Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 159.922.8

Дата публикации 30.06.2023

Особенности эмоционального интеллекта у подростков с трудностями общения

Матренникова Мария Николаевна
студентка факультета исторического и правового образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, matrennikovam@mail.ru

Аннотация: Данная статья содержит в себе теоретическое исследование эмоциональной сферы подростков, испытывающих трудности в общении со сверстниками или представителями старшего поколения. В рамках проведенного исследования были представлены понятия «общение» и «трудности общения» в контексте подросткового возраста, предоставлены средства диагностирования возможных затруднений в коммуникативной деятельности данной категории, приведены факторы, которые могут стать поводом для появления затруднений в общении. На основе изложенных положений были выявлены особенности эмоционального интеллекта подростков с трудностями общения. А также приведены биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта подростков, что доказывает важность изучения эмоциональной сферы данной возрастной категории.
Ключевые слова: особенности эмоционального интеллекта, подростки, трудности общения, методики диагностики.

Features of emotional intelligence in adolescents with communication difficulties

Matrennikova Maria Nikolaevna
student of the Faculty of Historical and Legal Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, matrennikovam@mail.ru

Abstract: The article contains a theoretical study of the emotional sphere of adolescents experiencing difficulties in communicating with peers or representatives of the older generation. Within the framework of the study, the concept of "communication" and "communication difficulties" in the context of adolescence were presented, means of diagnosing possible difficulties in the communicative activity of this category were provided, factors that may cause difficulties in communication were given. On the basis of the above provisions, the features of the emotional intelligence of adolescents with communication difficulties were identified. Biological and social prerequisites for the development of emotional intelligence of adolescents are also given, which proves the importance of studying the emotional sphere of this age category.
Keywords: emotional intelligence, features of emotional intelligence, adolescents, communication difficulties, diagnostic methods.

Правильная ссылка на статью
Матренникова М.Н. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с трудностями общения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-u-podrostkov-s-trudnostyami-obshheniya.html (Дата обращения: 30.06.2023)

Достаточно высокий уровень эмоционального интеллекта может выступать, как вполне эффективный навык при выстраивании межличностных отношений, так как эмоции – неотъемлемый компонент, сопровождающий любое общение, что в свою очередь подтверждает необходимость изучения данного феномена. Однако если брать такой достаточно узконаправленный раздел, как особенности эмоционального интеллекта у подростков с трудностями общения, то научных публикаций с аналогичной или подобной формулировкой нами встречено не было, что еще раз подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Развитие эмоционального интеллекта у подростков с трудностями общения может способствовать повышению уровня коммуникативных навыков и частичному решению проблемных ситуаций, возникающих у подростков в процессе общения со сверстниками или представителями старшего поколения. Понимание собственных и чужих эмоций подростками, а также умение работать с ними может стать решением возникающих сложностей в процессе общения. Однако для осуществления процесса развития эмоционального интеллекта у подростков, испытывающих затруднения в выстраивании коммуникативной деятельности, в первую очередь необходимо этот феномен исследовать: с теоретической и с практической точки зрения.

Стоит сказать, что причины возникновения трудностей в общении у подростков индивидуальны и многогранны, также необходимо понимать, что каждый подросток имеет уникальный уровень эмоционального интеллекта на этапе до его развития специалистами. Для этого необходимо выявить особенности эмоционального интеллекта данной возрастной категории.         

Для предстоящего теоретического исследования особенностей эмоционального интеллекта у подростков с трудностями общения необходимо сначала дать определение понятию «общение». В Большом психологическом словаре (2007) общение определяется как взаимодействие двух или более лиц, которое непосредственно состоит в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Кроме того, общение закрывает собой особую социальную потребность человека, которая состоит в необходимости контакта с другими людьми [1].

Вместе с тем общение, по Д.Б. Эльконину, является ведущим типом деятельности в подростковом возрасте: оно направлено на выстраивание подростком интимно-личностных отношений со сверстниками [2]. В этот период подросток находится в поисках собственного места в жизни: этот поиск непосредственно реализуется в среде общения с другими ровесниками. Таким образом, применительно к подростковому возрасту стоит обозначить такую особенность, как повышенная сенситивность в межличностных отношениях.

Соответственно, на данном этапе мы можем говорить о возникновении трудностей в общении у подростков. В целом, если говорить о сущности понятия «трудности общения», то оно определяется, как переживаемая субъектом неудовлетворенность установившимися контактами с другими людьми [3]. «Трудности» – широко трактуемое понятие, следовательно, поэтому можно выделить сравнительно обширный их спектр. Вследствие чего причин для возникновения трудностей в общении можно выявить множество, особенно для подросткового периода.

Однако первоначально трудности в общении у подростков необходимо выявить и диагностировать: в исследовательской работе Г.Н. Иксановой приводится достаточно обширный перечень актуальных на данный момент методик для диагностирования затрудненного общения у подростков, а также излагается содержание исследования Е.Ю. Киселевой и последующего методического объединения психологов, в результате которых были выявлены наиболее оптимальные методики, которые эффективнее, по мнению автора, использовать комплексно: «Измерение техники общения» Н.Д. Твороговой; «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эптшейна; «Самооценка-25» В.Н. Куницыной; Шкала локус контроля Дж. Роттера; «Опросник личностных ориентаций» Э. Кострома (адаптация) [4].

Однако выбор комплекса диагностического блока зависит от преследуемых целей в рамках проведения эмпирических исследований и практик, реализуемых образовательной организацией. Необходимо оговориться, что данная формулировка приведена в связи с тем, что статья Г.Н. Иксановой направлена именно на решение проблемы диагностики затрудненного общения специалистами в общеобразовательных школах и учреждениях среднего профессионального образования, что отвечает требованиям нашей исследовательской работы [4].

К данному перечню методик, направленных на диагностирование трудностей общения у подростков, можно также отнести «Опросник межличностных отношений» В. Шутца, диагностику потребностей в поисках ощущений М. Цукермана, диагностику по шкале доброжелательности Д. Кэмпбелла и тест «Саморегуляция и успешность межличностного общения» В.Н. Куницыной.

Собственно, на данном этапе теоретического исследования необходимо вернуться к причинам возникновения трудностей в общении подростков, так как именно выявление первопричин будет непосредственно влиять на подбор средств, корректирующих затруднения в коммуникативной деятельности подростков. Причины можно классифицировать аналогично компонентам общения, выделенным Е.Ю. Киселевой: поведенческий, аффективный (эмоциональный), когнитивный и ценностно-смысловой компоненты [4]. В рамках нашего исследования целесообразно более подробно рассмотреть эмоциональный компонент общения, а также причины, по которым в данной сфере у подростка могут возникнуть трудности.

Эмоциональной сфере подростка, основные черты которой так или иначе сказываются на межличностных отношениях, следует дать следующие характеристики: эмоциональная возбудимость; постоянство и систематичность эмоциональных всплесков; повышенная тревожность; эмоциональные переживания относительно самооценки и мнения сверстников и других людей о себе; страх быть отвергнутым группой [5]. Кроме того, в данном вопросе важно выделить такое понятие, как «подростковый комплекс эмоциональности» – это набор противоречащих друг другу качеств, которые проявляются попеременно между собой. Например, это могут быть часто беспричинные перепады настроения: от грусти к веселью и наоборот. По мнению Ю.А. Кочетовой, это является особенностью подросткового периода [5].

Если говорить об эмоциональном развитии подростков, то Ю.А. Кочетова связывает этот процесс непосредственно с общением: в семье и со сверстниками. Особенно отмечая, что со стороны сверстников важно не само общение, а то место, которое занимает подростком посредством его реализации. Со стороны семьи или представителей старшего поколения для подростка является важным проявление поддержки, понимания и признания [5]. В случае несоответствия этим критериям могут возникнуть трудности в коммуникации: на данном примере мы видим взаимосвязь между эмоциональной и коммуникативной сферами в подростковом возрасте.  

 Развитие социальных эмоций происходит в подростковый период, что также можно выделить как особенность. Эти эмоции влияют на формирование таких значимых черт межличностного взаимодействия, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка и др. Процесс формирования происходит посредством выстраивания дружеских отношений с другими подростками, то есть мы видим непосредственное проявление интимно-личностного общения. Тем самым можно говорить об эмоциональной функции общения у подростков, проявляющейся в двух аспектах: вырабатывание эмоционального принятия внешней среды и получение опыта эмоциональных межличностных отношений.

В процессе общения у подростков также происходит возникновение интереса к своей личности, потребность в сравнении с другими людьми, сюда же стоит отнести принятие попыток осознания себя, своих эмоций и чувств, то есть мы можем говорить о формировании самопознания и самооценки [5]. Это в свою очередь затрагивает процесс формирования эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов. Данный процесс также, соответственно, затрагивает подростковый возраст, что можно обозначить как особенность. 

    Однако стоит упомянуть и о возможности развития асоциальных эмоций, которая может возникать вследствие неблагоприятных жизненных условий формирования личности подростка: конфликты с родителями, неважные отношения со сверстниками, завышенная самооценка и др. Эти факторы могут повлиять на формирование у подростка чувства обиды и повышенной озлобленности, что будет проявляться в агрессивной эмоциональной реакции на внешние раздражители [5]. Возникновение подобной реакции однозначно скажется на межличностных отношениях и со взрослыми, и со сверстниками: вероятно, они приобретут еще более негативный характер, что затруднит и без того осложненное выстраивание коммуникаций.

Развитие уровня эмоционального интеллекта, по мнению И.Н. Андреевой, является фактором успешной адаптации подростка в коллективе [6]. Однако на данный момент в психологии ведутся дискуссии относительно возможности развития эмоционального интеллекта: если придерживаться мнения, что такая вероятность все же существует, то И.Н. Андреева считает, что необходимо первостепенно рассматривать предпосылки формирования данного феномена: в связи с чем она выделяет в своем исследовании биологические и социальные предпосылки [6].

К биологическим предпосылкам относится: уровень эмоционального интеллекта, наследуемый от родителей; правополушарный тип мышления; наследуемые способности к эмоциональной восприимчивости; свойства темперамента; особенности переработки информации. К социальным предпосылкам относится: синтония, сменяющаяся впоследствии рационализацией; степень развития самосознания; убежденность в своей эмоциональной компетентности; уровень образования родителей и уровень дохода семьи; эмоционально благополучные взаимоотношения родителей и др.

В целом, И.Н. Андреевой отдается особая роль поведению родителей, их взаимоотношению с ребенком при формировании и развитии эмоционального интеллекта: на наш взгляд, особенно важно понимать, что на этот процесс влияют не только социальные факторы, которые так или иначе представляется возможным отследить, но и генетическая наследственность [6]. В случае если биологические предпосылки нельзя скорректировать в силу их врожденности, то социальные предпосылки поддаются коррекции.

Вследствие анализа вышеуказанных положений можно предположить, что у подростков, испытывающих трудности в выстраивании коммуникаций, может быть либо нездоровая наследственность (биологические предпосылки), либо родителями не на столь качественном уровне создавались условия для развития эмоционального интеллекта ребенка (социальные предпосылки).

Подводя итог исследования, необходимо сказать, что складывание особенностей эмоционального интеллекта подростков – это многогранный процесс, на который имеют влияние множество факторов, среди которых, в первую очередь, близкое окружение подростка. К особенностям эмоционального интеллекта подростков с трудностями общения можно отнести следующее, согласно проведенному исследованию: «подростковый комплекс эмоциональности», развитие социальных или, напротив, асоциальных эмоций, формирование самопознания и самооценки в данный возрастной период.


Список литературы

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб : Издательство Прайм-Еврознак, 2007. – 632 с.
2. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.
3. Овчинникова, А.В. Подростки, испытывающие трудности в общении / А.В. Овчинникова // Аллея науки. – 2019. – №12 (39). – С. 347-359.
4. Иксанова, Г.Н. Диагностика затрудненного общения подростков / Г.Н. Иксанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – Вып. 62. – Ч. 2. – С. 288-290.
5. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография / Ю.А. Кочетова. – Москва: МГППУ, 2021. – 104 с.
6. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-65.

Расскажите о нас своим друзьям: