Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 376

Дата публикации 30.04.2022

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Крылова Елена Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, 30kel01@mail.ru
Малинкина Екатерина Анатольевна
студентка психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, malinkina.2020@list.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В работе описаны особенности речевых нарушений у детей с задержкой психического развития; представлены результаты экспериментального исследования нарушений звукопроизношения у данной категории детей.
Ключевые слова: задержка психического развития, речевые нарушения, дошкольный возраст, звукопроизношение, коррекционная работа.

Features of speech therapy work on correction of sound reproduction disorders in preschool children with mental retardation

Krylova Elena Viktorovna
PhD in Pedagogy Docent, Associate professor af the Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russian, Smolensk
Malinkina Ekaterina Anatolyevna
Student of Department of Special Psychology and Pedagogy, Smolensk State University, Russian, Smolensk

Abstract: This article deals with the problem of sound reproduction disorders in preschool children with mental retardation. The paper describes the features of speech disorders in children with mental retardation; presents the results of an experimental study of sound reproduction disorders in this category of children.
Keywords: speech disorder, preschool age, mental retardation, sound pronunciation, correctional work.

Правильная ссылка на статью
Крылова Е.В., Малинкина Е.А. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-logopedicheskoj-raboty-po-korrektsii-narushenij-zvukoproiznosheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 30.04.2022)

Речь является неотъемлемой составляющей успешной социализации человека в обществе. В связи с этим своевременное и полноценное овладение речью, в том числе ее звуковой стороной, является важной частью психического развития ребенка, поскольку именно в процессе развития речи происходит формирование понятийного мышления, сложных форм познавательной деятельности и регуляции поведения.

Звукопроизношение – процесс образования звуков речи, осуществляющийся работой всех отделов речевого аппарата, то есть периферического, куда входят дыхательный, голосообразовательный и артикуляционный аппараты, и центрального отделов головного мозга [12].

Под задержкой психического развития (далее ЗПР) понимается состояние, при котором у ребёнка наблюдается выраженная недостаточность функций центральной нервной системы, а также отставание развития психических процессов по сравнению с возрастной нормой. Задержка может быть как первичной, так и вторичной, которая является следствием иных (чаще соматических) заболеваний, а также может быть сочетанной с другими патологиями развития [14].

Сведения о характере звукопроизносительных нарушений у детей с ЗПР отражены в исследованиях Боряковой Н.Ю. (М., 1982), Лалаевой Р.И. (М., 2003), Логиновой Е.А. (СПб., 2014), Мальцевой Е.В. (М., 1990) и др.  По данным научной литературы распространенность речевых нарушений у детей с ЗПР достигает 39% [11]. Зарубежными учёными было установлено, что около 49% детей с ЗПР, участвовавших в исследовании, имели расстройства речи различного характера [17]. Также отмечено, что у многих детей присутствует определённая речевая задержка, а звуковая сторона речи отличается непостоянством замен и искажений, а также большим количеством смешений. Большая часть детей имеет системные нарушения речи и склонны к полиморфности звукопроизносительных ошибок [5, 13].

Почти все дети с ЗПР имеют значительные отклонения в состоянии фонематического слуха и метафонологических, метаязыковых навыков. В исследовании Е.Н. Сениной и А.А. Ионовой (2017) показано, что чаще всего у детей с ЗПР 5-7 лет встречаются дефекты произношения звуков позднего онтогенеза: соноров [Л] и [Р] и их мягких пар. Далее по распространённости отмечаются нарушения шипящих и свистящих звуков. Исследователи отметили, что у многих детей было обнаружено большое количество смешений шипящих и свистящих звуков, а также соноров между собой. У большого количества детей отмечалось искажение свистящих и шипящих звуков по типу межзубности [13].

Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития представлена в трудах Ефименковой Л. Н., Жуковой Н.С., Зориной С.В., Лалаевой Р.И, Мастюковой Е.М., Серебряковой Н.В., Филичевой Т.Б. и др. Авторы отмечают, что у детей с ЗПР, как и у их нормально развивающихся сверстников, произношение зависит от анатомического строения артикуляционного аппарата, от сформированности кинетического и кинестетического праксиса, а также от зрелости соответствующих областей коры головного мозга, отвечающих за сенсорную и моторную реализацию речи.

Актуальность данной работы заключается в поиске оптимальных и наиболее эффективных путей коррекции нарушений звукопроизношения на основе классических и нетрадиционных методов.

Целью нашей работы являлось выявление нарушений звукопроизношения и проведение коррекционной работы, направленной на их устранение, у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В экспериментальную группу вошло 10 детей 6-7 лет с ЗПР (по данным ПМПК), а также была использована методика «Тест прогрессивных матриц Равена».

Для обследования была применена методика Г.А. Волковой [4].  Диагностический материал был взят из логопедического альбома О.Б. Иншаковой.

Обследование уровня сформированности звукопроизношения детей дошкольного возраста с ЗПР проводилось по 3 направлениям:

  1. Состояние звукопроизношения;
  2. Специфика и особенности фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза);
  3. Выявление особенностей строения артикуляционного аппарата, оценка состояния орального и артикуляционного праксиса;

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены у детей с ЗПР множественные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуск звуков позднего и среднего онтогенеза). У 1 ребенка (10%) было выявлено нарушение звуков раннего онтогенеза. Стоит отметить, что у 5 из 10 детей (50%) выявлены нарушения звукопроизношения в виде искажений (увулярное произношение вибрантов, межзубное/призубное произношение свистящих и шипящих звуков, губно-губное произношение соноров [р], [л]). Наиболее сложными для освоения звуками оказались соноры ([р], [р᾽], [л], [л᾽]), что соотносится с порядком появления звуков в норме, но имеет место определённое запаздывание сроков их усвоения. Это обусловлено значительной артикуляционной сложностью произнесения данных звуков и их поздним появлением в речевом онтогенезе, что было описано в работах Парамоновой Л.Г. (М., 2018), Правдиной О.В. (М., 1973) и др.

Обследование, направленное на выявление особенностей строения артикуляционного аппарата, показало наличие аномалии только у одного ребенка (прогнатия). Диагностика орального и артикуляционного праксиса выявила, что у большинства испытуемых неполный объем движений при выполнении оральных проб (7 из 10 детей), снижена скорость переключения с одного слога на другой (6 детей), а также у 1 ребенка наблюдается обильное слюнетечение.

В результате исследования фонематических функций нами выявлено наличие трудностей восприятия на слух близких по звучанию и сходных по артикуляции звуков, а также сложности с фонематическим анализом и синтезом у 70% детей с ЗПР. Только один испытуемый (10%) не имеет нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Таким образом, исходя из полученных данных и опираясь на труды Г.Г. Голубевой [5], нами было принято решение использовать дидактическую игру, как основное средство, позволяющее формировать новые связи и развивать речь. Также в основу нашей работы по коррекции нарушений звукопроизношения легли традиционные технологии Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, элементы логоритмических упражнений и Су-Джок терапии.

По окончанию коррекционной программы у детей с ЗПР появилось улучшение состояния звуковой стороны речи и фонематических функций, значительно улучшились показатели орального и артикуляционного праксиса. Продолжил активно развиваться словарь и связная речь, а также появилась мотивация и интерес к логопедическим занятиям. Установленные результаты позволяют говорить о том, что дети 6-7 лет с ЗПР медленно приближаются к возрастной норме по речи, что позитивно сказывается на характере и качестве их речевой активности.

Коррекционная программа показала свою эффективность в исправлении дефектов звукопроизношения у детей 6-7 лет с ЗПР.

 


Список литературы

1. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с ЗПР // Дефектология. - М., 1983. №3. С. 9-16.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С. 272 .
3. Волкова Г.А Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. М.: Детство-Пресс, 2007. С. 92 .
4. Голубева Г.Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие / Г. Г. Голубева. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. С. 60.
5. Иванова О.В., Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: дис. кандидата пед. наук: 13.00.03., - Государственное учреждение "РГПУ им. Герцена", — СПб., 2004. С.322.
6. Лалаева Р.И., Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина — М.: ВЛАДОС, 2003. С. 304.
7. Логинова Е.А., Киргинцева М.А., Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития. — СПб.: Специальное образование, 2014. - №1, С. 136-139.
8. Мальцева Е.В., Особенности нарушения речи у детей с ЗПР. — М.: Дефектология, 1990. - № 6. С.10-18, 20 - 24.
9. Сенина Е.Н., Ионова А.А., К вопросу об особенностях звукопроизношения у детей с ЗПР. — М.: Специальное Образование, 2017. - №2, С. 129–132.
10. Скоромец А.П., Шумилина М.В., Крюкова И.А., Семичова И.Л., Фомина Т.В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор). — М.: Лечащий врач, 2011. - № 5. С. 53–57.
11. Хорошавина Е.В., Формирование средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: дис. кандидата пед. наук: 13.00.03., - Государственное учреждение "Московский городской педагогический университет", 2014. С.239.
12. Haris Memisevic, Selmir Hadzic., Speech and Language Disorders in Children with Intellectual Disability in Bosnia and Herzegovina. — Disability, CBR & Inclusive Development, 2013; 24(2): Р. 92-99.

Расскажите о нас своим друзьям: