Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (56) Март 2021

УДК 37.013

Дата публикации 24.03.2021

Особенности формирования готовности к проектной деятельности у студентов педагогических направлений подготовки

Коноплев Виктор Витальевич
студент 2 курса группы M4119-49.04.01см направления подготовки «Физическая культура», магистерская программа «Спортивный менеджмент», Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация, kon_victor10@mail.ru
Якимович Елена Петровна
кандидат педагогических наук, доцент Школа педагогики ДВФУ (филиал ДВФУ), г. Уссурийск, Российская Федерация

Аннотация: Важной особенностью любой проектной деятельности будущего педагога является производство нового продукта (идеи), который является значимым для повышения эффективности профессиональной деятельности Одной из важнейших умений в условиях современного общества является – овладение методами введения проектной деятельности. В настоящее время, в современном образовании наблюдается тенденция введения данного типа учебной деятельности в различные виды образовательных учреждений: общеобразовательного типа, среднего и высшего профессионального образования. Одной из основных проблематик данного явления является неосведомленность основами введения проектной деятельности, среди педагогов общеобразовательных учреждений. Данная проблематика возникла ввиду относительной новизны данного типа деятельности. В нашей работе мы исследуем ключевые аспекты организации проектной деятельности у студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки.
Ключевые слова: проектная деятельность, универсальные компетенции, будущие учителя, факторы готовности к проектной деятельности.

Features of training for project activities among students of pedagogical areas of training

Konoplev Viktor Vitalyevich
2-nd year student of group M4119-49.04.01sm directions of preparation "Physical culture", Master's program "Sports Management" Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation
Yakimovich Elena Petrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor School of Education FEFU (branch of FEFU), Ussuriysk, Russian Federation

Abstract: An important feature of any project activity of a future teacher is the creation of a new content (idea), which is significant for increasing the efficiency of professional activity. One of the most important skills in modern society is mastering the methods of introducing project activity. Currently, in modern education there is a tendency to introduce this type of educational activity into various types of educational institutions: general education type, secondary and higher vocational education. One of the main problems of this phenomenon is the lack of awareness of the basics of the introduction of project activities among teachers of educational institutions. This problem arose due to the relative novelty of this type of activity. In our work, we investigate the key aspects of organizing project activities among bachelor students in pedagogical training areas.
Keywords: project activities, universal competencies, future teachers, factors of readiness for project activities.

Правильная ссылка на статью
Коноплев В.В., Якимович Е.П. Особенности формирования готовности к проектной деятельности у студентов педагогических направлений подготовки // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 03 (56). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-formirovaniya-gotovnosti-k-proektnoj-deyatelnosti-u-studentov-pedagogicheskikh-napravlenij-podgotovki.html (Дата обращения: 24.03.2021)

На данный момент современное общество идет по пути такого развития экономики, при котором возрастает роль человека, способного решать практические задачи в непрерывно меняющихся условиях и готового к непрерывному самосовершенствованию с целью актуализации необходимых для этого умений и навыков, что предъявляет новые требования как к школьному образованию, так и к подготовке будущих педагогов.

Несмотря на то, что система образования должна напрямую удовлетворять потребности современного общества в профессиональной подготовке человека, на практике, далеко не всегда учитываются потребности современного рынка труда. Это приводит к подготовке специалистов не владеющими необходимым набором компетенций, следовательно, данное явление ведет не только к понижению качества выполнения ими работы, но и к повышению уровня безработицы. Особенно это касается подготовки будущих педагогов, на которых возлагается ответственность за качество основного общего образования.

Но, как показывает практика введение проектной деятельности ввиду относительной новизны вызывает некоторые сложности при её организации в образовательных учреждениях и, главным образом, по причине неготовности преподавателей к ее ведению [6, с. 80], что еще раз подчеркивает актуальность рассматриваемого нами вопроса.

Для решения проблемных задач в реальных профессиональных условиях будущим учителям необходим соответствующий опыт, который можно получить только при условии использования в процессе профессиональной подготовки практикоориенторованных методов, например, метода проектов.

Кроме того, особенностью данного метода является раскрытие и поддержка профессиональных творческих способностей и интересов будущего педагога [2, с. 15]. Данный метод предполагает такую деятельность студента, которая будет направлена не только на планирование и организацию образовательного процесса на основе анализа имеющихся готовых программ и методик, но и на создание уникального качественного педагогического продукта (мультимедийное учебное пособие, пакет практических рекомендаций, наглядные пособия, образовательный сайт, блог и т.д.) на основе полученных теоретических знаний [4, с. 174].

Кроме того, данный вид деятельности студентов направлен и на формирование коммуникативной культуры ввиду того, что метод проектов предполагает не только индивидуальную, но и групповую работу, а также защиту проекта как в рамках обучения, так и представление своих идей профессиональному сообществу с целью внедрения в образовательный процесс [8, с. 234].

Важно отметить, что в процессе использования метода проектов у преподавателей возникают сложности с организацией и ведением студенческих проектов, связанные с отсутствием четких представлений о содержании данного вида деятельности ввиду специфики подготовки на педагогических специальностях, а также недостаточный уровень подготовленности будущих педагогов к ведению проектной деятельности, ввиду отсутствия опыта данной работы общеобразовательной школе [3, с. 111].

Кроме того, умение будущими учителями осуществлять проектную деятельность регламентируется нормативными документами. Так, в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование, в блоке универсальных компетенций выделены проектные компетенции (разработка и внедрение проектов (УК-2)). Согласно этой компетенции, выпускник данного направления подготовки должен не только проектировать наиболее эффективные пути решения поставленных перед ним текущих задач, опираясь

на возможности того образовательного учреждения, в которой осуществляет трудовую деятельность, но и выстраивать перспективные модели своей предстоящей деятельности на основе анализа изменений в системе образования [7, с. 7]. Сюда мы можем включить следующие умения (рис.1):

1. планировать как отдельные занятия, так и их циклы в своей предметной области, но, к сожалению, теоретический блок методической подготовки будущих педагогов оторван от педагогической практики, поэтому они не могут объективно оценить результативность планируемых моделей занятий;

2. экстраполировать результаты своей профессиональной деятельности в рамках планирования опираясь на научно обоснованные методы;

3. осуществлять качественный отбор современных общеобразовательных программ и технологий обучения, однако без своевременной проверки гипотез на практике этот отбор может быть ошибочным;

4. учитывать при планировании возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

5. разрабатывать эффективные авторские технологии обучения и методические материалы, но они требуют апробации, что невозможно осуществить без непрерывного сотрудничества с общеобразовательными школами.

Рисунок 1. Умения, формируемые у будущих педагогов в рамках УК-2

Формирования проектных компетенции выпускника педагогических направлений подготовки происходят следующим образом:

– в рамках изучения отдельных дисциплин;

– при прохождении учебной практики (проектной);

– при прохождение производственной (педагогической) практики.

Также важно отметить, что данная компетенция может формироваться посредством наполнения образовательной программы учебным учреждением исходя из геополитических и экономических особенностей территории и актуальными потребностями современного рынка труда [5, с. 100].

Проектная деятельность является одной из важнейших частей подготовки будущих учителей, так как она позволяет осознать студенту собственную значимость через профессиональное творчество, что повышает уровень мотивации к предстоящей профессиональной деятельности. [1, с. 102].    

Таким образом, готовность будущего педагога к проектной деятельности является не только залогом качества его работы, но и основой для непрерывного профессионального саморазвития. Однако для более эффективного формирования этого качества необходимо усилить процесс профессионального обучения коллаборацией между общеобразовательными школами и университетами, занимающимися подготовкой будущих учителей через создание кружков или секций, для реализации проектов совместно с учащимися школ, учителями, студентами и преподавателями. В результате школы получат новые толчки для развития, а студенты, за счет совмещения теории и практики, смогут в дальнейшем более продуктивно осуществлять свою профессиональную деятельность.


Список литературы

1. Беленкова Ю.С. Проектная деятельность как основа развития метапознавательных навыков/ Ю.С. Беленкова //Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2019. – № 4 (33). С. 101-104.
2. Глухарев Д.С. Проектно-исследовательская деятельность школьников как средство профессионального роста учителя/ Д.С. Глухарев //Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2019. – № 5 (34). С. 12-18.
3. Григорьева Е.В. Теоретические и практические аспекты подготовки будущих учителей к проектной деятельности в начальной школе/Е.В. Григорьева, Л.Г. Махмутова// Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 110-113.
4. Иванова Г.Н. Реализация творческого и научного потенциала через молодежные инновационные проекты /Г.Н. Иванова, В.Н. Хребтищев// Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3 (181). – С. 173-178.
5. Немцова В.В. Акмеологическая образовательная среда вуза как фактор непрерывного саморазвития будущих учителей / В.В. Немцова, Е.П. Якимович, Д.А. Ключников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – No 5 (159). – С. 197–101.
6. Россова Ю.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях стандартизации образования/ Ю.И. Россова //Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2016. – № 1 (1). С. 78-82.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121. – URL : http://www.edu.ru/file/docs/2018/02/m121.pdf#page=3 (дата обращения: 26.02.2021).
8. Якимович Е.П. Условия формирования готовности будущих учителей к научно-исследовательской деятельности / Е.П. Якимович // Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма : материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (12 февраля 2020 г., г. Армянск) – Армянск, 2020. – С. 233-237.

Расскажите о нас своим друзьям: