Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023
УДК 378.1
Дата публикации 30.06.2023
Анализ современных информационных технологий в подготовке управленческих кадров
Свиридов Андрей Вячеславович
Аспирант, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, Sviridov81@mail.ru
Аннотация: В современных условиях информационные технологии играют ключевую роль в успешности любого бизнеса. В связи с этим необходимо обращать внимание на применение информационных технологий в процессе подготовки управленческих кадров. В данной статье будет проведен анализ современных информационных технологий, которые используются в процессе подготовки полноценных управленческих кадров. Рассмотрены преимущества и недочеты интернет – технологий, а также сфере их использования. По результатам анализа было определено, что главная особенность современных интернет технологий в подготовке управленческих кадров является возможность получения документа о прохождении обучения от организации, имеющей государственную аккредитацию.
Ключевые слова: информационное общество, управление, кадры предприятия, компетенции, информационно-коммуникационные технологии, обучение, повышение квалификации.
Graduate student, Samara State University of Economics, Samara, Russia
Abstract: In modern conditions, information technology plays a key role in the success of any business. In this regard, it is necessary to pay attention to the use of information technology in the process of training managerial personnel. This article will analyze modern information technologies that are used in the process of training full-fledged managerial personnel. The advantages and disadvantages of Internet technologies, as well as the scope of their use, are considered. Based on the results of the analysis, it was determined that the main feature of modern Internet technologies in the training of managerial personnel is the possibility of obtaining a document on the completion of training from an organization that has state accreditation.
Keywords: information society, management, enterprise personnel, competencies, information and communication technologies, training, advanced training.
Свиридов А.В. Анализ современных информационных технологий в подготовке управленческих кадров // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-sovremennykh-informatsionnykh-tekhnologij-v-podgotovke-upravlencheskikh-kadrov.html (Дата обращения: 30.06.2023)
Современная экономика во всем мире становится все более цифровой и требует от организаций и компаний глубокой цифровой трансформации. Цифровизация охватывает все сферы жизни, включая подготовку управленческого персонала.
Цифровизация в обучении и развитии кадров включает в себя использование различных информационных технологий и инструментов, которые позволяют повысить качество процесса обучения и развития, ускорить его и сделать его более эффективным.
Обучение управленческих кадров является важным процессом для современных организациях, поскольку обучение призвано повысить квалификацию руководителей и увеличивает эффективность работы всей команды.
Развитие информационных технологий (далее по тексту - ИТ) оказывает значительное влияние на подготовку кадров в различных сферах деятельности, включая педагогику. Современные средства интернет – технологий, применяемые в обучении позволяют управленческому персоналу получать новые знания и навыки, а также повышать свою квалификацию в удобное для них время и месте.
Одним из наиболее распространенных средств информатизации являются онлайн-курсы. Они давно вошли в повседневную жизнь людей и нашли свое применение и в сфере образования. Такие онлайн-курсы предоставляют возможность получить профессиональные знания и навыки в любом удобном месте и в удобное время. Как правило, они представлены в виде видео-лекций, тестов и заданий. Онлайн-курсы доступны для различных категорий пользователей и могут быть как бесплатными, так и платными [8].
Кроме того, существует целый ряд сервисов и программ для организации онлайн-обучения и дистанционного образования. Они предоставляют инструменты для создания онлайн-курсов, управление контентом и учебными материалами, поддерживают контроль и учет прогресса обучения. Такие программы, как Coursera, edX, Udemy, Khan Academy и другие, предоставляют доступ к различным курсам, а также возможность общения и дополнительной поддержки обучающихся со стороны преподавателей и других учеников.
Всего в мире разработано около тысячи онлайн-платформ для автоматизации процесса обучения персонала. Часть из них относится к узкоспециализированным и подходят для обучения отдельных групп специалистов или людей определённых специальностей. Однако часто выгоднее и удобнее воспользоваться универсальным решением, которое подходит для обучения сотрудников любых должностей и специальностей, а также обладает дополнительные возможности. Современные платформы для дистанционного обучения могут не только обучать, но и мотивировать, информировать, тестировать и предлагать доступ к корпоративной базе знаний [6].
Рассмотрим несколько популярных платформ для дистанционного обучения.
В России множество платформ для обучения, но одним из наиболее популярных является Stepik [3]. Это онлайн-платформа, на которой можно проходить бесплатные курсы по различным предметам, таким как программирование, математика, английский язык и многим другим. Сущность Stepik заключается в том, что это удобный инструмент для тех, кто хочет учиться в любое время и в любом месте. С помощью платформы можно проходить курсы разных уровней сложности - от начального до продвинутого. Все курсы представлены в виде видеолекций, тестов, задач и чатов с другими участниками.
Характеристики Stepik:
- бесплатные курсы. Платформа предоставляет бесплатный доступ к различным курсам по разным тематикам;
- удобство использования. Stepik предоставляет возможность учиться, когда удобно и в удобных условиях, например, дома или в общественном транспорте;
- разнообразие курсов. На платформе представлено более 3 000 курсов на самые разные темы - от иностранных языков до программирования и математики;
- интерактивное обучение. Ученикам предоставляется возможность проходить тесты, задачи, участвовать в чатах с другими участниками и задавать вопросы преподавателям;
- функция обратной связи. Каждый ученик может оставить отзыв о курсе или преподавателе и получить обратную связь от других участников.
В целом, платформа Stepik предлагает удобный, бесплатный и интерактивный инструмент для обучения на русском языке. Она дает возможность получить новые знания и навыки, а также повысить уровень профессиональной подготовки.
Эквио - российская платформа для обучения, мотивации, информирования и управления персоналом появилась в 2014 году. Её отличительные черты: универсальность, возможность гибкой кастомизации, дружелюбный интерфейс, техподдержка 24/7 и расширенные возможности, выходящие за рамки стандартных LMS. Руководители компаний могут разместить платформу и обучающий контент на собственных серверах или в облаке Yandex. Cloud. Мобильное приложение и веб-версия платформы можно брендировать так, что для сотрудников они будут выглядеть как собственные сервисы компании [9].
Webtutor - это платформа для обучения и проверки уровня знаний сотрудников. Она предназначена для компаний, которые хотят улучшить качество обучения своих сотрудников, а также проверить и контролировать их знания и навыки. Существует множество причин, по которым компании могут использовать Webtutor: повышение производительности, снижение числа ошибок, повышение уровня безопасности, улучшение качества обслуживания клиентов и многое другое.
Среди ключевых характеристик Webtutor отметим следующие: наличие большого количества курсов. На платформе доступно более 1000 курсов по различным темам, начиная от базовых и заканчивая специализированными; создание собственных курсов. Компании могут создавать свои собственные курсы и контролировать процесс обучения; возможность проверки знаний. Платформа позволяет проводить тесты и экзамены, чтобы проверить уровень знаний сотрудников; аналитика. Webtutor предоставляет отчеты и аналитику по учебным материалам и успеваемости сотрудников; удобство использования. Платформа очень проста в использовании и интуитивно понятна; мобильность. Webtutor поддерживает мобильные устройства, что позволяет сотрудникам осваивать материалы даже вне офиса [5].
Таким образом, Webtutor - это мощный инструмент для обучения и контроля знаний сотрудников. Он упрощает процесс обучения, повышает эффективность обучения и позволяет контролировать уровень знаний и успеваемости сотрудников.
Teachbase - российская платформа Teachbase изначально создавалась как сервис для подготовки к ЕГЭ. За несколько лет проект вырос до инструмента, с помощью которого можно обучать разные категории слушателей, включая сотрудников компаний. Сегодня Teachbase — площадка для дистанционного обучения в формате вебинаров с презентациями и чатом для общения [4].
Motivity - особенность этой платформы для обучения сотрудников в том, что в её составе есть социальная сеть с блогами сотрудников. Так же, как и Webtutor, Motivity построена по принципу модульной системы с возможностью приобретать отдельные функции и интегрироваться со сторонними сервисами.
Платформа Motivity позволяет: создавать персональные блоги сотрудников; разрабатывать обучающие курсы во встроенном WYSIWYG-редакторе; автоматически назначать пользователям персонализированный контент; предоставлять статистику посещаемости; создать глоссарий с объяснением терминов, которые используются в работе компании; хранить информацию о днях рождения сотрудников.
Moodle - это открытая и бесплатная платформа управления обучением (LMS), которая создана для облегчения создания курсов и обучения через Интернет. Эта платформа позволяет учителям и преподавателям создавать онлайн-курсы, проводить занятия и коммуницировать со студентами дистанционно [1].
Особенности платформы Moodle:
- открытый и бесплатный. Moodle является бесплатной платформой с открытым исходным кодом, что означает, что любой может использовать этот ПО источников для своих целей;
- гибкий функционал. Moodle имеет очень гибкий функционал, позволяющий преподавателям создавать курсы, поэтапный режим обучения, использовать мультимедийные материалы, форумы, тесты, оценку и т.д.;
- простота в использовании. Moodle имеет интуитивно понятный пользовательский интерфейс, который облегчает работу в системе, как для учителей, так и для студентов;
- поддержка мобильных устройств. Moodle поддерживает мобильные устройства и имеет специальные приложения для удобства доступа к курсам и материалам на мобильных устройствах;
- безопасность. Moodle обеспечивает высокий уровень безопасности, например, защиту данных студентов и контроль доступа к различным функциям системы.
Особенности и преимущества Moodle делают его одной из лучших платформ для дистанционного обучения и управления обучением в офисных условиях. Это мощный инструмент, который позволяет создавать высококачественные онлайн-курсы с участием педагогов, привлекать студентов и улучшать результаты обучения.
На стадии обучения будущий управленец приобретает навыки и длительный опыт организации работы с применением интерактивных информационных технологий. Системное применение студентом интерактивной технологии в области профессиональных знаний в режиме строгого контроля по времени реализации схемы «постановка задачи - результат» формирует психологию управленца, работающего с максимальной эффективностью, в условиях постоянного мониторинга собственной компетенции в области применения информационных технологий, с высокой степенью мотивации и длительным опытом работы. В общегосударственном масштабе подготовка профессиональных кадров с высоким уровнем компетенций в области ИКТ способствует реализации стратегии построения информационного общества в России.
Большое значение имеют также специализированные программы, нацеленные на подготовку управленческих кадров. Они могут быть основаны как на традиционных методах обучения, так и на новейших информационных технологиях. Такие программы предоставляют углубленные знания в области управления и развития бизнеса, помогают развивать специфические навыки и умения, необходимые для успешного управления.
Примером такой специализированной Программы может выступить Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства – это государственная программа повышения квалификации руководителей, которая реализуется в России с 1998 года. Основная цель программы – обеспечение организаций народного хозяйства РФ высококвалифицированными специалистами в области управления и организации производства, отвечающих современным требованиям экономики, способными эффективно работать в рыночных условиях, знакомыми с управленческой культурой и опытом ведущих зарубежных стран [7].
Президентская программа рассчитана на то, чтобы повысить качество работы сотрудников руководящего звена в соответствии с ведущими международными стандартами. Выпускники программы включаются в специализированную федеральную базу данных для последующего формирования резерва управленческих кадров.
Значительным отличием представленных информационных технологий в сфере обучения управленческих кадров, является наличие государственной аккредитации, что особенно актуально для государственных и муниципальных служащих.
В заключение, необходимо отметить, что современные информационные технологии играют ключевую роль в подготовке и обучении управленческих кадров. Они позволяют получить профессиональные знания и навыки в любом удобном месте и в удобное время, а также эффективно улучшают качество подготовки и повышают квалификацию управленческого персонала.
Список литературы
1. Moodle [Электронный ресурс]. – URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 20.06.2023)
2. Motivity [Электронный ресурс]. – URL: https://motivity.ru/ (дата обращения: 20.06.2023)
3. Stepik [Электронный ресурс]. – URL: https://welcome.stepik.org/ru/about (дата обращения: 20.06.2023)
4. Teachbase [Электронный ресурс]. – URL: https://teachbase.ru/ (дата обращения: 20.06.2023)
5. Webtutor [Электронный ресурс]. – URL: https://webtutor.ru/_wt/main_web (дата обращения: 20.06.2023)
6. Идрисова Ж.В., Алихаджиев С.Х., Вагапова М.В. Использование информационных технологий в сфере управления персоналом // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1А. - С. 398-405.
7. Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства – это государственная программа повышения квалификации руководителей, которая реализуется в России с 1998 года [Электронный ресурс]. – URL: https://e-queo.com/ (дата обращения: 20.06.2023)
8. Шумилин В.П., Шумилина Н.Г. Использование интернет-технологии в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №1 (82). – 355-357.
9. Эквио — платформа для обучения, управления и мотивации персонала [Электронный ресурс]. – URL: https://e-queo.com/ (дата обращения: 20.06.2023)