличностных отношений» (Т. Лири) – гипотеза подтвердилась, по видам родительского отношения преобладает принятие и кооперация по тесту-опроснику «Опросник родительского отношения» (В. В. Столина) – в данном случае гипотеза не подтвердилась, диктаторский (со стороны ребёнка) и дистантный типы отношений по методике «Родительское сочинение» (А. А. Шведовской) – гипотеза подтвердилась.

Гипотеза исследования о том, что существует специфика в воспитании мальчиков и девочек, в материнско-детских отношениях в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра не подтвердилась, что говорит о том, что мамы мальчиков и девочек с расстройствами аутистического спектра воспринимают своих детей одинаково и относятся к ним одинаково, независимо от того, какого пола ребенок.

Данные по результатам корреляционного анализа опросника «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин) и методики «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. Н. Прихожан) представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Матрица корреляций типов родительского отношения с оценкой образа ребенка

Тип родительского отношения

/

Оценка образа ребенка

Принятие-отвержение

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам

Здоровье

0,11

0,138

-0,239*

-0,113

0,005

Характер

0,263*

0,503**

0,098

0,063

0,164

Ум

0,351*

0,446*

0,155

0,097

0,039

Способности

0,321*

0,323*

0,098

0,243

-0,009

Авторитет

0,359*

0,561**

0,284*

-0,121

0,189

Красота

0,068

-0,055

-0,051

0,171

-0,024

Уверенность

0,168

0,18

-0,35*

0,023

-0,074

Примечание: *p≤0,05, ** p≤0,01

Остановимся на описании полученных связей, в качестве общей тенденции, обнаружились умеренные связи между шкалами принятия-отвержения, симбиоза и оценками образа ребенка, следовательно, тип материнско-детских отношений значимо связан с восприятием ребенка. Наиболее значимыми оказались связи кооперации и оценки характера и авторитета ребенка (p<0.01), что говорит о том, что при преобладании кооперации родитель более высоко оценивает характер ребенка и степень его влияния, авторитета у других.

В таблице 7 представлены результаты изучения связи типов родительского отношения с типом межличностных отношений ребенка с аутистическими расстройствами.

Таблица 7 – Матрица корреляций типов родительского отношения с типом межличностных отношений

Тип родительского отношений

/

Тип межличностных отношений

Принятие-отвержение

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам

Авторитарный

0,614**

0.156

0,37*

0,174

-0,126

Эгоистический

0,415*

0,133

0,152

0,047

-0,051

Агрессивный

0,353*

-0,036

0,488**

-0,044*

0,116

Подозрительный

0,08

0,223

0,298*

-0,184

0,494**

Подчиняемый

0,01

0,134

0,49**

0,184

0,512**

Зависимый

0,25

0,054

0,363*

-0,013

0,27*

Дружелюбный

0,407*

0,259*

0,269*

-0,274*

0,076

Альтруистический

0,542**

0,317*

0,285*

-0,231

-0,106

Примечание: *p≤0,05, ** p≤0,01

Остановимся на описании связей, в качестве общей тенденции, не обнаружилось сильных связей между шкалой кооперации и разными типами межличностных отношений, что говорит о том, что находясь в созависимых отношениях с собственным ребенком, родитель не различает многих проявлений индивидуальности ребенка и типа межличностных отношений с ним. А также при выраженном типе отношений принятия, а также при отношении к ребенку как к маленькому неудачнику обнаруживаются связи с подозрительным и подчиняемым типами межличностных отношений. Также не обнаружилось сильных связей между шкалой контроля и типами межличностных отношений, что говорит о том, что родитель в позиции контроля не видит личностных особенностей ребёнка.

Рассмотрим связи шкалы родительского отношения принятия с типами межличностных отношений, сильную положительную связь шкала принятия демонстрирует с авторитарным и альтруистическим типом межличностных отношений, что означает, что родитель готов принимать и видит своего ребенка разным – и авторитарным, диктующим правила общения, и альтруистом, внимательным, готовым помочь в любой ситуации.

Чем более выражен такой стиль родительского отношения «маленький неудачник», тем более представлен такой тип межличностных отношений в ребёнке как подозрительный и подчиняемый, чем более родитель рассматривает своего ребенка как маленького неудачника, тем больше он видит негативных черт в нем, а именно видит его подозрительным, подавленным, проецируя свои личностные черты.

Чем более выражен такой тип отношений как симбиоз, тем более выражено видение такого типа межличностных отношений у ребенка как агрессивный и подчиняемый. Чем больше родитель находится в симбиозе со своим ребенком, тем больше он фокусируется на агрессивности ребенка, которая может рассматриваться как способ выйти из этого симбиоза, соответственно подавляется родителем, тем более выражена связь подчиняемых взаимоотношений, как следствие симбиоза.

Чем больше выражена связь шкалы принятия-отвержения, тем более выражены черты независимости и альтруистичности в межличностных отношениях ребенка, можно сказать что, чем больше родитель принимает своего ребенка, тем больше позитивных черт он видит в нем (независимости, самостоятельности, альтруистичности).

Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между оценкой ребенка и типом материнско-детских отношений подтвердилась, о чем свидетельствуют данные таблиц. Что говорит о том, что родитель, принимая своего ребенка, реально оценивает его возможности и способности, в соответствии с заболеванием, пытается установить наиболее близкий контакт, также родитель желает самостоятельности от своего ребенка, но иногда может не замечать личностных особенностей своего чада и списывать неудачи на волю случая.

На основе полученных данных в ходе исследования выявлены слабые и сильные стороны материнско-детских отношений, в соответствии с мы можем сделать вывод о необходимости оптимизации материнско-детских отношений, в семьях воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.  В качестве цели предлагаемой психокоррекционной работы мы рассматриваем создание благоприятного психоэмоци­онального климата в семьях детей с от­клонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.

 

В связи с этим психологическое сопровождение материнско-детских отношений  должно вклю­чать следующие задачи:

- оптимизацию материнско-детских взаимоотно­шений;

- гармонизацию межличностных отношений между диадой «мать с больным ребенком»;

- коррекцию эмоцио­нального фона матери;

- поиск ресурсных состояний, спо­собствующих самоактуализации и самоутвержде­нию.

Таким образом в ходе проделанной работы по теме исследования, были выявлены особенности материнско-детских отношений   в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, предполагаемые гипотезы частично подтвердились, существует разрыв между идеальным образом ребенка и реальным образом ребенка у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, доминирующими типами материнско-детских отношений  являются диктаторский и дистантный тип материнско-детских взаимоотношений, а также наличие связей между идеальным и реальным типами межличностных отношений ребенка и типом материнско-детских отношений.


Список литературы

1. Варга, Д. Радости родительских забот [Текст] / Д. Варга. - М.: Педагогика, 2019. - 180 с.
2. Венгер, А. Л. Родители просят совета [Текст] / А. Л. Венгер. - М.: Знание, 2018. - 164 с.
3. Вроно, Е.М. Несчастливые дети - трудные родители [Текст] /Е. М. Вроно. - М.: Семья и школа, 2017. - 128 с.
4. Гозман, Л. Я. Психологические проблемы семьи [Текст] / Л. Я. Гозман. Е. И. Шлягина // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - С. 186-187.
5. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] / С. И. Голод. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2018. - 272 с.
6. Клемантович, В. И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности [Текст] / В .И. Клемантович // Воспитание школьников. - 2018. - №4. - С. 2-5.
7. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалёв. - М.: Педагогика, 2017. - 167 с.
8. Марютина, Т. М. Влияние личностных особенностей матери на межличностные отношения ребенка [Текст] / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, О. В. Илларионова // Прикладная психология. - 2012. - №1. - С. 21-29.
9. Махов, Ф. С. Кого мы растим? Беседы о материнском и отцовском воспитании [Текст] / Ф. С. Махов. - М.: Профиздат, 2019. - 144 с.
10. Монахова, А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия [Текст] / А. Ю. Монахова. - Ярославль: Академия, 2014. - 159 с.
11. Савенышева, С. С. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка раннего возраста [Текст] / С. С. Савенышева. – М. : 2014. – 135 с.
12. Солдатенкова, Е. Н. Развитие представлений о себе, как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е. Н. Солдатенкова, Н. Л. Федоренко. – М. : МГППУ, 2012. – 14 с.
13. Солодина, А. В. Представление родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений [Текст] / А. В. Солодина. – М. : 2018. – 197 с.
14. Хаидов, Е. В. Развитие самооценки младших школьников с синдромом раннего детского аутизма [Текст] / Е. В. Хаидов. – М. : ПАТ, 2016. – 89 с.
15. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова. – М. : Институт Психотерапии, 2012. – 124 с.

Расскажите о нас своим друзьям: